Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Единицы измерители объема производства




Показатели производственной программы (объема производства)

 

Основной целью деятельности коммерческой фирмы является получение прибыли. Прибыль может быть получена в результате большой и напряженной работы фирмы по организации производства товаров и оказания услуг. При этом прибыль - это один из финансовых результатов деятельности фирмы. Основными результатами производственной деятельности являются:

1. Объем продукции - совокупность произведенных материальных благ. Продукция в ее натурально-вещественной форме учитывается в натуральных (физических) единицах измерения (шт., кг, м).

2. Работы промышленного, строительного или другого производственного характера - одна из форм продукции промышленности, строительства и т.д. Этот результат включает в себя: работы по восстановлению потребительской стоимости, утраченной продуктом полностью или частично (реставрация, ремонт изделий или работы по улучшению созданной потребительской стоимости; операции по доработке и доведению до полной готовности изделий, произведенных другими (окраска, полировка, расфасовка). В стоимость работ промышленного и другого характера не включают стоимость продукта, с которым эти работы производятся.

3. Услуги - полезные результаты деятельности, удовлетворяющие определенным требованиям, но не воплощающиеся в материально-вещественной форме. Услуги могут быть производственными и непроизводственными, рыночными и нерыночными, оказываемыми потребителю, который согласен их оплачивать. К услугам производственного характера относятся, например, ремонт оборудования, зданий и т.д. К услугам непроизводственного характера относятся консультационные, банковские и др.

Стоимость рыночных услуг определяется величиной, взимаемой платы, а стоимость нерыночных услуг - стоимостью затрат на их оказание.

Продукция, работы промышленного характера, услуг по мере завершения их производства становятся товаром.

Товар - важнейшая категория рынка, объект рыночной деятельности или действий, обладающих полезными свойствами и предназначенных для продажи.

4. Полуфабрикат - предмет труда, прошедший обработку в пределах конкретного цеха, на подлежащий дальнейшей обработке в других цехах. Полуфабрикаты могут быть использованы на самом предприятии или реализованы на сторону. В первом случае в состав товарной и валовой продукции не включаются, во втором - входит в товарную, валовую и реализованную продукцию. Полуфабрикаты могут быть в любом цехе, кроме выпускающего.

Промышленные фирмы при определении конечного производственного результата учитывают степень готовности продукта. Особенно это характерно для фирм с длительным производственным циклом. Деятельность производственного цикла измеряется от момента допуска в производства предмета труда до получения готового продукта. В зависимости от степени готовности на момент оценки производственного результата различают следующие показатели:

- Валовый оборот - стоимость всех производимых на предприятиях готовых изделий и полуфабрикатов независимо от того, предназначены ли они для отпуска на сторону, для переработки или для другого использования на самом предприятии, а также сюда входит изменение остатков незавершенного производства во всех подразделениях.

- Валовая продукция - стоимость всех готовых изделий и полуфабрикатов, изготовленных в отчетном периоде из своего материала и материала заказчика, а также стоимость выполненных работ за вычетом стоимости готовых изделий и полуфабрикатов собственного производства, потребленных в своем производстве.

Объем валовой продукции используется при определении таких показателей как численность, производительность труда, и т.д.

Объем валовой продукции может быть определен по формуле:

ВП = ТП ±∆НЗП,

где НЗП - незаконченная продукция на всех стадиях производства, т.е. отражает в стоимостной форме различные заделы, обеспечивающие непрерывность хода производства (незавершенное производство);

ВП - объем валовой продукции предприятия (подразделения), руб.;

ТП - объем товарной продукции предприятия (подразделения), руб.;

∆НЗП - изменение незавершенного производства, руб.

Заделы - это продукция, находящаяся на всех стадиях технологического процесса в натуральном выражении (транспортный, технологический, страховой заделы).

∆НЗП = НЗПК - НЗПН

Товарная продукция - это готовая продукция, которая прошла весь цикл обработки, соответствует предъявляемым требованиям, принята заказчиком, готовая к отгрузке потребителю.

Объем товарной продукции может быть определен по формуле:

ТП = РП ± (ГПк - ГПн) + (ОПк - ОПн),

где РП - объем реализованной продукции предприятия, руб.;

ГПк, ГПн - остатки готовой продукции соответственно на конец и начало периода, руб.;

ОПк, ОПн - отгруженная, но не оплаченная заказчиком, продукция соответственно на конец и начало периода, руб.

Объем продаж – это стоимость товаров и услуг, произведенных и реализованных предприятием за определенный период времени.

Реализованная продукция - это отгруженная покупателям или сданная заказчику на месте продукция, выполненные работы и оказанные услуги, на которые покупателям (заказчикам) предъявлены расчетные документы, причем моментом реализации считается поступление денежных средств на расчетный счет или в кассу предприятия.

Объем реализованной продукции (РП) может быть определен по формулам:

РП = ТП + ГПн – ГПк + ОПн – ОПк,

или

где Ni - количество реализованной i -ой продукции в натуральных измерителях (шт., м., кг.);

Ц i - цена i -ой продукции.

Для более объективной оценки динамики производства, уровня производительности труда, для оценки результатов работы предприятия может использоваться показатель нормативной чистой продукции. НЧП отражает вновь созданную стоимость и характеризует собственный вклад трудового коллектива в изготовление продукции.

НЧП представляет часть оптовой цены изделия, включая з/пл. отчисления на соц. нужды и прибыль:

где Зпр – основная и дополнительная з/пл. производственных рабочих с отчислениями на соц. нужды:

Кз – коэффициент, характеризующий трудовой вклад аппарата управления и обслуживания производства: (заработная плата без отчислений на социальные нужды)

Пн – нормативная прибыль

где Мз – материальные затраты

Рн – нормативная рентабельность

Условно-чистая продукция – служит для анализа производственной программы, определяется по формуле:

УЧП=НЧП+Ам,

где ЧП – чистая продукция, руб.;

Ам – амортизационные отчисления, руб.

Готовая продукция - законченная в изготовлении, комплексная, упакованная продукция на складе предприятия, ждущая отправки в составе транспортной партии.

Отгруженная, но не оплаченная продукция - это продукция у потребителя или в пути, ушедшая с данного предприятия, но денежные средства за нее на расчетный счет не поступили.

В качестве измерителей объема производства могут использоваться:

- натуральные: количество изделий или деталей в штуках (для производств, выпускающих один вид продукции); тоннах (для термических и заготовительных производств - литейных, кузнечно-штамповочных и т.д.), метрах и др.;

- трудовые: стабильная трудоемкость единицы продукции (для большинства механических, механосборочных и вспомогательных производств);

- стоимостные (денежные): себестоимость и цены в денежных единицах.

Денежные измерители позволяют получать сводные данные о производстве и реализации продукции на любом уровне обобщения (от различных видов продукции, производимых одной фирмой, до народного хозяйства в целом). Денежные, стоимостные измерители по конкретным видам продукции (услуг) могут быть представлены себестоимостью ее единицы или ценой. При этом себестоимость или цена, по которой продукция отпускается промежуточному или конечному потребителю, носят индивидуальный характер и у разных производителей могут быть разными. Но условия свободной конкуренции делают цены более объективным денежным измерителем объема продукции.

В практике учета и технико-экономических расчетов используют следующие виды цен.

1. Рыночные:

- свободные - фактически действующие на основе прямого соглашения продавца и потребителя без каких-либо ограничений, формируемые под влиянием спроса и предложения на продукцию в условиях рынка:

- договорные (контрактные) - постоянные или индексируемые.

2. Государственные:

- лимитируемые - не выше установленного предела;

- фиксированные - жестко установленный уровень.

В связи с товаропродвижением продукции различают:

- оптовые цены производителя (оптовые цены продукции предприятия);

- цены оптовой торговли, т.е. оптовые цены производителя плюс транспортные расходы, а также снабженческо-сбытовые наценки;

- розничные иены - это цены, по которым товары реализуются конечному потребителю.

Цены, принятые при составлении плановых расчетов. Это цены, сложившиеся на момент разработки бизнес-планов, производственной программы и других документов, связанных с планированием деятельности фирмы.

Сопоставимые цены, применяемые при анализе динамики производств и реализации продукции. Они позволяют установить влияние инфляционного фактора на динамику достигнутых результатов. Для этого используют индекс цен (дефлятор). В качестве с опоставимых принимаются цены предыдущего (базисного) периода. Например, при определении изменения выручки от реализации в мае по сравнению с апрелем в качестве сопоставимых используют цены апреля. Индекс цен рассчитывается по сопоставимому кругу продукции.

Пример: в апреле выручка от реализации продукции составила 3460 тыс. руб. В мае сумма выручки от реализации составила 7720 тыс. руб., в т.ч. по сопоставимому с апрелем кругу продукции - 4120 тыс. руб. Выручка мая в средних ценах апреля равна 3374 тыс. руб. Определить динамику выручки от реализации в сопоставимых ценах.

Решение:

1. По сопоставимому кругу продукции индекс цен в мае по сравнению с апрелем равен (4120:3374) -100% = 122,1 %. Прирост цен в среднем равен 22,1%.

2. Определяем физический объем реализации мая в сопоставимых ценах (ценах апреля) 7720:1,221 = 6323 тыс. руб.

3. Общий индекс (динамика) объема реализации в мае по сравнению с апрелем равен 1,827 (6323:3460=1,827) или 182,7%.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 756; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.