КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Система, органы
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СФЕРЕ ТРУДА Интересы работников и работодателей не всегда и не во всем совпадают. Работодатель заинтересован в постоянном увеличении прибыли, которое далеко не всегда обеспечивается использованием передовой технологии, техники, организации труда. Нередко получение высокой прибыли достигается путем экономии материальных затрат на мероприятия по улучшению условий и охраны труда работников, злоупотреблений в оплате их труда, ущемления их прав в социальной сфере. Наемные работники, как наименее экономически защищенная сторона трудовых отношений, заинтересованы в получении более высокого вознаграждения за свой труд, в обеспечении благоприятных и безопасных условий труда. Преодоление негативных последствий и напряженности в отношениях между работодателями и работниками достигается различными средствами, но цель при этом одна – оптимальное согласование интересов и социально-экономических возможностей, предупреждение трудовых конфликтов. Немалую роль в этом играет и трудовое законодательство, которое определяет принципы и правила, обеспечивающие согласие и сотрудничество сторон социального партнерства. 1. Социальное партнерство: понятие, субъекты, Согласно ст. 23 Трудового кодекса РФ социальное партнерство - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Возрастание роли социального партнерства в современных условиях нашло отражение в том, что при разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективного договоров и соглашений отнесены к ведению федеральных органов государственной власти (ст. 6 ТК РФ). В настоящее время социально-партнерские отношения в Российской Федерации регулируются: - Трудовым кодексом РФ (ст. ст. 23-55); - ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996г.; - ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» от 1 мая 1999 г. № 92-ФЗ; - ФЗ «Об объединениях работодателей» от 27 ноября 2002 г. №156-ФЗ (в ред. от 02.07.2013 г. № 185-ФЗ); - рядом конвенций и рекомендаций Международной организации труда, к которым присоединилась Россия. Социальное партнерство представляет собой сложное комплексное явление, включающее общественно-политические, экономические, правовые аспекты, которые выходят за рамки его легального определения. Как правовая категория социальное партнерство также выступает в нескольких взаимосвязанных аспектах: 1. отношения социального партнерства входят в предмет трудового права в виде отношений непосредственно связанных с трудовыми отношениями; 2. согласно ст. 2 ТК РФ социальное партнерство признается одним из основных принципов правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений; 3. социальное партнерство, являясь основой коллективно-договорного регулирования трудовых отношений с помощью коллективных договоров и соглашений, отражает одну из существенных черт метода трудового права. Совокупность правовых норм, регулирующих отношения социального партнерства, составляет институт трудового права. Социальное партнерство может строится на основе бипартизма (работники – работодатели) или трипартизма (работники – работодатели – государство в лице его органов; муниципальные образования). Эти понятия не получили прямого отражения в ТК РФ, но из его содержания видно, что социальное партнёрство в современной России формируется на этой основе. Субъектами социального партнерства РФ в сфере труда выступают: работники, работодатели, представители работников, представители работодателей, органы государственной власти, органы местного самоуправления. Правовое положение каждого из этих субъектов в сфере социального партнерства определяется трудовым законодательством и отличается прежде всего характером принадлежащих им прав и обязанностей. Однако непосредственными сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей (ст. 25 ТК). Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства только в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, уполномоченных на представительство законодательством или работодателями. Следует отметить, что Трудовой кодекс РФ закрепляет общие положения о социальном партнерстве, которые действуют на всей территории Российской Федерации и распространяются на всех работников и на всех работодателей независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Вместе с тем применение этих положений в отношении государственных служащих, работников военных и военизированных органов и организаций, органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и дипломатических представительств Российской Федерации имеет особенности, которые устанавливаются федеральными законами (ст. 28 ТК РФ). Система социального партнерства включает следующие уровни: 1) федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации; 2) региональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации; 3) отраслевой уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях); 4) территориальный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании; 5) уровень организации, устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем (ст.26 ТК). Принципы социального партнерства: - равноправие сторон; - уважение и учет интересов сторон; - заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях; - содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе; - соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов; - полномочность представителей сторон; - свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда; - добровольность принятия сторонами на себя обязательств; - реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами; - обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений; - контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений; - ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений (ст. 24 ТК). Формы социального партнерства: 1) коллективные переговоры по подготовке коллективных договоров, соглашений и их заключению; 2) взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников, совершенствования трудового законодательства; 3) участие работников и их представителей в управлении организацией; 1) участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров (ст.27 ТК).
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 459; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |