Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Антропоцентризм Николая Кузанского и Леонардо да Винчи




К предшественникам итальянской натурфилософии принадлежит немецкий кардинал Николай Кузанский (1401 —1464). Его филосо­фия природы и космологические воззрения не выходи­ли за пределы религии.

Философское решение Кузанским главной пробле­мы — отношения бога и мира — является геоцентриче­ским, но в то же время содержит элементы и тенден­ции, отличающиеся от средневекового католического богословия. Он исходит из концепции, что познание вещей возможно при помощи чувств, разума и интеллекта, однако знание о конечных вещах всегда выходит за свои пределы. Из этого вытекает, что собственно основой познания должна быть противоположность обыденного, конеч­ного постоянно преодолеваемому знанию, т. е. чему-то абсолютному, определенному, безусловному, а значит «незнанию», неведению об этом безусловном (божест­венном). Безусловное знание мы можем постичь лишь символически. Основой этой символики для Кузанского являются математические символы. Разум подчинен закону противоположностей, для которого справедли­вы «да или нет», круг или многоугольник. В противо­положность этому «незнание» близится к бес­конечному, в котором противоположности взаимно сливаются. Бесконечный многоугольник отождествля­ется с кругом. Если бог бесконечен (бог является по­нятием для наиболее точного выражения максимума), то в нем сливаются все противоположности и никакие рациональные усилия философии не могут выяснить его сущность. Из этого вытекает также отождествле­ние наибольшего и наименьшего в бесконечном, беско­нечное распространение бога во вселенной является тем же процессом, что и развертывание к индиви­дуальному существованию. Так же как бесконечно расширяется свернутый божественный максимум в космосе, подобное происходит и в минимуме, в микро­косме, в человеческом естестве. И у человека осуще­ствляются процессы «завершения», «наполнения», что является не чем иным, как «божественностью», хотя она у единичного человека и ограниченна. Абсолютное слияние божественного и человеческого реализовалось лишь во Христе, отсюда христологический характер учения Кузанского о человеке. Человек — это также «бог», но не в абсолютном смысле. Он является ограни­чением божественного принципа, подобно тому как космос является ограниченным максимумом. Однако он является не только частью целого, но и новым целым целого, индивидуальностью. «Человек созерцает самого себя глазами вселенной (бога)». Этим пониманием Николай Кузанский преодолевает схоластическую креационистическую версию о сотворе­нии мира из ничего, бог не является чем-то вне мира, он находится в единстве с миром.

Космология Кузанского прямо связана с его онто­логией. В ней он предугадывает гелиоцентрическое понимание мира. Мир — не изолированный шар в лоне абсолюта, но он (мир) бесконечен и является беско­нечным шаром. Уже этим его воззрение отличается от геоцентрического, ибо бесконечный шар не имеет определенного центра, он имеет центр везде и нигде. Нигде нет ничего устойчивого и абсолютного, нет так­же и абсолютного покоя. Абсолютной является лишь бесконечность. Кузанский здесь развивает идею о ре­лятивности движения. Своими космологическими пред­ставлениями он предсказал деструкцию птолемеевского понимания космоса, которую начал Коперник и завершили Кеплер, Галилей и Ньютон.

Кузанский развивает идеи диалектики познания сущности и явления. Предметом познания является пантеистический бог, который существует в неразрыв­ном единстве с чувственно воспринимаемым миром природы. Познание «развернутого» мира, т. е. бога, является делом разума, а не веры, которая хочет по­стичь бога в его «свернутой» форме. Таким образом: первый принцип – принцип мистического пантеизма, суть которого в том, мир и природа содержатся в боге; второй принцип, принцип диалектического единства бога, где бог есть единство и борьба противоположностей, третий – принцип развертывания к миру от бога, суть – бог постоянно творит мир, воплощает себя в мире.

Леонардо да Винчи (1452 — 1519). Его мировоззрению свойственен механицизм, натурфилософия, обожествление опыта. Методология. 1. Естественные науки должны обосновываться опытами, экспериментами, философия должна опираться на данные естественных наук. «Мудрость есть дочь опыта». 2. Важную роль отводил математике. Задачей науки он считал выявление причинно-следственных связей, задачу философии видел в создании целостной картины мира и математика здесь нужна для обобщения опыта. Леонардо да Винчи деист, т.е., бог для него был перводвигателем, он не вмешивается в закономерное течение его событий. Бога он понимает как гаранта необходимости природных законов, как верховного мастера, художника. Учение о человеке. Человек состоит из души и тела. Душа природного происхождения и не может существовать без тела. С одной стороны человек творение божье, он имеет душу и разум, с другой – он часть природы. Соединяя в себе эти стороны, он выступает сосредоточием сил природы, сил разума. Отсюда следует, что человек есть орудие природы, с помощью которого она осуществляет свое дальнейшее развитие.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2841; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.