Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психика и особенности строения мозга. Структура и функции психики (см




Структура и функции психики (см. в лекциях по деловой культуре.

Психика человека является функцией мозга – составной части нервной системы. Нервная система обеспечивает связь всех органов тела между собой и организма в целом – со средой.

Деятельность всего организма обеспечивается нервной системой, которая выполняет две функции:

- передача информации (периферическая нервная система);

- интеграция и переработка полученной информации и программирование соответствующей реакции (центральная нервная система).

Высшим отделом центральной нервной системы является кора (серое вещество) больших полушарий головного мозга. Кора оказывает на психику наиболее сильное влияние. Она связана со всеми нижележащими отделами мозга и регулирует все нервные процессы, проходящие в организме. Это орган высшей, нервной деятельности, обеспечивающий взаимодействие организма со средой. Каждая зона коры мозга выполняет определенные функции (см. табл. 2.1).

Таблица 2.1

 

Зоны коры головного мозга Выполняемые функции
Сенсорные Прием и обработка информации от органов чувств и рецепторов
Моторные Управление скелетной мускулатурой тела, движениями, действиями человека
Ассоциативные Переработка информации; тесно связаны с мыслительной деятельностью, речью, памятью, осознанием положения тела в пространстве
Гностические Осуществление процесса восприятия
Праксические Обеспечение тонкой моторики и автоматических движений

 

Полушария головного мозга в определенной степени специализированны. В зависимости от того, какое полушарие является доминирующим, проявляются отличия в психике, способностях человека. Американский психолог Р. Сперри (Нобелевский лауреат 1981 г.) открыл, что каждое из полушарий является ведущим в реализации определенных психических функций. Формирование и развитие асимметрии происходит в раннем возрасте под влиянием комплекса биологических и социокультурных факторов. У большинства людей доминирует левое полушарие (правши). Специфика полушарий позволяет человеку рассматривать мир, пользуясь, с одной стороны, словесно-грамматической логикой, а, с другой стороны, интуицией и пространственно-образным подходом.

Основные функции полушарий представлены в табл. 2.2.

Таблица 2.2

 

Функции левого полушария Функции правого полушария
Хронологический порядок Текущее время
Чтение карт, схем Конкретное пространство
Запоминание имен, слов, символов Запоминание образов конкретных событий, узнавание лиц людей
Речевая активность, чувствительность к смыслу Эмоциональная активность
Видение мира веселым, легким Видение мира мрачным
Детальное восприятие Целостное, образное восприятие

 

Лекция №

Тема № Руководство и лидерство

План

1. Понятие руководства и лидерства

2. Психологическая природа лидерства

3. Личностно-деловые характеристики руководителя

4. Имидж руководителя

Руководство и лидерство являются частью управления.

Управление – процесс руководства действиями, направленными на достижение поставленных целей.

Руководство – интеллектуальная и физическая деятельность с целью выполнения подчиненными предписанных им действий и решение определенных задач.

Лидерство – процесс межличностного влияния на другого человека или группу. Понятия «руководство» и «лидерство» различны. Р.С. Филонович дает следующий перечень отличительных особенностей руководителя от лидера:

Руководитель Лидер
администратор инноватор
поручает вдохновляет
основа действий – план основа действий – перспектива
полагается на систему полагается на людей
использует доводы использует эмоции
контролирует доверяет
профессионал энтузиаст
принимает решения реализует решения
делает дело правильно делает правильное дело
уважаем обожаем

 

В зависимости от официального положения в организации понятия «руководитель» и «лидер» различаются по следующим параметрам:

 

Руководитель Лидер
Назначается официально Выдвигается
Даны права и полномочия Не является обладателем прав
Выполняет несколько социальных ролей Деятельность ограничивается рамками групповых отношений
Несет перед законом ответственность за деятельность группы и за ее результаты Не несет ответственности за работу группы и все, что в ней происходит
Руководство имеет организационную природу Лидерство имеет психологическую природу

 

Руководитель должен обладать лидерским влиянием для эффективного руководства. Руководство и лидерство имеют и общие черты:

· полная подчиненность принятым в организации целям

· постоянное общение с людьми, объединенными в группы

· воздействие на членов группы для достижения целей

· положительное мотивирование персонала

· реализация социального влияния на рабочие группы

Выделяют три типа лидеров: вожак, лидер и ситуативный лидер.

Вожак – активный, энергичный, сильный, авторитетный, уверенный в себе, умеет, принимать нужное решение, творческий, обладает интуицией, контактный, легкий в общении, дипломатичный.

Лидер – пользуется меньшим авторитетом, чем вожак, побуждает к действию личным примером.

Ситуативный лидер – носитель личностных качеств, имеющих значение только в какой-то конкретной ситуации (собрание, юбилей, поход и т.д.) Лидеры, активно влияя на психологический климат в коллективе, составляют резерв на выдвижение, но вместе с тем, могут стать источником конфликтов. Неформальных лидеров можно классифицировать на: деловых, эмоциональных, авторитарных, позитивных, негативных. Руководитель, являясь формальным лидером, должен иметь полное представление о неформальной структуре коллектива.

2. Лидерство – процесс межличностного влияния, направленного на достижение целей группы, независимо от того, каким оно будет организационным или психологическим. К сожалению, лидерство как психологический феномен сейчас почти не исследуется. В основном речь идет об организационном лидерстве.

Что же движет человеком, который стремится стать лидером? Прежде всего, это потребность во власти. Суть ее в том, чтобы влиять на других и побуждать их делать то, что вы считаете нужным. Эта потребность может базироваться как на высокой, так и на низкой самооценке. Если человек хочет компенсировать ущербность в чем- то (например, некомпетентность) властью, то это всегда будет агрессия. Но без сильной потребности во власти, человек никогда не сделает карьеры.

Для того, чтобы быть лидером, человек должен изначально обладать определенными чертами личности. Настоящим лидером нужно родиться. Ведь один человек может работать по 16-18 часов в сутки, а у другого этого нет. У кого-то есть энергетика, активность, а у кого-то ее нет. Вместе с тем, основные характеристики лидерства: напористость, высокий самоконтроль, социабельность, то их при определенных усилиях можно сформировать, правда, только отчасти.

Какие качества, кроме активности и энергетики, важны для эффективного руководителя? Эффективный руководитель должен обладать следующими личностными чертами: способностью влиять на людей, эмоциональной уравновешенностью, стрессоустойчивостью, уверенностью в себе, ответственностью, предприимчивостью, творческим подходом, коммуникативными способностями, доброжелательностью. Современные исследователи выделяют «большую пятерку качеств»: высокий уровень экстраверсии, низкий уровень нейротизма, открытость опыту, доброжелательность и ответственность. Наличие их позволяют судить о том, лидер человек или нет.

3. Самостоятельно рассмотреть данный вопрос, качества представить, разделив их на группы: профессиональные качества, личностные, деловые, мировоззренческие.

4. Имидж руководителя. Технология личного обаяния. Исторический опыт свидетельствует, что во взаимоотношениях людей обаяние выполняет важнейшую функцию.

Обаяние – очарование, притягательная сила. Личное обаяние складывается из следующих качеств:

Нравственные характеристики.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 609; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.