Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Продукция предприятия, ее конкурентоспособность




Основу производственной деятельности предприятия составляют производство и реализация продукции, являющиеся его важнейшими функциями. Предприятие производит продукцию в нужном количестве, ассортименте и качестве, соответствующую запросам потребителя (рынка), а также обеспечивает коммерческую деятельность по сбыту продукции. Поэтому предприятие должно оценивать емкость рынка, определять долю предприятия в общем объеме продажи продукции данного ассортимента, анализировать рыночную ситуацию, исследовать возможные каналы сбыта, изучать предпочтения потребителя, определять конкурентоспособность своей продукции на рынке.

Между понятиями «конкурентоспособность» и «качество» продукции существует связь, но понятие «конкурентоспособность» шире понятия «качество». На уровень конкурентоспособности продукции на рынке влияют как её технические и экономические характеристики, так и внешние силы. Например, качество товара остается неизменным, а конкурентоспособность его может измениться из-за воздействия таких внешних факторов, как изменение условий реализации, соотношения спроса и предложения, усиление или ослабление конкуренции со стороны подобных товаров.

В условиях рынка главными параметры товара являются цена и качество, которые характеризуют его стоимость и потребительскую полезность для потребителя.

Качество продукции – это совокупность свойств продукции, обуславливающих её пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с её назначением. (Понятие качества регламентировано ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения»).

Поскольку качество продукции характеризуется совокупностью свойств, призванных удовлетворять те или иные потребности, то эти свойства продукции количественно выражаются в показателях качества. В зависимости от задач по оценке качества продукции

1. По количеству характеризуемых свойств: единичные, комплексные, интегральные.

2. По способу выражения: в натуральных показателях (кг, мм), в стоимостном выражении, В рейтинговом (баллы, место в рейтинге)

3. По форме представления: абсолютные, относительные, удельные.

4. По характеризуемым свойствам: назначение, надежность, технологичность, стандартизация и унификация, эргономичность, эстетичность, транспортабельность, патентно-правовые, экологичность, безопасность.

Назначение – это полезный эффект от использования продукции по назначению и обуславливает область применения продукции. Для продукции производственно-технического назначения основным показателем может служить производительность, которая показывает какой объем продукции может быть выпущен с помощью оцениваемой продукции.

Надежность – безотказность (личная безопасность-самолеты, электроприборы, автомобили), сохраняемость (возможность ссохранять потребительские свойства – пищевые продукты), долговечность (величина затрат на поддержание изделия в работоспособном состоянии), ремонтопригодность (затраты на ремонт и сроки ремонта)

Технологичность – характеризует эффективность конструкторских и технологических решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте продукции. Эти показатели характеризуют достижение массовости выпуска продукции, рациональное распределения затрат материалов, средств труда и времени при технологической подготовке производства, изготовлении и эксплуатации продукции.

Стандартизации и унификация - это насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными деталями и составляющими частями, а также уровень унификации по сравнению с другими изделиями.

Эргономичность – отражает степень удобства и комфорта, достигаемую при взаимодействию человека с изделием. При достижении этого показателя используют комплекс физиологических, психологических, гигиенических и антропометрических свойств человека, проявляющихся при использовании данного изделия.

Эстетические - эти показатели характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство исполнения и стабильность товарного вида изделия.

Транспортабельность выражает приспособляемость продукции для транспортировке.

Патентно-правовые показатели отражают патентную защиту и чистоту продукции и являются существенными факторами при определении конкурентоспособности продукции, а также широко используются для сравнительного анализа конкурентоспособности предприятий и национальных экономик.

Экологические – уровень вредных воздействий на окружающую природную среду, которые возникают при эксплуатации или потреблении продукции.

Безопасность – показатели безопасности характеризуют степень безопасности продукции для покупателя и обслуживающего персонала, например, при монтаже, ремонте, обслуживании, хранении, транспортировке, потреблении.

Совокупность перечисленных показателей формирует качество продукции.

С понятием качества тесно связан технический уровень продукции, который является относительной характеристикой качества продукции, основанной на сопоставлении значений показателей, определяющих техническое совершенство оцениваемой продукции, с соответствующими базовыми показателями, их назначениями.

Техническое регулирование направлено на установление баланса между частными интересами отдельного предприятия и интересами общества, а также между интересами общества и отдельного потребителя. Основной задачей технического регулирования является задача снизить давление на товаропроизводителей путем установления минимально допустимых требований к продукции и одновременно повысить защиту рынка от опасной продукции. К целям осуществления технического регулирования относят нормирование обязательных и добровольных требований к продукции, стандартизацию, подтверждение соответствия установленным требованиям (сертификации и декларирование соответствия), аккредитацию органов по сертификации и испытательных лабораторий, государственный контроль (надзор).

В соответствии с ФЗ «О техническом регулировании» техническое регулирование – это правовое регулирование отношений в области установления, применения и использования обязательных и необязательных требований к соответствующим объектам технического регулирования. Таким образом, оно представляет собой комплекс мероприятий по формированию отношений между сферами производства и потребления, с установлением требований к продукции, процессам её производства, транспортировки, хранения, реализации, утилизации, а также с проверкой соблюдения этих требований. Закон предусматривает биологическую, техническую, механическую, химическую, электрическую, радиационную, пожарную, промышленную безопасность продуктов, машин, оборудования, зданий, сооружений и пр., а также предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей. Остальной контроль делегируется рынку.

Даже если товар качественный и безопасен, но его качественные показатели не соответствуют тому, что производитель указал на этикетке, производитель нарушил технический регламент, так как ввел в заблуждение потребителя, а потому должен нести ответственность.

Техническое регулирование предусматривает следующие альтернативные формы регулирования: добровольная сертификация, внедрение систем управления качеством, страхование ответственности за ущерб, создание профессиональных организаций, обучение и информирование потребителей.

Термин «конкурентоспособность» состоит из двух частей: конкуренция и способность, что обозначает способность успешно вести конкурентную борьбу на рынке. При формировании системы показателей, характеризующих конкурентоспособность товара, во внимание принимают совокупность его качественных и стоимостных характеристик, обеспечивающих удовлетворение потребностей покупателей. Конкурентоспособным является товар, комплекс потребительских и стоимостных характеристик которого определяет его успех на рынке, т. е. способность данного товара быть проданным на рынке в условиях значительного предложения к продаже других конкурирующих товаров-аналогов. Уникальные товары имеют наивысшую конкурентоспособность.

Таким образом, конкурентоспособность товара – это совокупность его характеристик, позволяющих ему в условиях свободной и честной конкуренции быть проданным на рынке по цене более привлекательной, чем у конкурентов.

Конкурентоспособность товара – это синтетический показатель, отражающий итог действия многих факторов: эффективности работы конструкторов, производственной деятельности предприятия и его смежников, работы сбытовых организаций по реализации товаров на рынке. Имеющаяся практика определения конкурентоспособности товара исходит из сравнительного анализа совокупных характеристик товара с товарами-конкурентами по степени удовлетворения нужд потребителей и по цене:

1. Базой оценки конкурентоспособности товара является исследование характера потребностей реальных и потенциальных покупателей, текущих и перспективных требований рынка.

2. Любая потребность обладает совокупностью свойств и характеризующими параметрами, раскрывающими её сущность, потребительский эффект, а также конкурентные условия процесса потребления.

3. Товар для удовлетворения конкретной потребности должен обладать соответствующими параметрами потребностей.

4. Товар обладает свойствами, предопределяющими размерами затрат на его приобретение и потребления (эксплуатации).

Параметры, оказывающие воздействие на соответствующие затраты покупателя, относятся к экономическим параметрам товара и характеризуют полные затраты потребителя, связанные с приобретением и использованием товара (ценой его потребления)

5. Приобретение товара конкретным покупателем предполагает, что товар соответствует потребности покупателей по техническим параметрам, а цена –его финансовым возможностям, его готовности нести требуемые для этого затраты.

6. Оценка одного и того же товара различными потребителями могут различаться в силу индивидуального характера потребностей отдельного потребителя, а значит, потребительская ценность одного товара может значительно различаться.

При оценке конкурентоспособности продукции возможно использование различных методов: дифференциальный, комплексный, смешанный.

Дифференциальный метод оценки основан на использовании единичных параметров взятой продукции и сопоставляемого с ней образца. При этом определяют, достигнут ли требуемый уровень в целом, по каким параметрам он отстает, каким из них максимально отличаются от базовых. При оценке конкурентоспособности по нормативным параметрам единичному показателю присваивают только два значения: 1 или 0. Если анализируемый продукт соответствует нормам и стандартам, то этому показателю присваивают значение 1, если параметр не соответствует, то показателю присваивают значение 0.

Единичные параметрические индексы конкурентоспособности товара (ИПЕi) рассчитываются по формуле:

где Пi – фактическая величина параметра оцениваемого изделия в натуральных, стоимостных или условных показателях;

Пiб –величина параметра базового (эталонного) изделия;

i – номер параметра.

Если технические параметры продукции не имеют физические меры ( внешний вид, комфортность, мода), то для придания этим параметрам количественных характеристик необходимо использовать экспертные методы оценки. Однако этот метод позволяет только констатировать факт конкурентоспособности рассматриваемого продукта или наличия у него недостатков по сравнению с товаром-аналогом. Этот метод не позволяет разрабатывать варианты улучшения продукции по критерию затрат, поскольку для этого необходимо знать весомость каждого параметра с очки зрения его влияния на предпочтения его потребителя при выборе товара.

Комплексный метод оценки конкурентоспособности продукции основан на применении комплексных (групповых, обобщающих и интегральных) показателей или сопоставлении удельных полезных эффектов анализируемого изделия и образца.

Подсчет группового показателя по нормативным показателям ведется по формуле, в которой приводятся единичные показатели конкурентоспособности и число нормативных параметров, подлежащих оценке. Если хотя бы один из единичных показателей равен 0 (т.е. по какому-либо параметру не соответствует обязательной норме), то групповой показатель равен 0, что говорит об отсутствии конкурентоспособности данного товара на конкретном рынке.

Сводный (комплексный) параметрический индекс (ИПС) рассчитывается отдельно по потребительским (качественным) и экономическим параметрам:

 

где αi - весовой коэффициент важности параметра Пi (для сравниваемого и базового изделия коэффициенты должны быть равны).

Групповой показатель по техническим параметрам характеризует степень соответствия данного товара существующей потребности по всему набору технических параметров. Чем он выше, тем в целом полнее удовлетворяются запросы потребителя. Расчет показателя включает единичный показатель конкурентоспособности по j-му техническому параметру, весомость j-го параметра в общем наборе параметров, участвующих в оценке. Основа для определения весомости каждого технического параметра в общем наборе – экспертные оценки, основанные на результатах рыночных исследований, опросов, потребителей, анализа выставочной деятельности.

Расчет группового показателя по экономическим параметрам производится на основе определения полных затрат потребителя, связанных с приобретением и потребления товара.

Интегральный показатель. Этот показатель отражает различие между сравниваемой продукцией в потребительском эффекте, приходящемся на единицу затрат покупателя по приобретению и использованию изделия. Расчет интегрального показателя конкурентоспособности производится на основе расчета группового показателя по нормативным параметрам, группового показателя по техническим параметрам и группового показателя по экономическим параметрам. Если его значение меньше единицы, то сравниваемый товар уступает образцу, если больше – то превосходит, равенство означает одинаковый уровень.

Интегральный показатель (индекс) относительной конкурентоспособности товара определяется по формуле:

где ИПСj – сводный параметрический индекс по потребительским параметрам;

ИПСk – сводный параметрический индекс по экономическим параметрам;

Если Иинт>1 – оцениваемый товар превосходит по конкурентоспособности образец.

Если Иинт<1 – оцениваемый товар уступает по конкурентоспособности образцу.

Если Иинт=1 – оцениваемый товар и образец имеют одинаковый уровень конкурентоспособности.

Смешанный метод оценки конкурентоспособности основан на совместном применении единичных и комплексных (интегральных) показателей. При смешанном методе часть единичных параметров и объединяют в группы и для каждой группы определяют комплексный (групповой) показатель. Наиболее важные параметры могут применяться при их дальнейшем анализе как единичные. На основе получаемой совокупности единичных параметров и групп параметров проводится оценка конкурентоспособности продукции дифференцированным методом

Задача

Оценить уровень конкурентоспособности отечественного холодильника при следующих исходных данных:

Таблица Оценка уровня конкурентоспособности отечественного холодильника

Параметр Вес. к-т Отечественная модель Bosch Индекс
Значение параметра, баллы Оценка Значение параметра, баллы Оценка
1. Потребительские параметры - - - - - -
1.1. Функциональное назначение 0,3          
1.2. Удобство использования 0,2   1,6   1,6  
1.3. Надежность 0,15   1,2   1,35 0,89
1.4. Гарантии ремонтного обслуживания 0,1   0,7   0,9 0,78
1.5. Объем холодильника 0,12   1,2   1,08 1,1
1.6. Дизайн 0,09   0,81   0,81  
1.7. Мощность замораживания 0,03   0,24   0,21 1,14
1.8. Уход 0,01   0,06   0,09 0,67
Сводный индекс   - 8,81 - 9,04 0,97
2. Экономические параметры - - - - - -
2.1. Цена приобретения 0,6   4,8   4,2 1,14
2.2. Расход электроэнергии 0,2   1,6   1,8 0,89
2.3. Ремонт 0,15   0,9   1,05 0,86
2.3 Обслуживание 0,05   0,45   0,45  
Сводный индекс     7,75   7,5 1,03
Интегральный индекс     1,14(8,81/7,75)   1,2(9,04/7,5) 0,95

 

Из расчета видно, что отечественная модель холодильника по потребительским параметрам уступает Bosch, поскольку суммарный параметрический индекс отечественной модели равен 8,81 балла, а Bosch – 9,04 балла. Сводный параметрический индекс конкурентоспособности отечественного холодильника равен 0,97, что <1.

По экономическим параметрам отечественный холодильник лучше Bosch, поскольку сводный параметрический индекс конкурентоспособности отечественной модели составляет 1,03.

По всем потребительским и экономическим параметрам отечественный холодильник уступает зарубежному аналогу, поскольку его интегральный показатель конкурентоспособности равен 0,95 и <1. Следовательно:

1) на внутреннем рынке, где главным показателем конкурентоспособности является цена, отечественная модель холодильника обеспечивает предприятию хорошую реализацию (спрос) и ее можно включать в ассортимент;

2) на экспорт данную модель не стоит производить.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2207; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.