КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Должностная инструкция специалиста-психолога
Квалификационная характеристика должности психолога организации (предприятия) План 1. Должностная инструкция специалиста-психолога. 2. Рабочее место специалиста-психолога. 3. Требования к профессиональной компетенции специалиста-психолога. На основе Положения о психологической службе можно определить квалификационную характеристику психолога-практика, работающего в организации (учреждении, предприятии), которая определяется должностной инструкцией, рабочим местом, требованиями к профессиональной компетенции. Должностные инструкции являются основным документом, регламентирующим назначение и место работника в системе управления, его функциональные обязанности, права, ответственность и формы поощрения. Должностные инструкции позволяют: — рационально распределить функциональные обязанности между сотрудниками; — повысить своевременность и надежность выполнения задач за счет введения количественных показателей периодичности, трудоемкости, продолжительности и календарных сроков их выполнения; — улучшить социально-психологический климат в коллективе, устранить конфликты между руководителями и подчиненными; — четко определить функциональные связи работника и его взаимоотношения с другими специалистами, конкретизировать права работника в части подготовки и принятия управленческих решений и использования ресурсов; — повысить коллективную и личную ответственность работников за своевременное и качественное выполнение функциональных обязанностей; — повысить эффективность материального и морального стимулирования работников; — организовать равномерную загрузку работников по периодам с минимальными потерями рабочего времени и перегрузками. Должностные обязанности. · Изучает влияние психологических, экономических и организационных факторов производства на трудовую деятельность работников предприятия, учреждения, организации в целях разработки мероприятий по улучшению их условий труда и повышения эффективности работы. · Выполняет работу по составлению проектов планов и программ социального развития, определению психологических факторов, оказывающих влияние на работающих. · Проводит совместно с физиологом обследования индивидуальных качеств работников, особенностей трудовой деятельности рабочих и служащих различных профессий и специальностей, а также связанные с профессиональным подбором, проверкой психологических условий труда, выявлением интересов и склонностей, удовлетворенностью трудом. · Участвует в экспериментах по определению влияния условий труда на психику работающих. · Анализирует трудовые процессы и психологическое состояние работника во время работы. · Совместно с социологом и другими специалистами участвует в определении задач социального развития. · Осуществляет выбор наиболее актуальных вопросов и проблем, требующих решения (текучесть кадров, нарушения трудовой дисциплины, малоэффективный труд), определяет пути устранения причин, их вызывающих. · Разрабатывает профессиограммы и детальные психологические характеристики профессий рабочих и должностей служащих, определяемые влиянием производственной среды на нервно-психическое напряжение работающего. · Дает рекомендации относительно условий оптимального использования личных трудовых возможностей человека с учетом перспективы развития его профессиональных способностей. · Участвует в осуществлении мер по производственной и профессиональной адаптации молодых рабочих и специалистов. · Подготавливает рекомендации и предложения по внедрению результатов психологических исследований в практику, а также мероприятия по конкретным направлениям совершенствования управления социальным развитием, способствующие организации оптимальных трудовых процессов, установлению рациональных режимов труда и отдыха, улучшению морально-психологического климата, условий труда и повышению работоспособности человека, осуществляет контроль за их выполнением. · Анализирует причины текучести кадров, подбор и их расстановку, исходя из требований организации труда и управления производством, разрабатывает предложения по обеспечению стабильности кадров, принятию необходимых мер по адаптации работников. · Принимает участие в формировании трудовых коллективов, в проектировании систем организации труда (организации рабочего времени, рационализации рабочих мест) с учет психологических факторов и эргономических требований. · Консультирует руководителей предприятия, учреждения, организации по социально-психологическим проблемам управления производством и социального развития коллектива, а также работников, занимающихся кадровыми и трудовыми вопросами. Должен знать: · постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы, относящиеся к вопросам практической психологии; · психологию труда и управления, инженерную и социальную психологию; методы изучения психологических особенностей трудовой деятельности работников; · технические средства, применяемые при изучении условий труда; · передовой отечественной и зарубежный опыт работы психологов; · основы технологии производства; · основы экономики, организации производства, труда и управления; основы профориентационной работы; · законодательство о труде; · правила внутреннего трудового распорядка; · правила и нормы охраны труда. Требования к квалификации Психолог I категории: высшее профессиональное (психологическое) образование и стаж работы в должности психолога II категории не менее 3 лет. Психолог II категории: высшее профессиональное (психологическое) образование и стаж работы в должности психолога не менее 3 лет. Психолог: высшее профессиональное (психологическое) образование без предъявления требований к стажу работы. 1.4. Рабочее место специалиста-психолога Под рабочим местом практического психолога понимается сбалансированный комплекс функций его деятельности, обеспеченный средствами для их реализации, накладывающий соответствующие обязанности и дающий необходимые права, требующий определенной ответственности и представляющий достаточную для выполнения профессиональных задач власть. Кроме сбалансированности этого комплекса, для организации рабочего места психолога; необходимы: последовательная приверженность к творческому подходу; наличие профессиональной компетентности; практический опыт; конструктивное взаимодействие практического психолога со всеми реалиями, влияющими на результаты его труда; материальное обеспечение рабочего места. Предлагая практическому психологу самостоятельно, творчески подойти к наполнению конкретным содержанием названных элементов рабочего места, остановимся на его материальном обеспечении. Примерное материальное обеспечение рабочего места психолога включает в себя такие обязательные составляющие, как: 1. Рабочий кабинет психолога с сейфом для хранения материалов. 