Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Влияние функциональной музыки на организм




Классификация современных методов музыкотерапии

Методы практической музыкотерапии

История возникновения музыки

План лекции

1. История возникновения музыки.

2. Методы практической музыкотерапии.

3. Классификация современных методов музыкотерапии.

4. Влияние функциональной музыки на организм.

5. Влияние функциональной музыки на труд человека.

6. Механизм воздействия музыки на деятельность спортсменов.

7. Классификация музыки по функциональной направленности.

7.1. Встречающая музыка.

7.2. Музыка врабатывания.

7.3. Лидирующая музыка.

7.4. Успокаивающая музыка.

7.5. Провожающая музыка.

8. Влияние функциональной музыки на спортивные результаты.

9. Функциональная музыка в учебном процессе.

10. Профилактические и лечебные свойства музыки.

10.1. Возрастная периодизация и музыкотерапия.

10.2. Метод музыкальной электростимуляции.

10.3. Влияние музыки на культуру опухолевых клеток.

11. Литература.

12. Контрольные вопросы.

 

Когда возникла музыка? Несколько лет назад в нашей стране, возле Чернигова, был найден набор музыкальных инструментов двадцатитысячелетней давности. Первобытный «ВИА» состоял из шести исполнителей. Барабаном служил обломок черепа мамонта, литаврами – лопатка и кусок тазовой кости, вместо ксилофона – 2 нижние челюсти. Тут же колотушка из бивня мамонта, шумящий браслет из пяти пластин.

Ещё в третьем веке до нашей эры в Парфянском царстве был выстроен первый в истории специальный музыкально – медицинский центр. Там музыкой лечили от тоски и душевных переживаний. Ученики Пифагора проводили занятия математикой под музыку, потому что заметили, как благотворно влияет она на интеллект. Известный русский хирург Борис Петровский делал самые сложные операции в сопровождении классической музыки – он знал, что её гармоничные колебания благотворно действуют на клетки больного тела.

 

Музыка прочно вошла в нашу жизнь. Мы так привыкли к ней, что в большинстве своём даже не задумываемся о том, как она влияет на нашу жизнь. В настоящее время существуют два взаимодополняющих направления в практической музыкотерапии:

· психосоматическая музыка - метод, основанный на древневосточной философии, согласно которой каждый орган имеет свою вибрацию. В соответствии с этим была создана музыка, которая возбуждает (соответствует вибрации) деятельность органа или угнетает её (противоположную вибрацию), что очень важно при гипер-, и гипофункции;

· классическая музыка - близка к психологии россиянина.

 

Классификация современных методов музыкотерапии на основе их преимущественного лечебного действия приводится в работе известного польского музыкотерапевта E. Galinska (1973):

- методы, направленные на отреагирование, эмоциональную активацию;

- тренинговые методы, применяемые чаще всего в рамках бихевиоральной психотерапии;

- релаксирующие методы;

- коммуникативные методы;

- творческие методы в форме инструментальной, вокальной, двигательной импровизации;

- психоделические, экстатические, эстетизирующие, созерцательные;

- музыкальный тренинг чувствительности для выработки способности видеть проявления и отзвуки жизни в музыке.

Использование функциональной музыки очень перспективно, так как её ритмические пульсации и возникающие у слушателя положительные эмоции позволяют существенно интенсифицировать учебно-тренировочный процесс, повысить работоспособность и даже лечить различные патологические состояния. Умело подобранная музыка создаёт благоприятные физиологические и психоэмоциональные условия для реализации потенциальных возможностей организма, для защиты его от влияния различных стрессовых состояний, психосенсорного голода, состояния монитории и т.д.

Мы живём в океане внутренних и внешних вибраций. Каждая живая клетка, подобно маятнику часов, совершает колебания с определённой для неё частотой. Колебания отдельных клеток человеческого организма, складываясь между собой, создают диапазон, присущий какому-либо органу (печени, сердцу, головному мозгу). Его вибрации в определённом режиме можно сравнить с хорошо настроенным музыкальным инструментом. Тогда все органы и системы, весь организм человека – это биологический оркестр. И нарушение в работе даже одного органа или отдельной его части на функциональном или структурном уровне приводит к диссонансу в этом оркестре, к болезненному состоянию. Природные вибрации для человека физиологичны и, как правило, благотворно влияют на здоровье, синхронизируя все внутренние процессы. К таким вибрациям можно отнести циклические упражнения, бег трусцой, ходьбу, танцы, ритмическую гимнастику. Из внешних синхронизаторов ритмических процессов в организме человека можно назвать приятную спокойную музыку, добрый голос, пение птиц, плеск волн, шум дождя. Известный исследователь в области психологии Гильтей считает, что «между душой и музыкой существует прямая связь», при этом он даёт определение музыки: «Музыка – это язык, на котором мы говорим и который понимаем, однако не в состоянии перевести».

Известный психотерапевт С.Н. Лазарев считает, что музыкальные вибрации – это всегда некие закодированные эмоции. Слушая музыку, человек как бы раскодирует эти эмоции, испытывая чувства, похожие на те, которые испытывал композитор при создании музыкального произведения.

Но есть ещё вибрации техногенного происхождения: от работающих в домах насосов, лифтов, звуков сирен охранной сигнализации. Такие вибрации в большинстве своём действуют неблагоприятно на человека и его нервную систему.

В настоящее время во многих странах Запада установлены санитарно-гигиенические нормы окружающих звуков, есть и определённые показатели для вибрации. Так, вибрация в диапазоне 1,7 – 2,4 Гц вызывает деформацию позвоночника, так же человек плохо переносит полное отсутствие акустических колебаний (наблюдается расстройство психики) и моно звук, когда вибрация идёт на одной частоте.

Большое значение имеет громкость. Для жилых домов нормой считается 25 – 30 децибел ночью и 40 децибел днём, при этом шум листвы, например – 30 децибел. При более высоких показателях у человека наблюдается гипертоническая болезнь, нервные расстройства, бессонница.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 911; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.