Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Менингококковый менингит




(20-40%) начинается остро, очень часто родители точно называют час, когда началось заболевание:

♦ быстро нарастают симптомы интоксикации: повышается температура тела до 39-40°С, выражены озноб, потливость, сильная головная боль, которая носит диффузный характер,

частая рвота, не приносящая облегчения, «мраморная»бледность кожи и слизистых оболочек, гиперестезия кожи

(любое прикосновение к коже вызывает резкое возбужде­ние, беспокойство и усиление болевых ощущений);

♦ с первого дня болезни могут наблюдаться клонико-то-нические судороги;

♦ на 2-3-й день болезни появляются менингеальные симпто­мы: пронзительный крик (у детей раннего возраста), ри­гидность затылочных мышц, тремор рук, симптомы «под­вешивания» (Лессажа), Кернига, Брудзинского, выбуха­ние, напряжение и пульсация большого родничка, запро­кидывание головы, в результате чего ребенок принимает характерную позу (голова запрокинута назад, ноги согну­ты в коленях и подтянуты к животу) (рис. 12 цв. вкл.);

♦ затем присоединяются симптомы поражения черепно-мозговых нервов: сглаженность носогубного треуголь­ника, косоглазие, нистагм, снижение или потеря слуха;

♦ выявляются симптомы поражения вещества головного мозга: нарушение сознания, ребенок впадает в кому, по­являются парезы, непроизвольное мочеиспускание и де­фекация;

♦ выражены симптомы поражения органов дыхания: тахип-ноэ сменяется брадипноэ, присоединяется патологическое дыхание по типу Чейн-Стокса, может возникнуть апноэ;

♦ позже появляются симптомы поражения сердечно-сосу­дистой системы: тахикардия сменяется брадикардией, повышается АД;

♦ изменяются показатели состава спинномозговой жидкости. 3.3. Менингококковый менингоэнцефалит - встречается пре­имущественно у детей раннего возраста, при этом наблю­дается поражение черепно-мозговых нервов (III, IV, V, VIII пар, реже - других) и доминирует энцефалитическая сим­птоматика:

выражены двигательное возбуждение, судороги; отмечается нарушение сознания;

развиваются гемипарезы, мозжечковая атаксия, снижа­ется мышечный тонус, ребенок не держит голову, не си­дит, не ходит; менингиальные симптомы выявляются не всегда.

Заболевание с самого начала принимает тяжелое течение и часто заканчивается летально.

3.4. Смешанная форма менингококковой инфекции: встре­чается часто, при этом имеется сочетание менингита и менингококцемии или менингококцемии и менингоэнцефалита и характеризуется тем, что сыпь, как правило, появляется на несколько часов раньше, чем поражение мозговых оболочек или вещества мозга.

Течение менингококковой инфекции без этиотропной терапии тяжелое и длительное, обычно составляет 4-6 недель, иногда удли­няется до 2-3 месяцев.

Лабораторно-инструментальная диагностика:

1. Клинический анализ крови (отмечается высокий лейкоцитоз, ускоренная СОЭ).

 

 

2. Спинномозговая пункция (жидкость вытекает под давлением, мутная, выявляются высокий плеоцитоз, увеличено количество белка, при микроскопии мазка - обнаруживаются

диплококки.

3. Бактериологическое исследование мазка из зева и носа (позволяет выделить менингококк).

4. Серологические методы (реакция агглютинации, реакция связывания комплемента).

Прогноз: прогноз при менингококковом назофарингите бла­гоприятный. При генерализованных формах - зависит от возраста ребенка, формы заболевания, сроков диагностики и адекватности проводимой терапии. Летальность при генерализованных формах до сих пор составляет порядка 10%.

После перенесенной менингококковой инфекции долгое время остаются остаточные явления в виде астенического синдрома: на­блюдается плаксивость, расторможенность, повышенная утомляе­мость, раздражительность. Школьники первое время не справляют­ся с учебной программой. Иногда после заболевания остается эпи-лептиформный синдром, проявляющийся кратковременной потерей сознания, снохождением, вздрагиванием при засыпании и пробуж­дении. Большинство остаточных явлений, при условии длительно проводимой реабилитации, в последующем, как правило, проходят.

Основные принципы лечения менингококковой инфекции:

1. Все больные с менингококковой инфекцией подлежат обя­зательной, немедленной госпитализации и комплексному лечению до полной санации возбудителя.

2. Этиотропная терапия: препарат выбора - бензилпеницил-лин, назначается из расчета 200-400 тыс. ЕД на 1кг массы тела в сутки, а при поздней диагностике и детям раннего возраста - 500 тыс. ЕД, вводят внутримышечно 6 раз в су­тки, но при интенсивной инфузионной терапии и форсиро­ванном диурезе концентрация пенициллина в крови и лик-воре может быстро снижаться, поэтому кратность введения при тяжелых формах увеличивают до 12 раз, т.е. препарат, вводят через каждые 2 часа (необходим внутривенный ка­тетер). Продолжительность курса при благоприятном лече­нии составляет 7-8 суток. Критерий отмены препарата -санация спинномозговой жидкости. Также высокоэффек­тивными препаратами считаются: левомицетин, ампицил­лин, ампиокс, цефалоспорины.

3. Дезинтоксикационная терапия: внутривенное капельное введение полиионных растворов, раствора глюкозы, реопо-лиглюкина, гемодеза и др.

4. Дегидратационная терапия: 10-20% раствор альбумина, мочегонные препараты (лазикс, диакарб, урегит и др.).

5. Витаминотерапия: витамины группы В, С.

6. Гормональная терапия (по показаниям): преднизолон, гид­рокортизон, дексаметазон.

7. При менингококковыделительстве проводится этиотропная терапия: курс левомицетина или рифампицина в течение 4-5 дней, санация очагов хронической инфекции, промыва­ние носоглотки растворами антисептиков, физиотерапия (тубус-кварц на область зева).

Профилактические и противоэпидемические мероприятия в очаге менингококковой инфекции:

1. Ранняя диагностика заболевания, срочная госпитализация всех больных с менингококковой инфекцией и лечение до полной санации возбудителя.

2. О каждом случае заболевания менингококковой инфекци­ей передается экстренное сообщение (ф. 58/у) в службу Госсанэпиднадзора.

3. На очаг, где выявлен больной, накладывается карантин сроком на 10 дней с момента разобщения.

4. Проводится выявление контактных, не болевших менин­гококковой инфекцией и взятие их на учет.

5. Ежедневный контроль за контактными лицами: термомет­рия 2 раза в день, осмотр слизистых носоглотки, кожи; ве­дение медицинской документации, двукратное бактерио­логическое обследование (взятие мазка из зева и носа на менингококк) с интервалом в 3-7 дней. При выявлении у них катаральных явлений осуществляется изоляция, лече­ние и повторное бактериологическое обследование.

 

 

6. Выявленные менингококковыделители изолируются, им проводится этиотропная терапия, после санации - одно­кратное бактериологическое обследование.

7. Гаммаглобулинопрофилактика - проводится контактным детям до года по показаниям.

8. Иммунизация менингококковой вакциной проводится по эпидемическим показаниям (детям до 7 лет и учащимся

: первых классов при повышении заболеваемости менинго-

кокковой инфекцией более чем 2,0 на 100000 населения, а при заболеваемости более 20,0 на 100000 населения - вак­цинация всего населения до 20 лет).

9. Проведение текущей дезинфекции в очаге: тщательное проветривание, влажная уборка и кварцевание помеще­ния. Заключительная дезинфекция в очаге не проводится.

10. Избегать пребывания детей раннего возраста в местах массового скопления людей в закрытых помещениях.

Сестринский процесс

при менингококковой инфекции

Своевременно выявлять настоящие, потенциальные проблемы и удовлетворять жизненно важные потребности пациента и членов его семьи.

Возможные проблемы ребенка:

♦ высокая лихорадка;

♦ резкая головная боль;

♦ повторная рвота;

♦ нарушение сна;

♦ нарушение жизненно важных функций (со стороны ЦНС, дыхательной, сердечно-сосудистой, мочевыделительной, эндокринной систем, опорно-двигательного аппарата);

♦ нарушение физической и двигательной активности (паре­зы, параличи,судороги);

♦ нарушение целостности кожи (геморрагическая сыпь, нек­розы, образование рубцов и т.д.);

♦ неспособность ребенка самостоятельно справиться с труд­ностями, возникшими вследствие заболевания;

♦ страх перед госпитализацией, манипуляциями;

♦ дезадаптация, разлука с близкими, сверстниками;

♦ снижение познавательной активности;

♦ осложнение заболевания. Возможные проблемы родителей:

♦ дезадаптация семьи в связи с заболеванием ребенка;

♦ страх за ребенка, неуверенность в благополучном исходе заболевания;

♦ дефицит знаний о заболевании и уходе;

♦ психоэмоциональное напряжение, неадекватная оценка со­стояния ребенка;

♦ тяжелые осложнения заболевания;

♦ инвалидизация;

♦ преждевременное горевание.

Сестринское вмешательство

> Информировать пациента и его родителей о механизме пе­редачи менингококковой инфекции, клинических проявлениях, особенностях течения, принципах лечения, мерах профилактики, возможном прогнозе.

> Убедить родителей и ребенка, если позволяет его возраст и состояние, в необходимости срочной госпитализации для проведе­ния комплексного этиотропного лечения с целью обеспечения бла­гополучного исхода болезни, оказать помощь в госпитализации.

> Организовать строгий постельный режим на время острого периода заболевания, расширение режима проводить постепенно под контролем жизненно важных функций и лабораторных показа­телей. Обеспечить пациенту психоэмоциональный покой, обере­гать его от излишних волнений и громких звуков, травмирующих манипуляций, яркого света.

> Осуществлять мониторинг жизненно важных функций: тем­пературы, пульса, АД, ЧДД, состояния кожных покровов, слизи­стых оболочек, двигательных функций, физиологических

 

 

отправ­лений. Своевременно выполнять назначения врача. Оказывать дов­рачебную помощь при развитии неотложных состояний. Постоян­но оценивать эффективность проводимой терапии, вносить изме­нения в план ухода при присоединении осложнений, взаимодейст­вовать с лечащим врачом и другими специалистами.

> Несколько раз в день осуществлять ревизию кожи и слизи­стых оболочек, проводить туалет слизистых оболочек растворами антисептиков, репарантами, часто менять положение пациента в постели, проводить профилактику пролежней, обеспечить доста­точным количеством нательного и постельного белья, менять его по мере необходимости.

> Организовать проведение текущей дезинфекции, достаточ­ную аэрацию палаты (проветривание должно проводиться не­сколько раз в день),

> Контролировать питание ребенка: диета должна быть жид­кой и полужидкой, легкоусвояемой, обогащенной витаминами и исключающей острые блюда и трудноперевариваемые продукты. Частота кормлений в остром периоде до 5-6 раз в сутки, малыми порциями. Не следует кормить ребенка принудительно, при отсут­ствии аппетита нужно предложить ему теплые витаминизирован­ные напитки (разведенные кисло-сладкие соки, морсы, компоты, дегазированную слабощелочную воду), бульоны, овощные и фрук­товые пюре, творог, биойогурт. После нормализации температуры и улучшения состояния можно переходить к обычной, полноцен­ной, но не грубой, пище, можно давать ребенку вегетарианские и нежирные супы на вторичном мясном бульоне, полужидкие каши (манную, гречневую, рисовую), отварное или запеченное мясо, ры­бу, овощи, нежирный творог, свежие некислые фрукты и др.

> С помощью терапевтической игры заранее готовить ребен­ка к проведению манипуляций и лабораторно-инструментальных исследований (инъекциям, спинномозговой пункции, взятию мазка из зева и носа, анализов крови и др.), на понятном ребенку языке объяснить, что и зачем при этом необходимо делать.

Постоянно оказывать психологическую поддержку ребенку и, членам его семьи. Помочь ребенку в период выздоровления в оргаТ низации досуга, учитывая его длительное пребывание в стационан ре, познакомить его со сверстниками по палате, имеющими поло-) жительный опыт лечения.

^ После выписки из стационара научить родителей правильнс оценивать способности и возможности ребенка, контролировать уровень его интеллектуального развития. Поощрять игровую деян тельность, но игры должны быть спокойными, не приводить к пере-[ утомлению. Способствовать установлению доверительных взаимо-| отношений в семье, школе, со сверстниками. Бережным и чут подходом постоянно содействовать повышению его эмоционально­го тонуса. Посоветовать родителям совместно с психологом соста-| вить психокорригирующую программу. Проинформировать педаго-1 гов о необходимости создания ребенку адекватных психических,! физических нагрузок в школе, помогать ему в трудных ситуациях,! стараться при этом использовать только позитивные утверждения.

> Порекомендовать родителям своевременно осуществлять! неспецифическую профилактику интеркуррентных заболеваний! (избегать контактов с больными детьми и взрослыми, проводить" общеукрепляющие и закаливающие мероприятия, иммунокорриги-рующую терапию), санировать очаги хронической инфекции.

У Убедить родителей продолжить динамическое наблюдение ребенка после выписки из стационара врачами: педиатром, отола­рингологом, невропатологом, психоневрологом и другими по по­казаниям.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2142; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.