Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономические категории и статистические показатели в статистике государственного бюджета




Бюджетная классификация РФ

Тема 17. Статистика государственных финансов, налогов и налогообложения

 

17.1. Бюджетная классификация РФ

17.2. Экономические категории и статистические показатели в статистике государственного бюджета

17.3. Статистика налогов и налогообложения

 

Организационным началом информационной системы управления бюджетными средствами является бюджетная классификация.

Новая бюджетная классификация РФ, утвержденная приказом Минфина РФ от 27.08.2004 № 72н, включает следующие блоки:

· классификация доходов бюджетов РФ:

· классификация расходов бюджета, в том числе функциональная классификация расходов бюджетов РФ и экономическая классификация расходов бюджетов РФ;

· классификация источников финансирования дефицитов бюджетов РФ;

· классификация операций публично-правовых образований (классификация операций сектора государственного управления).

Все доходы бюджетов группируются по трем группам:

· доходы;

· безвозмездные перечисления;

· доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Экономическая классификация доходов бюджета включает следующие виды доходов:

· налоговые доходы;

· доходы от собственности;

· доходы от оказания платных услуг;

· суммы принудительного изъятия;

· безвозмездные и безвозвратные поступления от бюджетов;

· поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ;

· перечисления национальных организаций и правительств иностранных государств;

· перечисления международных финансовых организаций;

· взносы, отчисления на социальные нужды;

· доходы от операций с активами;

· доходы от переоценки активов;

· доходы от реализации активов;

· прочие доходы;

· уменьшение стоимости основных средств;

· уменьшение стоимости непроизведенных активов;

· уменьшение стоимости материальных запасов.

 
 

 


Рис. 17.1. Структура бюджетной классификации РФ

 

Классификация расходов бюджета предусматривает группировку расходов по двум признакам – функциональному назначению и экономическому назначению.

Функциональная структура расходов бюджета связана с выполнением основных функций государства. Такими функциями являются:

· государственное управление;

· обеспечение внутренней и внешней безопасности;

· международная деятельность;

· содействие научно-техническому прогрессу;

· социальное развитие.

Функциональная классификация содержит 11 разделов и 84 подраздела. Разделы отражают направление ресурсов государства на выполнение его основных функций. Подразделы являются вторым уровнем функциональной классификации, конкретизирующим направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов.

 

Таблица 17.1

Схема государственного бюджета РФ

Доходы Расходы
Наименование групп и подгрупп Наименование разделов
  Налоговые доходы   Общегосударственные вопросы
1.1 Налоги на прибыль, доходы   Национальная оборона
1.2 Налоги на товары (работы, услуги) реализуемые на территории Российской Федерации   Национальная безопасность и правоохранительная деятельность
1.3 Налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации   Национальная экономика
1.4 Налоги на совокупный доход   Жилищно-коммунальное хозяйство
1.5 Налоги на имущество   Охрана окружающей среды
1.6 Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами   Образование
1.7 Государственная пошлина   Культура, кинематография и средства массовой информации
1.8 Задолженность по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам   Здравоохранение и спорт
1.9 Доходы от внешнеэкономической деятельности   Социальная политика
1.20 Доходы от использования имущества находящегося в государственной и муниципальной собственности   Межбюджетные трансферты  
1.21 Платежи при пользовании природными ресурсами    
1.22 Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства    
1.23 Доходы от продажи материальных и нематериальных активов    
1.24 Административные платежи сборы    
1.25 Штрафы, санкции, возмещение ущерба    
1.26 Прочие неналоговые доходы      
1.27 Доходы бюджетов бюджетной системы РФ от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет;      
1.28 Возврат остатков субсидий и субвенций прошлых лет.      
  Безвозмездные перечисления    
2.1 Безвозмездные перечисления от государственных организаций    
2.2 Безвозмездные перечисления от негосударственных организаций    
2.3 Безвозмездные перечисления от национальных организаций    
2.4 Прочие безвозмездные поступления    
  Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности    
3.1 Доходы от собственности по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности    
3.2 Рыночные товары и услуги    
3.3 Безвозмездные поступления от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности    
3.4 Целевые отчисления от государственных и муниципальных лотерей    
  Всего доходов   Всего расходов
  Дефицит   Профицит

 

Разделами функциональной классификации являются:

- общегосударственные вопросы;

- национальная оборона;

- национальная безопасность и правоохранительная деятельность;

- национальная экономика;

- жилищно-коммунальное хозяйство;

- охрана окружающей среды;

- образование;

- культура, кинематография, средства массовой информации;

- здравоохранение и спорт;

- социальная политика;

- межбюджетные трансферты.

Экономическая классификация расходов бюджетов РФ определяет направления расходов в зависимости от экономического содержания операций, осуществляемых в секторе государственного управления.

Экономическая классификация расходов состоит из четырех групп:

· расходы;

· поступление нефинансовых активов;

· поступление финансовых активов;

· выбытие финансовых активов.

Кроме того, экономическая классификация содержит группировку статей и подстатей, которые наиболее детально отражают распределение расходов бюджета.

 

Экономическая классификация расходов бюджетов РФ определяет направления расходов в зависимости от экономического содержания операций, осуществляемых в секторе государственного управления.

Экономическая классификация расходов состоит из четырех групп:

· расходы;

· поступление нефинансовых активов;

· поступление финансовых активов;

· выбытие финансовых активов.

Кроме того, экономическая классификация содержит группировку статей и подстатей, которые наиболее детально отражают распределение расходов бюджета.

Экономическая группировка статей расходов включает следующие группы статей:

· оплата труда и начисления на оплату труда;

· приобретение услуг;

· обслуживание долговых обязательств;

· безвозмездные и безвозвратные перечисления организациям;

· безвозмездные и безвозвратные перечисления бюджетам;

· социальное обеспечение;

· прочие расходы;

· поступление нефинансовых активов;

· увеличение задолженности по бюджетным ссудам и кредитам;

· выбытие финансовых активов..

Например, статья «Оплата труда и начисления на оплату труда» включает в себя следующие подстатьи:

- заработная плата;

- прочие выплаты;

- начисления на оплату труда.

 

Статистические данные в бюджетной статистике отражаются в форме запасов или экономических потоков (рис. 17.2).

Запасы – это активы и обязательства, имеющиеся у институциональной единицы на определенный момент времени, а также - итоговая чистая стоимость институциональной единицы, представляющая собой разницу между суммой активов и суммой обязательств.

Экономические потоки отражают создание, преобразование, обмен, передачу или исчезновение экономической стоимости. экономические потоки подразделяются на экономические операции и прочие экономические потоки. Основную часть статистического учета составляют экономические операции. Экономическая операция – взаимодействие между двумя единицами на основе взаимного соглашения или действие, совершаемое внутри единицы, которое может быть рассмотрено как операция.

Рис. 17.2. Формы учета статистических данных

При упорядочении данных по экономическим операциям используются следующие экономические категории, отражающие природу экономических операций:

· поступления или платежи;

· поступления или платежи возвратные или невозвратные;

· поступления или платежи возмездные или невозмездные;

· текущие или капитальные поступления или платежи;

· приобретение финансовых активов в целях проведения государственной политики или для управления ликвидностью;

· приобретение финансовых активов или принятие обязательств.

Основным различием в природе экономических операций заключается в их противоположном воздействии на размер финансовых активов органов управления. Поступления увеличивают финансовые активы, платежи – уменьшают их.

Поступления или платежи считаются возвратными, если обратный поток имеет форму договорных обязательств с фиксированным сроком погашения (должником кредитору). В результате такой операции возникает финансовое требование (для одной стороны) и финансовое обязательство (для контрагента), либо – погашение финансового обязательства. Разница между размерами активов и обязательств образует чистую стоимость активов.

Например, к возвратным операциям относятся платежи в счет погашения кредитов в виде товаров и услуг; платежи в счет погашения кредитов; дарение или аннулирование по ссудам; рефинансирование кредитов; погашение кредитов в форме государственных долговых обязательств.

Среди возвратных финансовых операций различают два вида: операции, при которых возникают обязательства органов государственного управления по отношению к другим секторам экономики, и операции, связанные с возникновением обязательств других секторов экономики по отношению к органам государственного управления.

Экономические потоки отражаются по принципу двойной записи. По дебету отражается увеличение актива, увеличение обязательств, уменьшением чистой стоимости активов. По кредиту показывают уменьшение актива, увеличение обязательства, увеличение чистой стоимости активов. Использование принципа двойной записи гарантирует соблюдение равенства:

Совокупная стоимость = совокупная стоимость обязательств + чистая стоимость активов активов

Например, государственная организация в январе приобрела коммунальные услуги на сумму 500 руб., которые были оплачены в соответствии с договором в марте. Баланс активов и обязательств будет выглядеть следующим образом:

За январь

Операции Дебет Кредит
Приобретение коммунальных услуг Расходы на приобретение коммунальных услуг 500 Увеличение обязательств 500 руб.

Уменьшение чистой стоимости активов = 0 - 500 = - 500руб.

 

За март

Операции Дебет Кредит
Оплата коммунальных услуг Уменьшение кредиторской задолженности 500 Уменьшение суммы денежных средств 500 руб.

Изменение чистой стоимости = - 500 – (-500) = 0

 

При невозвратных платежах или поступлениях обратный поток в виде договорных обязательств с фиксированным сроком погашения отсутствует. К невозвратным поступлениям или платежам относятся поступления в виде сборов и налогов, платежи – в виде заработной платы служащих и текущих трансфертов.

Невозвратные платежи (поступления) подразделяются на возмездные и безвозмездные.

Невозвратные возмездные поступления (платежи) имеют место при наличии обратного потока товаров и услуг (бартер; товары и услуги в обмен на сборы; доходы от собственности; дарения в виде товаров и услуг; государственные товары и услуги, предоставленные обществу). Возмездные операции предполагают наличие платежей на условиях компенсации.

Невозвратные безвозмездные платежи (поступления) имеют место при отсутствии обратного потока товаров и услуг (налоги; безвозмездные денежные трансферты и дарения; трансферты и дарения в виде товаров и услуг). Безвозмездные операции не предусматривают получения взамен какого-либо эквивалента.

В зависимости от целевого назначения поступления и платеж подразделяются на текущие и капитальные. Текущие поступления или платежи связаны с текущей деятельностью, капитальные – с операциями по капитальным затратам (операции с капиталом).

К операциям с капиталом относятся поступления и платежи, имеющие целью приобретение, создание или продажу капитальных активов, срок использования которых в процессе производства составляет более одного года. Земля и нематериальные активы также включаются в капитальные активы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 539; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.