Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Концепция контроллинга




Тема 5. Контроллинг на современном предприятии

Сравнительный анализ подходов к расчету себестоимости

Расчет полной себестоимости- «стандарт – кост» Расчет сокращенной себестоимости – «директ – костинг»
   
Ориентирован на полное покрытие всех затрат и последующую оптимизацию чистой прибыли Ориентирован на покрытие переменных затрат и последующую оптимизацию прибыли- брутто (выручка – переменные затраты)
Эффективен при принятии долгосрочных управленческих решений Эффективен при принятии краткосрочных управленческих решений
Обеспечивает контроль связей между производством и реализацией на длительную перспективу Обеспечивает контроль связей между производст-вом и реализацией для краткосрочного периода; позволяет установить нижнюю границу цены
   
Обеспечивает точный, но трудоемкий и сложный контроль Обеспечивает оперативный контроль за счет простой сигнальной информации
Ориентирует администрацию на получение наилучших результатов Ориентирует администрацию на поиск оптимальных решений путем адаптации производственной программы к меняющимся условиям рынка
Является основой долгосрочной политики в сфере производства Является простым инструментом текущего управления хозяйственной деятельностью предприятия
Используется в перспективном планировании Используется в текущем и внутрипроизводственном планировании

 

Дальнейшее развитие теории и практики управления издержками и обеспечение эффективной деятельности предприятий привело к формиро­ванию в 70-х годах контроллинга как целостной концепции экономическо­го управления предприятием, ориентирующей руководителей на выявле­ние всех шансов и рисков, связанных с получением прибыли.

 

 

Отличительной чертой очень трудно складывающихся в нашей стране рыночных отношений является то, что любое предприятие вне зависимо­сти от формы собственности становится экономически и юридически са­мостоятельным. Такое положение предприятия как субъекта рыночных от­ношений заставляет сегодня во многом по-другому рассматривать пробле­мы управления его финансово-хозяйственной деятельностью. В настоящее время происходит объективный процесс возрастания роли и значения та­ких функций управления, как учет, анализ, планирование и контроль, с од­новременным переосмыслением их задач, наполненных новым содержани­ем. В этой связи особенно актуален для теории и практики отечественного управления опыт стран рыночной экономики.

Под контроллингом следует понимать руководящую концепцию эф­фективного управления фирмой и обеспечения ее долгосрочного сущест­вования. Служба контроллинга анализирует на ЭВМ полученную отчет­ность предприятия, определяет направления будущего развития фирмы и тем самым оказывает значительную помощь в принятии управленческих решений. При этом методы оперативного и стратегического контроллинга помогают в управлении предприятием в рамках согласования целей в ус­ловиях сохранения финансового равновесия.

Концепция контроллинга должна координировать оба вида мышле­ния - системное и прямолинейное. Очень важно, чтобы определяемые предприятием цели, принципы управления этими целями, способы дости­жения поставленных целей были известны каждому сотруднику фирмы. Управление целями представляет собой один из приемов контроллинга, зависит от возможностей и способностей менеджеров фирмы принимать решения и включает в себя методы планирования, формирования инфор­мации, анализа, управления и контроля. Цели должны быть согласованы и документально отражены. Фирма получит прибыль только в том случае, когда ее руководители и сотрудники добровольно и четко согласуют цели, которые будут документально оформлены. Ориентация на решение про­блемы "узких мест" характеризуется поиском и нахождением недостатков, например, недостаток материалов, квалифицированных специалистов и т.д. Целевая ориентация означает синтез всех действующих факторов - это согласование целей, управление целями, достижение целей.

Действовать на рынке с пользой для своих клиентов и для себя нере­ально без технического обновления производства. Ориентируясь на по­требности клиентов, предприниматели внедряют инновации, что увеличи­вав собственную прибыль и привлекает новых клиентов. Но нельзя терять ориентации на будущее. В системе методов оперативного и стратегическо­го контроллинга должны действовать антенны для немедленного и современного приема сигналов об изменениях на рынке, чтобы предпринима­тель, менеджер или контроллер могли своевременно начать регулировать процесс адаптации к новой ситуации на рынке. При использовании этих предпосылок концепция контроллинга способствует оптимизации прибыли в целях долгосрочного сохранения рабочих мест и обеспечения существо­вания предприятия. Оптимизация прибыли, в свою очередь, позволяет ос­вободить средства для инноваций, активизировать работу, стимулирует ре­зультативность труда, т.е. в конечном счете ведет к успешным результатам и высокой продуктивности. Концепция контроллинга позволяет предпри­ятию реагировать на изменения рынка и действовать на рынке, постоянно ориентируясь на будущее, последовательно руководствуясь принципом: "Уже сегодня делать то, о чем другие будут думать только завтра". Анализ отклонений без поиска виновников — эта система позволяет отделить ме­роприятия, которые необходимо провести для того, чтобы, несмотря на существующие отклонения, постараться выполнить годовой план. В сис­теме анализа плановых и фактических показателей на основе обратной связи обрабатываются данные об уже свершившихся хозяйственных фак­тах, которые формируются в системе производственного учета. Сравнива­ются показатели прошлого года, а также плановые и фактические показа­тели текущего года. Благодаря комбинированной прямой и обратной связи при сравнении плановых и фактических данных объединяются реальные и предполагаемые показатели прошлого, настоящего и будущего. Вследст­вие этого служба контроллинга имеет возможность предоставить руково­дителям разных уровней управления соответствующую информацию для принятия управленческих решений в интересах будущего развития фирмы. Руководитель, ответственный за принятие решений, старается действовать в рамках философии фирмы, имеющей следующее содержание: Кто мы? Что мы должны делать? Как мы это делаем? Кому мы необходимы? Где мы будем работать? Почему мы это делаем? Философия фирмы является одной из составляющих системы норм фирмы, куда входят также "лицо" и культура фирмы. Философия фирмы (идеальная цель) и ее "лицо" (корпо­ративное единство) представляют собой питательную среду для существо­вания и развития культуры фирмы. В понятие философии фирмы входят исторически сложившийся и современный логический подход к происхо­дящему, поведение, образ действий, потенциальные возможности сотруд­ников и руководителей. Часто говорят о "лице" фирмы и ее культуре как о тождественных понятиях, если образ мышления, образ действий, поведение, отношения между сотрудниками на предприятии соответствуют друг другу. "Внешний вид" фирмы должен быть неизменным и украшать ее "ли­цо" благодаря дизайну фирменного знака, графическому дизайну, архитек­турному дизайну. Неизменный "внешний вид" позволяет участвующему в конкурентной борьбе избавиться от анонимности, предприятию приобре­сти свой особый облик, который легко узнаваем на рынке.

Предприятия сталкиваются с задачей развития системы коммуника­ций. Существуй?! четыре направления, составляющие стратегии коммуни­каций:

ü отсутствие или незначительное влияние той информации, которая вызывает конфликты внутри фирмы с рыночными партнерами, с конку­рентами, с общественностью;

ü специфические предложения по решению проблем в интересах клиентов;

ü высокая квалификация и профессиональная компетентность в управленческой работе в сочетании с образцовым поведением;

ü высокое качество информации для усиления доверия к фирме.

"Лицо" фирмы и ее философия являются документальной основой предпринимательской политики как в самооценке, так и в оценке деятель­ности фирмы со стороны. При наличии философии и "лица" фирмы с тече­нием времени формируется культура фирмы. Специалисты по контроллин­гу рассматривают культуру, философию, устав и структуру фирмы как систему, определяющую направление политики фирмы по решению ком­плекса проблем. Успешно функционирующие крупные и средние предпри­ятия действуют в соответствии с концепцией контроллинга, включающей согласование целей, управление этими целями и их достижение, работаю­щей аналогично природному биокибернетическому контуру регулирова­ния, который представляет собой самоуправляемую систему, поддержи­вающую равновесие в организме при температуре 37 °С, что сигнализирует о здоровье и нормальном развитии.

Руководители-специалисты и сотрудники отождествляют себя с фир­мой, если совпадают их профессиональные цели, представления и если они работают в коллективе. На этой почве вырастает культура фирмы в гармо­нии с законами природы, а не в борьбе с доминирующим законом природы -принципом равновесия. Здесь уместно вспомнить требование, выдвигае­мое экономистами, о поддержании финансового равновесия, стремлении социально ориентированного рыночного хозяйства к равновесию между спросом и предложением, массой денег и товаров в целях защиты мало­обеспеченных слоев и категорий населения.

Таким образом, главными задачами контроллинга являются:

ü участие в выработке целей предприятия;

ü предложение альтернативных решений на основе имеющейся ин­формации;

ü анализ экономической эффективности (особенно инвестиций и ин­
новаций);

ü руководство при разработке оперативных плановых смет;

ü сравнение плановых показателей с фактическими и разработка предложений но преодолению результатов анализа отклонений;

ü определение "узких" и слабых мест;

ü создание системы информации для планирования и управления;

ü консультации руководителей предприятия по производственно- экономическим вопросам;

ü производственно- экономическое обоснование информации других специализированных отделов.

В совокупности функций контроллинга можно выделить сервисную- предоставление необходимой информации для управления и комментирующую- для принятия управленческих решений и их координации.

Сервисная функция обслуживает контроллинг, используя данные систем планирования, нормирования, учета и контроля, ориентированных на достижение цели, конечного результата деятельности предприятия. Информация должна содержать заданные (нормативные, плановые) и фактические данные, отклонения, выявленные средствами учета в его подразделениях.

Комментирующая функция контроллинга заключается в использовании данных анализа отклонений, ставок покрытия, общих результатов деятельности для принятия эффективных и своевременных управленческих решений.

В условиях российского рынка руководители предприятий предпочитают применение концепции «контроллинга числовых показателей», направленной на максимизацию прибыли, в то время, как западные предприниматели, работающие на социально ориентированных рынках, выбирают концепцию «контроллинга общей руководящей цели», оптимизирующую прибыль для обеспечения и сохранения долгосрочного существования предприятия (рис. 15).

Процесс контроллинга- это деятельность объединенных в одну структуру субъектов контроллинга (органов, руководителей, контроллеров), направленная на гарантированное достижение наиболее эффективным способом поставленных целей путем устранения «узких мест», выявленных при контроллинговых исследованиях.

Рис.15. Двойственность концепций контроллинга

       
 
 
   

 


Методы оперативного и стратегического контроллингов

 

Существуют два уровня контроллинга, использующие различные методы и средства решения задач управления в рамках традиционных функций (планирование, организация, контроль, информационное обеспечение): стратегический и оперативный. Структурная схема контроллинга представлена на рис.16.

Методы оперативного и стратегического контроллингов помогают в управлении предприятием в рамках согласования целей в условиях сокра­щения финансового равновесия.

 

 
 

 

 

 


Рис. 16. Структурная схема контроллинга




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 962; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.