Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы психогигиены спорта




Медицинские противопоказания

Медицинские показания

Показания и противопоказания к занятиям по самовнушению

- нарушение периферического кровообращения;

- гипертония;

- стенокардия;

- невралгическая аритмия;

- бронхиальная астма;

- гепатиты;

- спастические колиты;

- дискинезия желчного пузыря;

- мигрень;

- расстройство сна;

- невротические расстройства речи;

- нарушение зрения;

- алкоголь, курение и т.д.

Служит для тренировки: активного внимания, избирательной памяти, пространственного воображения, подвижности и уравновешенности нервных процессов.

Не следует осваивать весь комплекс классического варианта АТ лицам, страдающим пониженным артериальным давлением (АД). Аутогенное расслабление, как правило, ведет к некоторому снижению давления в процессе тренировки. Для гипотоников такое изменение уровня АД может оказаться критическим, привести к неприятным последствиям.

Противопоказаны занятия АТ лицам, имеющим желудочно-кишечные заболевания в стадии обострения – язвы, гастриты и т.п. Упражнение “тепло в солнечном сплетении” может усилить секрецию желудочного сока, ухудшая состояние больного. Этой категории лиц начинать тренировки следует не ранее чем через 6 месяцев после того, как пройдет обострение.

АТ не следует заниматься лицам с тяжелыми психическими расстройствами и сниженным интеллектом.

 

Целью психогигиены спорта является предупреждение и оптимизация психических состояний спортсменов в процессе тренировки и соревнований.

Задачи психогигиены спорта состоят в том, чтобы используя комплекс специальных методов и мероприятий:

1. Выявлять и правильно оценивать психическое состояние спортсмена.

2. Осуществлять за спортсменом систематическое наблюдение.

3. Анализировать причины и условия возникновения симптомов нервно-психических расстройств.

Как новая дисциплина психогигиена спорта сформировалась на стыке социально-педагогических и медикобиологических наук в области спортивной деятельности, представляя собой синтез знаний и методов из психологии спорта, медицинской и социальной психологии, психотерапии, имеет свой предмет, историю и прочные экспериментально-психологические традиции. В России психогигиенические идеи применительно к спорту впервые высказал земский врач В.Ф. Чиж, опубликовавший в 1911 г. первую работу по психологии спорта. Однако в спортивной практике еще нет четкой дифференциации собственно психогигиенических с одной стороны, и педагогических и медицинских - с другой, принципов и приемов, и поэтому вполне закономерно, что спортивные врачи, решающие психогигиенические вопросы, называют себя психологами, а последние часто заимствуют в своей работе со спортсменами медицинские приемы и психотерапевтическую технику.

Особенно актуальными и сложными становятся с каждым годом психогигиенические проблемы в спорте высших достижений. Это связано с постоянным возрастанием нервно-психического и физического напряжения спортсменов, возникающего вследствие существенного увеличения объемов и интенсивности тренировочных нагрузок, роста числа соревнований, повышения ответственности за результаты выступлений.

Например, если в 1952 г. годовой объем беговой нагрузки на каждого члена сборной СССР, выступавшего на средние дистанции, равнялся 983 км, то в 1980 г. уже 3725 км, а у марафонцев – около 10 000 км, т.е. объемы тренировочных нагрузок возросли почти в 4 раза. Современные спортивные соревнования международного масштаба предъявляют особо жесткие требования к нервно-психической устойчивости личности не только спортсменов, но и тренеров, что повышает значимость психогигиенической работы в командах в периоды предсоревновательной подготовки и участия в соревнованиях.

Между тем не только спорт высших достижений, но и предшествующие ему этапы спортивного совершенствования приобрели черты достаточно напряженной профессиональной деятельности и породили свои психогигиенические проблемы, например проблемы психодиагностики и психопрофилактики невротических реакций в детском спорте. Профессионализация спорта, как и любой деятельности, порождает свои вредности, что требует повышения контроля за состоянием соматического и психического здоровья занимающихся. Развитие психогигиены спорта важно и потому, что невротические реакции у спортсменов могут возникать по самым разнообразным жизненным причинам, нередко находящихся за пределами непосредственной компетенции тренера или врача (например, конфликты в семье, нарушением жизненных планов, скрываемые вредные привычки и др.).

Одной из распространенных причин невротических реакций у спортсменов является нерациональное, а нередко и безответственное использование средств современного спорта для воздействия на личность и организм спортсмена. Вследствие этого формируется состояние хронического нервно-психического перенапряжения, чреватое эмоциональными срывами, нарушением внешних и внутренних ощущений и восприятий, психосоматическими расстройствами (тошнота, рвота и т.д.), навязчивыми состояниями. Психическая дисгармония у спортсменов может также выражаться в отрицательных предстартовых состояниях (лихорадка, апатия), в нарушениях сна, в спортивных различных страхах. В состоянии перетренированности даже небольшие по объему и интенсивности нагрузки, ранее легко переносимые спортсменом, воспринимаются им как чрезмерные и труднопереносимые. Так, если в период с 1955 по 1960 г. число спортсменов с перенапряжением сердца составляло лишь 0,5–0,8%, то в 1980 г. – 3%. Уже на Первом международном конгрессе по спортивной психологии (Рим, 1965г.) работал специальный симпозиум по проблемам психопатологии в спорте.

Существенно возросли требования и к интеллектуальной подготовке спортсменов. Дальнейший рост спортивных достижений становится оправ-данным лишь при обеспечении оздоровительного влияния спорта при любых нагрузках. Все это стимулирует исследования спортивной деятельности.

Вышесказанное позволяет утверждать, что современный этап развития психогигиены спорта органически связан с развитием и состоянием спортивной науки в целом, в частности с достижениями в области спортивной медицины, физиологии, социологии и психологии спорта, теории и методики спортивной тренировки. Данный этап характеризуется комплексным подходом и заинтересованностью в психогигиене спорта специалистов разных профилей.

9. Литература:

1. Джой Л. О психологическом тренинге //Твое здоровье.- №7, 1990.

2. Латыпов Н. Основы интеллектуального тренинга.- Изд-во:Дом «Питер», 2005.

3. Лобзин В.С. Аутогенная тренировка: Справочное пособие для врачей / В.С. Лобзин, М.М. Решетников.- Л.: Медицина, 1996.

4. Мишин Г.И. “Три причины стресса” Издание второе. Л. 1990.

5. Никифоров Ю.Б. Аутотренинг плюс физкультура.- М.: ФиС, 1989.

6. Оттоман, Зар-Адушт Ханиш. Секреты египетской йоги.- СПб.: Диля, 2002.

7. Рай Лесли. Развитие навыков тренинга.- С-П., 2002.

8. Розова А. Пятый элемент: древняя китайская медитация: физическое здоровье, гармония души и тела //Шейп.- 2003.- №6.

9. Рутман Э.М. “Надо ли убегать от стресса?” М. Физкультура и спорт. 1990 г.

10. Спиридонов Н.И. “Самовнушение, движение, сон, здоровье” М. Физкультура и спорт. 1976.

11. Соколов П.П. Помоги себе сам / П.П. Соколов, Ю.Н. Герасимов.- М.: Физкультура и спорт, 1992.

12. Христоматия «Психология спорта».- Изд-во: Харвест, 2005.

13. Шульц И.Г. “Аутогенная тренировка”.- М., Медицина, 1985.

 

 

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МУЗЫКА - ПОМОЩНИК В УЧЕБЕ, РАБОТЕ, СПОРТЕ, ПРОФИЛАКТИКЕ И ЛЕЧЕНИИ ЗАБОЛЕВАНИЙ»




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 508; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.