Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философское понимание движения и развития




Философская герменевтика. Наука о понимании, истолковании текстов. Г.Г. Гадамер создал теорию понимания. П.Рикер анализировал язык в широком контексте социальной жизни и культуры, он применяет герменевтику для исследования литературы.

Экзистенционализм. Источники и смысл. Экзистенциализм - философия существования. Иррационалистическая философия. Наиболее крупные представители: М. Хейдеггер, К Ясперс, Г.Марсель, Ж.П.Сартр, А.Камю, Н.Аббаньяно.

Постпозитивизм. Поиск новой рациональности как попытка преодолеть слабость сциентизма и иррационализма. Постпозитивизмом называется множество концепций, которые пришли на смену позитивизму. Особое внимание уделяется рациональным методам познания.

КАРЛ ПОППЕР. Методология верификации в науке построена на убеждении абсолютности истины, а это иллюзорное представление. Рано или поздно на место старой теории приходит новая, и старое знание признается заблуждением. Поэтому задача эпистемологии, т.е., теории и философии научного познания, заключается не в поиске истины, а в проблеме роста знаний. Рост знаний достигается в процессе рациональной дискуссии, которая неизменно выступает критикой существующего знания. Отсюда название теории КРИТИЧЕКИЙ РАЦИОНАЛИЗМ. Поппер считает, что ученые делают открытия, восходя не от фактов к теории, а от гипотез к единичным высказываниям. Ученые пользуются гипотетически-дедуктивным методом. Из гипотез общего характера выводятся предположения, которые сравниваются непосредственно с протокольными утверждениями. Если относительно теории и протокольных предположений, а также с их совпадения ученые пришли к согласию, то теория считается временно подтвержденной. Так как ни одна теория не может быть подтверждена окончательно, то она по определению имеет гипотетический характер, ее образуют не законы, а правдоподобные утверждения. Всякая теория ненадежна и подвержена ошибкам (принцип фаллибализма). Окончательно подтвердить теорию нельзя, зато ее можно опровергнуть (фальсифицировать). Теория фальсифицирована, если она противоречит опытным данным, иногда всего лишь одному опытному факту. Фальсифицированная теория заменяется новой, на которую обрушивается град рациональной критики. Поппер отказался от узкого эмпиризма и индуктивизма логических позитивистов, заменив их принципами органической связи теоретического и эмпирического уровня знаний. Рост научного знания можно выразить схемой: исходная проблема - множество временных решений основной проблемы --- элиминация, исправление обнаруженных ошибок - новая проблема. Для обоснования своей концепции он пользуется общими идеями эволюционизма (рост научного знания для него является частным случаем общих эволюционных процессов, совершающихся в мире). Различные гипотетико-дедуктивные структуры отличаются своей выживаемостью. В мире организмов выживает наиболее приспособленные, в науке - самые непротиворечивые. Научной признается концепция, которая поддается сопоставлению с опытными данными, следовательно, она в любой момент может быть сфальсифицирована. В отличие от науки, философия не поддается фальсификации, то есть не имеет научного характера. Но, не обладая научным статусом, она обладает смыслом, без нее не обойтись. Решает проблему демаркации науки и философии. Философия есть осмысление роста научного знания, включает в себя принципы рационально-критической дискуссии, фаллибализма и фальсификации. Теория трех миров: 1) философский или физический; 2) ментальный; 3) мир объективной истины без познающего субъекта. Это мир человеческого духа, мир роста научного знания, гипотез, теорий. Проблема понимания истины рассматривается всесторонне - как соответствие объекта и любого его обозначения, как проблема метаязыка науки. Даже сама идея ошибки содержит идею объективной истины, механизм роста - метод проб и ошибок, предположений и опровержений. Пафосом его теории является убеждение в необходимости создания теории научной рациональности, некой системы стандартов и норм роста научного знания, осуществления демаркации научного знания от ненаучного. Эта теория позволит решить три задачи: 1) избегать наивного эмпиризма; 2) не допускать спекулятивных рассуждений в духе немецкой классической философии; 3) не впадать в иррационализм. Его концепция подвергается критике. Свел рост научного знания к дуэли гипотез, фактов, наблюдений. Игнорирует понятие истины, все заменено рассуждениями о правдоподобных утверждениях. Кроме гипотез и фактов, есть еще социальный и технический миры, совокупность множества факторов, которые влияют на рост научных знаний. При научной критике и даже фальсификации теории ученые не спешат отказаться от ее услуг. Его концепция трех миров имеет объективно-идеалистический характер.

ИМРЕ ЛАКАТОС. Реальны лишь те науки, которые позволяют изучать себя с точки зрения определенных логических требований. При этом предложил оригинальный вариант логики догадок и опровержений. Важность сравнений разных теорий друг с другом. К тому же надо сравнивать не теории, а научно-исследовательский программы. Каждая содержит несколько теорий, твердое ядро программы переходит от одной к другой, а защитный пояс может частично разрушаться. Переход к новой программе происходит, когда разрушению подвергается твердое ядро. Новая программа должна быть насыщена новым эмпирическим содержанием по сравнению с предшественницей. Сумел выделить важные моменты в процессе развития знаний. Существенно различать теории и программы и осознавать, в рамках которой ты находишься. Если не знать про другие программы, то сама программа, в которой ты находишься, признается за абсолютное знание и истину, что приводит к однобокости и не использованию достоинств других программ.

ПОЛ ФЕЙЕРАБЕНД. Концепция эпистемологического анархизма. При столкновении теории с научным фактом для ее опровержения нужна еще одна теория. Для этого он выдвигает и разрабатывает принцип полифернации --- размножение теорий. Отстаивает правомерность любой новой теории. Каждый ученый должен творить свободно, как он хочет. При этом следует выдвигать даже неподтвержденные и непроверенные законы и гипотезы. Источником альтернативных идей могут быть знахарство, мистика, восточные культы, здравый смысл, магия и др. Все они имеют собственную ценность. Нет общих норм универсальных критериев рациональности или научности, всегда найдутся факты или обстоятельства, при которых могут пригодиться нормы, стандарты и концепции, отвергаемые в других условиях. Любая теория приемлема. Заслуга в отказе от приобретших устойчивые черты идеалов классической науки, при этом наука предстает как процесс размножения теорий, нет единой линии и даже устойчивых тенденций, а это неправда. Много внимания уделяет проблеме терминологии. Каждая теория создает собственный язык для описания фактов. При этом устанавливает свои стандарты и нормы, которые могут даже противоречить друг другу. Некритические заимствования их терминологии и языка могут повредить ученому. Он не должен поддаваться нормам, а должен исследовать факты сам, не поддаваясь давлению.

ТОМАС КУН. Книга "Структура научных революций" разработал концепцию научных парадигм, нормальной науки и научных революций. Парадигма --- совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование, которая воплощается в научной практике на данном этапе. Парадигма является основанием выбора проблем, моделью и образцом для решения исследовательских задач. Согласно его концепции, на первом этапе научной дисциплины отсутствует система ценностей и согласие относительно целей, теоретических установок, общепринятых методов и фактов. Создание парадигмы означает достижение такого согласия на основе общепринятых образцов теоретических или эмпирических знаний, исследовательских методологий. При этом ученые опираются на особые ценности, используют замкнутый язык и образуют замкнутое сообщество. Переход от одной парадигмы к другой сопровождается коллективным изменением видения, интерпретации эмпирических фактов. Полученные в рамках разных парадигм знания несопоставимы и несравнимы, имеют различный смысл. Сравнение парадигм происходит не на научном, а на естественном и философском метаязыке. Нормальная наука, развивающаяся в рамках одной парадигмы, ведет к совершенствованию теорий и росту эмпирических фактов. Открытие аномальных фактов, необъяснимых в рамках господствующих воззрений, приводит к научным революциям, в ходе которых складываются новые парадигмы. Однако объективного прогресса, связанного с возрастанием объективной истины, он не признает, полагая, что такие знания могут быть охарактеризованы как более или менее эффективные для решения соответствующих задач. Каждая парадигма обладает своими критериями рациональности. Они несоизмеримы, в них нет логической преемственности. Подчеркивает, что наука есть результат действия научных коллективов, школ. Обратил на особую значимость социальных и психологических моментов.

В Германии экзистенциализм стал складываться после 1 мировой войны (обстановка озлобления и уныния). Новая волна - Франция времен оккупации и после 2 мировой войны.

Экзистенциализм поставили вопрос о смысле жизни, о судьбе человека, о выборе и личной ответственности. Исходный пункт философии экзистенциализма - изолированный, одинокий индивид, все интересы которого сосредоточены на нем же самом, на его собственном ненадежном и бренном существовании. Экзистенциальные проблемы - это такие проблемы, которые возникают из самого факта существования человека. Для экзистенциалиста имеет значение только его собственное существование и его движение к небытию. Экзистенциализм объявляет предметом философии - бытие. “Современная философия, как и в прошлые времена занята бытием”- (Сартр). Они утверждают, что понятие бытия является неопределимым, и что никакой логический анализ его невозможен. Поэтому философия не может быть наукой о бытии и должна искать иные, ненаучные, иррациональные пути для проникновения в него. Противопоставляя науку философии, говоря, что наука занимается сущим, а философия - бытием. Наука рассматривает человека как объект, и обезличивает его. Последнее, постигается неопосредованно через рассудочное мышление, а непосредственно открываясь человеку через его экзистенцию. Экзистенция представляет собой центральное ядро человеческого я, благодаря чему, я выступает не как отдельный мыслящий индивид и не как мыслящее всеобщее, а как отдельная неповторимая личность. Экзистенция не сущность человека, а открытая возможность. Важнейшее определение экзистенции - ее необъективируемость. Можно объективировать способности и знания через материальный мир, рассматривать психические акты и деятельность, единственное, что неподвластно объекту – экзистенция. В обыденной жизни человек не осознает экзистенцию, для этого ему надо оказаться в пограничной ситуации. Обретая себя как экзизтенцию, человек обретает свободу. Человек сам свободно выбирает свою сущность, он становится тем, кем он себя сделает. Человек - это постоянная возможность, замысел, проект. Он свободно выбирает себя и несет полную ответственность за свой выбор. Свобода составляет само человеческое существование, человек и есть свобода. Однако свобода понимается экзистенциалистами как нечто неизъяснимое, неподдающееся выражению в понятиях, иррациональное. Свободу они мыслят как свободу вне общества. Это внутреннее состояние, настроенность, переживание индивида. Свобода противопоставляется необходимости. Свобода - это свобода выбора отношения к окружающей действительности. Раб может быть свободным, соответственно, самоопределяя отношение к своему бытию. Свобода становится неотвратимым роком. "Человек осужден быть свободным, "свобода есть мучительная необходимость.

Характерной чертой человеческого существования является то, что он не сам выбирает условия своего существования, он заброшен в мир и подвластен судьбе. От человека не зависит время его рождения и смерти. Это приводит их к мысли, что помимо человеческого существования, существует потусторонняя реальность, которая понимается как способ существования человека, состоящий в озабоченности человека, направленной куда-то вне его. Внутренний мир представляет среду, мир заботы человека, окружающий человеческое существование и находящийся в неразрывной связи с ним. Пространство и время есть способы человеческого существования. Время – это переживание существованием своей ограниченности, временности. Представление о времени до моего рождения и после смерти - произвольная экстраполяция. Говорить о том, что будет после моей смерти бессмысленно.

Личность и общество. Общество - безличная всеобщая сила, подавляющая и разрушающая индивидуальность, отнимающая у человека его бытие, навязывающая личности трафаретные вкусы, нравы, взгляды. Человек, преследуемый страхом смерти, ищет прибежища в обществе. Растворяясь в нем, он утешает себя тем, что люди смертны. Но жизнь в обществе не истинна. В глубине человека скрыто истинное, одинокое существование. Каждый умирает в одиночку.

Хайдеггер. Первично настроение, то есть форма неразвитого сознания. Априорные формы человеческой личности являются: забота, тревога, страх. Это субъективное бытие человека, бытие-в-мире. Есть еще бытие-с-другими, бытие-здесь и др. Чтобы постичь смысл бытия, человек должен отрешиться от целевых установок, осознать свою бренность, грешность, почувствовать себя перед лицом смерти. Тогда увидит ценность каждого момента бытия и отрешиться от общественных идолов – научных абстракций, идеалов и т.д.

Ясперс. В распаде личности видит не болезнь, а поиск своей индивидуальности. Приходит к выводу, что любая рациональная картина мира есть рационализация неосознанных стремлений, так сказать, шифр бытия. Задача философии - раскрыть шифр. Развивает учение о пограничных состояниях - в них человек избавляется от господств норм, ценностей, и очищенное Я дает возможность осознать себя как экзистенцию. Камю - нобелевский лауреат, писатель. Стоит ли жизнь того, чтобы жить? Существование человека абсурдно, вводит категорию абсурда в свою философию. Образ Сизифа - сделал бессмысленное, осмыслил. Не выдерживая, человек бунтует, отсюда революции. Но это не выход. Умонастроение Камю - выражение безысходного одиночества человека. Выход из ситуации - непокорство (Сизиф) и самоубийство. Сартр - дополнение к марксизму. 2 вида бытия --- бытие-в-себе, заменяющее объективную действительность, и бытие-для-себя, тождественной человеческой реальности, т.е. сознанию. Являясь причиной особого рода бытия, сознание есть небытие бытия, но лишь оно является источником активности, движения, многообразия жизни, вносит смысл в инертный и абстрактный мир. В морали у него основная категория --- свобода. Человек или целиком свободен, или его нет вовсе. Это сущность человеческого поведения. Каждый вынужден изобретать для себя свой закон, выбирать свою мораль.

Искусство и теория истолкования, имеющего целью выявить смысл текста, исходя из его объективных (грамматические значения слов и их исторически обусловленные вариации) и субъективных (намерения авторов) оснований. Возникает в период эллинизма в связи с задачами научного исследования и издания классических текстов и развивается далее в рамках толкования “Священного писания”. В XIX в. начинается развитие так называемой свободной герменевтики, не ограниченной предметом, границами смысла текста. У. Дильтей - герменевтика превращается в специфический метод общения наук, призванный обеспечить понимание общественных событий, исходя из субъективных намерений исторических деятелей. При этом понимание противопоставляется объяснению в естествознании, связываемому с абстрагированием и установлением общего, закона. В XX в. герменевтика постепенно оформляется в одну из основных методологических процедур философии, сначала в рамках экзистенцианализма, затем собственно в философию герменевтики. Так у Гадамера, герменевтика приобретает функции онтологии, поскольку “бытие, которое может быть понято, есть язык”, социальной философии, поскольку понимание есть форма существования общественной жизни и “критики идеологии”. Результатом оказывается замыкание философии в кругу языка, что роднит герменевтику с неопозитивистским анализом языка. В рамках Франкфуртской школы (Ю.Хабермас) герменевтика как критика идеологии, должна раскрыть на анализе языка “средство господства и социальной власти”, служащее оправданию отношений организованного насилия. У Хабермаса герменевтика выступает одним из методов консолидации различных течений современной буржуазной философии. Герменевтические процедуры могут быть использованы в истории, юридических и др. науках, имеющих дело с анализом объективированных результатов сознательной человеческой деятельности. Дильтей - герменевтика - это связующее звено между философией и историческими науками.

 

 

Тема: Онтология: основные понятия и категории.

 

ОНТОЛОГИЯ - учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего. Иногда онтологию отождествляют с метафизикой, но чаще рассматривается как её основополагающая часть, так сказать, как метафизика бытия. Термин «Онтология» впервые появился в «Философском лексиконе» Р.Гокленнуса (1613) и был закреплен в философской системе X. Вольфа.

Бытие – самое широкое (абстрактное) понятие, термин «быть» означает наличествовать, существовать. Признание факта существования многообразных вещей окружающего мира, природы и общества, самого человека является первой предпосылкой формирования картины мироздания.

Из этого вытекает второй аспект проблемы бытия, который оказывает существенное влияние на мировоззрение человека. Понятие Бытие (сущее) противостоит категория «ничто». У Демокрита – пустота, у Платона – чистая возможность, пассивность и зависимость.

Третий аспект проблемы – связан с признанием единства мироздания. Человек в своей повседневной жизни, практической деятельности приходит к выводу о своей общности с другими людьми, существования природы и т.д.

Но в то же время для него не менее очевидны и различия, которые существуют между людьми, вещами, между обществом и природой, и т.д. И, естественно, возникает вопрос о возможности всеобщего, то есть, общего для всех явлений окружающего мира. Все многообразие вещных и духовных явлений объединяет то, что они есть, наличествуют, существуют, несмотря на различие форм своего существования. И именно благодаря факту своего существования они образуют целостное единство мироздания. Единое – начало всякого множества, всякого бытия и ума, предшествующее им и превосходящее.

Существование и сущность: в истории философии понятие существования употреблялось обычно для обозначения внешнего бытия вещи, которое в отличие от сущности постигается не мышлением, а опытом. Понятие существования обычно отождествляют с бытием, а понятие сущности служит для обозначения первоосновы, основной черты и источника существования той или иной вещи и в этом смысле сродни категории субстанции. На основе категории бытия в философии дается самая общая характеристика мироздания: все существующее – это и есть мир, к которому мы принадлежим. Эта характеристика не содержит никаких мировоззренческих оценок.

 

МАТЕРИЯ. «Реальность» буквально означает - вещественный, действительный. Объективная реальность – объективный мир, существующий не зависимо от человеческой воли, представлений.

Субъективная реальность – наоборот. Материя – бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем, всеобщая субстанция, субстрат любых свойств, связей, отношений и форм движения. Весь окружающий мир представляет собой движущуюся материю в ее бесконечных формах и проявлениях.

Уже в древности философы пытались представить видимое многообразие вещей как проявление видимого начала. Это общее, несотворимая и неуничтожимая основа всех вещей получила название субстанции. Формирование субстанции - это и формирование научного понимания материи.

В древней Греции под субстанцией материалисты понимали конкретное вещество.

Древнегреческие атомисты считали, что субстанция это атом. Все что состоит из атомов и пустоты. В философии и естествознании Нового времени и в работах Ньютона, Ломоносова анатомические идеи получили развитие. С конца 16 в. до начала 19 в. господствовала механистическая картина мира. Материя рассматривалась как совокупность неделимых атомов, которые наделены геометрическими и механическими свойствами: массой, протяженностью, формой, непроницаемостью и способностью перемещаться. Но в это время были высказаны и другие идеи о материи: 1) о самодвижении в материи; 2) материя понималась как абстрактное понятие, в котором отображены свойства многообразных веществ. 3) материи присуща внутренне мысль.

Идеалисты рассматривали материю как порождение, результат творения противоположной ей духовной субстанции (бога, абсолютной идеи, мирового разума), которая наделила косную, неподвижную материю движением и создала из неё конкретные вещи. Эта же духовная субстанция породила и человеческий разум, который оказывается, таким образом, не связанным с материальным миром ни по происхождению, ни функционально.

Например, субъективные идеалисты отождествляли материю с совокупностью ощущений.

Объективные идеалисты считали, что материя пассивна, инертна. Жизнь ей придает идею. Итак, и для материализма и для идеализма характерно отождествление материи с веществом, с конкретными формами ее проявления; Не проводится различие между философским пониманием материи и естественноисторическими взглядами на существующий мир.

Маркс и Энгельс понимали под материей субстанцию. Материя - это всеобщая носительница свойств, отношений, изменений конкретных вещей. Но материя не существует вне конкретных вещей, а только через них. В начале 19-20 в.в. в естествознании было сделано ряд открытий, которые опровергли старую, механическую картину мира. Открытие рентгеновских лучей подрывает идею непроницаемости материи. Явление дефекта массы, открытое Беккерелем при изучении радиоактивного распада. Был сделан вывод, что материя превращается в ничто. Материя исчезает. Материализм ложен. Открытие Томпсоном электрона отвергает идею о том, что атом не делим. Прежняя картина мира рушилась. В естествознании наступил методологический кризис. Новые открытия не вписывались в старую картину мира.

Перед философией стала задача уточнения понятия «материя». Это сделал Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм»: «Материя - философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается, нашими ощущениями, существующая независимо от них».

В этом определении выделено 2 признака материи:

1) Признание первичности материи по отношении к сознанию (объективность ощущения)

2) Признание принципиальной познаваемости мира.

Ленин разграничивает философское понимание материи и естественнонаучные знания о существующем мире. Ленин способствовал преодолению кризиса в физике, связанного с включением принципа структурности материи и делимости атомов в научную картину мира.

В домарксистской философии материя отождествлялась с конкретными ее видами, напр. атомами и т.д. Отождествление на каком-либо этапе познания философского понятия материя как объективной реальности с конкретными естественнонаучными представлениями о ее структуре и формах по существу приводит к исключению еще неизвестных, но реально существующих объектов и систем из структуры материи, что противоречит принципу материального единства мира. Это единство имеет множество конкретных форм проявления, последовательно раскрываемых наукой и практикой.

Всеобщими формами бытия материи являются пространство и время, которые не существуют вне материи, как не может быть и материальных, которые не обладали бы пространственно временными свойствами.

 

Классификация основных форм существования материи.

Реальный мир - это последовательность бесконечного числа форм материи и соответствующих им форм движения и развития.

Форма материи - это вид материи, материя на определённой ступени развития. Данная классификация исходит из следующих принципов:

1. от простого к сложному;

2. от низшего к высшему.

I. Уровни организации неживой материи:

1. субмикроэлементарный уровень (элементарные частицы и физический вакуум);

2. атомарный уровень;

3. молекулярный уровень;

4. уровень вещества (твердого, жидкого, газообразного);

5. планетарный уровень;

6. уровень планетных систем;

7. галактический уровень;

8. уровень системы галактик;

9. метагалактика.

I. Уровни организации живой материи:

1. доклеточный уровень (ДНК, РНК, нуклеиновые кислоты, белки, вирусы и т.д.);

2. одноклеточный уровень;

3. многоклеточный уровень;

4. уровень популяций (сообщества особей одного вида, которые связаны между собой общим генофондом, скрещиваются и воспроизводят себя в потомстве);

5. уровень биоценозов;

6. уровень биосферы.

III. Уровни организации социальной материи:

1. экономический уровень;

2.. политический уровень;

3. 3. социальный уровень;

4. 4. духовный уровень.

5.

В мире все находится в движении, от атомов до вселенной. Все пребывает в вечном стремлении к иному состоянию, и не по принуждению, а по собственной природе. Поскольку движение есть сущностный атрибут материи, то оно, также как и сама материя, несотворимо и неуничтожимо.

Движение - это способ существования материи. Движение заключено в самой природе материи. Одни формы движение превращаются в другие и ни один вид не берется ниоткуда.

Движение материи - не только механическое перемещение тел в пространстве, но и любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые вызываются этими взаимодействиями.

Движение - это и взаимное превращение элементарных частиц, и обмен веществ в клетках организма, и обмен деятельностью между людьми в процессе их социальной жизни.

Основные типы движения:

1. это движение, когда сохраняется качество предмета;

2.тип движения, связанный с переходом от одного качества к другому, с изменением качественного состояния предмета. Это может быть разрушение предмета, распад его на составляющие элементы, которые представляют особые качества, возникающие в результате преобразования исходного предмета.

Процессы, связанные с преобразованием качества предметов, с появлением новых качественных состояний, которые как бы развертывают потенциальные возможности, скрытые и неразвернутые в предшествующих качественных состояниях, характеризуются как развитие.

Процесс развития - это всегда переход одного качества в другое, направленное формирование новых систем, новых типов организации, которые рождаются из предшествующих им систем.

Две разновидности процессов развития:

1) процессы качественных превращений, не выходящие за рамки соответствующего вида материи, определяющего уровня ее организации;

2) процессы перехода от одного уровня к другому. В неживой природе ярким примером первой разновидности развития может служить эволюция звезд.

Существует несколько качественно различных форм движения материи: механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная... Качественное разнообразие одного уровня не может быть объяснено качественным разнообразием другого. Точное описание движущихся частиц воздуха не может объяснить смысл человеческой речи. Однако необходимо иметь в виду и общие закономерности, свойственные всем уровням, а также их взаимодействие. Эта связь выражается в том, что высшее включает низшее. (ДНК - химические соединения) Однако высшие формы не включены в низшие (нет жизни в химических соединениях). Развитие, необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. Только одновременное наличие всех указанных свойств выделяет процессы развития среди других изменений: обратимость изменений характеризует процессы функционирования; отсутствие закономерности характерно для случайных процессов катастрофического типа; при отсутствии направленности изменения не могут накапливаться, и потому процесс лишается характерной для развития единой, внутренне взаимосвязанной линии. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта, которое выступает как изменение его состава или структуры (т.е. возникновение, трансформация или исчезновение его элементов и связей). Способность к развитию составляет одно из всеобщих свойств материи и сознания.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1102; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.065 сек.