Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема № 6. Философия средневековья: европейская средневековая философия




1.Характерные черты, основные направления и понятия в философии средневековья. Средние века – термин, который ввели в обиход итальянские гуманисты, означает период, начавшийся в 5 веке н.э., со времени падения Рима (410г., иногда 476г. – низложен последний римский император) до эпохи Возрождения (13-14вв.)

Средневековая философия тесно связана с религией. Религия – это такой тип мировоззрения, при котором осмысление мира осуществляется через его удвоение на естественный и сверхъестественный миры. Основу религиозного мировоззрения составляет вера в существование той или иной разновидности сверхъестественных сил, вера в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Внешней, социально значимой формой проявления веры является культ (это система утвердившихся догматов и ритуалов).

Эпоха средневековья выдвинула плеяду выдающихся философов: Августин, Эриугена, Ансельм, Аль-Фараби, Ибн Сина, Ибн Рушд, Абеляр, Роджер Бэкон, Сигер, Фома Аквинский, Скот, Оккам и другие.

Европейская средневековая философия тесно связана с христианством. Христианство возникает в 1 веке н. э. в Восточных провинциях Римской империи. На первом этапе христианство было религией малоимущих слоев населения, преследовалось государством, но со временем к нему присоединяются богатые римские слои и в период с 306 по 337гг. оно становится официальной государственной религией.

Основные идеи средневековой философии:

1. Принцип абсолютной личности – существует один Бог и он абсолютен.

2. Теоцентризм - принцип, согласно которому Бог является центром, фокусом средневековых философских и религиозных представлений.

3 .Монотеизм - Бог един, а не множественен. В отличие от античных богов христианский Бог един и уникален.

4. Креационизм - учение о сотворении мира Богом из ничего. Тем самым дается новый ответ на уже в античности поставленный вопрос о том, как из единого рождается множественное.

5 .Символизм - понимание земного как инобытия мира Бога.

6. Средневековый антропоцентризм: человек - не просто микрокосмос, а созданное Богом привилегированное существо, повелитель всего созданного для него. Главная проблема философии (и религии) - не Космос, а человек. Человек обладает не двумя измерениями, а именно телом и душой, как считали гении античности, а тремя. К первым двум добавляется «дух» (духовность) - причастность к божественному посредством веры. Высочайшая добродетель - не разум, не интеллект, а добрая воля, повиновение заповедям Бога. Вслед за Богом человек причастен к добру. Суть человека - вера, надежда, любовь, «но любовь из них больше». Быть человеком - значит жить по этическим правилам, изложенным Христом в Нагорной проповеди.

7.Общество как «Град земной», как символ и подготовка к «Граду Божьему».

8. Теизм - это религиозно-философские концепции, которые утверждали, что Бог сотворил мир в свободном акте воли и затем им распоряжается.

9. Деизм - это религиозно-философские концепции, которые утверждали, что Бог сотворив мир, далее не принимает в нем какого-либо участия и не вмешивается в закономерное течение его событий.

10. Средневековая герменевтика - искусство интерпретации текстов.

 

2. Христианская апологетика и гностицизм. Зарождающееся христианство должно было бороться за свое «место под солнцем» с античной языческой философией. Философские элементы христианского мышления постепенно развивались в конфронтации с античной мудростью. В хаосе переплетений различных учений и взглядов выступают три основные тенденции. С одной стороны, полностью отвергаются античная образованность и философия, а все истинное и доброе исходит лишь из божественного откровения (например, Тертуллиан); с другой стороны, античная философия принимается положительно как инструмент познания бога (например, гностики). Где-то посредине этих крайних воззрений находятся сторонники гармонического сотрудничества между «божественной» и «философской» мудростью при признании первенства божественного принципа (апологеты, александрийская школа, Августин и др.).

