Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Идеи природосообразного воспитании Ж. Ж. Руссо




Педагогические идеи французского Просвещения.

Социальная и научная программа Просвещения не только выдвигала исключительно образованных людей, но и требовала новых возможностей для такого образования. В этом смысле приметой времени выступил энциклопедизм: энциклопедически образованные люди стали создавать и издавать многотомные энциклопедии, выступив авторами множества статей и взяв на себя организационные заботы. В 1732 - 1750 гг. Вышла в свет Германская энциклопедия в 64 томах, с 1751 по 1765 г. -«Великая французская энциклопедия».

Демократических дух энциклопедии выражало уже само его название, которое в полном виде выглядело так: «Великая французская энциклопедия, или толковый словарь- наук, искусств и ремесел».

Основателем Энциклопедии и автором многих ее статей был Дени Дидро (1713 - 1784) - философ, писатель, композитор, педагог. Рассматривая образование и воспитание как равнодействующие силы между индивидуальным и социальным, Дидро предупреждал об опасностях, которым подвергается ребенок, «растущий как трава». Требуя доступного для всех общего образования, он создал проект бесплатной и обязательной, открытой всем социальным слоям школы.

Общую идейную направленность с Дидро разделял другой энциклопедист, Клод Адриан Гельвеции (1715 -1771).

Другой философ-энциклопедист, Франсуа Вольтер (1694 -1778), объявил «мир хижинам, войну дворцам!». Занимая резко антиклерикальную позицию, Вольтер высказал свое отношение к церкви словами «Раздавить гадину!». Вместе с тем он не считал образованием необходимым для «черни». Вольтер утверждал, что человек «всецело определяется воспитанием, примерами, правительством, под власть которого он подпадает, наконец, случаем, который направляет его либо в сторону добродетели, либо в сторону преступления».

Французские просветители сходились в одном: в необходимости создать для него максимально благоприятную среду, обеспечив сотрудничество школы и общественности.

Совершенно особое место среди деятелей французского Просвещения и мировой педагогической мысли в целом занимает философ, писатель, композитор, критик Жан - Жак Руссо (1712-1778).

Ж.-Ж,.Руссо мечтал искоренить социальную несправедливость путем такого образования и воспитания, которые позволили бы каждому человеку найти свое место в обществе. Центральный пункт педагогической концепции Ж. -Ж. Руссо - естественное, природосообразное воспитание.

Ж. - Ж. Руссо доказал, что человек рожден на началах удивительной гармонии, но общество разрушило ее и принесло ему несчастья. Развитие цивилизации все больше калечит людей, усугубляет социальное неравенство. В той или иной форме эту же мысль он проводит в «Письмах о морали» (1758), в романе «Юлия, или новая Элоиза» (1758), открывающем жанр сентиментальной педагогики, «Общественном договоре» (1760) и главном педагогическом труде - «Эмиль, - или о воспитании» (1762).

Ж, - Ж. Руссо предлагает свой проект воспитания человека, согласный с его концепцией естественного права. Задачу подлинного воспитания Руссо видит не просто в предохранении от губительного влияния «культуры», но в создании человека. Средство такого воспитания - свобода. Надо сделать так, чтобы «природа сама действовала в человеке», ибо она - наилучший воспитатель.

«Уметь ничего не делать с воспитанником - вот первое и наиболее трудное искусство воспитания», - в такой полемической форме выражает свое педагогическое кредо Ж. -Ж. Руссо. Он выступает против форсированного образования.

Педагогика И. Песталоцци. Педагогику Просвещения завершает фигура Иоганна Песталоцци (1746 - 1827). Прожив неполных 27 лет в XIX веке, он прочно вошел в число его классиков. В истории мировой педагогики Песталоцци снискал славу «народного проводника», «отца сирот».

Исходя из того, что человек в своем развитии повторяет судьбу человечества в целом, Песталоцци определял этапы образования. Разложив педагогический процесс на простейшие элементы - «кирпичики», он устанавливал число, форму, язык как первичные элементы умственного воспитания. Элементами нравственного воспитания считались отношения ребенка с матерью, чувства гармонии и красоты. Элементами физического и трудового воспитания были простейшие телодвижения и навыки. Число «кирпичиков» постепенно нарастало, позволяя развивать и расширять заложенные в каждом человеке способностей. Песталоцци в элементном воспитании предполагал взгляд даже на обыденное как на нечто неизведанное и любопытное. Поощрялось детское свойство удивляться миру, стремиться к его познанию. Учащиеся вначале с воспитателем, а затем и самостоятельно должны были развивать свои способности. Важнейшим выступало нравственное воспитание, выработка деятельной любви к людям, которая начинается с любви к матери в ответ на ее любовь.

Образование в школе, по Песталоцци, следует организовывать так, чтобы в нем просвечивала цель, а именно формирование личности, ее способности к свободному само- определению.

Вслед за Руссо Песталоцци обосновал необходимость возврата к «высокой и простой сообразности с природой». Рассматривая воспитание как многообразный социальный процесс, швейцарский педагог подчеркивал. что «обстоятельства формируют человека, но и человек формирует обстоятельства». Резюмируя цели воспитания, по Песталоцци, можно сказать, что это - «развитие внутренних сил человеческой природы до степени истинной человеческой мудрости».

 

Литература:

1. Бордовскаяв Н. В. Педагогика: учебник / Н. В. Бордовская. – СПб.: Питер, 2003.

2. Подласный, И. П. Педагогика: учебник / И. П. Подласный. – М.: Высшая школа, 2006.

3. Исаев, И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавания: учеб. пособие / И. Ф. Исаев. – М.: Академия, 2002.

4. Кукушин, В. С. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие / В. С. Кукушин. – М.: ИКЦ «Март», 2005.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1717; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.