Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И. Алтынсарин и его роль в развитии философской мысли в Казахстане




Ибрай Алтынсарин (1841-1889 гг.). Мировоззрение Ибрая складывалось под влиянием устного народного творчества, прогрессивной русской культуры, трудов европейских мыслителей. Алтынсарин, как и Валиханов, верил в путь просвещения и приложил немало усилий в дело народного просвещения Казахстана. Как и узбекский просветитель Хамза Хакимзаде Ниязи, Алтынсарин является первым народным учителем казахов. В период за 1897 -1889 годы, когда Ибрай работал инспектором народных училищ Торгайской области, он сумел открыть множество новых школ, издать учебный материал, написал "Казахскую хрестоматию". Хотя Ибрай Алтынсарин не писал труды на специальные философские темы, но в его произведениях, посвященных проблеме просвещения, наблюдается своеобразное мировосприятие писателя. По своему мировоззрению Алтынсарина приближен к "деизму". Веря в жизнь окружающей среды вне человеческого сознания, он подтверждает силу бога, создавшего мир. В своих произведениях "Основа мусульманства" и других он говорит, что весь окружающий мир, все живое и неживое создано единым, всемогущим богом, признает объективное существование мира. Особую ценность имеет этические и эстетические взгляды Алтынсарина. Например, в стихотворениях "Лето" и Тека" писатель мастерски рисует красоту природы, не желая красок изображения серебристой воды, сочной зелени леса, голубого горизонта. В трудах и письмах относительно вопросов просвещения, писатель затрагивает проблему преподавания уроков музыки, рисования казахским детям. Из этого следует, что Алтынсарин придавал огромное значение эстетическому воспитанию молодежи. Его взгляды и мысли по эстетическому воспитанию можно считать бесценным наследием, подчеркивающим высокую культуру их обладателя. Общественно - политическим взглядам Алтынсарина присущ по настоящему глубокий демократизм и стремление защитить интерес своего народа. Недовольство колониально - административной реформой царского правительства он выражает в статье "Несчастье киргизов". В выборе правильного пути построение развитого общества Алтынсарина, в первую очередь, возлагал надежды на силу науки и просвещения.

Философия Абая Кунанбаева. Абай Кунанбаев (1845 - 1904 гг.) - великий поэт, демократ - мыслитель, композитор. Его творческое наследие состоит из стихов, поэм, философской прозы, переводов и песенных мелодий. В основу закономерного развития мира он ставил бога. Абай высмеивал религиозный фатализм и религиозное двуличие и невежество ни с точки зрения "атеиста", а с точки зрения "истинной" религии или с позиции рационализированной религии. Пропаганде религиозными руководителями слепой веры он противопоставляет разумное изучение ислама. Говоря его словами, они принимают веру, убедившись в ее необходимости и справедливости, укрепляют ее в себе разумными доводами и т. д.

Мировоззрение Абая многогранно и сложно. По своему мировосприятию он приближен к деизму. Во-первых, он считает, что бог есть первооснова и общая причина мироздания и человека. Во-вторых, как только речь заходит о конкретных вещах, он выступает как материалист. Например, он поддерживает истину существования окружающего мира вне сознания человека. Этому подтверждение 43 слово "Слов назидания". "Слушая ушами, видя глазами, прикасаясь руками, пробуя на язык, вдыхая носом, человек получает представление о внешнем мире". Наряду с этим, в тридцать восьмом слове он делает заключение, что животных, человека, даже машины, фабрики сотворил аллах. Применяя философские задачи "я" и "Мое", делают свои выводы. По нему (поэтому) "Я" - поэт души, "Мое" - человеческое тело. Мне умереть не суждено с самого начала, "Мое" пусть умрет, крепись - так он делал вывод о том, что тело умрет; но душа будет жить. По Абаю. Сознание дано всевышним, но начинает оно функционировать и получать развитие благодаря труду. «Разум и знания являются преобразованиями человеческого труда».

Абай оставил ценные мысли о познании. Через сознание воспринимаем мир, а сила, различающая добро и зло, называется умом. Основной целью познания, по Абаю, является достижение истины для того, чтобы научить человека отличать полезное от вредного, целью же науки он ставил в очеловечивании человека. Во многих стихах и словах - назиданиях можно увидеть идею развития диалектической концепции. Абай говорит о том, что мир меняется, развивается. Вместе с тем, высказывает мысль о том, что каждая вещь имеет измерение, а уметь определять его - большое дело.

Центральными вопросами всей философии Кунанбаева являются морально-этические вопросы. По Абаю, сущность человека определяется не природой, а Богом, следовательно, сущность нравственности от Бога. Он говорит, что люди одержимы пороками, главным из них является невежество, от него происходят все остальные – хитрость, леность и т.д. Но есть люди добродетельные. Следовательно, есть люди плохие и хорошие, от чего так происходит? Абай дает ответ, что человек не является от рождения злым или добрым, несправедливым или милостивым. Тем или другим он становится под влиянием своих современников, под влиянием своего окружения. «Человек – дитя своего времени. Если он плох, в том виноваты его современники». Основой положительных нравственных качеств является жажда знаний, просвещения, науки. Только просвещенный человек старается добыть свой хлеб честным путем, в душу просвещенного человека вселяется свет чисто искренней и истинной веры в Бога.

Абай горячо любит свой народ, ему чужды шовинизм, национализм, религиозная нетерпимость. Он призывал свой народ не стоять на месте, не ограничиваться достигнутым, обогащать свой духовной мир достижениями других народов, в том числе и русского народа.

Жизнь и творчество Абая наполнено глубоким нравственным смыслом. С точки зрения просветительства и воспитательного значения его произведения представляют особую ценность. Суровый счет, предъявленный им своим соплеменникам, мало что оставляет для утешения. Абай заводит разговор по существу ценностей и ориентиров, присущих казахам его эпохи: ложное самомнение в превосходстве над другими, леность, индивидуализм и групповщина, мелкое тщеславие, зубоскальство и глупый смех, потеря совести, высоких стремлений, отсутствия согласия и единения, почтение к ворам, злодеям и мошенникам.

Людские пороки, помноженные на интриги социальных отношений, основанных на отсталости и незавершенности сторон общественного прогресса народа, явились важнейшим объектом мыслительного процесса Абая в его "Словах назидания" и многих других произведений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 3322; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.