Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема № 4. Философские школы древности: философия древней Индии. (1час)




Предпосылки становления древнеиндийской философии. Фундаментальные идеи мировоззрения древних индусов: 1. человеческая душа бессмертна, она обречена на вечные перерождения: 2. вечные перерождения ведут к вечным страданиям; 3. цель любого мудреца есть поиск выхода из круга перерождений.

Эти идеи были изложены в ведах, древних мифологических трактатах индусов. Ведическая литература формировалась в течении длительного исторического периода. (составлялись 9 столетий, с 1500 до 600 лет до н.э.). В этот период формируется классовое общество с развитым земледелием, ремеслами, торговлей социальной структурой и иерархизацией, содержащей четыре главные варны. Высшая - это варна брахманов (священнослужителей, монахов, жрецов), далее, кшатрии (воины и представители прежней племенной власти), вайшьи (земледельцы, ремесленники и торговцы), низшая – шудры (масса непосредственных производителей). В дальнейшем данная система продолжает развиваться и образуется сложная структура каст.

Традиционно ведическая литература разделяется на несколько групп текстов. Прежде всего, это четыре Веды (буквально: ведение). Первая часть – Самхиты, которые состоят из ригведы (гимны в честь богов), атхарваведы (заклинания), самоведы (песнопения), гладжурведы (писания ритуалов). В Самхитах обобщены представления древних индусов о сотворении мира, о жизни вселенной, о богах. Там описано, что мир огромен, ярок и населен божественными прекрасными гигантами. В этой части вед прославляются боги трех сфер: Индра – бог грозы; Синкья – бог огня: Митра – бог солнца. В Самхитах дается описание жизни богов и людей. Боги общаются друг с другом, дружат, любят, у них рождаются дети. Кроме этого, они ссорятся, воюют. В данной книге описана великая война Махабарата. Вторая часть - Брахманы, это сборник ритуальных текстов, наиболее важной частью которого является Шатапатхабрахмана (брахмана сто путей). Третья часть – Араньяки, это книга для монахов, живущих в лесах, для отшельников. Четвертая часть – Упанишады, это философская часть вед, именно в ней осуществляется переход от мифологии к философии. Ранее утверждалось, что мир рожден из яйца огромного животного при помощи богов, то в Упанишадах говориться, что мир произошел из ветра, воздуха и земли. Древнеиндийскую духовную культуру делят на три периода: 1. ранневедический; 2. период Упанишад; 3. период сложившихся философских школ. С появлением философского метода осмысления мира, в древней Индии формируются различные философские школы и направления. Можно выделить два основных направления: 1.ортодоксальное, к нему можно отнести философские школы – веданта, вайшешика, йога, ньяя, миманса, санкхья и др.; 2. неортодоксальное, к нему можно отнести философские школы – джайнизм, буддизм, чарвака-локаята и др.

Ортодоксальные направления древнеиндийской философии. Философские школы, которые признают авторитет вед, считаются ортодоксальными школами древнеиндийской философии.

САНКХЬЯ – одна из ортодоксальных школ. Мировоззренческие установки – существуют два принципа: принцип Брахмана (абсолютное единство всего или всеобщее) и принцип Атмана (индивидуальное множественное начало или душа). В основании мира лежит абсолютно единое – брахма, которая представляет собой единство Атмана и Брахмана. Мир произошел из двух первооснов: пуруши и прокрити. Пуруша - это духовное начало, мировая душа, одушевляющий огонь или энергия. Она состоит из бесконечного количества духовных атомов – дхари (дхармы). Жизнь есть движение дхари или их волнение. Взять жизнь в свои руки, значит успокоить это волнение. Прокрити – это материальное начало, вещество. Прокрити делится на три части или гуны: 1. Саттва – это светлое начало, ведущее к радости, счастью, добру; 2. Раджас – это стихийное начало, ведущее к действию; Тамас – это темное начало, ведущее к лености, к глупости, к злу. Эти три гуны не видны, но сочетаясь с дхари в разных пропорциях, создают чувственно доступное бытие и закон связи, который соединяет эти части в единство. Этот закон называется карма, он возникает из суммы добрых и злых дел, возникает изнутри бытия, из его деятельности и активности. Человек состоит из двух частей, объединенных кармой, которая определяет не только сегодняшнюю жизнь и судьбу человека, но и переход из одной физической жизни в другую, т.е., с одного круга сансары (колесо жизни или круг перерождений) на другой. Основная цель философии Санкхья – избавить человека от необходимости перерождений и кармы и обрести состояние блаженства (мокши). Санкхья оказала значительное влияние на развитие других философских систем, особенной йогу и буддизм.

ВАИШЕШИКА— древнеиндийская философская школа, не отрицающая авторитета Вед, но образованная на независимых основаниях. Создателем се является Канада (Улука), живший, вероятно, во 2 в. до н. э. Вайшешика, как и близкая ей ньяя, признает конечной целью человеческой жизни освобождение индивидуального "Я". При этом главное внимание в ней сосредоточено на проблемах космологии: деятельно разработана теория создания и разрушения вселенной (мировой цикл), дается изложение атомарной концепции мироздания. Весь мир и все объекты познания подводятся под семь категорий; субстанция (дравья), качество (гуна), действие (карма), всеобщность (саманья), особенность (вишеша), присущность (самавая) и небытие (абхава). Среди субстанций различается девять видов: земля, вода, огонь, воздух, эфир (акаша), время, пространство, душа и ум (манас). Качество, существующее лишь в субстанции, насчитывает 24 вида. Действие, свойственное также только субстанциям, имеет пять видов. Небытие насчитывает четыре вида. К вайшешике близка философская система ньяя, с которой позже она образовала единую школу.

МИМАНСА — одна из шести ортодоксальных древнеиндийских философских систем, основывающихся на авторитете Вед. Возникла примерно в V—IV вв. до н. э. Первоначально главной ее целью была зашита и обоснование правильного совершения ритуалов. Позже главной задачей стало исследование познания. Миманса утверждает достоверность всякого познания при наличии нормальных условий (здоровые чувства, наличие объектов и пр.). Особое значение придается соединению знания с верой и отсутствию сомнения. Среди источников познания называются восприятие, логический вывод, сравнение, свидетельство (или авторитет), постулирование, невосприятие. Философы школы мимансы признают реальность материального мира, а также бессмертной души и богов (но отрицают верховного бога, сотворившего мир); считают закон кармы универсальным; учат об особой потенциальной энергии, которая возникает при выполнении ритуалов, накапливается и благоприятно проявляет себя в будущем. Теория познания мимансы повлияла на развитие других школ, в частности, веданты.

НЬЯЯ — одна из классических школ индийской философии, созданная мудрецом Готамой, видимо, в начале н. э. Не отрицает авторитета Вед, но строит свое учение на независимых основаниях. Философы этой школы, как и представители других систем индийской философии, считают главной целью человеческой жизни избавление "Я" от привязанности к телу, к чувствам и к объектам. Освобождение (мокша), означающее абсолютное прекращение страданий, по их мнению, становится возможным благодаря правильному познанию действительности. Поэтому особое значение сторонники этой школы придают умозрению, опирающемуся на логику и ее законы. Ньяя признает четыре самостоятельных источника познания: восприятие, вывод, сравнение и доказательство (свидетельство). Познание, опирающееся на эти источники, признается достоверным. Познание, ориентирующееся на память, сомнение, ошибку, гипотетический аргумент, считается недостоверным. Ньяя детально классифицирует источники достоверного познания, разрабатывает учение о сверхчувственном восприятии иего видах и предлагает решение ряда других важнейших логических проблем, что придает этой системе исключительное значение в истории философии и науки.

ВЕДАНТА (завершение Вед) — наиболее известная и влиятельная система древнеиндийской философии, основа индуизма, одна из шести классических систем индийской философии, ориентирующихся на авторитет Вед. Ее основные положения изложены в "Брахма-сутре" Бадараяны (II—III вв.) — афоризмы, систематизирующие философские учения главным образом Упанишад, — и в комментариях на эти сутры, составленных позже: алвайта-веданта Шанкары (конец VIII—IX вв.) и вишишта-адвайта Рамануджи (XI — XII вв.) Веданта признает единственным источником всего сущего Абсолютную реальность, Брахмана. Духовное начало каждого индивида, его Атман. Материальная вселенная является результатом действия майи, материальной причины, на которую Брахман воздействует наподобие магнита, возбуждая ее активность. Поэтому созданный материальный мир — лишь иллюзия. Истинный мудрец стремится, познав свой Атман, свое внутреннее "Я", слиться с Брахманом и достичь таким образом покоя. Веданта играла ведущую роль среди ортодоксальных систем индийской философии и оказала заметное влияние на развитие философско-религиозной мысли Индии в XIX—XX вв. (учения Вивекананды, Раммохана Рая Гхоша, Рамакришны, Радхзкришнана и др).

ЙОГА — одно из шести направлений в индийской религиозно-философской мысли, опирающихся на авторитет Вед. Сформировалось примерно на рубеже IV—III вв. до н. э. Оформление классической йоги связано с именем "Йоги-сутры" Патанджали (II в н. э.). По философским воззрениям йога примыкает к санкхье, но в отличие от нее признает бытие верховного бога, которого считает высшим объектом размышления для сосредоточения и самопознания. Цель йоги, как и санкхьи — освобождение (мокша). Главное в системе йога — практика, сложный комплекс приемов и методов, для овладения которыми требуется аскетическая дисциплина, жесткий самоконтроль, постоянная тренировка, умение поставить свой организм под начало воле, — комплекс, который обеспечивает вхождение в состояние созерцания (медитации) и обретение истинного знания. К технике йоги как приему сосредоточения и обретения истинного знания обращались древние аскеты и последователи всех направлений индийской мысли. В новое время наиболее видным представителем йоги был Вивекананда. Современные сторонники йоги не считают приверженность к той или иной религии решающим моментом и не ставят целью навязать ученику свою систему взглядов. Главное — помочь овладеть методами, которые позволили бы ученику развить свои познавательные способности, расширить сознание до полного овладения интуитивным уровнем и еще более высокого духовного уровня.

Неортодоксальные направления древнеиндийской философии (Буддизм) Философские школы, которые не признают авторитета вед, считаются неортодоксальными школами древнеиндийской философии.

ДЖАЙНИЗМ — индийское религиозно-философское учение, оформившееся одновременно с буддизмом в VI—V вв. до н. э. вкачестве идейного противовеса кастовому, аристократически замкнутому брахманизму, отрицающее авторитет Вед и как учение, открытое для всех слоев населения. Основателем его считается странствующий проповедник Вардхамана, прозванный Махавира ("Великий герой") и Джина ("Победитель"). Философия джайнов отвергает бытие Бога, утверждает реальность внешнего мира, верит в наличие многих первичных субстанций. При этом духовная реальность, душа и вообще живое (лжива) признается выше неживых субстанций (аджива). Поэтому одной из главных черт джайнизма является сострадание ко всем существам и принцип ахимсы — непричинения вреда живому. Карма (как совокупность всех тенденций, порожденных жизнью души в ее прошлых воплощениях) считается основой, на которую "налипает" более грубая материя. Цель — избавиться от кармы, освободить дживу от материи и достичь освобождения (мокши). В центре учения — проблема личности и обоснование путей ее перехода от несовершенного бытия к совершенному — нирване. Для этого необходимы истинная вера, истинное познание, праведная жизнь. Члены общины Джайнов (миряне) должны выполнять пять основных обетов: не вредить живому, не красть, не лгать, не прелюбодействовать, не стяжать. Соблюдается также множество дополнительных самоограничений. Особо строгие правила жизни соблюдаются монахами-аскетами. Джайнизм до настоящего времени сохранил в Индии значительное влияние (несколько миллионов приверженцев) в основном среди торговцев и ремесленников (сельское хозяйство, сопряженное с убийством живых существ, неприемлемо для джайнистов).

БУДДИЗМ — учение, созданное принцем Сиддхартхой Гаутамой (623-544 гг. до н. э.), заключается в трех ключевых идеях: 1) ненасилие; 2) благоговение перед любой формой жизни; 3) избавление от страстей — причины страданий. Принц, наделенный физическими достоинствами, интеллектуальными совершенствами, богатством, властью был "обречен" на праздную и беззаботную жизнь, но однажды Гаутама увидел страдания человеческие и путь спасения — путь аскезы. Гаутама становится отшельником, пытаясь найти путь спасения человечества от страданий.

Он создает новое учение, сформулировав "четыре благородные истины буддизма":

1) жизнь есть страдание (рождение, болезнь, смерть, разлука с милым, отсутствие того, чего хочется, т.е. пятикратная привязанность к земному — вся человеческая жизнь, включая и наслаждение, есть страдание);

2) причина страданий — страсти, желания человека (Будда говорил: "Избегайте легкомыслия, чуждайтесь страсти и наслаждения"; принципиально важно, что источник страданий — само желание жизни;

3) чтобы избавиться от страданий, надо избавиться от желаний путем достижения нирваны (нирвана — это состояние преодоления страданий, отсутствие страданий. Ее сущность — отсутствие желаний, страстей, уход от мира; полный покой, абсолютная непроницаемость для желаний и страстей);

4) путь, ведущий к нирване — это восьмиричный путь спасения:

1. Истинное воззрение или усвоение четырех благородных истин буддизма.

2. Истинное намерение: принятие этих истин как личной жизненной программы.

3. Истинная речь: воздержание от лжи, от слов, не относящихся к нравственной цели.

4. Истинные поступки: нанасилие, ненанесение вреда живому

5. Истинный образ жизни: развертывание истинных поступков в линию поведения.

6. Истинное усилие: постоянное бодрствование и бдительность, ибо дурные мысли могут возвращаться.

7. Истинное памятование: постоянно помнить о том, что все преходяще.

8. Истинное сосредоточение: духовное самопогружение отрешившегося от мира человека. Учение буддизма потребовало создания тщательно разработанной философии и особой логической системы (это единственная в мире логика, не восходящая к учению Аристотеля — логика навья-ньяя или "новый метод"). Фундаментальной философской энциклопедией буддизма стал трактат "Абхидхармакоша", написанный в V в. Васубандху. В нем по-новому интерпретируются главные концепции буддизма (четыре благородные истины, закон причин и следствий, закон морального возмездия, путь спасения, перерождения, нирвана и др.) на основе теории элементов бытия (дхарма). Трактат Васубандху отличается четкой постановкой вопросов, терминологической определенностью, логикой, тонким анализом и доказательностью. Его можно сравнить по фундаментальности с произведениями Аристотеля и Гегеля. Дхарма — элемент бытия, психофизический компонент, составляющий человеческую личность. Дхарма материальна и не материальна. Как правило, дхарма существует лишь в настоящий момент, хотя возникновение ее из небытия и исчезновение в небытии также предполагает какую-то форму ее жизни. Существует бесконечное множество дхарм, беспрестанное возникновение которых на один миг и составляет материальный и нематериальный мир человеческого бытия и личность. Дхармы делятся на "омраченные" и "неомраченные"; это дало возможность разработать технику освобождения человеком самого себя от "омраченных" элементов и приобретения благоприятных условий на пути для достижения нирваны, которая трактуется Васубандху как форма небытия, противоположная бытию. Существование человека — мгновенное мерцание мириадов дхарм, возникающих из небытия и уходящих в небытие, каждая из которых обладает четырьмя признаками: возникновением, пребыванием, старением и разрушением.

Буддийское понимание кармы: 1) волевые усилия и целенаправленные действия, сопровождающие волевые усилия; 2) воля вселенной, всеобщая сила, которая поддерживает текущую жизнь и моделирует ее формы в различных мирах, жизненное усилие. На первом пункте настаивали сторонники хинаяны ("малая колесница" или "узкий путь спасения" — только путь монаха), на втором — последователи махаяны ("большая колесница", или "широкий путь спасения", когда просветленный может лично спастись сам, но остается в море страданий, чтобы спасти других). Решающее воздействие кармы происходит после физической смерти человека. Именно в момент смерти — рождения карма в соответствии с накопленными добродетелями и пороками реальной жизни должна "перетряхнуть" все составляющие личность дхармы, распределить заслуги не только на предстоящее существование, но и определить интенсивность их воздействия в последующей жизни. В этот момент карма должна определить место рождения, родителей, страну, расу, облик, характер, состояние сознания и т. д. Концепция кармы призвана обеспечить нравственную ответственность за свои поступки, слова и мысли. Она имеет не только всеобщий характер, но и "является чем-то роковым в том смысле, что человек не может избежать последствий своих поступков". С другой стороны, буддизм несколько ограничивает действия кармы и предоставляет человеку определенную свободу для сознательного выбора своих действий: действия и поступки, вероятно, предопределены кармой, но у человека остается возможность совершить их при той или иной степени благости или греховности мысли. Т. е. можно говорить о существовании определенной области для проявления некоторой свободы воли. Наиболее общим условием ее осуществления будет направление усилия сознания в сторону благоприятного, неблагоприятного или нейтрального. Такой подход позволяет перевести теорию в плоскость практической деятельности человека и задать направление движения именно в сторону буддийского этического идеала. Буддизм отрицает Бога — создателя вселенной и творца живого существа. Более того, он отрицает и душу человека. Перенесение моральной ответственности с бога на самого человека было важным моментом в развитии учения о человеке в индийской философии. Человек в буддизме стал творцом собственной судьбы и самого себя.

ЧАРВАКА — материалистическое учение древней и средневековой Индии. Нередко отождествляется с локаятой (букв.: учение, "направленное на этот мир"), более древнего происхождения, возникшее примерно в середине 1 тысячелетия до н.э. Сочинения сторонников этих учений не сохранились. Источниками для изучения материалистических доктрин в индийской мысли служат тексты других философских школ, полемизирующих с ними. Чарвака (как и локаята) отрицает авторитет Вед, существование Бога и души, потустороннего мира, закона кармы и считает существующим и познаваемым лишь то, что может быть воспринято органами чувств. Локаята утвердила принцип свабхавы — индивидуальной природы каждой веши, определяющей ее строение и судьбу. Этот принцип был воспринят чарвакой и дополнен учением о сущем как о спонтанном сочетании четырех элементов: земли, воды, огня, воздуха. Для этической концепции чарваки характерно признание понятий добра и зла иллюзией, созданных человеческим воображением. Отсюда отрицание обрядов, аскетизма, утверждение целью человеческого бытия не добродетели или освобождения, а наслаждения, хотя оно и связано со страданием. Каждая система индийской философии пыталась опровергнуть взгляды чарваков, но тем самым оказывалась вынужденной бороться с собственным догматизмом и более ответственно подходить к своим теоретическим построениям.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 3679; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.