КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психологические знания и умения
Техника самопрезентации: умение подать себя с наилучшей стороны. Ложными являются представления о том, что личное обаяние - достояние внешне эффектных людей. Личное обаяние – понятие собирательное. В нем аккумулируются лучшие человеческие качества личности, ее информационный потенциал, внешнее проявление нравственного отношения к людям. Методы, способы, пути формирования нужного имиджа образуют понятие – «технология личного обаянии» (ТЛО). Этапы внедрения ТЛО – ряд последовательно реализуемых мини-технологий по отработке качеств, составляющих в целом обаятельный имидж руководителя. Первый этап – выяснение отношения к имиджелогии. Второй этап – «строительство внешности»: «строительство» лица (фейсбилдинг), постановка манер и жестов, изучение особенностей строения тела, составление гардероба. Третий этап – отработка коммуникативной техники: эмпатия, интуиция. Четвертый этап – «флюидное излучение», своеобразная биоэнергетика коммуникативного воздействия. Сильная личность создает вокруг себя эмоциональное биополе. Чем ярче личность по уму, культуре, тем, сильнее ощущения, испытываемые от соприкосновения с ней. Пятый этап – отработка риторических приемов: логика изложения; сила аргументации; вызов ассоциаций; эмоциональность; эффект пауз, акцента и интонаций. Шестой этап – сведение воедино всех мини-технологий.
Лекция № Психология руководства и лидерства Стили руководства и лидерства. Авторы теорий руководства и лидерства выделили различные стили лидерства (руководства). Стиль руководства (лидерства0 – совокупность, применяемых руководителем методов воздействия на подчиненных, а также форма (манера, характер) исполнения этих методов. Позднее эти стили стали обозначаться: · авторитарный - высокая степень единоличной власти руководителя. · демократический – разделение власти и участие работников в управлении, ответственность не концентрируется, а разделяется. · Либеральный – минимальное участие руководителя, группа имеет полную свободу принимать решения. Каждый стиль имеет преимущества:
Недостатками вышеназванных стилей являются:
Применение каждого стиля руководства имеет место при следующих условиях:
Лекция № Психологические особенности влияния руководителя.
План 1. Понятие о влиянии. Виды влияния 2. Структура манипуляции 3. Методы цивилизованного влияния
Управление – это ежеминутное влияние. Прежде чем перейти к тому, как влиять, а не манипулировать, определимся: что такое «ВЛИЯНИЕ» и каким оно бывает. В психологическом словаре понятие «влияние» определяется как «прямое или косвенное, скрытое или явное, осознанное или неосознанное коммуникативное воздействие на поведение и сознание человека (или группы людей)». Влияние руководителя – это регламентированный процесс, это функциональная обязанность, поэтому он должен максимально исключить возможность неосознанного использования не цивилизованных, варварских видов влияния. Виды влияния можно условно разделить на: нецивилизованные, спорные, цивилизованные.
Следовательно, если мы хотим, чтобы в рабочем коллективе под нашим руководством была здоровая доверительная атмосфера, необходимо использовать цивилизованные виды влияния. Руководителю необходимо владеть навыками распознавания манипуляции – как собственной, так и со стороны других, а также навыками цивилизованно противостояния ей. 3. Манипуляции – это вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его желаниями. Манипулятор – это музыкант, либо талантливый, либо бездарный. Есть манипулятор – «варвар»,который манипулирует не ради результата, а ради процесса, доставляющего ему удовольствие… Другой вид манипулятора – это рациональный манипулятор, которому не столь важен процесс, сколь необходим результат (выигрыш). Процесс манипуляции он продумывает дл мелочей, чтобы его игра не была раскрыта адресатом. Структуру манипуляции можно представить следующим образом: 1. настройка 2.манипулятивные действия (убыстрение темпа речи, резкое увеличение или уменьшение дистанции, необычное поведение, невинный шантаж) 3. коррекция состояния адресата (активная игра на «слабых струнах») 4. получение выигрыша (то есть совершение адресатом необходимых манипулятору действий) К «слабым струнам» относят: 1.Жалость и чувство вины 2. Гордость, амбиции, чувство достоинства. 3. Любопытство, которое пробуждается за счет интриги, утаивания части информации. «Слабые струны» руководителя В первую очередь, это идеи долженствования: Я должен… Я должен быть лучшим… Я не должен делать ошибок… Я должен всем нравиться… Я должен помогать, если меня попросят… Я не должен показывать, что чего-то не знаю… Я должен всегда быть в хорошем настроении… Я не должен злиться…
3.Методы цивилизованного влияния В рамках какого же поведения, в рамках каких действий речевые формы цивилизованного влияния будут наиболее эффективны? Ответ прост: в делегировании, в контроле и в совместном принятии решений. Делегирование – это, без сомнения, очень важный навык управленца, это умение делать что-то руками других, т.е. руководить. Делегирование предполагает передачу подчиненному задачи или действия, которое должен осуществить руководитель, вместе с необходимыми для этого полномочиями. Раздать задания не сложно, но предоставить подчиненному права – задача, вызывающая затруднения. Надо понимать, что если вы не предоставляете сотруднику прав, то вызывает ощущение манипуляции и «скидывания» на него ненужной работы. Это не мотивирует сотрудника и вызывает ощущение раздражения. Поэтому четко говорите о правах, и смело делегируйте даже подпись документов, если это необходимо. Делегирование будет эффективным, если заблаговременно поставить перед сотрудником определенную задачу. Для этого можно использовать технику авансирования, которая предполагает ссылку на предыдущие успехи подчиненного: «учитывая вашу эффективную работу в прошлый раз, думаю, у вас отлично получится организация нашего нового проекта...» Необходимо делегировать задание целиком, а не в виде отдельно поставленных задач. У сотрудника должна появиться цельная картина своей работы, чтобы он мог самостоятельно планировать свое рабочее время и чувствовать себя хозяином положения, а не простым исполнителем отдельных операций Важным моментом эффективного делегирования будет инструктирование сотрудника. Надо удостовериться в том, что полученное задание понято правильно. Помните, что подчиненный может сделать только то, что скажет ему руководитель, а не то, что вы имели в виду при изложении задания. Если руководитель не знает, как точно выполнить задание, то об этом можно и нужно сказать сотруднику. Это не понизит авторитет управленца, а наоборот – подчиненный оценит честность и почувствует, что ему доверяют. После выполнения задания подчиненному необходимо сообщить результаты контроля, конструктивно хваля успехи и критикуя недостатки. При этом давайте обратную связь как можно раньше, не томя сотрудника ожиданием. Продолжая разговор о контроле, нельзя не отметить, что часто руководители и подчиненные воспринимают его как что-то обременительное и неприятное. Если это так, то управленец не контролирует, а делает что-то другое. Истинный контроль помогает рассеять неопределенность, лает возможность предвидеть кризисные ситуации, выявляет не только и не столько ошибки, сколько успехи. Очень часто руководители не понимают того, что контроль – это обратная связь сотруднику о проделанной работе. Именно она делает взаимодействие конструктивным и честным. Если контроля нет, то подчиненный чувствует, что его работа не очень важна. Бесконтрольность часто порождает апатию, жалобы и недовольство со стороны подчиненных. Очень важным моментом для руководителя является предоставление всей команде нести ответственность за результаты работы. В этом может помочь организация совместного планирования деятельности. Это, во-первых, повышает мотивацию сотрудников и ощущение причастности к общему делу, чувство собственной нужности и важности. Во-вторых, это залог честных и открытых взаимоотношений. В процессе работы подчиненные имеют право высказать свое мнение и быть услышанными. Этот опыт позволяет не использовать манипуляции для собственной выгоды или защиты, так как в процессе планирования каждый (а не только руководитель) несет ответственность за принятые решения.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1265; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |