КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Менингококковый менингит
(20-40%) начинается остро, очень часто родители точно называют час, когда началось заболевание: ♦ быстро нарастают симптомы интоксикации: повышается температура тела до 39-40°С, выражены озноб, потливость, сильная головная боль, которая носит диффузный характер, частая рвота, не приносящая облегчения, «мраморная»бледность кожи и слизистых оболочек, гиперестезия кожи (любое прикосновение к коже вызывает резкое возбуждение, беспокойство и усиление болевых ощущений); ♦ с первого дня болезни могут наблюдаться клонико-то-нические судороги; ♦ на 2-3-й день болезни появляются менингеальные симптомы: пронзительный крик (у детей раннего возраста), ригидность затылочных мышц, тремор рук, симптомы «подвешивания» (Лессажа), Кернига, Брудзинского, выбухание, напряжение и пульсация большого родничка, запрокидывание головы, в результате чего ребенок принимает характерную позу (голова запрокинута назад, ноги согнуты в коленях и подтянуты к животу) (рис. 12 цв. вкл.); ♦ затем присоединяются симптомы поражения черепно-мозговых нервов: сглаженность носогубного треугольника, косоглазие, нистагм, снижение или потеря слуха; ♦ выявляются симптомы поражения вещества головного мозга: нарушение сознания, ребенок впадает в кому, появляются парезы, непроизвольное мочеиспускание и дефекация; ♦ выражены симптомы поражения органов дыхания: тахип-ноэ сменяется брадипноэ, присоединяется патологическое дыхание по типу Чейн-Стокса, может возникнуть апноэ; ♦ позже появляются симптомы поражения сердечно-сосудистой системы: тахикардия сменяется брадикардией, повышается АД; ♦ изменяются показатели состава спинномозговой жидкости. 3.3. Менингококковый менингоэнцефалит - встречается преимущественно у детей раннего возраста, при этом наблюдается поражение черепно-мозговых нервов (III, IV, V, VIII пар, реже - других) и доминирует энцефалитическая симптоматика: выражены двигательное возбуждение, судороги; отмечается нарушение сознания; развиваются гемипарезы, мозжечковая атаксия, снижается мышечный тонус, ребенок не держит голову, не сидит, не ходит; менингиальные симптомы выявляются не всегда. Заболевание с самого начала принимает тяжелое течение и часто заканчивается летально. 3.4. Смешанная форма менингококковой инфекции: встречается часто, при этом имеется сочетание менингита и менингококцемии или менингококцемии и менингоэнцефалита и характеризуется тем, что сыпь, как правило, появляется на несколько часов раньше, чем поражение мозговых оболочек или вещества мозга. Течение менингококковой инфекции без этиотропной терапии тяжелое и длительное, обычно составляет 4-6 недель, иногда удлиняется до 2-3 месяцев. Лабораторно-инструментальная диагностика: 1. Клинический анализ крови (отмечается высокий лейкоцитоз, ускоренная СОЭ).
2. Спинномозговая пункция (жидкость вытекает под давлением, мутная, выявляются высокий плеоцитоз, увеличено количество белка, при микроскопии мазка - обнаруживаются диплококки. 3. Бактериологическое исследование мазка из зева и носа (позволяет выделить менингококк). 4. Серологические методы (реакция агглютинации, реакция связывания комплемента). Прогноз: прогноз при менингококковом назофарингите благоприятный. При генерализованных формах - зависит от возраста ребенка, формы заболевания, сроков диагностики и адекватности проводимой терапии. Летальность при генерализованных формах до сих пор составляет порядка 10%. После перенесенной менингококковой инфекции долгое время остаются остаточные явления в виде астенического синдрома: наблюдается плаксивость, расторможенность, повышенная утомляемость, раздражительность. Школьники первое время не справляются с учебной программой. Иногда после заболевания остается эпи-лептиформный синдром, проявляющийся кратковременной потерей сознания, снохождением, вздрагиванием при засыпании и пробуждении. Большинство остаточных явлений, при условии длительно проводимой реабилитации, в последующем, как правило, проходят. Основные принципы лечения менингококковой инфекции: 1. Все больные с менингококковой инфекцией подлежат обязательной, немедленной госпитализации и комплексному лечению до полной санации возбудителя. 2. Этиотропная терапия: препарат выбора - бензилпеницил-лин, назначается из расчета 200-400 тыс. ЕД на 1кг массы тела в сутки, а при поздней диагностике и детям раннего возраста - 500 тыс. ЕД, вводят внутримышечно 6 раз в сутки, но при интенсивной инфузионной терапии и форсированном диурезе концентрация пенициллина в крови и лик-воре может быстро снижаться, поэтому кратность введения при тяжелых формах увеличивают до 12 раз, т.е. препарат, вводят через каждые 2 часа (необходим внутривенный катетер). Продолжительность курса при благоприятном лечении составляет 7-8 суток. Критерий отмены препарата -санация спинномозговой жидкости. Также высокоэффективными препаратами считаются: левомицетин, ампициллин, ампиокс, цефалоспорины. 3. Дезинтоксикационная терапия: внутривенное капельное введение полиионных растворов, раствора глюкозы, реопо-лиглюкина, гемодеза и др. 4. Дегидратационная терапия: 10-20% раствор альбумина, мочегонные препараты (лазикс, диакарб, урегит и др.). 5. Витаминотерапия: витамины группы В, С. 6. Гормональная терапия (по показаниям): преднизолон, гидрокортизон, дексаметазон. 7. При менингококковыделительстве проводится этиотропная терапия: курс левомицетина или рифампицина в течение 4-5 дней, санация очагов хронической инфекции, промывание носоглотки растворами антисептиков, физиотерапия (тубус-кварц на область зева). Профилактические и противоэпидемические мероприятия в очаге менингококковой инфекции: 1. Ранняя диагностика заболевания, срочная госпитализация всех больных с менингококковой инфекцией и лечение до полной санации возбудителя. 2. О каждом случае заболевания менингококковой инфекцией передается экстренное сообщение (ф. 58/у) в службу Госсанэпиднадзора. 3. На очаг, где выявлен больной, накладывается карантин сроком на 10 дней с момента разобщения. 4. Проводится выявление контактных, не болевших менингококковой инфекцией и взятие их на учет. 5. Ежедневный контроль за контактными лицами: термометрия 2 раза в день, осмотр слизистых носоглотки, кожи; ведение медицинской документации, двукратное бактериологическое обследование (взятие мазка из зева и носа на менингококк) с интервалом в 3-7 дней. При выявлении у них катаральных явлений осуществляется изоляция, лечение и повторное бактериологическое обследование.
6. Выявленные менингококковыделители изолируются, им проводится этиотропная терапия, после санации - однократное бактериологическое обследование. 7. Гаммаглобулинопрофилактика - проводится контактным детям до года по показаниям. 8. Иммунизация менингококковой вакциной проводится по эпидемическим показаниям (детям до 7 лет и учащимся : первых классов при повышении заболеваемости менинго- кокковой инфекцией более чем 2,0 на 100000 населения, а при заболеваемости более 20,0 на 100000 населения - вакцинация всего населения до 20 лет). 9. Проведение текущей дезинфекции в очаге: тщательное проветривание, влажная уборка и кварцевание помещения. Заключительная дезинфекция в очаге не проводится. 10. Избегать пребывания детей раннего возраста в местах массового скопления людей в закрытых помещениях. Сестринский процесс при менингококковой инфекции Своевременно выявлять настоящие, потенциальные проблемы и удовлетворять жизненно важные потребности пациента и членов его семьи. Возможные проблемы ребенка: ♦ высокая лихорадка; ♦ резкая головная боль; ♦ повторная рвота; ♦ нарушение сна; ♦ нарушение жизненно важных функций (со стороны ЦНС, дыхательной, сердечно-сосудистой, мочевыделительной, эндокринной систем, опорно-двигательного аппарата); ♦ нарушение физической и двигательной активности (парезы, параличи,судороги); ♦ нарушение целостности кожи (геморрагическая сыпь, некрозы, образование рубцов и т.д.); ♦ неспособность ребенка самостоятельно справиться с трудностями, возникшими вследствие заболевания; ♦ страх перед госпитализацией, манипуляциями; ♦ дезадаптация, разлука с близкими, сверстниками; ♦ снижение познавательной активности; ♦ осложнение заболевания. Возможные проблемы родителей: ♦ дезадаптация семьи в связи с заболеванием ребенка; ♦ страх за ребенка, неуверенность в благополучном исходе заболевания; ♦ дефицит знаний о заболевании и уходе; ♦ психоэмоциональное напряжение, неадекватная оценка состояния ребенка; ♦ тяжелые осложнения заболевания; ♦ инвалидизация; ♦ преждевременное горевание. Сестринское вмешательство > Информировать пациента и его родителей о механизме передачи менингококковой инфекции, клинических проявлениях, особенностях течения, принципах лечения, мерах профилактики, возможном прогнозе. > Убедить родителей и ребенка, если позволяет его возраст и состояние, в необходимости срочной госпитализации для проведения комплексного этиотропного лечения с целью обеспечения благополучного исхода болезни, оказать помощь в госпитализации. > Организовать строгий постельный режим на время острого периода заболевания, расширение режима проводить постепенно под контролем жизненно важных функций и лабораторных показателей. Обеспечить пациенту психоэмоциональный покой, оберегать его от излишних волнений и громких звуков, травмирующих манипуляций, яркого света. > Осуществлять мониторинг жизненно важных функций: температуры, пульса, АД, ЧДД, состояния кожных покровов, слизистых оболочек, двигательных функций, физиологических
отправлений. Своевременно выполнять назначения врача. Оказывать доврачебную помощь при развитии неотложных состояний. Постоянно оценивать эффективность проводимой терапии, вносить изменения в план ухода при присоединении осложнений, взаимодействовать с лечащим врачом и другими специалистами. > Несколько раз в день осуществлять ревизию кожи и слизистых оболочек, проводить туалет слизистых оболочек растворами антисептиков, репарантами, часто менять положение пациента в постели, проводить профилактику пролежней, обеспечить достаточным количеством нательного и постельного белья, менять его по мере необходимости. > Организовать проведение текущей дезинфекции, достаточную аэрацию палаты (проветривание должно проводиться несколько раз в день), > Контролировать питание ребенка: диета должна быть жидкой и полужидкой, легкоусвояемой, обогащенной витаминами и исключающей острые блюда и трудноперевариваемые продукты. Частота кормлений в остром периоде до 5-6 раз в сутки, малыми порциями. Не следует кормить ребенка принудительно, при отсутствии аппетита нужно предложить ему теплые витаминизированные напитки (разведенные кисло-сладкие соки, морсы, компоты, дегазированную слабощелочную воду), бульоны, овощные и фруктовые пюре, творог, биойогурт. После нормализации температуры и улучшения состояния можно переходить к обычной, полноценной, но не грубой, пище, можно давать ребенку вегетарианские и нежирные супы на вторичном мясном бульоне, полужидкие каши (манную, гречневую, рисовую), отварное или запеченное мясо, рыбу, овощи, нежирный творог, свежие некислые фрукты и др. > С помощью терапевтической игры заранее готовить ребенка к проведению манипуляций и лабораторно-инструментальных исследований (инъекциям, спинномозговой пункции, взятию мазка из зева и носа, анализов крови и др.), на понятном ребенку языке объяснить, что и зачем при этом необходимо делать. Постоянно оказывать психологическую поддержку ребенку и, членам его семьи. Помочь ребенку в период выздоровления в оргаТ низации досуга, учитывая его длительное пребывание в стационан ре, познакомить его со сверстниками по палате, имеющими поло-) жительный опыт лечения. ^ После выписки из стационара научить родителей правильнс оценивать способности и возможности ребенка, контролировать уровень его интеллектуального развития. Поощрять игровую деян тельность, но игры должны быть спокойными, не приводить к пере-[ утомлению. Способствовать установлению доверительных взаимо-| отношений в семье, школе, со сверстниками. Бережным и чут подходом постоянно содействовать повышению его эмоционального тонуса. Посоветовать родителям совместно с психологом соста-| вить психокорригирующую программу. Проинформировать педаго-1 гов о необходимости создания ребенку адекватных психических,! физических нагрузок в школе, помогать ему в трудных ситуациях,! стараться при этом использовать только позитивные утверждения. > Порекомендовать родителям своевременно осуществлять! неспецифическую профилактику интеркуррентных заболеваний! (избегать контактов с больными детьми и взрослыми, проводить" общеукрепляющие и закаливающие мероприятия, иммунокорриги-рующую терапию), санировать очаги хронической инфекции. У Убедить родителей продолжить динамическое наблюдение ребенка после выписки из стационара врачами: педиатром, отоларингологом, невропатологом, психоневрологом и другими по показаниям.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2190; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |