КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема № 17. Философия 20 века: постпозитивизм, эксистенционализм, философская герменевтика
Русская религиозная мысль 19, начала 20 веков. Самобытным русским мыслителем был Лев Толстой (1828-1910 гг.). Подвергая критике общественно - политическое устройство России, Толстой уповал на нравственно-религиозный прогресс в сознании человека. Идею исторического прогресса он связывал с решением вопроса о назначении человека и смысле жизни, ответ на который должна дать созданная им истинная религия. В ней он признавал лишь этическую сторону, отрицая богословские аспекты. Отказ от любой борьбы, непротивление злу, проповедь всеобщей любви. “Царство божие внутри нас” - он неприемлил обычное религиозное понимание бога. Всякая власть есть насилие, поэтому отрицал государство. Так как он отвергал борьбу, то упразднение государства должно произойти путем отказа каждого от выполнения общественных и государственных обязанностей. Специфические черты русской философской мысли. Основные этапы развития русской философии. Философская мысль в России формировалась под влиянием общемировой философии. Однако специфика Русской философии во многом складывалась под влиянием социально - культурных процессов, происходивших на Руси. Христианизация Руси сыграла огромную роль в становлении русской философской мысли. Первым русским мыслителем мирового уровня был, конечно же, Ломоносов (1711 – 1765 гг.) - гениальный ученый-энциклопедист. Тема: Русская философия 19 – начала 20 веков А.Н. Радищев (1749 – 1802 гг.) - отстаивал материалистические философские позиции, считая, что “бытие вещей независимо от силы познания о них и существует само по себе”. Впервые в русской мысли систематически разрабатывал проблему человека. Выдающимся русским философом и социальным мыслителем был П.Я. Чаадаев (1794-1856 гг.). Его общефилософская концепция - дуалистическая. Физический мир построен из атомов и молекул, т.е. элементов материальных, из которых образуются все тела. Тела существуют в пространстве, которая есть объективная форма внешнего мира, и во времени, которое субъективно. Движение и взаимодействие рассматривалось им в духе механицизма, которое, однако, ограничивалось миром физических явлений. Сознание человека не подчинено механическим закономерностям природы, а является результатом божественного творения. Познание по Чаадаеву тоже дуалистично: в области естествознания действуют рационалистические и эмпирические методы, а в духовном мире, на объекты, которые обладают свободой, действует откровение. Человек есть объективное единство 2 миров - физического и духовного, как существо свободное, которое в своем историческом бытии подчинено диалектике необходимости и свободы. На понимании соотношения необходимости и свободы во многом строится и концепция философской истории Чаадаева, связанная, прежде всего с заботой о судьбе России. Здесь его взгляды эволюционировали. В начальный период он считал необходимым тотальное единство рода человеческого (применительно к России - единение России с другими народами). Затем взгляды Чаадаева в отношении судеб России изменились. Он стал рассматривать оторванность России от мирового исторического процесса как преимущество, которое позволит быстро овладеть достижениями западной цивилизации, избегнув при этом присущих ей пороков. Своеобразным направлением в Российской философии явились воззрения славянофилов: А.С.Хомякова (1804-1860 гг.) и И.В.Киреевского (1806-1856 гг.). В центре их внимания находится судьба России и ее роль в мировом историческом процессе. В самобытности исторического прошлого они видели залог всечеловеческого призвания России, тем более, что по их мнению, западная культура уже завершила круг своего развития и клонится к упадку, что выражается в порожденном ею чувстве обманутой надежды и безотрадной пустоты. Славянофилы развивали основанное на религиозных представлениях учение о человеке и обществе. Хомяков - учение об иерархической структуре души и ее “центральных силах”. Киреевский - “внутреннее средоточие духа”. Достижение целостности человека и связанное с этим обновление общественной жизни они видели в идее общины, духовная основа которой - церковь. Первоначало всего сущего - бог. Исторический прогресс связан с отысканием “духовного смысла”. Сущность мира может быть познана лишь синтезом всех духовных функций человека, так называемой “Разумной Зрячестью” или “живознанием”, исходное начало которого - религия. Материалистические учения в России 19 – начала 20 вв. Материалисты: В.Г.Белинский (1811-1848 гг.), А.И.Герцен (1812 –1870 гг.), Н.Г.Чернышевский (1828-1889 гг.), Н.А.Добролюбов (1836-1861 гг.), Д.И.Писарев (1840-1868 гг.). Они являлись не только философскими теоретиками, но и идеологами русской революционной демократии. Русские философы прошли поучительную школу немецкой классической философии и французского просвещения. После глубокого увлечения гегельянством, русская философия повернулась в сторону материализма (не без помощи Фейербаха), стремясь, однако сохранить диалектичность. Они обосновали принцип единства сознания и бытия, первичность материи по отношению к сознанию, идею о том, что сознание есть свойство не всей, а только высокоорганизованной материи - мозга. В природе, по Чернышевскому, нечего искать идей: в ней лишь разнооформленная материя с разнородными качествами, в результате столкновения которых и начинается жизнь природы. Обосновали принцип постоянной эволюции общественной истории. Герцен: природа и человеческая история вечно и непрерывно изменяются, они течение, прилив, движение, причем движение происходит посредством борьбы 2 противоположных тенденций: возникновения и разрушения. Развитие идет через противоречия, борьбу нового со старым, отрицанием отжившего нарождающимся. Ф. М. Достоевский (1821-1881 гг.). В своих общественно-политических исканиях он пережил несколько периодов. Увлекался идеями утопического социализма (в кружке Петрашевцев). Затем в его взглядах произошел перелом, связанный с усвоением религиозно-нравственных идей. Исповедывал идеи почвеничества, для которых характерно религиозная ориентированность философского осмысления судеб русской истории. Вся история человечества с этой точки зрения представлялась как борьба за торжество христианства. Русский народ - мессия, носитель высшей духовной истины. Н. Ф. Федоров (1828 – 1903 гг.). Основной труд - "Философия общего дела". В основе философии общего дела лежит специфическое понимание человека. Вопросы - людская разобщенность и невозможность забыть тех, кто ушел. Истоки человеческого бытия коренятся во Вселенной. Человек - существо вертикальное, обращен к небу, следовательно, должен стать свободным. Человек - существо родовое, должен осознавать, что он - сын человеческий. Человек - вершина эволюции, но и ущербен, т.к. смертен. Счастье невозможно до тех пор, пока господствуют разрушительные процессы и люди разобщены друг с другом. Смерть - высшее проявление разрушения. Устранив смерть, человек победит зло. Причина зла - неравномерность нравственности и научно-технического прогресса. Частая смена поколений не позволяет освоить знания предшествующих поколений. Нужно продлить жизнь. Человек должен стать спасителем мира. Общее дело состоит в преодолении смерти и всеобщем спасении. Психократия - община детей для воскрешения отцов. Пороки ко времени воскрешения будут изжиты. Основа морали --- ответственность человека перед предыдущими и будущими поколениями. Одним из выдающихся русских философов был Владимир Соловьев (1853-1900 гг.). Произведения: «Учение о богочеловеке», «Смысл любви», «Оправдание добра». На его взгляды большое влияние оказала христианская литература, идеи неоплатонизма, теософии, средневекового мистицизма, немецкой классической философии и отчасти славянофилов. Общественно-историческая задача философии - спасение человека и человечества. Необходимо подготовить человека к восприятию христианских ценностей. Центральная идея учения - идея положительного всеединства или “всеединого сущего”. Это всеединство являет собой совершенный синтез истины, добра и красоты. Всеединое сущее - сфера абсолюта, божественного - обладает признаками безусловности и всецелости. Реальный мир - самоопределение или воплощение абсолютного-сущего, посредник между ними - София (мудрость божья). Мистический образ всеединственности и вечной женственности. Она же истина, постигаемая через божественную любовь. Материальный мир находится в хаотическом состоянии. Человек является центром всеобщего сознания природы. Его роль - роль освободителя и спасителя природы. Человечество - посредник между природой и божеством. Человек должен изменять природу до ее одухотворения. Отсюда цель мировой истории - единство бога и внебожественного мира, возглавляемого человечеством. Нравственный смысл личности, являющейся связующим звеном между божественным и природными мирами, реализуется в акте любви к другому человеку, к природе, к богу. Истинный предмет любви - Вечная Женственность, личный образ всеединства. Человек нравственен, если свободно подчиняет свою волю служению богу и установлению богочеловеческого царства. В обществе идея “всеединства” раскрывается как богочеловеческий союз людей, как некая вселенская церковь, объединяющая всех и способствующая установлению на земле царства божьего. Залогом такого всеединства является объединение католической и православной церквей. Флоренский П. А. (1882 – 1937 гг.) - продолжатель, стремился создать интегральную систему взглядов с сочетанием религии и науки, техники и искусства. Откровение как способ схватывания истины и дальнейшее ее обогащение наукой и т.д. Вера определяет культ, культ --- миропонимание, а отсюда культура. Богоискательство. Цель общественного развития в осуществлении правильно понимаемого нового христианства. Религиозная реформация, создание богочеловечества, причем религиозные идеалы - вечная жизнь, святость, могут быть воплощены на земле. Бердяев Н.А. (1874 – 1948 гг.). Бердяев пришел к религиозному экзистенциализму. Основные работы: "Смысл творчества", "Смысл истории", "Дух и реальность. В центре --- проблема человека. Исходный пункт --- примат свободы над бытием, свободу не определяет даже Бог, она имеет самодовлеющий характер. Стоит в одном ряду с Богом, творчеством, духом. Онтология Бердяева строится на противопоставлении духа и природы. Дух - субъект, воплощающий в себе свободу, творческое начало, духовность. Дух - это Бог, природа - все, что не находится в духе, что объективно, множественно и делимо в пространстве. Это объекты, вещи. Отношение духа и природы Бердяев определяет дуалистически: 2 обособленных мира, имеющие общий источник, первичный принцип. Бытие проявляется и раскрывается в человеке и через человека. Человек есть микрокосм и микротеос, по подобию Бога, потому он существо беспредельное, свободное и творческое. В то же время, он существо природное и ограниченное. Человек --- пересечение высшего и низшего мира. Отсюда отличие, личность есть категория духовно-религиозная, индивид --- натуралистически-биологическая, часть природы и общества. Становление человека Бердяев понимает как приближение к богочеловеку, единение с Богом. Бог есть смысл и истина мира и духа. Поэтому человек сам по себе, без бога не самодостаточен. Если человек сам есть Бог, то путь отрицания гуманизма, как у Ницше. В богословии тоже заключено рабство в виде идолопоклонничества, отношении к Богу как к Господу. Разрешение проблемы дуализма человека возможно лишь в царстве Божьем. В гносеологии Бердяев отвергает западноевропейское понимание познания. Объект философии познания - мировые тайны, например, тайна свободы, творчества. Основные формы познания - мистический опыт, интеллектуальная интуиция, религиозное откровение. Философская антропология. Внимание философии должно быть обращено к личности, а не к абстрактному человеку. Самое значительное в человеке идет не от социальных влияний, а изнутри. Социальная концепция - мессианство, спасение человечества. 3 силы в истории: Бог, судьба, свобода. Работы Бердяева выражают надежду на восстание личности против мира мертвых объектов, отчуждения. Мир - зло, человек должен приблизить конец мира. Бердяев последним отстаивал идею самоценности конкретной личности. Ценность личности выше абстрактных идей общего блага, интересов коллектива. Проявление человеческой сущности может быть понято только в ее отношении к Богу. Лосский Н.О. (1870-1965 гг.). Интуитивизм. Мир есть органическое целое, сущность действительности составляют "субстанциальные деятели" (подобно монадам), напрямую связанные с Богом. Познание происходит путем научной, мистической или чувственной интуиции (в т.ч. и рассудок). Причем в сознании присутствует сам предмет в подлиннике. Этика и эстетика на основе признания царства божьего с его абсолютными ценностями. Особенность русской философии - ее религиозность.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 982; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |