Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Полезность объекта – это его способность обладать потребительной стоимостью




 

 

Количественная сторона потребительной стоимости как экономическая категория – это степень, мера удовлетворения определенной потребности в данном объекте. Вышесказанное и объединяет взаимосвязь понятий «качество», «полезность», «потребительная стоимость». При этом качество выражает не просто полезность объекта, а степень его полезности. То есть получается цепочка (рис. 11.1), в которой затраты на качество определяют его уровень, а уровень качества определяет степень полезности объекта, непосредственно реализованный в потребительной стоимости.

Как известно, качество может определять полезность только в преломлении с запросами конкретного потребителя. В связи с этим изменение потребительной стоимости (степени полезности) является одним из видов экономических эффектов от изменения качества.

Первый эффект, связан с предложением рынку нового объекта, нового качества, приводящего к повышению доли рынка, имиджа фирмы, удовлетворенности клиентов, победам над конкурентами и т.п.

Второй вид экономического эффекта определяется степенью обеспечения фирмой предлагаемого рынку качества. Он оценивает негативные для фирмы последствия, которые связаны с тем, что реальное количество не соответствует проектному, а также тому качеству, которое фирма «обещает» потребителям в своих проспектах, контрактах и т.д.

Данный вид эффекта носит название «предотвращенный убыток», который представляет собой невозникший убыток, благодаря мерам по обеспечению качества.

Предотвращенные убытки бывают двух родов (рис. 11.2).

Рис. 11.2. Виды эффектов в экономике качества

 

1. Положительный ущерб, определяется уменьшением наличного имущества. Например, к такому ущербу приводят потери от брака.

2. Упущенная выгода – недополучение тех имущественных благ, которые могли бы быть получены, если бы было обещанное (заявленное) потребителю качество. Например, если бы не было рекламаций, штрафов, связанных с отклонением объектов от установленных норм.

Таким образом, рассматривая экономические эффекты от повышения качества, следует понимать, что, в конечном счете, они материализуются в виде реальной прибыли предприятия, которая взаимосвязана с производительностью: труда, машин, оборудования.

Основными видами связейкачестваспроизводительностью, являются:

а) меньшие затраты материалов;

б) сокращение запасов в производстве;

в) снижение затрат в системе «товародвижения»;

г) уменьшение затрат материалов и труда на тот же объем производства;

д) меньшие затраты на исправление брака;

е) повышенная осведомленность о причинах возникновения дефектов;

ж) быстрое реагирование на наличие дефектов.

Основными видами связей качества с прибыльностью предприятия являются:

а) низкая себестоимость продукции (услуг);

б) более высокие цены сбыта продукции;

в) повышенная полезность продукции и увеличение доли рынка;

г) формирование положительного имиджа фирмы, предприятия;

д) отсутствие затоваренности, незапланированных запасов на складах;

е) низкая стоимость гарантийного обслуживания и сервиса;

ж) увеличение спроса и предложения продукции;

з) малое время производственного цикла;

к) малый объем переделок и т.п.

Таким образом, управление качеством имеет, как правило, целью достижение экономического эффекта или прибыли, которая представляет собой разницумежду валовой выручкой и издержками. То есть чем больше выручка и меньше затраты (издержки), тем больше прибыль.

Одним из видов затрат (издержек) предприятия и являются затраты на качество.

Затраты на качество – это затраты, которые необходимо нести, чтобы обеспечить удовлетворенность потребителя продукцией (услугами).

Существует несколько классификаций затрат на качество. Самый известный из них – подходы Джурана-Фейгенбаума. В соответствии с этим подходом затраты подразделяются на четыре категории:

1. Затраты на предупредительные мероприятия – это затраты на предотвращение самой возможности возникновения дефектов, т.е. затраты, направленные на снижение или полное предотвращение возможности появления дефектов или потерь.

2. Затраты на контроль – затраты на определение и подтверждение достигнутого уровня качества.

3. Затраты навнутренние дефекты (внутренние потери) – затраты, понесенные внутри организации (т.е. до того, как продукт был продан потребителю), когда запланированный уровень качества не достигнут.

4. Затраты на внешние дефекты (внешние потери) – затраты, понесенные вне организации (т.е. после того, как продукт был продан потребителю).

5. Общие затраты на качество, которые равны сумме всех видов затрат на качество.

Другую, по сути похожую классификацию затрат на качество предложил Ф. Кросби. Он делит затраты на две категории:

1. Затраты на соответствие – все затраты, которые необходимо понести, чтобы сделать все правильно с первого раза.

2. Затраты на несоответствие – все затраты, которые приходится нести из-за того, что не все делается правильно с первого раза.

Общим принципом классификации затрат на качество является то, что категории затрат должны быть постоянными, они не должны дублировать друг друга; если какая-либо затрата появляется под одним заголовком (названием), то она не должна появиться под другим.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 513; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.