ГНОСТИЦИЗМ. Христианство было вынуждено с самого начала противостоять враждебному окружению. Однако его единству угрожали и внутренние противоречия - необходимо было разделаться со многими течениями, пытавшимися соединить христианство с нехристианскими элементами. Самым распространенным и наиболее опасным для христианства течением был гностицизм,наибольший расцвет которого приходится на середину II в. Гностицизм это общее название учений, сторонники которых стремились «познать», понять свою веру. Гностиками античная философия принимается положительно, как инструмент познания Бога. Гностицизм был одним из многочисленных и сложных явлений в истории религии. Он предшествовал христианству и исходил из религиозно-мифологических представлений Востока (кроме еврейских это были, в частности, элементы вавилонских, персидских, египетских и других представлений). Гностицизм был предзнаменованием зарождения нового этапа в развитии мышления — средневековой христианской философии. Особой чертой, присущей гностицизму является дуалистическое объяснение мира,источник которого — в персидском зороастризме и в некоторых греческих религиозно-философских направлениях. Согласно воззрениям гностиков, борьба света и тьмы, добра и зла имеет универсальное, космическое значение. Она выступает борьбой материи, т. е. зла, с духом, носителем света и добра. Зло происходит из материи, добро — от бога. Важной проблемой гностицизма была теодицея,т. е. доктрина, стремящаяся решить вопрос о происхождении и значении зла в мире, объяснить, почему существует в мире зло, если бог добр и справедлив? Здесь с необходимостью встает вопрос, почему всемогущий бог создал мир зла, выход из которого для человека заключается лишь в искуплении. Гностики решают проблему так: различают бога-творца и бога-искупителя.Таким образом, существуют два божества: бог как всеблагой искупитель и подчиненный ему, даже враждебный, творец (демиург). Гностическое понимание божества обусловлено специфическим представлением о месте человека в мире и о его искуплении. Грешность — это не вина человека, так как душа индивидуального человека является лишь полем боя, на котором происходит вечный спор между добрым и злым принципами. Согласно гностикам, эту борьбу между добром и злом человек наблюдает и познает. Существенной чертой гностицизма была мистика. Мистика это вера в способность человека напрямую общаться с Богом, другими потусторонними силами.Превращение бога в человека и соединение с ним являются великим таинством христианского учения. Мистическая направленность этого учения отвергает логику разума и основывается на неописуемом, бессознательном, экстатическом соединении с богоми другими сверхъестественными силами и явлениями. Познание бога у гностиков не рационально, а имеет сверхъестественное содержание. Гностики были объявлены еретиками за вольную интерпретацию Библии.

АПОЛОГЕТИКА. В борьбе против языческой религии и философии, заблуждений еретиков и атак врагов христианства выступают христианские писатели, названные апологетами(с греческого «апология» — защита). Они обращаются со своими трактатами к правителям и слоям образованных людей, которых они призывают защищать преимущества христианского учения. Апологеты – это сторонники гармонического сотрудничества между «божественной» и философской мудростью при признании первенства божественного принципа.

Апологеты на основе Евангелия пытались решить философские вопросы. Они были первыми христианскими философами, которые хотели приспособить греческое философское учение к потребностям собственных концепций. Их деятельность приходится на II столетие, называемое столетием апологетов — единственно правоверных философов. Интересы апологетов были разные, одни работали в теории становления христианской науки, другие осуществляли практическую деятельность (как пропагандисты). Одни полемизировали с язычниками. Другие — с еретиками. Одни были приверженцами эллинистической духовной культуры, другие — ее противниками. Некоторые предавались метафизическим спекуляциям, другие опирались на трезвые суждения здравого смысла. Одним из первых апологетов был Юстин Мартир (мученик), так называемый Христос в философской ризе (ок. 100—166), который отстаивал истинность провозглашенного учения и почитал философию (платонизм), ибо направлена она ко Христу. И христианство, и философия ведут, таким образом, к богу. К греческим апологетам относится его ученик Татиан, который в апологии «Речь к эллинам» фанатически осудил всю языческую культуру и с ненавистью нападал на античную культуру. К философствующим апологетам, которые стремились доказать независимость христианства от античной философии, принадлежит и Теофил Антиохийский, епископ в месопотамской Аптиохии. В целом, деятельность апологетов можно свести к решению следующих задач:1. защита христианства; 2. распространение христианства; 3. осмысление реальности с позиций христианства: 4. создание теории христианства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 922; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.