Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогическая мысль эпохи Просвещения




Краткая характеристика эпохи Просвещения. Идеи науки и образования в теории Ф. Бэкона. Эпоху, сменившую Возрождение, часто называют Новым временем. Доминантой этой эпохи становится наука, «сменившая на троне» искусство. Устами Ф, Бэкона Новое время возвестило: «Знание - сила». Особенно сказанное относится к XVIII веку, который вошел в историю под названием века Просвещения.

XVII - XVIII вв. - эпоха серьезных экономических и социальных перемен. Капиталистические преобразования приобрели значительный размах.

Одним из главных достижений эпохи ранних буржуазных революций явилась концепция естественного права - на жизнь, частную собственность, а вскоре и на образование, которое должно было обеспечить государство. Теперь уже жизненные

успехи определялись не сословным положением, а деловыми личными качествами и, конечно, образованностью, необходимой и промышленнику, и мореплавателю, и
коммерсанту. Рост социального значения науки и образования приводит к формированию педагогики уде как науки, со своими закономерностями, исследовательскими принципами,

экспериментальной и технической базой - в духе Нового времени.

Новый идеал личности предполагал формирование человека, способного постигать мир в его целостности, делая из этого практические выводы.

Переломной фигурой на стыке Возрождения и Нового времени явился Фрэнсис Бэкон (1561 - 1626). Ф. Бэкон выдвинул идею науки и образования как «наиболее радикальных средств морального, религиозного и политического обновления общества». В предложенной им программе исходным было исследование отношение человека к природе, а уже на основе этого - отношений между людьми. Идея выведения законов общества из природы становится лейтмотивом общественной мысли всего XVII и даже XVIII вв. соответственно обосновывалось единство познания природы и природосообразного воспитания.

Провозглашенная Ф. Бэконом власть над природой вовсе не предполагала насилия над ней. Познавая природу на основе четкого продуманного систематического метода «согласно с ее устройством» ученый Нового времени именно этим обретал власть над ней.

В утопии «Новая Атлантида» английский мыслитель привел перечень наиболее важных практических задач, стоящих перед человечеством: продление жизни и омоложения, создания новых видов, превращения одних тел в другие, владычества над воздухом и взывания гроз. Ф. Бэкон уже в XVIII в. с поразительной отчетливостью видел необходимость объединения в научные коллективы, организации не только научной деятельности, но и государственной политики в отношении науки и научных учреждений.

Педагогическая концепция Я. Коменского. К середине XVII века выдвигается просветительская установка «Всем знать все обо всем» (Я.А. Коменский), серьезное обоснование получают идеи пансофии, т.е. обобщение всех добытых человечеством знаний и доведение их в доступной форме до всех людей - через школу, которую посещают все сословия. Я.А. Коменский (1592 - 1670) считается основателем педагогики в современном понимании.

Ведущая идея «Великой дидактики» - природосообразное воспитание. Человек как органичная часть природы подчиняется тем же естественным законам. Образование расценивается не как самоцель, а как средство дальнейшего развития.

Я.А. Коменский увязывал закономерности формирования личности с глобальными изменениями в природе, соотнося с природными циклами продолжительность учебного года и урока. Им впервые была введена привычная сейчас классно-урочная система с конкретной темой и задачей урока, ежедневной проверкой знаний и последующими экзаменами.

Сообразуясь с возрастными особенностями, Я.А. Коменский предлагал «материнскую школу» детям до 6 лет, школу родного языка в каждой общине или селении для отрочества (6-12 лет), латинскую школу, или гимназию для юношества (12 - 18 лет), академию для возмужалых молодых людей (18 - 24 года) в каждом государстве или большой области. После обучения языку Я.А. Коменский рекомендовал переходить к изучению реальных наук - естествознания, математики, затем философских наук (этики, диалектики), завершая курс обучением риторики. Обучаясь, ученик научится излагать усвоенный материал, делать из него умозаключения. Пытаясь передать свои знания другим, он заодно и закрепит их.

Будучи сенсуалистом (от латинского зепзе - опыт) в философских воззрениях, Я.А. Коменский проводил принцип систематичности обучения, позволяющий учащемуся видеть связи между явлениями, систему, а не хаос в подборе предметов и последовательности их изучения.

Я.А. Коменский был первым, кто последовательно обосновал и проводил идею природосообразности в воспитании, развивал принципы общенационального образования, обучения на родном языке, плановости школьного дела и преемственности его ступеней, их систематичности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2524; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.