Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Коллективные переговоры

Читайте также:
  1. Вопрос 2: Минимальный размер оплаты труда: законодательное регулирование. Коллективные соглашения о минимальной заработной плате
  2. Иные коллективные субъекты административного права
  3. Коллективные договоры
  4. Коллективные договоры и соглашения
  5. Коллективные переговоры
  6. Коллективные переговоры
  7. Коллективные переговоры
  8. Коллективные переговоры и урегулирование разногласий в ходе их проведения
  9. Коллективные соглашения
  10. Коллективные споры: понятие и порядок их разрешения.
  11. Коллективные субъекты финансового права



Представители работников. Статья 29 ТК определяет, что право быть представителями работников в социальном партнерстве предоставлено профессиональным союзам и их объединениям, иным профсоюзным организациям, предусмотренным уставами общероссийских профсоюзов, а также иным представителям, избираемым работниками.

Какой именно представитель будет участвовать в социальном партнерстве от имени работников зависит от желания работников, представительности профессионального союза и уровня системы социального партнерства.

Право профессиональных союзов на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников закреплено в Федеральном законе от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (ст. 11): профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов, а в области коллективных прав и интересов указанные права и интересы работников независимо от членства в профсоюзах в случае наделения их полномочиями на представительство в установленном порядке.

На уровне организации представителями работников могут быть:

1) первичная профсоюзная организация - добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, в одной организации независимо от форм собственности и подчиненности, действующее на основании положения, принятого им в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза;

2) иные избираемые работниками представительные органы.

Как первичная профсоюзная организация, так и иные органы, избираемые работниками, могут представлять их интересы при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие работников в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем.

Работникам, не являющимся членами профсоюза, ст.30 ТК дает право самим определить, какой орган будет представлять их интересы в коллективных трудовых отношениях. Им может быть как профсоюз, так и иной представительный орган работников.

Представители работодателей. Круг лиц, выступающих от имени работодателя, определяется ст.ст. 33-34 ТК и Федеральным Законом от 27 ноября 2002 г.“ Об объединениях работодателей”.

Статья 33 ТК РФ определяет, что представителем работодателя на уровне организации является её руководитель или уполномоченные им лица.

В качестве руководителя организации выступает физическое лицо, которое в соответствии с законом или учредительными документами организации осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции её единоличного исполнительного органа (ст. 273 ТК).



Руководитель (генеральный директор, директор, начальник, управляющий, председатель и.т.п.) без доверенности действует от имени организации, представляет её интересы как в гражданско-правовых отношениях, так и в трудовых отношениях с работниками.

Право руководителя издавать приказы и распоряжения, обязательные для всех работников организации, а также вступать в коллективные трудовые отношения от имени работодателя, как правило, закрепляется в уставе организации.

Объединение работодателей – некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Они представляют интересы работодателей при:

- проведении коллективных переговоров;

- заключении или изменении соглашений;

- разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений;

- формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений.

 

Органы социального партнерства можно разделить на органы общей компетенции и специализированные органы. Органами социального партнерства общей компетенции служат трехсторонние или двухсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, которые создаются из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон на всех уровнях социального партнёрства на равноправной основе.

Деятельность этих органов социального партнерства определяется ст. 35 ТК, ст. 20 Закона РФ «О коллективных договорах и соглашениях», Федеральным Законом «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений».

Они обеспечивают: регулирование социально-трудовых отношений; ведение коллективных переговоров; подготовку проектов коллективных договоров, соглашений, их заключение, а также организуют контроль за выполнением коллективных договоров и соглашений.

Так, на федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально- трудовых отношений, деятельность которой осуществляется в соответствии с федеральным законом. Членами Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений являются представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства Российской Федерации.

На региональном уровне – в субъектах Российской Федерации могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

На территориальном уровне могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления.

На отраслевом уровне могут образовываться комиссии для ведения коллективных переговоров, подготовки отраслевых (межотраслевых) соглашений и их заключения.

Отраслевые трехсторонние комиссии могут образовываться как на федеральном, так и на региональном уровне.

На уровне организации образовывается комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения.

Органы социального партнерства общей компетенции правомочны рассматривать любые вопросы регулирования социально-трудовых отношений, которые могут найти свое разрешение на соответствующем уровне социального партнерства.

Соглашения, предусматривающие полное или частичное финансирование из бюджетов всех уровней, заключаются при обязательном участии представителей соответствующих органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

К специализированным органам социального партнерства следует отнести:

1 ) координационные комитеты содействия занятости населения (ст. 20 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации»);

2 ) совместные комитеты (комиссии) по охране труда (ст. 218 ТК РФ).

 

 

Нормы ТК РФ, регламентирующие порядок ведения коллективных переговоров (ст. ст. 36-39 ТК), применимы к процедуре заключения и изменения как коллективного договора, так и соглашения, хотя и с определенными различиями.

Коллективный договор принимается после проведения коллективных переговоров, процедура которых способствует согласованию интересов работников и работодателей, упорядочению трудовых отношений и снижению социальной напряженности.

Согласно Конвенции МОТ № 154 «О содействии коллективным переговорам» 1981 г. термин «коллективные переговоры» означает все переговоры, которые проводятся между предпринимателем, группой предпринимателей либо одной или несколькими организациями предпринимателей, с одной стороны, и одной или несколькими организациями работников – с другой, в целях:

1) определения условий труда и занятости;

2) регулирования отношений между предпринимателями и работниками;

3) регулирования отношений между предпринимателями и их организациями и организацией или организациями работников.

Инициаторами ведения переговоров могут выступить как работники, так и работодатель в лице своих представителей. Каждый из них может направить уведомление другой стороне с предложением о начале коллективных переговоров.

Если в организации уже действует коллективный договор, то любая из сторон вправе до окончания срока его действия направить другой стороне письменное уведомление о начале переговоров по заключению нового коллективного договора или продлению действующего.

Направление уведомления о вступлении в коллективные переговоры влечет обязанность стороны, получившей такое уведомление (как правило, это работодатель), в течение семи календарных дней вступить в переговоры (ст. 36 ТК, ст.6 Закона «О коллективных договорах и соглашениях», в дальнейшем – Закон).

Эта обязанность носит юридический характер, её неисполнение представителями работодателя влечет административную ответственность (ст. 5.28 КоАП РФ).

Для проведения переговоров создается специальная комиссия из представителей сторон, наделенных необходимыми полномочиями. Порядок формирования комиссии зависит от количества органов, представляющих работников.

Здесь возможны несколько различных вариантов.

1. Если работников представляет одна первичная профсоюзная организация, в состав комиссии по ведению коллективных переговоров включаются: руководитель организации и (или) уполномоченные им лица, представители выборного профсоюзного органа.

При этом интересы работников, не являющихся членами профсоюза, могут представляться действующим в организации органом первичной профсоюзной организации, если указанные работники уполномочили его на представительство. Передача полномочий может быть осуществлена на общем собрании (конференции) или по письменному заявлению каждого работника (ст.31 ТК).

2. Если в организации действуют несколько первичных профсоюзных организаций, то до образования комиссии по ведению коллективных переговоров они должны создать единый представительный орган. В состав комиссии включаются члены единого представительного органа.

3. Если единый представительный орган не удалось создать в течение пяти календарных дней с момента обращения с предложением о его создании, в состав комиссии по ведению коллективных переговоров включаются представители наиболее представительной (объединяющей более половины работников) профсоюзной организации.

4. Если в организации действует две или несколько профсоюзных организаций, но ни одна из них не объединяет больше половины работников, необходимо созвать общее собрание (конференцию), которое тайным голосованием определит профсоюзную организацию, пользующуюся наибольшим доверием работников. Представители этой профсоюзной организации и примут участие в формировании комиссии по ведению коллективных переговоров.

5. В случае отсутствия первичной профсоюзной организации работников может представлять и участвовать в формировании комиссии по ведению коллективных переговоров представительный орган или представитель работников, избранный на общем собрании (конференции) и не имеющий отношения к профсоюзам (ст. 37 ТК).

Переговоры ведутся по плану, разработанному комиссией, и завершаются составлением проекта коллективного договора.

Участникам переговоров гарантируется свобода выбора и обсуждения вопросов, которые могут быть включены в коллективный договор, соглашение.

В ходе переговоров представители сторон несут определенные обязанности и пользуются предоставленными законом правами. Стороны должны предоставлять друг другу информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров. Такая информация передается каждой из сторон не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса (ст. 37 ТК).

Непредоставление информации, необходимой для ведения коллективных переговоров, влечет административную ответственность работодателя и лиц, его представляющих (ст. 5.29 КоАП).

Все участники переговоров (представители сторон и лица, привлеченные в качестве специалистов и экспертов) не должны разглашать сведения, доверенные им в ходе разработки проекта коллективного договора, если эти сведения относятся к охраняемой законом тайне.

За разглашение таких сведений эти лица несут уставленную законодательством ответственность, в т. ч. они обязаны возместить причиненные убытки (ст. 37 ТК, ст.7 Закона).

Представителям сторон и специалистам (экспертам), участвующим в коллективных переговорах, предоставляются предусмотренные законом льготы, гарантии и компенсации:

1. на время переговоров, но на срок не более трех месяцев в течение

года, они освобождаются от основной работы;

2. на этот период за ним сохраняется средний заработок;

3. им компенсируются затраты, связанные с участием в переговорах.

Для представителей работников предусмотрены дополнительные гарантии: в период ведения коллективных переговоров они не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателя (за исключением случаев увольнения за виновное поведение) без предварительного согласия уполномочившего их на представительство органа (ст. 39 ТК, ст. 9 Закона).

Коллективные переговоры завершаются либо разработкой проекта коллективного договора и его подписанием, либо составлением протокола разногласий, если стороны не смогли прийти к соглашению (ст. 38 ТК). В этом случае возникает коллективный трудовой спор, который рассматривается в порядке, предусмотренном ст. ст. 398 – 418 ТК.

В ходе таких переговоров для оказания давления на работодателя с целью учета и принятия требований работников возможно проведение одночасовой предупредительной забастовки (ст. 410 ТК).

 





Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 507; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.81.44.140
Генерация страницы за: 0.017 сек.