Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Механизм воздействия музыки на деятельность спортсменов




Влияние функциональной музыки на труд человека

Музыка как эффективный стимулятор работоспособности нередко с успехом используется в разных видах физического и умственного труда.

В начале 19 века в США на огромных персиковых плантациях в короткое время надо было обобрать более 25 тысяч деревьев и упаковать плоды. Владелец плантации распорядился, чтобы в помещении, где происходит упаковка плодов, оркестр играл веселые пьесы. Плантатор отметил, что работницы не только меньше утомляются, но и лучше спят, а общее количество упакованных плодов увеличилось на 30 %.

Были проведены опыты и сделаны выводы, что при работе, требующей равномерного и быстрого выполнения, ничто так не возбуждает рвения и ничто так не ускоряет, как музыка. Ценный практический опыт был сделан в Нью-Йорке, где автоматический рояль играл марш, чтобы ускорить труд людей на производстве. Оказалось, что производительность труда при этом резко возрастала, и было решено поставить инструмент во всех отделениях фабрики. К музыке, используемой в подобных целях, стал применяться термин «индустриальная музыка» или «производственная».

В России в начале 20-х годов XIX века академик В. М. Бехтерев проводил исследование влияния музыки на труд рабочих, изучал вопросы, связанные с лечебным и гигиеническим значением музыки.

После Второй мировой войны использование производственной музыки ещё больше расширилось. Так, в США во время работы музыку применяли в 50-е годы 6000 фирм, во Франции в1957 году – около 800 фирм, в 60-е – 2500, в Англии в середине 60-х – 15000 фирм.

В России, в настоящее время, в Институте имени Бакулева при проведении операций на сердце в аппараты искусственного кровообращения вмонтированы магнитофоны, и к каждому аппарату прилагается набор кассет с музыкой для операций разной деятельности. В начале операции первые 15 минут музыка достаточно громкая и весёлая, затем полтора – два часа тихая и плавная (для создания психологического комфорта хирурга) и в конце операции – бравурная.

Функциональный эффект музыкальных воздействий слагается в основном из следующих факторов:

· способности вызывать у слушателей необходимые музыкальные состояния;

· рефлекторного изменения функциональных отправлений организма согласно вызванному эмоциональному состоянию;

· музыкальной стимуляции и регуляции двигательной деятельности и различных ритмических процессов в организме спортсмена.

Эмоции, вызванные музыкой, замедляют развитие утомления и повышают работоспособность. Схематично это можно выразить следующим образом.

В результате продолжительной и интенсивной тренировочной работы в центрах двигательного аппарата и нервных клетках процессы истощения начинают преобладать над процессами восстановления. Когда это преобладание достигает определённого уровня, рефлекторно включаются механизмы охранительного торможения, ограничивающего продолжение двигательной деятельности. Развитие в двигательном анализаторе тормозного процесса отражается в сознании в виде ощущения внутреннего препятствия и стремления прекратить работу. Эмоциональное же возбуждение от функциональной музыки вовлекает в активную работу ряд новых, дополнительных подкорковых центров, что тонизирует деятельность коры больших полушарий, повышая её работоспособность. Вследствие этого возбудительные процессы в двигательном аппарате получают перевес, и процесс торможения отодвигается на более поздние сроки.

Перспективные возможности для повышения эффективности спортивной деятельности таит в себе ещё одна особенность музыки – её способность стимулировать и регулировать ритмику движений. Эта особенность воздействия музыки базируется на том, что ритмические звуковые колебания связаны с ощущением движения.

Слушая музыку в процессе спортивной деятельности, спортсмен подсознательно воспринимает:

· восьмые доли нотной длительности как скачущие или бегущие;

· четверти – как шагающие;

· целые ноты соединяются с мерным дыханием.

Специфические особенности организации музыкального ритма довольно тонко соответствуют ритмической природе нервно-мышечных процессов, в связи с чем музыкальные ритмы могут усваиваться организмом с достаточной адекватностью одновременно на самых разных функциональных уровнях.

Для достижения позитивного результата при использовании функциональной музыки необходимо знать принципы её применения, так как практика неорганизованного использования музыки в спорте знает немало печальных случаев. Важно учитывать следующее:

1. Наиболее рациональным является дискретный график сеансов функциональной музыки по 10 – 15 минут с чередованием различных её видов.

2. Музыкально озвученные спортивные занятия целесообразно чередовать с занятиями в обычных условиях.

3. Функциональная музыка наиболее эффективна при выполнении простых или твёрдо заученных упражнений.

4. Звучание транслируемой музыки должно быть чистым и ясным.

5. Во время музыкальной стимуляции тренировочной деятельности всякие звуковые контакты между присутствующими крайне нежелательны.

6. Команда тренера к началу каждого очередного упражнения должна попадать на конец музыкальной фразы, чтобы начало упражнения совпало с началом следующей фразы.

7. Транслируемая музыка должна нравиться большинству спортсменов.

8. Суммарное время музыкальной стимуляции не должно превышать 30 – 40 % продолжительности занятий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 658; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.