2. Комната психологической разгрузки: ■ для проведения психологической релаксации; ■ снятия нервно-психологического напряжения; ■ эмоциональной разгрузки; ■ индивидуального и группового психологического консультирования ■ психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий; ■ работы пункта, почты или телефона доверия. 3. Материальная база психотерапевтического воздействия: ■ аудиотехника; ■ аудиокассеты с записями психотерапевтического характера; ■ проекционная аппаратура; • проекционные материалы психотерапевтического характера; ■ специальная светотехническая система и другие средства, способствующие осуществлению психотерапевтического воздействия. 4. Материальная база психодиагностики: - канцелярские принадлежности; - аудиотехника с записями стимульного материала, специальные бланки; - персональный компьютер, калькулятор и другая ЭВТ. 5. Материальная база психологического просвещения и психологической подготовки: ■ учебно-методические материалы; ■ наглядные пособия; ■ специально оборудованное помещение. В перспективе материальное обеспечение рабочего места психолога должно расшириться и включить: в кабинете психотерапевтического воздействия — технические средства специального назначения; в материальной базе психодиагностики — комплекс психодиагностических приборов, диктофон, видеотехнику и др. Кроме того, необходимо включение в рабочее место психолога электронно-вычислительной техники со специальным программным обеспечением. 1.5. Профессиональная компетентность специалиста-психолога Профессиональная компетентность психолога, работающего в той или иной организации, определяется в ходе различных проверок, аттестаций, а также — в ходе непрерывного самооценивания. Основные вопросы, которые контролируются в процессе определения профессиональной компетентности психолога, следующие: 1. Уровень компетентности в выполнении должностных обязанностей и участия в профессиональной деятельности; 2. Результативность социально-психологической работы и роль психолога в ее организации; 3. Соответствие условий и возможностей для проведения эффективной социально-психологической работы; 4. Реальное социально-правовое, организационное материальное обеспечение профессиональной деятельности непосредственно психолога. Определение уровня компетентности в выполнении должностных обязанностей и участия в профессиональной деятельности коллектива, жизнедеятельности клиента включает проверку: а) соблюдения этического кодекса работы психолога; б) временных нагрузок психолога во всей сфере труда, жизни и непосредственно в его профессиональной деятельности; в) системы личного участия психолога в работе с различными категориями клиентов (человек—семья—коллектив); г) эффективности системы взаимодействия психолога: с другими должностными лицами по организации и проведению социально-психологической работы, коммуникабельности во взаимоотношениях с другими социально-психологическими службами; д) степени учета информации психолога при принятии управленческих решений; в случае правильных результатов в работе психолога и своевременном предоставлении им информации соответствующим должностным; лицам, оставляемой ими без внимания, или 50% -ном преобладании временных затрат психолога во внепрофессиональной сфере — проанализировать причины неконструктивной позиции руководителей; е) участия психолога в работе различных комиссий и выполнения функций, выходящих за рамки его должностных обязанностей; ж) самосовершенствования и овладения продуктивными технологиями социально-психологической работы. Всестороннее изучение и оценка результативности социально-психологической работы и роли в ней практического психолога охватывают следующие вопросы: а) эффективность социально-психологического сопровождения труда и жизни клиентов в их целостном контексте, а также при целевой работе с ними в соответствии с общими задачами, потребностями в рамках функциональных обязанностей; б) действенность осуществления поддержки развития и реализации творческого потенциала клиентов и оказание им помощи в решении различных проблем; в) организация и результативность психологической подготовки, которая осуществляется в различных обязательных и инновационных формах психологического просвещения и консультирования; г) соответствие организации диагностической работы требованиям, предъявляемым к ней; правильность выводов и рекомендаций по результатам психодиагностической работы, степень их учета и компетентность должностных лиц при реализации; д) организация и эффективность психопрофилактической работы, особенно в предупреждении различных проявлений девиантного поведения, преодолении кризисных ситуаций и решении проблем труда и жизни социальных субъектов; е) компетентность и результативность психокоррекционной и психореабилитационной работы, степень включенности элементов психологической реабилитации в сферу социально-бытовой практики: спортивно-оздоровительные мероприятия, организация досуга и др. Анализ и оценка соответствия условий и возможностей проведению эффективной социально-психологической работы осуществляются по следующим вопросам: а) материально-техническая база социально-психологической работы и степень ее соответствия имеющимся возможностям; б) наличие, состояние и система работы объектов социально-психологической работы: ■ лаборатории ПФО при участии практического психолога; ■ учебно-методического кабинета социально-психологической работы; ■ центра психологической консультации в той структуре, где практический психолог выполняет свои функции; ■ комнаты психологической релаксации;в) наличие учебно-методического фонда социально-психологической работы в библиотеке, на рабочих местах, личном пользовании клиентов. Определение реальной социально-правовой, организационной и материальной обеспеченности профессиональной деятельности практического психолога пред полагает проверку: а) наличия рабочего кабинета, сейфа для хранения документов, учетно-отчетной документации; б) наличия и корректности ведения учетно-отчетной основной документации, включающей: ■ планы работы практического психолога (перспективный, месячные и профессионального совершенствования); ■ результаты психодиагностики, акты (карты) обследования и составления психологических портретов клиентов; ■ ежемесячные справки-доклады о проделанной работе и другие необходимые документы; ■ оперативные информационные сообщения о состоянии дел, проблемах и т. п.; ■ рекомендации должностным лицам и другим категориям клиентов, а также требования по организации социально-психологической работы; ■ систему взаимодействия с должностными лицами по организации социально-психологической работы; ■ учебно-методические материалы и разработки для психологического просвещения и консультирования. Тема 4
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 3951; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |