Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предпосылки становления древнекитайской философии




Философское мышление в древнем Китае уходит корнями в мифологическое мышление. Согласно мифам, вся природа одушевлена. Каждая вещь, место имеет своих демонов. Умершие становятся демонами, это ведет к культу предков, что формирует консервативность мышления. Демоны или духи, с точки зрения древних китайцев, имеют возможность открывать завесу над будущим, воздействовать на поведение людей. Данное понимание приводит к появлению и развитию гадательной практики с использованием магических формул. Наносились эти формулы на кости крупнорогатого скота, панцири черепах, на глиняные и бронзовые сосуды, позднее были начертаны в книге Перемен. До наших дней дошло достаточно большое количество древнекитайских мифологических книг. Наиболее известные из них, это книги так называемого пятикнижья: 1. Книга песен (Ши цзин, 9-6 вв. до н.э.) Это сборник древнейшей китайской поэзии, в котором мистически объясняется происхождение племен, ремесел, вещей; 2. Книга Истории (Шу Цзин, 1 тысячелетие до н.э.) Это сборник официальных документов, описывающих исторические события; 3. Книга порядка (Ли Шу, 4-1 века до н.э.). Она имеет три части: а) Порядок эпохи Чжоу ли; б) порядок церемоний И Ли: в) Записки о порядке Ли цзи. Данная книга заключает в себе описание правильной организации политических и религиозных церемоний, норм социальной и политической деятельности. В этой книге идеализируется древнейший период китайской истории, который затем считается образцом и мерой для дальнейшего развития; 4. Книга Весны и Осени (Чунь Цю, 1 тыс. до н.э.) В этой книге изложена история государства Лу. Она служила образцом и мерой для решения этических и формально-литературных вопросов; 5. Книга перемен (И Цзин, 12-6 вв. до н.э.) Эта книга для китайцев так же значима, как для мусульман - Коран, для христиан – Библия. Именно в ней осуществляется переход от мифологии к философии. В книге Перемен записано, что весь мир состоит из пяти элементов: огня, воды, земли, железа и дерева. Затем к ним присоединяются еще 3 начала: Инь (женское начало), Ян (мужское начало) и Ци (результат соединения мужского и женского начал). Инь и Ян есть и в мифологической трактовке, где Ян это небесная, мужская и светлая сила, Инь – земное начало, женская темная сила. В книге Перемен эти начала приобретают понятийную основу. Основой исходных текстов в книге перемен являются 64 гексаграммы, это магические символы, образованные шестью линиями. Именно, согласно изменению положений линий в гексаграммах, книга Перемен и получила свое название. В комментариях говорится: «Перемена – это то, что изображено, гексаграммы – это то, что изображает. Решение о действии зиждется на естественном основании. Вещие линии соответствуют движению мира. Так появляется счастье и несчастье, жалость и позор становятся очевидными». Далее, 64 гексаграммы начинают выполнять функции 64 категорий мира.

Возникновение философии в древнем Китае происходило в так называемую эпоху «воюющих государств и ста философских школ». Этот период Китайской истории характерен межфеодальной раздробленностью и распрями. Шла борьба за власть между отмирающей родовой знатью и набирающей силу олигархией. Родовая знать выступала за сохранение старых принципов, олигархия требовала введение правового закона Фа, согласно которому, социальные отношения регулировались бы без скидок на происхождение. Китай в этот период представлял собой воюющее, разделенное на множество частей, государство. Кроме борьбы за власть, в Китае шло соперничество «ста философских школ». Наиболее известные философские школы: школа Инь-Ян, кофуцианство, моизм, школа имен, легизм, даосизм.

Философия Конфуция, конфуцианство. Первым древнекитайским философом был Конфуций (551-479гг. до н.э.) – латинизированная форма китайского имени Кун Фу-цзы. Это человек, которого в Китае называют «Отец китайской нации», либо «Учитель десяти тысяч поколений» Происходил из родовитой, но обедневшей семьи. В 30 лет открыл свою школу, воспитав огромное количество учеников, с которыми впоследствии не расставался. Его беседы с учениками, названные «Лунь юй» («Суждения и беседы»), и составляют основу учения Конфуция. Конфуций неоднократно заявлял, что именно человек – центральная тема его учения. Как сделать человека нравственным, как создать совершенное общество, каким должно быть государство? Основной категорией у Конфуция была категория порядка «Ли». Анализирую современную ему ситуацию, он приходит к выводу, что основной причиной раздробленности Китая является то, что люди не должным образом исполняют свои обязанности, поэтому необходимо воспитать людей в духе исполнения ими своих обязанностей. «Подлинное соблюдение порядка ведет к должному исполнению обязанностей». Кроме того, Конфуций считает, что необходимо дать правилам порядка правильное содержание. Он создает систему правил, которая должна определять жизнь людей в обществе. Некоторые правила порядка Конфуция: 1. взаимность, т.е., не делай другим того, чего не желаешь себе; 2. золотая середина – люди в поступках бывают либо очень осторожными, либо слишком несдержанными, выбирай середину; 3. человеколюбие – каждый человек имеет право на уважение и доброе к себе отношение.

Философия даосизма. Даосизм – философское направление в древнем Китае, основанное современником Конфуция Лао-цзы в 6 веке до н.э. и развитое выдающимися китайскими мыслителями: Чжуан-цзы, Ле-цзы, Ян Чжу. Основной трактат Лао-цзы называется «Дао-дэ-дзин», что означает «Книга пути и благодати». Это направление в древнем Китае серьезно занимается онтологией – учением о бытии. Основное понятие дао (путь) – это универсальная всепроникающая основа сущего и одновременно Путь, Разум, Истина и благость. С точки зрения даосов, дао наделен противоречивыми свойствами. «Дао бестелесно, но в его глубине скрыты частицы. Дао туманно – но в его тумане скрыты вещи. Дао пусто, но оно же и неисчерпаемо. Дао это небытие, но это и постоянное, суть которого нельзя выразить в словах. Дао – это корень неба и земли, мать всех вещей. Дао рождает одно, одно рождает два, два рождает три. Три магическое число. Одно это хаос, который может стать всем, он рождает Инь и Ян, при их взаимодействии рождается энергия Ци, которая рождает все сущее». Даосы выделяют два вида знания дао. Первое, это дао имени, которое существует в виде вещей, его видят и о нем знают тысячи людей. Второе, это безымянное дао, заключающееся в молчании. «Тот, кто знает – молчит, кто говорит – не знает. Только избранные видят за борьбой гармонию, за движением – покой, за бытием – не бытие, это мудрецы». В философии даосизма выделяют два основных принципа. 1. Принцип недеяния: «Мудрый правитель предоставит идти всему естественным путем, путем дао… когда правительство деятельно, народ несчастен… Корень общественных смут в знаниях и желаниях, поэтому нельзя управлять страной при помощи знаний, нужно без знаний и желаний. Нужно отказаться от почитания мудрых, не нужно использовать орудия государства, пусть люди не переселяются со своих мест, не ездят на колесницах, не пишут бумаг…». 2. Принцип слабости: «Стремясь к малому, приобретешь много, стремясь к многому, впадешь в заблуждение. Чрезмерная скупость доставляет большие затраты. Слабое побеждает сильное, мягкое побеждает твердое». Таким образом, противоположности переходят друг в друга и это есть движение дао. «Мир – это священный сосуд, которым нельзя манипулировать. Если кто желает манипулировать им, тот его уничтожит. Кто хочет присвоить себе – потеряет».

Легизм. Это течение формируется как исключительное течение, которое останавливается прежде всего на социально-политических вопросах в эпоху «воюющих государств». Представители школы занимаются проблемами социальной теории и проблемами, связанными с государственным управлением. Основатель школы – Шень Бухай (400-337гг. до н.э.). Во многих вопросах представители легизма согласны с Конфуцием, однако отличались они тем, что отказывались от убеждений и воспитания, а признавали правовое наказание и принуждение. Их идеи воплотил в жизнь император Цинь-Ши-Хуан, диктатор. Изымались и уничтожались книги, подвергались гонениям философы и т д. «Кто разумен, создает законы, кто глуп, тот законами связан. Кто способен, изменяет порядок, кто не способен – тот порядком связан».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 4332; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.