КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 4. Ведущие этнопедагогические принципы обучения и воспитания
Вопросы для самостоятельной работы 1. Книга «Мудрость старых чехов» Я.А. Коменского посвящена анализу пословиц. В этнопедагогике народные пословицы принято считать «моделями воспитания». Попробуйте подобрать несколько народных изречений, соответствующих такому определению. 2. К.Д. Ушинский был талантливым детским писателем. Его сказки и рассказы интересны и дошкольникам, и младшим школьникам, и взрослым. В чем их привлекательность? Постарайтесь поразмышлять над рассказом «Четыре желания». 3. К.Д. Ушинский - народный педагог в самом лучшем, самом благородном смысле этого слова. Прокомментируйте эту мысль. 4. В сочинениях А.С. Макаренко много фактов и примеров из народной педагогики. Вспомните что-либо из них. Можно ли «Книгу для родителей» принять за пособие по «Этнопедагогике семьи»? 5. Попытайтесь припомнить какую-либо традицию из жизни колонии, руководимой Антоном Семеновичем Макаренко, творчески воспроизводящую одну из крестьянских традиций. 6. «Я твердо убежден, что сила духа человека начинается с постижения красоты; думающая, созидающая, умеющая повелевать своими поступками и властвовать над собой личность рождается одновременно с осознанием и переживанием того, что трудное прекрасно». Как вы понимаете эти слова В. А. Сухомлинского?
План: 1. Характеристика основных принципов народной педагогики. 2.Основные аспекты примененияосновных принципов народной педагогики в педагогической практике. 1. Исходя из цели народного воспитания - формирования совершенного человека и логики рассмотрения этнопедагогики на теоретическом уровне - мы должны рассмотреть принципы народной педагогики, которые можно использовать в современной социально-педагогической деятельности. К принципам народной педагогики относятся: народность, природосообразность, ориентация на образец, ориентация на ценностные отношения, гуманизм, коллективизм, связь воспитания с трудовой деятельностью (практикоориентированность), педагогический оптимизм, принцип теоцентричности. Принцип народности предполагает учет национальных, исторических, региональных особенностей. Традиционно этот принцип реализовывался в любви к родному краю, малой Родине, а через это ко всей России. На Руси отрицательно относились к тому, кто покидал родной край, если это не было связанно с профессиональной деятельностью, паломничеством или выходом замуж. С отъездом из родного дома прерывалась связь поколений, родители не могли оказывать воспитательного влияния на детей. Дети не имели возможности наблюдать отношения родителей со старшими и часто вырастали недостаточно заботливыми, внимательными к своим пожилым родителям. В связи с этим прерывалась воспитательная преемственноегь поколений. В этнопедагогике существует такое понятие, как «педагогический», или «воспитательный век». Под этим понятием подразумевается то, что каждый человек рождается внуком и умирает дедом, ощущая на себе особенности воспитательных воздействий в каждом возрастном периоде. Принцип природосообразности в народной педагогике предполагает рассмотрение следующих аспектов данной проблемы: - природы самого человека; - природы, окружающей человека; - взаимодействия двух вышеназванных природ. Данный принцип рассматривается через обусловленность всех педагогических воздействий определенным пониманием человека, его сущности. Этот принцип предполагает ориентацию на внутренний мир человека, анализ его целей, мотивов, поступков. Анализируя народную педагогику, можно сказать, что существовала особая народная антропология знания, которая учитывалась в процессе воспитания. С точки зрения народной антропологии, человек понимался как биопсихическое существо или же в рамках триединства: «дух-душа-тело», понимаемые как иерархия. Особо в народной культуре рассматривался вопрос происхождения и назначения человека. Рассматривая природу человека, включающую в себя иерархически выстроенную систему «дух-душа-тело», народная педагогика предполагала развитие каждой из составляющих данной системы. Тело развивалось с помощью физических упражнений, с 3-4 лет существовала половая дифференциация в одежде, играх, воспитании ребенка. Развитие души предполагало учет индивидуальных, психологических особенностей ребенка, а развитие духа - с помощью религиозного воспитания. Народное понимание человека (русская народная педагогика) имеет два принципиально важных источника: Православное учение о человеке и языческое. Для понимания специфики педагогических воздействий, основанных на принципе природосообразности, важно знать основы данных учений о человеке. Для Православной теории характерна трехсоставная структура, включающая ранее упоминаемую иерархическую систему «дух-душа-тело». Согласно современным исследованиям, телесная жизнь включает в себя удовлетворение потребностей тела, которые по сути своей мало чем отличаются от животных: к ним относятся сон, еда, сексуальные потребности, инстинктивные стремления и т.п. Душевная жизнь - более тонкого плана. Душа услаждается красотой природы, эмоциональными переживаниями, возвышенными чувствами, навеянными, например, слушанием музыки. Духовная жизнь несет на себе печать Высшего Начала и всегда (в истинном своем проявлении) ведет к Бессмертному Источнику, давшему жизнь человеку и миру. Нашей целью не является дать целостную характеристику христианской антропологии, однако можно сказать, что это целостная, логичная, глубоко продуманная система, и более того, проверенная на практике двух тысячелетий. В целом можно сказать, что взгляд на человека предполагал отношение к нему как к динамической системе. В практике духовного развития указывались пути становления человека, обращалось внимание на возможные ошибки и давались рекомендации по их избежанию. На современном этапе существует целое направление исследований данного феномена. Педагоги, психологи, психиатры, такие как В. Невярович, Б.Г. Ничипоров, Б.С. Братусь, Д.А. Авдеев и другие, изучают опыт христианского видения мира и человека и стараются использовать этот опыт в своей профессиональной практике. Возвращаясь к теме народной педагогики, необходимо отметить, что в ней особое место отводилось роли природы в становлении личности молодого человека. Для языческого мировоззрения был характерен пантеистический взгляд на мир, на природу. Человек рассматривался как часть этого мира, часть космоса, а часто и проекция конкретных природных сил в конкретной ситуации. Принцип ориентации на образец заключается в том, что народная педагогика ориентируется на идеальные модели человека: мальчика, девочки, девушки, юноши, запечатленные в устном народном творчестве, а более глубоко - в религиозных традициях. Принцип ориентации на ценностные отношения во многом связан с принципом ориентации на образец и вытекает из него. Суть рассматриваемого принципа заключается в постоянном соотнесении своей деятельности с ценностями, принятыми в данном обществе. Основное и радикальное отличие ценностей современного общества и традиционного русского заключается в их иерархии и том, что в современном обществе существует как бы двойная система декларируемых и реально существующих ценностных ориентации. Возможность использования данного принципа в современной социально-педагогической деятельности, на наш взгляд, заключается в возможности использования иерархического подхода к ценностям, характерным для народной педагогики. Суть данного подхода в том, что вершиной иерархии являются духовные или нравственные ценности, затем идут ценности, связанные с другими сторонами жизни современного человека. Принцип гуманизма или принцип человечности является обязательным условием любого человеческого общежития. Сущность его заключается в принятии любого человека как ценности, уважение к нему, какой бы социальный статус он ни имел. Этот принцип был характерен для народной педагогики и вытекал, с одной стороны, из этики религиозного учения, а, с другой стороны - из требований самой жизни, которая предполагала взаимозависимость всех членов общины. С этим принципом тесно связан принцип коллективизма. Важность принципа коллективизма заключалась в том, что человек часто жил в суровых условиях природы, и только объединенные действия многих семей могли обеспечить нормальный уровень жизни всех членов общины. Человек должен был уметь вписываться в коллектив, поэтому детей учили взаимовыручке, взаимопомощи, умению работать в команде. В народной педагогике существовал еще один принцип, который можно рассматривать как попытку объединения принципов коллективизма и индивидуализма - это принцип соборности. Сам термин «соборность» был предложен А.С. Хомяковым, который указывал на то, что соборность совмещает в себе свободу человека с понятием необходимости. Принцип связи с трудовой деятельностью пронизывал все народное воспитание: игрушки имитировали орудия труда, игры развивали качества, необходимые в крестьянском труде. Существовало множество сказок, песен, пословиц, в которых прославлялся труд, осуждалось безделье. Этот факт свидетельствует о том, что сфера трудовой деятельности была одной из наиболее важных в жизни русского человека. Принцип педагогического оптимизма подразумевал веру в силы ребенка, его возможности. Народная мудрость утверждала, что каждый человек в чем-либо талантлив. Практически все сказки и былины заканчиваются тем, что добро побеждает. Даже сказочные «дурачки» находят свое счастье. Принцип теоцентричности. Основа данного принципа заключается в том, что для обыкновенного русского человека до начала XX в. был характерен религиозный взгляд на мир, составляющий основу его мировоззрения. Вся специфика быта, традиции и праздники, способы восприятия, толкования и реагирования на события, происходящие в мире, вытекали из этой особенности его мировосприятия и понимания своего места в этом мире. Основной культурообразующей религией для России является Православие, другой, «теневой» стороной культуры было сохранившееся язычество.
2. Принципы народной педагогики могут найти применение в современной педагогической практике. Реализация принципа народности в современной педагогической практике связана с патриотическим воспитанием подрастающего поколения, учетом в современной практике национально-региональных культурных особенностей конкретного региона. Использование принципа природосообразности в педагогической практике предполагает следующее. При методической подготовке к занятиям специалист (педагог) должен учитывать особенности ориентации народно-педагогических методов, средств, приемов воспитания и всего этнопедагогического материала на развитие какой-либо конкретной составляющей человеческой природы. Для того чтобы специалист грамотно использовал этнопедагогические методы, он должен знать антропологию и планировать свои действия в соответствии с этим. В том случае, если он не будет учитывать специфичность приемов развития определенных частей или сфер человеческой личности, он может либо не получить желаемый результат, либо получить обратный. К примеру, методы для развития души человека не подходят для развития духовной сферы. С помощью музыкальной терапии в этнопедагогике не развивают духовные чувства. При планировании деятельности специалист должен помнить о принципиальной иерархии частей человеческой природы. Рассогласование этой иерархии, с точки зрения народной педагогики, как раз и приводит к социальным и духовным проблемам у человека. Более высокие части человеческой природы важнее для человека, но они менее подвержены непосредственным педагогическим влияниям. Например, проще физически развивать тело человека, чем заниматься формированием его мира душевного, т.е. речь идет о психическом развитии. Соответственно, проще развивать душевную сферу человека, чем духовную сущность, связанную в народной традиции с религиозными, сакральными чувствами и опытом. Кроме того, специалист должен использовать методы и средства народной педагогики, рассчитанные на конкретный возраст детей, их физическое и эмоциональное состояние. В педагогической практике опора на принцип ориентации на ценностные отношения возможна при учете замечаний, высказанных при рассмотрении вопроса о цели народной педагогики. С практической точки зрения принцип ориентации на ценностные отношения должен быть учтен при планировании или осуществлении деятельности в том случае, когда специалист рассматривает свои реальные или потенциальные действия сквозь призму нравственных ценностей, объективно существующих в народной культуре (естественно, при работе с носителями данной культуры). На современном этапе развития общества принцип коллективизма нередко уступает место принципу индивидуализма, однако в воспитательной практике остаются методы группового воспитания, воспитательная роль коллектива также признается социальной педагогикой, чему свидетельством может служить такое направление в социально-педагогических исследованиях, как развитие системы воспитательных организаций. В современной педагогической практике принцип связи с трудовой деятельностью может быть рассмотрен как принцип практикоориентированности. Социально-педагогические действия, согласно этому принципу, должны ориентировать ребенка на приобретение умений, которые могут пригодиться ему в дальнейшей жизни и помочь в профессиональном самоопределении. Принцип педагогического оптимизма ориентирует специалистов на веру в силы самих детей, опору на их положительные черты, стимулирование развития у них задатков и способностей, малозаметных с первого взгляда. Вопросы для самоконтроля 1. Охарактеризуйте принцип народности в народном воспитании. 2. Раскройте сущность принципа природосообразности в народном воспитании. 3. Укажите особенности принципа ориентации на образец в народном воспитании. 4. Дайте характеристику принципу ориентации на ценностные отношения в народной педагогике. 5. Определите роль принципа гуманизма в народной педагогике. 6. Проанализируйте принцип коллективизма в народной педагогике. 7. Покажите уникальность принципа связи с трудовой деятельностью в практике народного воспитания. 8. Раскройте значение принципа педагогического оптимизма в народном воспитании. 9. Дайте характеристику принципу теоцентричности в народной педагогике. 10. Укажите возможности использования принципов народного воспитания в современной практике педагога. Литература 1. Авдеев Д.А. Православная психиатрия. - М.: Цитадель, 1997 -125 с. 2. Иоанн Дамаскин Св. Точное изложение Православной веры. - Изд-во «Приазовский край», 1992. 4. Невярович В. Терапия души. (Святоотеческая психотерапия). - Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 1997. - 240 с. 5. Ничипоров Б.В. Введение в христианскую психологию. Размышления священника-психолога. - М.: Школа-Пресс, 1994. - 192 с.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 3234; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |