Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Становление и развитие этнопедагогики




Лекции

Перечисления

Достаточно часто в программе приходится работать с переменной, принимающей одно из нескольких, заранее известных значений. В таких случаях бывает удобно ввести тип, явно определяющий набор возможных значений. Это можно сделать с помощью перечисления enum:

enum DayTime { morning, day, evening, night };

Объявив таким образом тип DayTime и перечислив набор допустимых значений, можно объявить переменную этого нового типа для хранения текущего времени дня:

DayTime current;

а затем присваивать ей допус­тимые значения типа DayTime, например:

current = day;

Контроль, который производит компилятор, при использовании такой переменной в программе, существенно более строгий, чем при использо­вании целого числа.

Для перечислений определены операции сравнения на равенство (= =) и неравенство (!=) с элементами этого же типа, например:

if (current!= night)

... // выполнить действие

Внутреннее представление перечисленных элементов – це­лые числа. По умолчанию элементам перечисления соответствуют последова­тельные целые числа, начиная с 0. Этим можно пользоваться в програм­ме. Во-первых, можно задать, какое число какому элементу перечисления будет соответствовать:

enum { morning = 4, day = 3, evening = 2, night = 1);

// используются числа 4, 3, 2, 1

enum { morning = 1, day, evening, night };

// используются последовательные числа, начиная с 1

enum { morning, day = 2, evening, night };

// используются числа 0, 2, 3 и 4

Во-вторых, значения из перечисления можно использовать в выражениях вместо целых чисел. Преобразования из перечисленных значений в целые и наоборот раз­решены. Однако такая практика не рекомендуется. Для работы с целыми константами лучше использовать символические обозначения констант, а перечисления использовать как перечисления.

по дисциплине «Этнопедагогика»

для студентов заочной формы

ТЕМА 1. Этнопедагогика как отрасль науки.

План:

1. Основные подходы к «определению» этнопедагогики.

2. Предмет этнопедагогики.

3. Основные направления современных исследований в этнопедагогике.

4. Цель этнопедагогики.

5. Ведущая идея народной педагогики.

 

1. Этопедагогика стала рассматриваться в качестве самостоя­тельной науки только в последние 40 лет. Выделение этнопедагогики в качестве самостоятельной отрасли педагогического знания стало возможным благодаря исследованиям Г.Н. Волкова народной педаго­гической культуры. Именно Волков является основоположником раз­вития этнопедагогики в России. Согласно определению Волкова, этнопедагогику можно представить как науку об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации7. Этнопедагогика, в данном случае, понимается как история и теория народного (естественного, обыден­ного, неформального, нешкольного, традиционного) воспитания. Эт­нопедагогика объясняет народную педагогику, собирает современный опыт этнических групп и предлагает пути ее использования в совре­менных условиях в воспитательной практике.

Вопросами этнопедагогического воспитания, кроме Волкова, занимается, на данный момент, большое количество исследователей, которые дают свои «определения» этнопедагогики. Однако все эти определения вытекают из «определения», предложенного Волковым. В качестве примера можно привести ряд авторских определений этно­педагогики.

Согласно определению Пирлиева К., этнопедагогика представ­ляет собой отрасль педагогической науки, которая изучает роль народных масс в создании педагогической культуры, их самобытный опыт, традиции и идеи в области воспитания.

Согласно определению Крысько В.Г. и Саракуева Э.А., этнопе­дагогика занимается анализом влияния национальной психологии на процесс образования тех или иных этнических общностей, учетом за­кономерностей этого процесса в организации и осуществлении педа­гогического и социально-педагогического воздействия.

В целом можно сказать, что этнопедагогика изучает своеобразие содержания, целей, задач, методов, приемов, средств и условий воспи­тания, развития и обучения, характерных для различных народов. В об­ласть ее изучения входят основные педагогические понятия народа. Ее интересует ребенок как субъект и объект воспитания. Этнопедагогика синтезирует опыт семейного воспитания, опыт общинного воспитания (сейчас более применим термин «опыт воспитания в социуме») и рели­гиозного воспитания, а также анализирует данный опыт с помощью со­временного социально-педагогического терминологического аппарата.

2. Предметом этнопедагогики является народная педагогика. Согласно Волкову Г.Н., эта отрасль педагогики включает в себя тра­диции, идеи, взгляды, подходы, выработанные конкретным народом в области образования подрастающего поколения. По его мнению, предмет этнопедагогики включает в себя следующие проблемы:

- педагогика семейного быта;

- поговорки и пословицы народов мира, их значение в передаче нравственного опыта подрастающего поколения, загадки как средство умственного развития человека;

- народные песни и их роль в эстетическом воспитании детей и молодежи, самодельные игрушки и творчество детей;

- детская и молодежная среда, ее педагогические функции;

- колыбельные песни народов мира, материнская школа и мате­ринская педагогика;

- общность педагогических культур разных народов и их нацио­нальная самобытность и др.

Анализируя различные точки зрения на феномен народной пе­дагогики, Джанзакова Ш.И. выделяет следующие подходы к этому яв­лению культурно-педагогической действительности:

- народная педагогика - сумма воспитательных отношений;

- народная педагогика - педагогическая практика народа;

- народная педагогика - сумма педагогических идей;

- народная педагогика - национальная система воспитания чело­века с его национальным самосознанием, нравственным, эстетиче­ским, экологическим отношением к действительности.

Источником содержания народной педагогики, в самом широ­ком смысле, является народная культура, как духовная, так и матери­альная.

Этнопедагогика опирается на результаты исследований этно­графии, фольклористики, археологии, этнопсихологии, истории, куль­турологии, этики, философии и других наук.

3. Возможности использования опыта народной педагогики в современной педагогической и социально-педагогической практике развивались в различных направлениях исследований. Современные исследования в области этнопедагогики можно классифицировать по следующим критериям:

во-первых, по этнической принадлежности;

во-вторых, по содержанию исследований.

Согласно первому критерию можно выделить следующие на­правления исследований: народная педагогика русских, чувашей, та­тар, украинцев, белорусов, якутов, калмыков, грузин, армян, азербай­джанцев, адыгов и т.д.

Согласно второму критерию можно выделить следующие на­правления исследований:

- этическое, нравственное воспитание на основе народных тра­диций (Аганова Э.М., Головин А.Ф., Мелейченко Е.В.);

- развитие культуры межнационального общения, формирова­ние культуры межнациональных отношений (Алирзаев М.Г.);

- этнопсихологические аспекты межличностных отношений (Афанасьев И.Н.);

- воспитательные возможности трудовой подготовки (Головин А.Ф.);

Джанзакова Ш.И. Этнопедагогизация экологического воспитания млад­ших учащихся в казахской школе. Дис... канд. педагогич. наук. - М., 1998. - С. 12.

экологическое воспитание с использованием этнопедагогики (Джанзакова Ш.И.);

- использование педагогической культуры как средства подго­товки в семейной жизни (Иванов СМ., Каскулова Ф.В.);

- особенности поликультурного образования в многонациональ­ной школе (Аракелян О.В.);

- подготовка будущих учителей, способных использовать воз­можности народной педагогики в педагогической деятельности (Ни­колаев В.А. Хакимов Э.Р.);

- рассмотрение взаимосвязи между народной педагогикой и ре­лигиозной культурой (Нурмакова М.С.);

- педагогические условия воспитания гуманных взаимоотноше­ний в многонациональных школах при работе с младшими школьни­ками (Сенатор СЮ.) и т.д.

4. Целью этнопедагогики является формирование «совершен­ного человека». Можно сказать, что формирование совершенного че­ловека является лейтмотивом всего народного воспитания.

Понятие совершенства претерпевало историческую эволюцию вместе с развитием человечества. Совершенствование человека опре­делялось, с одной стороны, наследственностью, а с другой - культурой народа (материальной и духовной). Понятие совершенства всегда но­сило культурно-исторический, этнический характер. Образы «совер­шенства» в русской культуре запечатлены в былинах, сказках и, ко-. нечно, в религиозных текстах.

Для народов Кавказа совершенным человеком являлся «настоя­щий джигит», который в своей деятельности опирается на предписа­ния кодекса приличий, характерных для джигита.

Для русских на былинном уровне, исторически в качестве со­вершенного человека выступали: «добрый молодец», «красна девица» с четко выделенными личностными характеристиками. Каждый на­род создал образец «совершенного человека».

На современном этапе образец народной педагогики в его тра­диционной форме не всегда приемлем из-за его архаичности, но сам подход к определению совершенства в народной педагогике, переос­мысленный с точки зрения современной педагогики, может быть ис­пользован в социально-педагогической практике. Отличительными принципами этого подхода являются:

- четкая сформулированность ожидаемого результата;

- отражение в этой идеальной характеристике всех сторон жиз­недеятельности человека и его отношений с окружающим миром, т.е. использование системного подхода к человеку;

- четкая иерархичность необходимых качеств человека, в кото­рой приоритет отдается нравственным, затем интеллектуальным и уже после этого физическим характеристикам.

5. Ведущей идеей этнопедагогики можно назвать достижение гармонии природно-биологического, социального и духовного в раз­витии человека. Становление идей народной педагогики было тра­диционно ориентировано на отношение к миру не по модели господ­ства и подчинения, а направлено на нравственную ответственность Перед Богом, миром, собой.

Этнопедагогика анализирует имеющийся в ее распоряжении ма­териал с позиций современной педагогической науки, выделяя в на­родном опыте воспитания такие категории, как принципы, методы, средства воспитания и т.д., адаптируя во многом экзотический, само­бытный опыт к современным традициям воспитания.

С одной стороны, такой подход систематизирует народный пе­дагогический опыт, а, с другой, все же лишает его характерного коло­рита, для которого свойственен иной взгляд на всю систему воспита­ния. Такой взгляд отличается целостностью педагогического воздей­ствия на личность ребенка, «скрытым» характером педагогического воздействия, для которого характерно «растворение» в процессе инте­ресной деятельности целенаправленного воспитывающего воздейст­вия взрослых на ребенка, оставляя ребенку опыт субъективной свобо­ды. Для традиционного подхода в народном воспитании характерен более интуитивный выбор воспитательных воздействий, чем рацио­нально просчитанный. Однако с теоретической точки зрения будет полезно проанализировать педагогический опыт с учетом современ­ных требований педагогической науки и перспектив его использова­ния в сфере социальной педагогики.

В качестве иллюстративного материала, по двум причинам, бу­дет использована в основном русская народная педагогика.

Во-первых, из-за особенностей региональной специфики про­живания этнических общностей. Во-вторых, сама русская народная педагогика привлекательна тем, что одной из отличительных черт данной системы воспитания яв­ляется культивирование в детях уважительного отношения к другим культурам.

Вопросы для самоконтроля.

1. Дайте определение этнопедагогики как особой отрасли педагогического знания. Сравните существующие определения этнопедагогики.

2. Опишите предметную область этнопедагогики.

3. Укажите основные источники этнопедагогики.

4. Назовите основные направления этнопедагогических исследований.

5. Дайте определение цели этнопедагогики.

6. Раскройте понятие «совершенного человека» в народной педагогике (с учетом этнической специфики понятия «совершенство»).

7. Охарактеризуйте ведущую идею народного воспитания.

Литература

1. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учебник для студентов средних высших учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. 168 с.

2. Джанзакова Ш.И. Этнопедагогизация экологического воспитания младших учащихся в казахской школе. Дис... канд. педагогии, наук. - Л/., 1998

3. Крысько ВТ., Саракуев Э.Г. Введение в этнопсихологию. Учебно-методическое пособие для студентов. - М.: Институт практической психо­логии, 1996. - 344 с.

4. Николаев В.А. Истоки русской народной педагогики. - Москва -Орел: МПГУ, ОГУ, 1997. -143 с.

5. Николаев В.А. Педагогика русского фольклора. Методическое посо­бие. - Орел, 1997. -143 с.

6. Николаев В.А. Русская народная педагогика. Пособие к спецкурсу. -Орел, 1993. -67 с.

7. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М.: Российское педагогическое агентство, 1995. - 479 с.

8. Пирлиев К. Некоторые вопросы этнопедагогики туркменского на­рода. -Ашхабад, 1990.

9. Рабочая книга социального педагога. Часть 11: Социальная педаго­гика и социальная работа. Пособие для самообразования / Под ред. Н.Ф. Масловой. - Орел, 1995. - 160 с.

 

 

 

В России объективно все более возрастает интерес к этническим проблемам. От их решения во многом зависят конструктивность национальной политики государства и, следовательно, ориентиры обучения и воспитания подрастающих поколений. Этнопедагогические аспекты – зона пересечения различных, нередко полярных интересов. Государство заинтересовано, чтобы система образования была в известном смысле инструментом консолидации этнически разнородного населения. И эту важную задачу отчасти призвана решать этнопедагогика, предметом которой является такой сложный социально-культурный феномен, как народная педагогика.

Первые элементы этнопедагогического знания зародились в период образования начальной этнической общности – племени. На протяжении истории развития человеческого общества этнопедагогическое знание постоянно развивалось, пополняясь новыми элементами. Некоторые исследователи не проводят четкой границы между этнопедагогикой и народной педагогикой и зачастую, описывая традиционный народный воспитательный опыт, используют термин "этнопедагогика". Принципиальное различие между этими научными понятиями определил академик РАО Г.Н. Волков: если народная педагогика имеет отношение к опыту и эмпирическим сведениям и знаниям по вопросам воспитания, которые обычно распространяются устно, то этнопедагогика - сфера теоретической мысли, сфера науки. Народная педагогика– это исторически сложившаяся совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, героическом эпосе, своде правил традиционного поведения и воспитания, обычаях, обрядах, традициях, детских играх и игрушках. Народная педагогика содержит как идеал воспитания, так и пути и средства его достижения. Ценности народной педагогики помогают направить современный учебно-воспитательный процесс на формирование этнического самосознания у подрастающих поколений, развитие у них понимания роли своего народа, этнической группы в социальном окружении, мировой культуре.

Народная педагогика является основным объектом науки этнопедагогики. В народной педагогике превалирует эмпирика, в ней много ценных фактов и оригинальных идей, но нет целостной системы, взглядов, обобщающей теории, а этнопедагогика представляет собой научный взгляд на явление, в ней анализируются социальные и педагогические процессы, взаимосвязи, взаимодействия, взаимовлияния педагогики с образовательно-воспитательными традициями того или иного этноса.

Народная педагогика не является наукой, так как она представляет собой не систему научных взглядов на воспитание человека, а совокупность эмпирических знаний, проверенных практикой воспитания многими поколениями, органично соединенными с жизнью и трудом ребенка. Таким образом, по словам Г.Н. Волкова, этнопедагогику можно было бы, в общем и целом представить как историю и теорию народного (естественного, обыденного, неформального, нешкольного, традиционного) воспитания. Этнопедагогика – наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации.

Имеются две наиболее распространенные взаимоисключающие точки зрения, касающиеся специфики этнопедагогики как науки. Одна из них сводится к обоснованию того, что в этнопедагогике объединены элементы разных наук (философии, антропологии, психологии, педагогики, культурологии и др.), что она по существу – междисциплинарная область научного знания. Другая исходит из того, что это – самостоятельная отрасль научного знания. Кроме того, различные ученые утверждают, что этнопедагогика – это: прикладная наука; отраслевая наука; учебная дисциплина; интегральная область научного гуманитарного знания.

На наш взгляд, этнопедагогика - междисциплинарная область научного знания, сформировавшаяся на стыке философии, педагогики, этнографии, этнокультуры, этнопсихологии, изучающая традиционную культуру и педагогику этнических общностей с целью выявления общих закономерностей их становления и развития, возможностей использования их богатого воспитательного потенциала в современных учебно-воспитательных системах. Необходимо заметить, что в современных педагогических представлениях часто бытует мнение, что исторический опыт предшествующих эпох следует изучать для того, чтобы все лучшее использовать сегодня. Историю народной традиционной культуры и педагогики, безусловно, необходимо знать, но не столько для того, чтобы непосредственно использовать в учебно-воспитательной практике, сколько для того, чтобы создать педагогическое знание, отвечающее потребностям современности.

Появление множества научных исследований "на стыке" разных наук – зримая примета двадцатого столетия. С точки зрения происхождения, этнопедагогика находится в предметном поле педагогики. С точки зрения социального проявления, этнопедагогика охватывает разные области человеческого знания – философию, антропологию, психологию, этнографию, культурологию и др. – и, таким образом, частично входит в предметное поле и этих наук. Как область научного знания этнопедагогика находится в стадии становления и не обладает устоявшимся понятийно-категориальным аппаратом.

Зарождение начальных элементов этнопедагогических знаний относится к периоду родоплеменных общностей. Обобщение этнопедагогических знаний на этом этапе происходило в произведениях устного народного творчества: сказках, легендах, былинах, пословицах, поговорках, а также в традициях, обычаях, обрядах и т.д.

Племена были первой в истории человечества этнической общностью. Традиционная педагогическая культура племен уже включала в себя достаточно отработанные цели и идеалы воспитания, методы, средства обучения и воспитания. Целенаправленно формировались также эт-нопедагогические знания: об истории происхождения рода, о героических делах предков, традициях, обычаях. Молодежь знакомили с преданиями, сказаниями, песнями, раскрывающими суть идеологических установок своего времени (о защите сородичей, родовой земли, свободы даже ценой своей жизни; об уважении предков; необходимости быть достойными их и др.). Чувство связи с достойными героическими предками, осознание себя их соплеменниками, убеждение в необходимости принесения в жертву своей жизни во имя защиты родной земли и своих сородичей – все это становится неотъемлемыми элементами мировоззрения и этнического самосознания. Прослеживается тенденция этнизации народного воспитания, способствующая формированию самосознания и самобытности детей и молодежи. Воспитание пополняется элементами этнического содержания. Например, идеалы харизматических и культурных героев наделяются чертами, наиболее характерными для этого племени; вводятся специфические обряды посвящения во взрослую жизнь, выявляющие готовность защищать свое племя, зачастую включающие испытания на способность переносить физическую боль; своеобразные, приобретающие этническую окраску системы военно-физической подготовки и др. Вместе с тем целенаправленно формируются такие нравственные качества личности, как готовность защищать свою землю, свой народ, преданность своему племени, мужество, отвага, стойкость.

Археологические исследования свидетельствуют, что примерно в IV тысячелетии до н.э. возникли шумерские города-государства Аккад, Вавилон, Ассирия. Их населяли крупные этносы со своей неповторимой культурой. Постепенно происходила дифференциация этнопедагогического знания в соответствии с особенностями этнических культур. Формирующие государственные системы воспитания наследовали этнические характеристики, которые были развиты и усовершенствованы в новых условиях. Развитие письменности явилось важнейшим условием повсеместного распространения школ. Ранние государства использовали в них опыт традиционного народного воспитания для формирования у детей и молодежи этнического самосознания, чувства преданности своему народу, готовности защищать свою землю, мужества, смелости, стремления к сохранению территориального и государственного единства.

Наиболее ранними считаются письменные обобщения традиционного педагогического знания вообще и этнопедагогического в частности, приведенные в древних письменных памятниках: "Законах царя Вавилонии Хаммурапи" (1792— 1750 гг. до н.э.), "Законах Ассирии" (вторая половина II тыс. до н.э.), "Летописи ассирийского царя Ашшурбанипала" (669— 633 гг. до н.э.), "Книге притч иудейского царя Соломона" (965—928 гг. до н.э.) и др. Они позволяют составить представление об организации школьного образования, содержании и методах обучения и воспитания детей в учебных заведениях тех времен.

Обучение везде основывалось, прежде всего, на народных воспитательных традициях предков. Древние источники свидетельствуют о достаточно большом объеме существовавших в то время этнопеда-гогических знаний. Немало часов отводилось заучиванию преданий, сказок, легенд, а также усвоению обрядов и ритуалов. Можно сделать вывод, что первичные этнопедагогические знания, зародившиеся и сформировавшиеся в общем виде еще в первобытном обществе, получили широкое развитие и в последующие исторические периоды.

Великие умы прошлого с большим уважением относились к воспитательным традициям своих предков. Изучая культуру народа, в том числе и педагогическую, они отбирали в ней все лучшее и включали в свои научные труды и повседневную педагогическую практику. Одним из первых мыслителей, занимавшихся изучением и обобщением народной педагогической культуры, был выдающийся китайский философ Конфуций (551—479 гг. до н.э.). Он обогатил этнопедагогику такими мировоззренческими и этическими положениями: незыблемой нормой поведения является сыновняя почтительность и святость любого начинания, предпринятого предыдущими поколениями; в целях достижения социальной стабильности и высокой нравственности общества и, прежде всего, молодежи, должна браться за основу накопленная в прошлом мудрость; в воспитании детей и молодежи необходимо следовать культурным традициям, прежде всего, своего, а затем других народов; основой принципов построения совершенного общественного устройства является гуманность, соблюдение ритуалов и обрядов и практическое воплощение нравственных норм в жизнь; основу образования должно составлять изучение традиций и мудрости предков, а также изучение классических трудов; культура и традиции развивают заложенные в человеке качества в нужном направлении [2].

Значительный вклад в развитие этнопедагогики внес Я.А. Коменский (1592– 1670 гг.) – гениальный сын чешского народа, гуманист, самоотверженный борец за национальную независимость своего народа, один из основателей современной научной педагогики. Величайшая заслуга ученого в том, что он по существу был первым, кто сумел с позиций гуманизма и демократизма осмыслить и обобщить традиционный опыт многих народов в области семейного и общественного воспитания детей.

И.Г. Песталоцци (1746-1827 гг.) - швейцарский педагог-демократ. Его учение значительно пополнило мировую педагогику многими прогрессивными идеями, в том числе и этнопедагогическими. Наиболее значительными из них являются следующие: разработка и научное обоснование демократической системы воспитания и образования детей трудового народа, с учетом многовековых народных воспитательных традиций; изучение и обобщение опыта народной педагогики в Швейцарии по вопросам семейного воспитания и подготовка на этой основе доступной для матерей методики обучения и воспитания детей.

К концу XIX в. зарубежные педагоги и ученые четко осознавали необходимость научного изучения традиционного воспитательного опыта своих народов и использования его огромного прогрессивного потенциала в воспитании детей и молодежи. В 30–40-е гг. XX в. этнопедагогика оформляется как междисциплинарная отрасль научного знания на стыке этнологических, антропологических и психолого-педагогических наук, чему способствует работа американских ученых М. Мид и Дж. Уайтинга, исследовавших традиционную бытовую культуру, брачные и семейные отношения, половозрастное разделение труда, половозрастной символизм, способы и формы социализации детей.

Первые научно-теоретические обобщения традиционного воспитательного опыта русского народа содержатся в письменном памятнике XI в. "Поучение князя Владимира Мономаха детям". Следование традиционному воспитательному народному опыту на Руси в повседневной педагогической практике и работе школ наблюдается до XVII в., однако далее четко обозначается тенденция отрицания всего русского, всего народного и предпочтения иностранного во всех сферах жизни, в том числе и в просвещении. В XIX в. передовые ученые, в частности, славянофилы, тщательно изучают традиционную народную педагогическую культуру, выявляют в ней лучшее и пропагандируют ее использование в образовательной практике.

Неоценимый вклад в изучение, теоретическое обобщение русской народной педагогики внес К.Д. Ушинский. Он разработал теоретические положения, которые положили начало русской этнопедагогике как области научного знания, а именно:

• обосновал один из ведущих принципов этнопедагогики, на котором должно строиться все содержание образования в школе – от восприятия культуры собственного народа через родной язык к культуре соседних народов, затем к пониманию и усвоению мировой культуры;

• установил необходимость культурных международных связей, рассматривая их как эффективное средство обогащения национальных культур; доказал, что нельзя слепо заимствовать воспитательные системы у других народов, поскольку у каждого этноса есть своя особенная национальная система воспитания, т.е. определил, что каждый народ имеет свою особую систему воспитания и что нет общей для всех народов, ее не существует не только на практике, но и в теории; определил, что педагогическая система народа должна базироваться на использовании сокровищ русской культуры в целом; обосновал, что в душе человека черта национальности коренится глубже всех прочих; воспитательные идеи каждого народа проникнуты национальным более чем что-либо другое;

• выдвинул принцип народности русской школы, под которым понимал преобразование всей системы образования на основе установления органических связей с жизнью народа в целом, указал его источники, средства и практически воплотил эту идею в своей учебно-воспитательной работе, учебниках и научных трудах; ввел понятия "народная педагогика" и "народное воспитание", отметив, что школьное воспитание далеко не составляет всего воспитания народа, разработал содержание народного воспитания, включив в него изучение природы, поэзии, отечественной литературы, истории, географии, фольклора;

• рассмотрел вопрос об идеале человека: идеал этот у каждого народа соответствует его характеру, определяется его общественной жизнью (народные идеалы воспитания, набор черт характера и качеств личности у разных этносов различны, каждый народ имеет свой особенный идеал человека и требует от своего воспитания воспроизведения этого идеала в отдельных личностях); показал соотношение личности и народа и доказал, что всякая личность, даже самая одаренная, стоит ниже народа;

• обосновал воспитательное и образовательное значение родного языка, охарактеризовал его как средство проникновения в характер народа, показал его огромную роль не только в воспитании детей, но и в сохранении народной самобытности, так как он связывает отжившие, живущие и будущие поколения в одно великое, историческое живое целое, является лучшим выразителем духовных свойств народа, его лучшим наставником и педагогом, учившим, воспитывавшим все новые поколения задолго до появления книг и школ; научно доказал, что прежде ребенок должен изучить свой родной язык, а потом другие, разработал научные рекомендации не только по изучению родного языка, но иностранных, подчеркивал, что родной язык должен постигаться посредством изучения народной литературы, народных песен, творений народных писателей, живой народной речи; рассмотрел язык как средство не только познания природы, но и приобщения ко всей истории духовной жизни народа; раскрыл воспитательный потенциал русского фольклора и разработал методику его использования в учреждениях системы образования; разработал методику использования знаний по русской народной культуре в учебно-воспитательном процессе учреждений системы образования и внедрил ее в практику работы Гатчинского сиротского института и Смольного института благородных девиц.

В целом можно сказать, что российскими учеными дореволюционного периода, и в особенности К.Д. Ушинским, были разработаны основные теоретические положения этнопедагогики, определены главные направления и средства использования богатейшего наследил народной педагогики в воспитательном прогрессе учреждений системы образования.

После свержения монархии в России в феврале 1917 г. в основу внутригосударственного деления был положен этнический принцип. "Национальная государственность", "национальное строительство" провозглашались как важнейшее достижение новой этнической политики. Образовательная политика "нерусских народов" в 1920—1930-х гг. предполагала учет этнической культуры обучаемых. В связи с этим в системе народного просвещения была выделена самостоятельная категория учебных заведений — национальные школы. Становлению этнопедагогики как области научно-педагогического знания в этот период способствовали работы Г.С. Виноградова, И.Я. Позднеева и др.

Новый этап национальной политики в СССР начался с принятия в 1936 г. "сталинской" Конституции. Вместо учета национальной специфики как в административно-территориальном делении, так и в отношении этнических культур проявляется тенденция унификации.

В 1950—1960-е гг. в связи с ослаблением жесткого централизованного управления и расширением прав республик, в силу решений XX съезда КПСС о массовой реабилитации, в том числе и репрессированных народов, возобновляется интерес к различным аспектам традиционных народных культур. В этот период Б.А. Александров, В.Х. Арутюнян, В.Ф. Афанасьев, К.Ш. Ахияров, А.Ш. Гашимов, Я.И. Ханбиков, А.Ф. Хантибидзе и другие ученые активно исследуют различные аспекты народной педагогики. При этом русская народная культура используется в качестве основы развития национальных культур многочисленных этносов Советского Союза.

Большой вклад в развитие этнопедагогики внес известный чувашский ученый Г.Н. Волков. Он впервые в педагогической литературе применил термин "этнопедагогика". Его научные труды послужили основой для создания концепции этнопедагогики. Сегодня Геннадий Никандрович – наиболее авторитетный ученый в этой области знаний.

В становлении этнопедагогики как науки следует отметить и заслуги В.А. Сухомлинского. Он определил народную педагогику как средство обновления и совершенствования своей учебно-воспитательной работы с детьми; охарактеризовал школу как "колыбель народа", "народный очаг воспитания", "важнейший центр духовной жизни народа"; разработал разнообразные и самобытные формы работы на основе украинской народной педагогики (Сад матери, праздник бабушки и дедушки, комната сказки, уголок мечты и др.); доказал, что школа лишь тогда школа, когда главный предмет в ней человековедение; определил главнейшую задачу школы – формирование у детей и подростков убеждений в высоком назначении человека, в том, что он частица бессмертного народа; подчеркнул — учебные заведения должны воссоздать в каждом поколении философию родного народа, его широкий и оригинальный взгляд на мир, национальную психологию и характер, самобытную культуру, тесные духовные связи с другими народами; особо отметил, что народоведческий подход в учебно-воспитательном процессе позволяет добиваться глубокого познания учащимися важнейших источников, питающих любовь к родной земле, Родине; определил источники народного патриотизма в современном понимании: материнская, отцовская любовь, колыбельная песня и родной язык, картины родной природы (склоненная над прудом ветка, высокий пирамидальный тополь, песни соловья и др.), требующее труда отцовское плодородное поле, история родного народа; мир наших предков, исторические судьбы других народов и т.д.; разработал оригинальные формы внедрения творческих традиций народа в современную воспитательную практику (театр сказки, кукольный театр, сочинение сказок и т.д.); показал роль семьи, матери в формировании личности ребенка, постижении им мира прекрасного.

С середины 1970-х вплоть до 1990 г. в этнопедагогических исследованиях обозначились две тенденции: 1) этнопедагогика должна изучать и использовать в учебном процессе традиционную народную педагогическую культуру; 2) этнопедагогика – это основа, на которой должен строиться учебно-воспитательный процесс всех учреждений системы образования, направленный на овладение ценностями национальной и мировой культуры. В связи с тем, что основным языком обучения в эти годы был русский, перед системой образования национальных республик ставились задачи восстановления статуса родного языка и построения общего образования с учетом этнической специфики традиционной культуры коренных этносов. В образовательной политике этого периода четко обозначилась тенденция трансформации школы из унитарной по содержанию образования в двуязычную и поликультурную с приоритетом родного языка и национальной культуры.

После распада СССР в бывших союзных республиках произошел резкий переход к обучению на родном языке. Изучение традиционной этнической культуры коренных народов было объявлено первоочередной и главнейшей задачей. В связи с этим резко увеличился удельный вес исследований национальных традиционных педагогических культур. Но начиная с 1996 г. наблюдается спад научных интересов к проблемам этнопедагогики [4]. В какой-то мере сказалось то, что элиты стран СНГ осознали объективную необходимость в интеграции с Россией, исходя из своих национальных интересов, а не в размежевании с ней.

В России на рубеже XX–XXI вв. в исследованиях по проблемам этнопедагогики особое внимание уделяется трансляции родной культуры, формированию национального характера и национального самосознания, определению этнического образования как открытой педагогической системы, выводящей носителей традиционной этнической культуры к общероссийской и мировой. При этом русская культура объективно остается для российских этносов единственным посредником с мировой культурой. В соответствующих научных работах преимущество отдается разработке таких аспектов: теория и практика семейной этнопедагогики народов России (Б.Ш. Алиева, Р.А. Алихонова, А.А. Григорьева, И.С. Портнягин, Э.И. Сокольникова и др.); этнопедагогическая подготовка учителей, преподавателей различных типов учебных заведений (Т.В. Анисенкова, Л.С. Берсенева, Т.В. Давыдова, А.Н. Яковлева и др.); этнопедагогическая культура народов России (М.Ю. Айбазова, С.П. Беловолова, В.А. Николаев и др.); разнообразные аспекты построения образования на этнокультурной основе разных народов (Д.М. Вердиев, М.Е. Ержанов) и др.

Преимущественное количество диссертационных изысканий составляют исследования проблем традиционного семейного воспитания. На современном этапе, в условиях сохраняющейся межнациональной нестабильности и возможного обострения межнациональных конфликтов особую актуальность приобретают проблемы разработки научно-методологического и методического содержания общего образования на этнокультурной и биокультурной основе, опирающегося, с одной стороны, на общечеловеческие ценности, а с другой – на национально-культурные и регионально-этнические традиции.

В регионах через возрождение народных традиций, обычаев стремятся формировать у подростков и молодежи принципы духовности, ориентировать их на усвоение общечеловеческих ценностей: мир, природу красоту, гуманность и т.п. Но эта работа все еще носит бессистемный, эпизодический характер и полностью зависит от инициативы и творческого потенциала руководителей учреждений системы образования. Оптимальное решение этих проблем во многом зависит от качества научных исследований и понимания, что глубинный смысл этнопедагогических знаний не в разъединении, а напротив, в единении российских народов, в преодолении межнациональных противоречий.

Литература

1. Волков Т.Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 2004.

2. Конфуций И. Антология гуманной педагогики / Сост. В.В. Малявин. М., 1996.

3. Виноградов Г.С. Народная педагогика. Иркутск, 1926.

4. Загузов Н.И. Докторские исследования по педагогике и психологии (1937–1999 годы). 3-е изд., испр. и доп. М.,

 

 

Тема 3. Народное воспитание в наследии классиков и современников педагогической науки.

 

Взаимодействие народной педагогики, народного воспитания отчетливее всего прослеживается в творческом наследии вели­ких педагогов. Особенно значимыми являются опыт и идеи Яна Амоса Коменского, Константина Дмитриевича Ушинского, Антона Семеновича Макаренко, Василия Алексан­дровича Сухомлинского.

Я.А. КОМЕНСКИЙ. Много сил и ума положил Коменский для объединения народов Европы вокруг идей гуманизма и демократии. Сам он трудился в Швеции, Венгрии, Польше, Голландии, Англии. Он утверждал идеи межнационального гуманизма. На основе патрио­тической, этнической самоидентификации строилось его братское отношение к другим народам. Уже первые его работы носили на­родно-педагогический, национально-педагогический характер.

Он всесторонне изучает жизнь народа, пишет его историю, исследует географию, составляет карту Родины, собирает чешские пословицы: «Мудрость предков - зеркало для потомков». Вне поля зрения Коменского не остается ни один аспект национального развития: к своей «Великой дидактике» он идет через «Чешскую дидактику», создает труд «О чешской поэзии», в котором воспевает богатство чешского языка и осве­щает важные вопросы поэтического творчества. Многие десяти­летия он отдает сбору материалов для основного своего труда «Сокровищница чешского языка». Ему очень дороги народные традиции и обычаи, его внимание при­влекают национальные особенности, становление культурной общности, общность исторических судеб людей, живущих на данной национальной территории.

В духовной культуре народа родной язык - одно из самых цен­ных сокровищ. Нежнейшую любовь к своей Родине, к своему наро­ду Коменский выражает, проповедуя неиссякаемую любовь к родно­му языку. Коменский боролся за то, чтобы дело демократического и национального на­родного движения, которому он преданно служил всю свою жизнь, было продолжено и развито в новых условиях его учениками и по­следователями. Великий педагог-гуманист добивался того, чтобы учителя де­тей народа были подлинно народными. Первое и главное требо­вание к ним - изучать, любить родной язык, устное творчество народа. Народный педагог, по мнению Коменского, должен быть патриотом родного языка, родной культуры.

Патриотическая преданность своему народу побудила Комен­ского к внимательному изучению народных традиций воспитания и к их творческому использованию в создании научной теории педагогики. В качестве эпиграфа к сочинению «Об изгнании из школ косности» взята поговорка «Дело молодых - работать, дело старых - советовать», встречающаяся у многих народов в таком же виде.

О высокой оценке педагогических традиций народа можно судить и по содержанию образования, которое Коменский пред­лагал для пансофической школы. По его мнению, учащимся школы следует предлагать рассказы на моральные темы, кото­рые могут быть заимствованы из устного народного творчест­ва, проводить с детьми состязания по отгадыванию загадок, изучать обычаи народа, его прошлое и т. д. «Кто успевает в нау­ках, но отстает в добрых нравах, тот скорее отстает, чем успевает» - повторяет он народную поговорку, подчеркивая необхо­димость нравственного воспитания.

Коменский доказал, что только тот народ, который знает и любит свой родной язык, может претен­довать на любовь других народов.

К.Д. УШИНСКИЙ считал, что система воспитания порождается исто­рией народа, его потребностями и бытом, его материальной и духовной культурой, она не может существовать вне решения ост­рых социальных проблем. Труды Ушинского представляют новый этап в педагогической культуре народов России и всего мира.

Особенно велики заслуги Ушинского в духовном объедине­нии и идейном сплочении прогрессивных педагогических сил в самой России. Все лучшие отечественные педагоги так или иначе были последователями Ушинского. Вывод о том, что воспитание народно, национально, следует считать научным, ибо «Каждый образован­ный народ только тогда имеет значение в науке, когда обогаща­ет ее истинами, которые остаются такими для всех народов».

Ушинский был вдохновителем педагогов тех народов, которые добивались своей, национальной школы. Это делало великого рус­ского педагога народным просветителем всероссийского и мирово­го масштаба. Борясь за русскую национальную систему воспита­ния, он не провозглашал ее исключительной для России, а предпо­лагал творческую переработку и применение ее к просвещению других народов. Исходя из общей теории Ушинского, все педагоги могли создавать свои национальные - украинскую, чукотскую, гру­зинскую, татарскую, якутскую, чувашскую и т. п. - системы про­свещения. Таким образом, просветители-демократы других народов считали закономерным перенесение положений Ушинского о национальной (русской) системе воспитания в любую националь­ную педагогическую систему, т. е. принимали его педагогику как науку, обогащающую истинами первостепенной важности все на­роды страны. Тем более что и сам Ушинский понимал важность духовного сотрудничества народов в составе единого государства.

Прекрасно зная обычаи, обряды, традиции родного народа, Ушинский глубоко проникал в его духовную жизнь. В поле его зрения были все сферы духовной жизни славянских народов, он восхищался преемственностью и общ­ностью их культур. Кроме этого, в трудах Ушинского получила мно­гостороннее отражение жизнь многих народов мира: Китая и Индии, Аргентины и Чили, Центральной Азии и Северной Америки.

Опора на совершенные знания существенных черт духовной жизни многих народов - один из основополагающих принципов педагогической системы Ушинского, свободной от национальной ограниченности и имеющей поэтому огромную притягательную силу.

Великий педагог обращает внимание на симпатичные ему чер­ты национальных характеров. Рус­ский педагог относится к патриотическому чувству всех народов с уважением и пониманием. Именно такое отношение ко всем на­родам и позволило Ушинскому позднее доискаться до причин живучести в людях народности, чувства любви к Отечеству.

Ушинский особо выписывал из этнографических работ нацио­нальные характеристики народностей, в его критических статьях нашлось место и большим, и малым народам.

На основе сравнения народностей, их истории, обычаев, ду­ховных сокровищ, языков Ушинский приходит к оценке духов­ного своеобразия русской нации и связанного с ним своеобразия языка. Лич­ным примером Ушинский учил педагогов других народов любви к своим корням, родному языку.

А.С. МАКАРЕНКО. Новаторство Макаренко - в переосмыслении всего того богат­ства педагогической культуры, которое создано человечеством, пре­жде всего славянами, особенно же - русскими и украинцами. Это и «Слово о полку Игореве», и «Поучение Владимира Мономаха», и братские школы Львовщины и воспитательная система казаков За­порожской сечи, и Григорий Сковорода, и Ушинский, и Пирогов.

Макаренко воспитывался в рабочей среде, жил и трудился среди крестьян, с раннего детства испытывал на себе влияние народных педагогических традиций. Мир тружеников, в среде которых он родился и вырос, он с гордостью называет «моим миром». Отношение Макаренко к этому миру, к его педагогической культуре представляет огромный интерес. Народная педагогика, опирающаяся на житейскую мудрость, на «обыкновенный здра­вый смысл», в творчестве Макаренко представлена чрезвычайно широко. Та самая педагогика, которая существовала в народе испокон веков, которая имела свое влияние на подрастающее по­коление и помимо школы, иногда и вопреки ей, которая жива и сегодня как неразрывная часть бессмертной народной мудрости, эта самая педагогика была не только предметом особенного вни­мания Макаренко, но нередко - и его опорой.

Одной из центральных проблем в педагогике всех народов была проблема родного языка. Для Макаренко родной язык - естественная потребность любого человека.

Педагог-демократ считал закономерным интенсивный обмен духовными ценностями между русским и украинским народами. Для него была бесспорной активная роль украинцев в обогаще­нии духовной культуры народов и в сфере языка. Сам он это де­лал сознательно и активно. В русском тексте он оперирует укра­инскими словами без каких-либо оговорок, ибо считает, что такие слова, как парубок, селянин, хлопец, шлях и многие другие стали составной частью русского языка. Персонажи его произведений очень часто прибегают к украинской речи.

Макаренко как бы суммирует и своеобразно трансформирует две великие, две богатейшие и древнейшие культуры - русскую и украинскую. Его произведения - блестящий образец культурного содружества, пример педагогической общно­сти двух народов.

Макаренко - чрезвычайно своеобразный писатель и в плане эт-нопедагогическом. Для него в образах важнее всего - педагогиче­ский смысл. Образ им раскрывается через педагогическое действие или педагогическую идею.

Макаренко утверждает величайшее значение народной педаго­гики в новых условиях. Он призывает внимательно изучать не только коллективный педагогический опыт народа, но и чутко прислушиваться к голосу талантливых педагогов из среды трудо­вого народа.

Не отказываться от старого в разумной и полезной его части -такова установка Макаренко. Не разрушение традиций, а их пере­осмысление и наполнение новым содержанием - вот что необходи­мо, по его мнению, педагогам-гуманистам.

В то же время педагогу было органически чуждо сентименталь­ное любование стариной: в народной жизни немало было противо­речивого, угрюмого, грубого, что порождалось условия­ми жизни. Макаренко призывает к критическому отбору народных традиций. Народный педагог не мог допустить пренебрежительного отношения к богатствам природы и народной души. Большое внимание как фактору воспитания Макаренко уде­лял народным игре и танцу. В танце проявляется национальный характер, в нем есть место раз­вернуться талантам и проявить, реализовать себя как личность - главная ценность которой - любовь к Родине. Патриотизм и гума­низм составляют нераздельное единство, и педагога не покидает патриотический пафос, когда он раскрывает лучшие качества рус­ского человека, воплотившиеся в народный идеал: оптимизм, ин­теллектуальное богатство, духовность, скромность и простота.

Последовательное проведение принципа народности в системе воспитания Макаренко исключает какое бы то ни было диктатор­ство, ибо не может быть тоталитарной педагогика великого наро­да, народа-героя, народа-творца, таковой не может быть педаго­гика, выросшая из народной и поставленная на службу народу.

В.А. СУХОМЛИНСКИЙ. Василий Александрович Сухомлинский был одним из образо­ваннейших педагогов своего времени. Своим учителем Сухомлинский называл Макарен­ко. Он является горячим приверженцем идей Ушинского о принципе народности как наиболее полном отражении духовных сокро­вищ народа, его многовековой культуры, творческих способностей и деятельности. Сухомлинский практически доказал, что осуществ­ление гениальных идей патриарха российской педагогики стано­вится возможным только в условиях подлинно народной системы образования и воспитания.

Духовное богатство личности, как полагает Сухомлинский, - это прежде всего часть духовного богатства нации. Сухомлинский решительным образом требует самого бережного отношения к ду­ховным сокровищам народа, решающими из которых он считает традиции воспитания подрастающих поколений.

В последних книгах Сухомлинского, во всех его последних статьях красной нитью проходит мысль о необходимости возрож­дения прогрессивных педагогических традиций народа, о широком внедрении их в семью и школу. Он рассказывает детям сказки, вместе с ними поет народные песни, организует проведение на­родных праздников. Его ученики сами придумывают сказки, пишут сочинения по пословицам, решают народные задачи-загадки. Эле­менты народного творчества используются в оформлении школы, классов, кабинетов, зала, рекреаций. Он культивирует трудовые традиции, в целях воспитательного воздействия пропагандирует народное искусство и обрядность, обучает детей народным прави­лам приличия и хорошего тона. Обстановку, в которой общаются дети вне школы, он максимально приближает к той, в какой игра­ли, трудились и развлекались дети народа.

Из всех средств воспитания наиболее значимым Сухомлинский считает родное слово. «Язык - духовное богатство народа», - пи­шет он. «Сколько я знаю языков, столько я - человек», - гласит народная мудрость. Но богатство, воплощенное в сокровищах язы­ков других народов, остается для человека недоступным, если он не овладел родной речью, не почувствовал ее красоты. По его мне­нию, речевая культура человека - это зеркало его духовной культу­ры. «Важнейшим средством воздействия на ребенка, облагоражи­вающим его чувства, душу, мысли, переживания», - утверждает пе­дагог-мыслитель, - «являются красота и величие, сила и вырази­тельность родного слова».

В трудах Сухомлинского получили всестороннее развитие идеи классиков педагогики о родном языке. Он постоянно вну­шал учителям и родителям: «Словом своим деды и прадеды на­ши передавали нам свои заповеди, свою любовь к родному краю и прежде всего - любовь к родному языку». Духовное единство подрастающего поколения с народом обеспечивается посредст­вом родного языка.

С огромной любовью Сухомлинский писал о русском, белорус­ском и других родственных русскому языках. Как настоящий гума­нист, он гордился расцветом всех народных языков, ценил их свое­образие. Так, например, чувашский язык он называл одним из бо­гатейших языков нашей страны по словарному запасу и образным средствам. Ему была близка и понятна великая историческая мис­сия русского языка. Он не только призывал любить, но и сам «глубоко и нежно» любил русский язык, в совершенстве владел им, знал наизусть «Евгения Онегина», «Кому на Руси жить хорошо», «Мертвые души» и «Слепого музыканта», «Записки охотника», «Степь» и много страниц произведений Толстого и Достоевского, добрую половину стихов Тютчева и Никитина, Маяковского и Есе­нина, Ахматовой и Твардовского. Для него русский язык был неис­черпаемым источником мысли, чувств, стремлений. Пример педа­гога побуждал и его воспитанников к уважительному отношению к языку народа, создавшего бессмертную культуру. По мнению Су­хомлинского, самая высокая и святая миссия народного педагога - научить молодое поколение уважать все созданное поколениями предшественников, каждое из которых влило свою каплю в тот океан, который представляет собой народная духовная культура.

Настолько восторженным было отношение Сухомлинского к народным пословицам как к педагогическим миниатюрам, что по их образцам он создавал свои афоризмы. Он считал эффективными народные формы сохранения и распространения педагогической мудрости. Народные пословицы лежат и в основе запове­дей Сухомлинского, например: «"Три бедствия есть у человека -смерть, старость и плохие дети", - говорит украинская народная мудрость. Старость неотвратима, смерть неумолима, перед ними никто не может закрыть двери своего дома. А от плохих детей дом можно уберечь, как и от огня. И это зависит не только от родите­лей, но и от самих детей». Школа становится под­линным очагом культуры лишь тогда, - говорил Сухомлинский, - когда в ней царят четыре культа: культ Родины, культ человека, культ книги и культ родного слова.

Принцип народности в воспитании у Сухомлинского глубоко гуманистичен и интернационален. В воспитании детей в духе дружбы народов он выделял два взаимосвязанных направления. Цель первого - пробуждение у учащихся братских чувств к другим народам. Педагог устанавливает духовное обще­ние своих воспитанников с детьми других националь­ностей. Основными формами такой работы в школе были рассказы, беседы, которые чередовались с чтением книг о дружбе народов, о тяжелых испытаниях, выпавших на их долю, о совместном ратном труде.

Наиболее популярными у ребят были заочные путешествия по Родине, которые дети совершали, начиная со второго класса. Кроме путешествий общеознакомительного характера, в школе практиковались путешествия тематические, по­священные отдельным страницам развития культуры, литературы, искусства братских народов нашей страны. С помощью этих пу­тешествий дети узнают о дорогих каждому сердцу местах, связан­ных с жизнью и творчеством великих писателей, художников, композиторов, артистов.

Мысленные путешествия предшествуют настоящим, которые также начинаются в своем районе, области, а затем их маршруты пролегают по различным регионам страны.

По материалам путешествий ребята проводят классные часы. Инсценировки, национальные песни и танцы, наполняющие их содержание, воспроизводят жизнь, быт, традиции разных народов, т. е. то, с чем дети познакомились во время путешествий.

Постепенно у ребят формируется эмоционально-ценностное от­ношение к людям другой национальности.

В путешествиях по земному шару основное внимание уделялось трем братским народам: русскому, украинскому и белорусскому. Но, отталкиваясь от родной культуры, воспитанники обогащали свои чувства и ум духовными сокровищами всех или почти всех народов нашей страны. Единые цели, общность интересов всех на­родов были предметом постоянного внимания Сухомлинского. В младшем школьном возрасте, используя характеристики нацио­нальных героев, воспитанники создают в своем воображении как бы собирательный образ идеального героя, общее для всех наро­дов, образ-символ для всего человечества.

Эффективность воспитательной системы Сухомлинского обес­печивалась тем, что все проблемы воспитания он решал очень конк­ретно - на межличностном уровне, опираясь на народную педа­гогику.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 9414; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.174 сек.