Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие педагогические способности учителя. Его индивидуальный стиль деятельности и профессиональная культура




Учитель как субъект образовательной деятельности

Требования, обеспечивающие готовность профессиональной деятельности учителя включают обобщенные, профессиональные и личностные качества:

1. Профессионализм – совокупность личностных характеристик, необходимых для успешного выполнения педагогической деятельности

2. Профессиональная компетентность – единство теоретической и практической готовности учителя к осуществлению профессиональной деятельности

3. Педагогическое мастерство – личностно-деловые качества и профессиональная компетентность, обеспечивающие высокий уровень самореализации педагогической деятельности. Оно включает в себя три компонента: 1)личностные, общие и педагогические способности, 2) информационно-теоретический компонент, 3) деятельностный компонент

Профессионализм и педагогическое мастерство учителя зависят от уровня общей и педагогической культуры личности (мировоззрение педагога; профессионально-ценностные ориентации; профессионально-педагогическая направленность личности – установка учителя, отражающая его мотивационную готовность к осуществлению педагогической деятельности; учет психолого-физиологических особенностей и индивидуальности педагогической деятельности)

Профессионально-педагогическая направленность и педагогическое призвание учителя

Профессионально-педагогическая направленность рассматривается как система доминирующих мотивов, интересов, потребностей, склонностей, побуждающих к профессиональной деятельности. Она определяет смысловое единство, поведение учителя и его деятельности, создает устойчивость личности и является основой саморазвития и профессионализма.

Педагогическое призвание формируется при взаимодействии двух факторов:

1. Фундаментальная первичная предрасположенность

2. Постоянная поисковая активность личности, т. е. поиск человеком смысла жизненной задачи и осознание в этой связи своей ценности и уникальности

Основой педагогического призвания выступает система ценностных ориентаций:

1. Отношение личности к педагогическому труду

2. Отношение к личности ученика

3. Отношение личности учителя к самому себе, как к педагогу (наличие профессионального идеала и совокупности позитивных представлений о себе, как о профессионале)

 

28.09.2012

Личностные свойства педагога, его индивидуально-психологические характеристики, оказывающие влияние на формирование профессионализма и педагогического мастерства называются педагогическими способностями. Общие способности определяются психофизиологическим развитием личности, ее характером, интеллектом, темпераментом. Педагогические способности включают в себя несколько видов:

· Гностические способности (это познавательные способности, позволяющие учителю организовывать разные мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, сравнение, обобщение и др.), помогающие ему осуществлять прогностическую, проектировочную и конструктивную деятельность)

· Креативность (общая способность личности к творчеству, которая определяется не только умением создавать что-то новое и оригинальное, но и способностью к самосовершенствованию и реализации своей индивидуальности педагога)

· Конструктивные способности (предполагают определение возможных результатов, постановку целей и задач, разработку планов, выявления условий организации образовательной деятельности). Для развития конструктивных способностей педагогу необходимо развивать педагогическое воображение и интуицию

· Коммуникативные способности (ведущая группа педагогических способностей, обеспечивающих межличностное и деловое общение в процессе обучения и воспитания): общительность, способность быстро вступать в контакт, ориентироваться в ситуации и реагировать на действия собеседника, распределение внимания, способность учителя заниматься несколько видами деятельности одновременно и видеть все, что происходит вокруг, эмпатия, способность к сопереживанию, эмоциональной причастности и пониманию ученика на основе его способности прочувствовать жизненную ситуацию другого, перцепция, способность воспринимать и понимать эмоциональное состояние ученика по его внешнему виду, движениям и мимике. Перцептивные способности связаны с педагогической наблюдательностью и умением ощущать и воспринимать неосознанные реакции ребенка, экспрессия, проявляется в самовыражении и адекватной передаче в процессе общения своего эмоционального состояния

· Организаторские способности обеспечивают эффективную организацию учебной деятельности и воспитательной работы, а так же управление взаимодействием обучающихся в педагогическом процессе. Проявляются в организаторском чутье, способности создавать мотивацию к действию и увлекать ее перспективами, склонности и готовности к организаторской деятельности

Индивидуальный стиль педагогической деятельности-

Обусловленная природными особенностями человека, устойчивая система задач, способов и тактик действий, обеспечивающих эффективность его труда.

А. К. Маркова выделила классификацию стилей педагогической деятельности на основе их содержательной характеристики и результативности деятельности:

1. Эмоционально-импровизационный: преимущественно ориентация на процесс обучения, отсутствия стремления к четкому планированию, импровизация при отработке интересного материала, а менее интересный остается для самостоятельной работы

2. Рассуждающе-методичный: ориентация на результаты обучения, четко планирует учебную деятельность, жестко управляет педагогическим процессом. Много времени на закрепление и повторение материала. При помощи минимального стандарта методов обучения.

Три стиля педагогической деятельности:

1. Авторитарный стиль (жесткие и строгие правила взаимодействия, в основе которых лежат требования организации учебной деятельности, формы и методы

не предполагают самостоятельности учеников, их деятельность строго контролируется учителем

2. Либеральный (предусматривает ориентацию учителя на интересы ребенка, даже если они не согласуются с планом учебной работы, допускает формальные взаимоотношения между учителем и учениками, переходящие в заигрывание)

3. Демократический (разумное сочетание требовательности с учетом интересов и желаний обучающихся, взаимное уважение учителя и учеников и приоритет личности ребенка в процессе обучения)

Профессиональная культура педагога базируется на общей культуре личности учителя и представляет собой систему общечеловеческих идей, ценностных ориентаций, способов познания и гуманистических технологий педагогической деятельности.

Виды педагогической культуры:

· Методологическая включает педагогическую философию преподавателя, представленную в его педагогической идее, которая определяет цель и смысл его деятельности

· Культура педагогического общения обеспечивает построение взаимодействия на основе гуманистических принципов

Структура педагогической культуры:

· Аксиологический компонент (система ценностей, определяющих отношение учителя к своей деятельности и к самому себе, как к педагогу)

· Технологический компонент (высокий уровень владения методами и приемами постановки и решения педагогических задач)

· Личностно-творческий компонент культуры определяет творческую направленность и потребность личности учителя в проявлении своей индивидуальности




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2315; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.