Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Российская модель менеджмента




 

История вопроса. В первые годы советской власти наука управления получила государственный статус. По инициативе В.И.Ленина были созданы различные учреждения, непосредственно связанные с менеджментом:

- Единый государственный центр научной организации труда и управления (руководство всероссийского движения НОТ);

- Научно-исследовательские институты и лаборатории по проблемам НОТ, по подготовке и обучению персонала;

- Ведомственные организации НОТ и управления, рационализаторские подразделения на всех предприятиях.

 

Важным событием было открытие в 1926 году Государственного института техники управления (ИТУ). Именно в этом научном учреждении отрабатывались методики перехода от производственных операций к функциям. Но в 1930 году институт был закрыт – в связи с «недостатками» в работе и увлеченностью идеями Ф.Тейлора.

 

В 1920-х годах методология управления производством являлась предметом дискуссий не только в научно-исследовательских институтах, но и в руководстве партией и правительстве. Главным вопросом была роль государства в управлении экономикой: плановое управление из единого центра или регулирование рыночных отношений. После долгих дебатов победила позиция разработчиков единого централизованного планирования.

 

С начала 1930-х и до середины 1980-х годов российская модель менеджмента разрабатывалась на основе методологии управления из единого центра. Большой вклад в разработку ее сделал С.Г.Струмилин (создание методологии прогнозирования и планирования). Искусству и науке управления были предписаны серьезные ограничения. Принципы управления определялись единым народнохозяйственным планом и его обязательным выполнением. В этом случае функции менеджеров сводились к изучению и организации выполнения утвержденного план.

Для осуществления планирования в столь крупных масштабах требовались особые подходы. Были разработаны и использовались балансовые методы планирования. Создавалась система сбора и обработки информации. Масштабы были грандиозными. К началу 1980-х годов в СССР работали сотни тысяч предприятий. Госплан СССР обрабатывал свыше 7 млн. документов с 47 млн. показателей. Вычислительный цент при Госплане СССР для разработки годового плана осуществлял 83 млрд. расчетов.

 

Одним из направлений совершенствования управления экономикой было широкое использование АСУ. К их разработке были подключены все исследовательские и проектные институты. К 1980 году были внедрены АСУ отрасли. Но управлять экономикой с помощью АСУ стало не проще, а дороже.

 

В начале 1990-х годов в стране начались рыночные реформы. Централизованная система управления разрушилась. Начала выстраиваться новая модель российского менеджмента. Этот процесс можно условно разделить на четыре этапа:

 

1. С 1984 по 1992 годы. Появление менеджеров – антрепренеров, цель которых заключалась в личном обогащении. В условиях массового появления кооперативов их владельцы – менеджеры приобрели опыт управления коллективами, освоения новых производств и рынков, взаимодействия с внешней средой, включая органы государственной власти.

 

2. С 1992 по 1998 годы. Появилась необходимость в управленцах нового типа, для работы в новых условиях. Старые производственно-хозяйственные связи разрушились (особенно с предприятиями бывших республик СССР), требовались поиски новых рынков поставок и сбыта. На этом этапе произошло разделение менеджеров на три типа: хозяйственники, антрепренеры и наемный персонал.

3. С 1998 года примерно. Характеризуется более быстрыми темпами возникновения группы профессиональных менеджеров во вновь создаваемых отраслях и сферах – консалтинговые и инвестиционные услуги, фондовый рынок, фармацевтическая отрасль, бытовая электроника, электротехника.

 

4. Будущее российского менеджмента - по прогнозам экспертов будет характеризоваться увеличением доли профессиональных менеджеров. Этому способствует ряд факторов:

 

- Подготовка менеджеров по профессиональным программам (Мастер делового администрирования МДА, Президентская программа подготовки управленческих кадров). Ожидается, что за 5 лет произойдет полная замена старых управленцев-хозяйственников на новое поколение менеджеров, владеющих приемами и методами ведения рыночных отношений в условиях глобализации и расширения границ рынков;

 

- Наблюдается укрупнение производственных структур. Это требует расширения организационных структур и привлечения большого количества профессионалов в управлении финансами, маркетингом, качеством, производством, персоналом. Кроме того, прогнозируется потребность в так называемых менеджерах – системщиках, способных создать систему из отдельных сфер управленческой деятельности.

 

- После дефолта 1998 года ситуация в России стабилизируется. Менеджеры-антрепренеры частично переходят в группу наемных профессиональных менеджеров после обучения за рубежом или в России. При этом собственники – менеджеры еще будут сохраняться как самостоятельный тип управленцев.

 

 

Что представляет русский стиль менеджмента:

 

1. Схож с американским стилем в следующем: ориентация на конечный результат, индивидуализм в принятии решений и использовании средств и методов достижения целей.

2. Демократизм в общении с сотрудниками, умение использовать социально-психологические методы активации труда.

3. Осуществления контроля и регулирования процессом в целом – от поставки ресурсов до сбыта и товародвижения (присуще только российскому менеджменту). Крупные корпорации создают вертикальные интегрированные структуры, включающие свои банки, производства, торговые дома.

4. Горизонтальная интеграция – на основе диверсифицированных стратегий проникновения на региональный рынок. Участие в выборах губернаторов и мэров городов с целью лоббирования интересов предприятия на территориальном рынке.

5. Направление в государственные законодательные органы ф едерального и регионального уровней менеджеров, представляющих интересы компании. Цель – профессиональная деятельность по совершенствованию законодательной базы, налоговой, таможенной и судебной систем.

6. Недоверие менеджеров высшего звена своим подчиненным, неиспользование права делегирования части функций и полномочий менеджерам среднего уровня, а также неумение интенсифицировать и стимулировать деятельность менеджеров среднего звена, выявлять перспективы карьерного роста и строить программы повышения квалификации.

 

Российский стиль менеджмента имеет некоторые признаки американского и японского стилей и в настоящее время еще находится в стадии становления.

 

 

5. Современная система взглядов на управление. Перспективы менеджмента: возможное и вероятное.

Современная система взглядов на управление существенно отличается от взглядов начала века. Новая система сформировалась под воздействием объективных изменений в мировом общественном развитии:

- научно-технический прогресс (изменение технологий, ускорение темпов развития)

- концентрация научного и производственного потенциала

- производство все более ориентируется на запросы потребителей

- большую роль играют отрасли с высокой технологией

- ориентация на специализированные запросы потребителей, небольшие по емкости рынки – что привело к образованию большого числа малых и средних предприятий

- усиление значения гибкости, динамичности и адаптивности к требованиям внешней среды.

 

Основные положения новой системы взглядов были сформулированы в 70-80 годы:

 

1. Предприятие – это открытая система, работающая в единстве внешней и внутренней среды.

2. Ориентация на качество продукции и услуг, на удовлетворение потребителей, а не на объемы выпуска.

3. Ситуационный подход к управлению – признание важности быстроты и адекватности реакции.

4. Главный источник прибыли – люди, обладающие знаниями, а также условия для реализации их потенциала.

5. Система управления, ориентированная на повышение роли организационной культуры и нововведений, мотивация работников и стиль руководства.

Новая система взглядов (парадигма управления – говорят) потребовала пересмотра принципов управления. Были сформулированы новые принципы:

 

1. Лояльность к работающим (благожелательное отношение со стороны менеджеров).

2. Ответственность как обязательное условие успешного менеджмента.

3. Коммуникации (горизонтальные и вертикальные, внутри и за пределами организации).

4. Атмосфера открытости в фирме – способствует раскрытию способностей работников.

5. Установление долевого участия каждого работающего в общих результатах.

6. Своевременная реакция на изменения в окружающей среде.

7. Методы работы с людьми, обеспечивающие их удовлетворенность работой.

8. Непосредственное участие менеджеров в работе групп на всех этапах – как условие согласованной работы.

9. Умение слушать всех, с кем сталкивается в своей работе менеджер.

10. Этика – золотое правило менеджмента.

11. Честность и доверие к людям.

12. Качество личной работы и постоянное ее совершенствование.

13. Опора на фундаментальные основы менеджмента: качество, затраты, сервис, нововведения, контроль ресурсов, персонал.

 

Факторы, определяющие развитие управления в ХХ1 веке:

1. Если сейчас управленческая теория учит тому, как сравнивать свое управление с управлением в других организациях и как измерять это сравнение, то управленческие теории 21 века будут учить тому, как не быть таким, как все остальные.

 

2. С развитием информатизации наиболее важной станет проблема информационной совместимости, необходимо будет решать две следующие задачи:

- как сделать так, чтобы не пропадала нужная информация

- как сделать так, чтобы не появлялась ненужная информация.

 

3. Третий очень важный фактор – продукт. В 90-е годы одним из основных продуктов становится информация. Есть мнения, что основным продуктом в 21 веке станет здоровье человека.

 

4. Четвертый фактор – культура. В 50-60 годы возникла идея универсального менеджмента. Затем появились концепции «различного» менеджмента, многие системы имеют право на существование, связаны они с особенностями национальной культуры. Сейчас же разворачивается процесс глобализации. Бизнес становится интернациональным, хотя люди в нем участвующие продолжают сохранять национальные культурные черты. Можно предсказать и что в 21 веке очень большой акцент будет делаться на управление разнообразием.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1915; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.