Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: Казахская философия 19, начала 20 веков




Европейский позитивизм и его эволюция. Во второй половине XIX в. позитивизм становится наиболее влиятельным течением западной философии. Позитивизм объявил единственным источником истинного знания конкретные, частные науки и выступил против философии как метафизики, но за философию как особую науку. Под метафизикой они понимали умозрительную философию бытия (онтологию, гносеологию).

Тема № 14. Философия 19 века: философские течения позитивизма, иррационализма и фрейдизма.

Позитивизм - философия позитивного знания, отвергающая теоретические спекуляции и умозрения как средства получения знания. Они говорили, что только совокупность наук дает право говорить о мире в целом. Таким образом, если философия научна, то она должна распрощаться с попыткой судить о мире в целом.

3 этапа в эволюции позитивизма:

1.Собственно позитивизм (30-70 гг. XIX в.) - Огюст Конт, Дж.Ст.Миль, Спенсер.

2.Эмпириокритицизм (конец XIX в.) - Мах, Авенариус.

3.Неопозитивизм (с середины 20-х гг. XX в.) - Шлик, Карнап, Нейроз, Витгенштейн, Б.Рассел.

Основатель позитивизма - О.Конт (1798-1857 гг.). Его работа: “Курс позитивной философии”. Основные идеи этой работы:

1. Попытка классификации наук. Иерархия наук должна быть выстроена от простого к сложному, при котором логическое производит историческое. Низшая ступень - наука наиболее абстрактная и обладающая наибольшей всеобщностью (математика, далее: астрономия, механика, физика, химия, физиология, социальная физика - социология).

2.Пытался определить науку по ее предмету. Однако он исходил при этом из кантовского идеализма, предполагая, что науки имеют дело с метафизикой, с вещью. Так как вещи нельзя познать, то метафизика должна быть отвергнута.

3. Пытается выявить закон 3 стадий развития познания и соответствующие типы мировоззрения:

a) Телеологическая, когда поведение человека определяется буйством фантазии, верой в богов...

b) Метафизическая - бог становится субстанцией...

c) Позитивная стадия - это стадия становления научного взгляда на вещи. Начинается с соединения опыта с абстрактным мышлением.

4.Позитивные науки - попытка создания научной религии. Высшее понятие этой религии - человечество как целое. Прошлое, настоящее и будущее человечества объединены мистической связью. По существу единое человечество - результат, но не предпосылка исторического процесса.

Джон Стюарт Милль (1806-1883 гг.). Основатель позитивной логики и методологии науки. Работа: “Система логики силлогистической и индуктивной”. Идеи Милля имеют социальную устремленность. Он пытается разработать такуютеорию знания, чтобы все знания были бы научными (как в естественных науках). Существует контраст между состоянием естествознания и обществознания. Первое в цветущем состоянии, во втором - топтание на месте, одни системы сменяются другими. Поэтому необходимо организовать помощь социологии со стороны естествознания. Надо методы естествознания применить в социологии. Какие же это методы? Основной метод - физика. Физика - это теоретическое знание, которое позволяет контролировать процессы. Особенность физики - соединение опыта и теории, индукции и дедукции. Развитая физика предполагает 2 уровня знания: a) Эмпирические обобщения; b) Объясняющая теория. Между этими уровнями существует строгая логическая связь - эмпирическое обобщение есть логический вывод из объясняющей теории. Необходимо их взаимоподкрепление. Метод социальной науки должен стать точной копией методов физики.

Герберт Спенсер (1820-1903 гг.). Он, подобно Конту, поставил задачу создать синтетическую философию без самой философии. По Спенсеру - это вся философия, но без метафизики (т.к. метафизика - это попытка судить о мире вещей, которые непознаваемы). Стержнем единства знаний людей является идея эволюции. Процесс эволюции означает возрастание определенности вида. Спенсер выводил эволюцию из закона сохранения и превращения энергии, а последний из закона сознания, т.е. психической привычки человека.

Человек имеет дело со сплошным потоком впечатлений, этот поток - основа закона сохранения. Он пытается применить идею эволюции при рассмотрении теоретического познания: он полагает, что наша иллюзия врожденных идей есть результат накопленной наследственности. То, что для вида апостериорно, для индивида априорно. Т.е., в историческом развитии опыт приводит к возникновению нового знания, а затем это новое усиливается и передается как априорное.

Эмпириокритицизм - теория критики опыта. Главное назначение этой критики - выяснение существа дел. Ее цель - очистить опыт от метафизики. Основатели: Авенариус и Мах, они считали основным законом познания - экономию мышления.

Пытались очистить понимание опыта от таких понятий как материя, субстанция, необходимость, причинность и других рассудочных понятий. В итоге эмпириокритицизм выдвигает представление о мире как совокупности нейтральных элементов и ничьих ощущений. Мир - это опыт, а структуру опыта составляют ощущения. Сами по себе элементы мира нейтральны (к материи, сознанию), различие их функционально: одни и те же элементы мира составляют физическую реальность, и в этом случае они связаны цепью физической причинности. Психологические элементы связаны цепью мнемонической причинности и проявляются в том, что мы называем памятью. Таким образом, эмпириокритицизм исходит из феноменологического понимания психического и физического понимания того, что непосредственно дано нашему сознанию, но не учитывает генезис самого сознания - субъективный идеализм.

Неопозитивизм или логический эмпиризм - Рассел, Витгенштейн, Шлик, Карнап, Франк, Нейрат. Главным идейным источником неопозитивизма был махизм. Но если махисты отстаивали “биолого - экономическую” теорию познания и видели в науке метод упорядочивания ощущений (элементов), то неопозитивисты выдвинули новое понимание научного познания, как логических конструкции на основе чувственных содержаний (чувственных данных). Изгоняли из философии метафизику. Философия имеет право на существование не как мышление о мире, а как “логический анализ языка”. Позитивисты считали основной вопрос философии, а также др. коренные вопросы философии неразрешимыми из-за слабости человеческого разума, махисты - что основной вопрос философии снимается и разрешается учением о нейтральных элементах, неопозитивисты заявляют, что и основной вопрос философии и вообще проблемы, считавшиеся ранее философскими - это мнимые проблемы, которые нужно отбросить как лишенные научного смысла. Все наше знание о мире дают только конкретные науки. Философия не может высказать о мире ни одного нового положения, не может создать никакой картины мира. Ее задача - логический анализ и прояснение положений науки, в которых выражаются знания о мире.

Сведению философии к логическому анализу неопозитивизм обязан Б. Расселу, который воспользовался при этом достижениями математической логики. Попытавшись дать строгие определения математических понятий он пришел к выводу, что вся математика может быть сведена к логике. Далее Рассел придал более широкое значение методу логического анализа и объявил, что “логика - это сущность философии”. Витгенштейн развил эту идею, указав, что философия состоит в логическом анализе языка. Отождествляя всю философию с логическим анализом языка, неопозитивисты исключают из сферы философии почти всю философскую проблематику и тем самым практически ликвидируют философию. Одной из важных задач является отделение предложений, которые имеют смысл, от тех, которые лишены его с научной точки зрения, и таким образом очистить науку от бессмысленных предложений. Неопозитивисты различают 3 типа осмысленных предложений: 1. высказывания об эмпирических фактах (если говорят о фактах и ни о чем более); 2. предложения, содержащие логические следствия этих высказываний и построенные в соответствии с логическими правилами (могут быть сведены к высказыванию о эмпирических фактах); 3.предложения логики и математики (не содержат высказываний о фактах, не дают нового знания о мире, необходимы для формального преобразования уже имеющегося знания). Чтобы выяснить, имеет ли предложение смысл необходим специальный метод –верификация. Суть - в сравнении предложения с действительностью, указании конкретных условий, при которых оно истинно или ложно. Метод проверки еще и устанавливает смысл предложения “значение предложения заключается в методе его проверки”. Фактическая истина состоит в соответствии высказывания факту. Предложения же типа “душа человека бессмертна” бессмысленны, т.к. не могут быть проверены. Под фактами неопозитивисты понимают ощущения, переживания, словом состояния сознания. Утверждение о том, что роза, аромат которой я вдыхаю, материальна, равно как утверждение, что она лишь плод моего воображения - одинаково лишены смысла. Буду ли я считать ее материальной или идеальной это не повлияет на факт, что я чувствую ее аромат и она не станет от этого пахнуть лучше или хуже”. Значит в процессе верификации можно сравнить предложение только с чувственными содержаниями и данными ощущений или переживаний. Оказалось, что ни один научный закон, ни одно общее утверждение типа “все люди смертны” не может быть верифицированы, так как верификация всегда относится к конкретному эмпирическому факту. В силу субъективизма верификации истины положения науки оказались в зависимости от оценки каждого субъекта, производящего верификацию. Поэтому было предложено считать предложения верифицированным, если несколько авторитетных исследователей согласны считать его таковым. То есть, критерий истины - согласие исследователей. Затем было предложено для выяснения истинности предложения сравнивать его с другими предложениями. Понимание истины как соответствия фактам начало уступать место взгляду на истину как на согласованность предложения с системой других предложений, что не может быть основой знания.

2. Традиция европейского иррационализма. Иррационализм в XIX веке. А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, его программа "переоценки всех ценностей" и "имморализм".

Иррационализм - философское учение, настаивающее на ограниченности познавательных возможностей разума и мышления, признающее основным родом познания чувство, интуицию, инстинкт и т. д. Действительность считается хаотичной, подверженной игре случая. На рубеже 19-20вв. это философия жизни, пытавшаяся преодолеть ограниченность механистического материализма с идеалистических позиций. В центре лежало понятие жизни как абсолютного, универсального, бесконечно уникального начала жизни, которое, в отличие от материи и сознания, активно, многообразно, вечно движется. Жизнь нельзя познать чувством или разумом, постигается только интуитивно, доступна лишь переживанию.

Артур Шопенгауэр (1788--1860) последователь Канта, особенно его учения об априорных формах чувственности. Выделял два аспекта постижения субъекта или Я: тот, который дан в качестве объекта восприятия, и тот, который сам по себе, то есть проявлением воли. Мир обусловлен субъектом и ограничен сферой видимости. Сторонник волюнтаризма, сознательная воля у него подчинена слепой, неразумной, бесцельно действующей мировой воле. Критика кантовской вещи в себе трансформировалась в утверждении воли к жизни в качестве основного движущего фактора развития и безусловного первоначала мира. Все явления суть разные ступени объективации воли. Познание, в т.ч. научное, имеет приспособительный характер. Воля, будучи темной и таинственной силой, крайне эгоцентрична, что означает для людей беспокойство, конфликты и т.д. Этический идеал Шопенгауэра - нирвана, полный аскетизм, умерщвление воли. Другой путь освобождения от страданий --- искусство, художник созерцает саму сущность воли и ее адекватные вечные объективации (идеи), что позволяет умиротворить неистовство воли.

Ницше Фридрих (1844-1900). Претерпел эволюцию от романтической эстетизации опыта, культуры через "переоценку всех ценностей" и критику европейского нигилизма к всеобъемлющей концепции волюнтаризма. Основные положения: 1) все существующее есть воля к власти и могуществу; 2) перспективизм --- сам мир есть множество борющихся друг с другом картин мира (перспектив), исходящих из центров власти(силы).

Противник противопоставления истинному миру, мира эмпирического. В основе морали он видит желание (зачастую, бессознательное) физиологически слабых индивидов господствовать над сильными и здоровыми. Апелляция к разуму и правде есть замена физического насилия, способом одной воли доминировать над другой. В том же смысле значима и любая рациональная аргументация. В любой философской полемике речь идет не о поиске истины, а о жизнеутверждении одной стороны за счет противоборствующей. Аналогично в науке. Ценности, все это суть субъективные интерпретации внешнего мира, за которыми стоит цель сохранять некие формы жизни.

Увязывает критику метафизики с критикой ее языка. Подчеркивает несоизмеримость категориальной схемы описания мира реальному положению дел, отсюда неспособность языка, следовательно, и мышления представить какие-либо знания независимо от языка или мышления.

Убеждения в фальсифицирующей природе языка и мышления приводит его к мысли о доминирующей роли действия и воли. Все всеобщие и необходимые истины и т.д. всего лишь удачные находки в борьбе за жизнь и власть, в тоже время они не совсем произвольны, так как определяются органическими чертами человека как вида и его ресурсами, причем они постоянны. Всякие понятия определены полезностью в рамках трансцендентального жизненного процесса. Вводится понятие "родового субъекта", цели и интересы, которого скрыты от отдельного индивидуума. Для него предрассудки разума и формы жизни являются априорными и принудительными, он не может не следовать им. Отсюда фаталистическая идея о вечном возвращении одних и тех же заблуждений, войн, иллюзий, Противостоит этому идея сверхчеловека, необходимость (в т.ч. и через воспитание, и через селекцию) преодоления свойств человеческой природы, например.

Фрейдизм и его развитие. Фрейдизм - название теории и метода психоанализа. Названный так по имени Зигмунда Фрейда (1856 – 1939 гг.) австрийского врача-невропатолога и психиатра. Убежденный детерминист, Фрейд, исследуя причины патологических процессов в психике, решительно отказался от материалистических в своей основе попыток объяснить изменения содержания психических актов физиологическими причинами. Но одновременно он совершенно отошел от материалистического мировоззрения, отказался от объективных методов исследования психики.Суть ее состоит в отрыве психики от материальных условий и причин, ее порождающих. Психика рассматривается как нечто самостоятельное, существующее параллельно материальным процессам и управляемое особыми, непознаваемыми, вечными психическими силами, лежащими за пределами сознания. Над душой человека властвуют, как рок, неизменные психические конфликты бессознательных стремлений к наслаждению (прежде всего половому), к агрессии с "принципом реальности", к которой приспосабливается сознание. Все психические состояния, все действия человека, а затем и все исторические события и общественные явления Фрейд подвергает психоанализу, т.е. истолковывает как проявление бессознательных, и прежде всего сексуальных, влечений. Так, идеальное-психическое (и прежде всего непознаваемое "Оно" - бессознательное) становится у Фрейда причиной истории человечества, морали, искусства, науки, религии, государства, права, войн и т.п.

В первом приближении теория такова. Либидо, в первых работах сексуальная энергия человека, является движущей силой психики. Процесс развития сознания связан в первую очередь с фазами сексуального развития ребенка. Но свободное выражение сексуальности подавляется обществом и воспитанием, накладывается ряд табу, тогда вступают в действие вытеснение и сублимация. Стыдные поступки, запретные мотивы и желания вытесняются в область бессознательного, но продолжают жить в психике человека и оказывают влияние на его действия. Но энергия либидо не может накапливаться, не находя выхода. Поэтому срабатывает механизм защиты, и энергия осуществляется в разрешенных действиях - спорт, искусство, работа, творчество. Таким образом, либидо становится движущей силой прогресса. Если сублимация не происходит, то человек может психически заболеть. «Конь - бессознательное и всадник-разум. Если конь взбесится, то несет всадника, куда ему вздумается». Рационализация --- понятие психоанализа, обозначающее способность и стремление человека объяснить разумными доводами свое поведение, продиктованное мощными импульсами из бессознательного. Раздвигая рамки учения и под влиянием критики, а так же поразившего его факта, что на войне многие сами искали смерти, учение изменилось. Либидо истолковано как Эрос и жизненная сила вообще, и введено новое стремление --- влечение к тому, откуда мы произошли. Так как мы произошли от неживого, то это влечение к смерти Танатос (инстинкт агрессии). Схема психики состоит из трех слоев. Древний, глубинный, неосознанный - Оно. Оно живет в себе и для себя, не считаясь с внешним миром. определяет судьбы народов и даже мира. Второй слой- эго - Я, сознание и самосознание личности. Его функция - быть посредником между эмоциями, которые задает Оно и внешним миром, между влечением и его удовлетворением. Третий слой сверх-Я-подсознание, формируется в процессе воспитания и впитывания социальных норм. Зачастую неосознаваемые, они функционируют в качестве внутреннего цензора между Оно и эго-Я. Несоответствие требований реальности, требований Оно и сверхЯ приводит к депрессиям, чувству страха, подсознательное--- это место, где хранятся некоторые знания и воспоминания, не прорывающиеся в сознание. Свел социальные явления к биологическим, при этом подчеркивал репрессивный характер культуры, то есть социальные нормы и ценности, моральные установки и политические ограничения подавляют естественные инстинкты людей, тем самым лишают их свободы, наслаждения и счастья. По его мнению, люди были бы счастливее, если бы отказались от цивилизации.

Последователи – Адлер, автор индивидуальной психологии, в которой говориться, что основная движущая сила - стремление к преодолению комплекса неполноценности, недостаточного социального положения, физических недостатков. Сновидение есть предвидение подсознанием проблем личности, а задача психологии --- корректировать тот план жизни, который формируется у человека в детском возрасте и определяет дальнейшее поведение личности. Юнг ввел понятие коллективного бессознательного, где в виде изначальных психологических структур – архетипов, хранится опыт человечества. Основное содержание жизни человека - "индивидуализация", стремление к самореализации. Если жизнь этому препятствует, происходит оживление архетипов бессознательного, возникают символические образы, захватывая человека. Толковал архетипы. При этом считал, что на них покоятся все великие идеи. Способствовал развитию сравнительной мифологии. иррационалистические стороны были использованы для обоснования абстрактного искусства и бессознательного характера художественного творчества.

Неофрейдизм. Представители школ "культурного психоанализа" (Хорни, Кардинер, Александер и др.), сохраняют нетронутой основную идеалистическую линию З.Фрейда, отказываясь лишь от тенденции видеть во всех явлениях человеческой жизни сексуальную подоплеку и от некоторых др. методологически несущественных особенностей классического фрейдизма. Фромм - психокультурный фрейдизм. Переход от биологической части к социопсихологизму. Пытается понять механизм взаимодействия психологических и социальных факторов общественного развития. Игнорирует классовую структуру, а сущность человека и исторического процесса понимает только абстрактно-психологически. Говорит о превращении человека в вещь, отчуждении, говорит, что капитализм больное иррациональное общество, пытается соединить марксизм с фрейдизмом. Фрейдо-марксизм - Райх, Маркузе. Отличие: при избытке энергии индивид вступает в противоречие с обществом, отчуждается. Все отношения и прогресс есть результат влияния сексуальной энергии. Господство одних людей над другими обусловлено склонностью людей к садизму и мазохизму. Репрессивная деятельность свойственна не только культуре, но и социально-политическим, государственным структурам. Преодоление отчуждения может быть найдено на пути превращения сексуальной энергии в творческую силу

 

Становление казахской мысли. Для казахского общества характерно философствование в нефилософских формах на уровне универсалий мировоззрения, которые формируют человеческую деятельность. Здесь философемы утопают в традиционных художественных и религиозных текстах, что побуждает историков философии исследовать философские системы в социокультурном плане, изучать тексты мировоззренческого характера. В истории развития духовной культуры казахского народа вторая половина XIX века была переломной. Именно в это время в Казахстане возникла и получила развитие культура просвещения. Ее главными классическими представителями были Ч.Валиханов, И. Алтынсарин и А. Кунанбаев. Просвещение в Казахстане возникло в силу действия общих закономерностей развития духовной жизни человечества. Всюду, где религия и церковь становились на пути развития науки и свободного движения человеческой мысли, возникало просвещение. Оно, следовательно, отражало потребности преодоления теоцентризма и перехода человечества на позиции науки и знания. Казахстан не составлял исключения из этого общего правила.

В результате присоединения Казахстана к России в развитии производительных сил и просвещение степи произошли заметные сдвиги. В судьбах народов региона появилась реальная необходимость осознать эту историческую перемену. Эта необходимость, возникшая во второй половине ХIХ века, имела ведущую роль в развитии общественного сознания в виде просветительско-демократической мысли.

Присоединение к России, широкое знакомство с ее культурой и вхождение через это в развитый мир Европы, хотя и считалась результатом подневолия, но казахское просвещение не обособлялась от мирового процесса, наоборот, развивалось параллельно благодаря благотворному влиянию общероссийского движения второй половины ХIХ и начала XX веков.

Особенность идеологии просвещения заключалась в вере гражданственности, независимости и стремлении к свободе до образования государственности. Пройдя через царское самодержавие и сталинские репрессии, казахская интеллигенция призывала народ к знаниям, их вклад в дело просвещения через свои произведения был неоценим.

Ч. Валиханов – основоположник казахского просвещения. Ч.Ч. Валиханов (1835 - 1865 г.г.) - энциклопедист, востоковед, путешественник, публицист и общественный деятель. Выпускник Омского кадетского корпуса, Валиханов, как ученый просветитель и демократ, оставил за свою недолгую 30 - летнюю жизнь гениальные труды по этнографии, истории, культуре Казахстана и средней Азии. Хотя отдельных трудов, посвященных философской проблеме у ученого нет, но философский взгляд на отдельные предметы прослеживаются почти во всех его произведениях. В частности, это можно заметить в трудах: "Тенгри", "О мусульманстве в степи", "Следы шаманства у киргизов". В первую очередь Валиханов признавал неопровержимость истины, что внешний мир существует вне человеческого сознания. Объясняя причины существования стойкого шаманизма у казахов, он считал, что весь - Солнце, луна, звезды и земля являются началом начал, святыней из святынь. И вместе с тем, во всех исследованиях ученого можно заметить признание Валихановым неслучайной закономерности явлений. Например, в статье "Тенгри" он замечает, что казахи, являясь "традиционными скотоводами", не сомневались в святости домашних животных, преклоняясь перед ними и обожествляя их. Значит, Чокан полностью признавал объективную закономерность существование внешнего мира вне человеческого сознания. Более того, он говорил, что если развитие природы носит закономерный характер, следовательно, закономерным является и развитие общественной жизни.

В своей работе "Следы шаманства у киргизов" он считает, что "таинства" жизни и смерти человека и природы - это неизученный предмет, который надо познать и открыть. Ученый предполагал, что шаманизм возник в результате познавательного поиска человека с природой. Из этого следует, что Чокан Валиханов придавал огромное значение проблеме его появления на свет и уход из жизни. По его мнению, одной из главных причин возникновение шаманизма является огромная любовь человека к природе. Эта любовь пробуждала в людях чувство родства и желание познать тайны мироздания. Немалое значение Валиханов придавал и религиозному толкованию ислама, которые не принесут ничего, кроме мертвой схоластики, притупляющей ум и сознание. Связывая прогресс с улучшением материального благосостояния народа, ученный обнаруживает, что его взгляды на общество построены на верной философской основе. Наряду с этим Валиханов подчеркивает, что разделение общества на группы и сословия противоречат благосостоянию всего народа. Задавая вопрос о том, почему одни народы достигли высокого уровня развития, тогда как другие прозябают в нищете и темноте? Валиханов дает ответ, что все зависит от совокупности влияния физических и социальных условий, которыми обуславливаются все человеческие побуждения и мотивы. Пытаясь осмыслить физические и социальные условия, он приходит к ответу: «Условия племенного организма, среды, климата и почвы должны быть всегда на первом месте». Это географический подход к объяснению действительности. Отсталость народа, с его точки зрения, нельзя сводить только к географической среде, он называет и другие причины: 1. невежество и забитость народных масс, порождаемые развращающим действием религии и поддерживаемые деспотизмом мусульманства; 2. деспотизм самих восточных владельцев: 3. жестокая колониальная «полицейская власть» колонистов.

В отличие от революционных демократов, которые, не исключая важность реформ, ставили в первую очередь путь революционной борьбы, Валиханов придерживается типового просвещения, беря реформу за основу духовного и материального благосостояния народа. По его мнению, первым условием для общественного прогресса является подъем просвещения и науки, за которыми последует и введение реформы. Подчеркивая идею "справедливого правителя", причину социального несчастья он искал во всеобщей безграмотности, говоря о зависимости культурного уровня от экономики, он все-таки придерживался позиции просвещения. В первую очередь, по его мнению, необходимо устранить повальную безграмотность и отставание всего общества, иначе реформа будет не востребована народом. Конечная цель, которую преследует реформа - это построение общества, где не будет социального неравенства народов, где будет жить дух свободы и независимости.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 3087; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.