Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обучения, т.е. разработка теоретических основ педагогической психологии




Психологии служит создание целого ряда собственно психологических теорий

Основанием для выделения третьего этапа развития педагогической

Психологических и социологических измерений определялись особенности

Комплексно на основе совокупности психофизиологических, анатомических,

Мейман, М.Я. Басов, П.П. Блонский, Л.С. Выготский и др.), в котором

Педагогического направления — педологии (Дж. М. Болдуин, Э. Киркпатрик, Э.

Данный этап характеризуется формированием особого психолого-

поведения ребенка в целях диагностики его развития. Другими словами, в

педагогическую психологию как бы с двух сторон входили объективные методы

измерения, сближая ее с естественными науками.

О самостоятельности педагогической психологии как науки, формирующейся

в этот основной для ее становления период, свидетельствует не только

использование тестовой психодиагностики, широкое распространение школьных

лабораторий, экспериментально-педагогических систем и программ,

возникновение педологии, но и попытки научной рефлексии образовательного

процесса, его строгого теоретического осмысления, реализация чего началась

на третьем этапе развития педагогической психологии — с 50-х годов 20 века.

Так, в 1954 г. Б. Скиннер выдвинул идею программированного обучения, а в 60-

х годах Л.Н. Ланда сформулировал теорию его алгоритмизации. Затем В. Оконь,

М.И. Махмутов построили целостную систему проблемного обучения. Это, с

одной стороны, продолжило разработку системы Дж. Дьюи, полагавшего, что

обучение должно идти через решение проблем, а с другой — соотносилось с

положениями О. Зельца, К. Дункера, С.Л. Рубинштейна, А.М. Матюшкина и др. о

проблемном характере мышления, его фазности, о природе возникновения каждой

мысли в проблемной ситуации (П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн). В 50-е годы

появились первые публикации П.Я. Гальперина и затем Н.Ф. Талызиной, в

которых излагались исходные позиции теории поэтапного формирования

умственных действий, впитавшей в себя основные достижения и перспективы

педагогической психологии. В это же время разрабатывается теория

развивающего обучения, описанная в работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова на

основе общей теории учебной деятельности (сформулированной этими же учеными

и развиваемой А.К. Марковой, И.И. Ильясовым, Л.И. Айдаровой, В.В. Рубцовым

и др.). Развивающее обучение нашло свое отражение и в экспериментальной

системе Л.В. Занкова.

В этот же период С.Л. Рубинштейн в «Основах психологии» дал

развернутую характеристику учения как усвоения знаний. Усвоение с разных

позиций детально разрабатывалось далее Л.Б. Ительсоном, Е.Н. Кабановой-

Меллер и др., а также в работах Н.А. Менчинской и Д.Н. Богоявленского (в

рамках концепции экстериоризапии знаний). Появившаяся в 1970 г. книга И.

Лингарта «Процесс и структура человеческого учения» и в 1986 г. книга И.И.

Ильясова «Структура процесса учения» позволили сделать широкие

теоретические обобщения в этой области.

Заслуживает внимания возникновение принципиально нового направления в

педагогической психологии — суггестопедии, суггестологии Г.К. Лозанова

(60—70-е годы). Его основой является управление педагогом неосознаваемыми

обучающимися психическими процессами восприятия, памяти с использованием

эффекта гипермнезии и суггестии. В дальнейшем был разработан метод

активизации резервных возможностей личности (Г.А. Китайгородская),

группового сплочения, групповой динамики в процессе такого обучения (А.В.

Петровский, Л.А. Карпенко).

Все многообразие этих теорий, однако, имело один общий момент —

решение задачи теоретического обоснования теории, наиболее адекватной, с

точки зрения их авторов, требованиям общества к системе обучения (или

учения, учебной деятельности). Соответственно формировались определенные

направления обучения. В рамках этих направлений выявились и общие проблемы:

активизация форм обучения, педагогическое сотрудничество, общение,

управление усвоением знаний, развитие обучающегося как цель и др.

В этот период формирование предпосылок перехода педагогической

психологии на новую стадию своего развития с использованием компьютерной

техники соотносится с решением глобальной проблемы перехода человечества в

XXI в. — век Человека, век гуманитарной эпохи, где развитие человека —

свободного пользователя и созидателя новых информационных технологий

обеспечивает ему свободу действий в новом постиндустриальном,

информационном пространстве.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 491; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.