Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4. Ведущие этнопедагогические принципы обучения и воспитания




Вопросы для самостоятельной работы

1. Книга «Мудрость старых чехов» Я.А. Коменского посвящена анализу пословиц. В этнопедагогике народные пословицы принято считать «моделями воспитания». Попробуйте подобрать несколько народных изречений, соот­ветствующих такому определению.

2. К.Д. Ушинский был талантливым детским писателем. Его сказки и рас­сказы интересны и дошкольникам, и младшим школьникам, и взрослым. В чем их привлекательность? Постарайтесь поразмышлять над рассказом «Четыре желания».

3. К.Д. Ушинский - народный педагог в самом лучшем, самом благород­ном смысле этого слова. Прокомментируйте эту мысль.

4. В сочинениях А.С. Макаренко много фактов и примеров из народной педагогики. Вспомните что-либо из них. Можно ли «Книгу для родителей» принять за пособие по «Этнопедагогике семьи»?

5. Попытайтесь припомнить какую-либо традицию из жизни колонии, ру­ководимой Антоном Семеновичем Макаренко, творчески воспроизводящую одну из крестьянских традиций.

6. «Я твердо убежден, что сила духа человека начинается с постижения красоты; думающая, созидающая, умеющая повелевать своими поступками и властвовать над собой личность рождается одновременно с осознанием и переживанием того, что трудное прекрасно». Как вы понимаете эти слова В. А. Сухомлинского?

 

План:

1. Характеристика основных принципов народной педагоги­ки.

2.Основные аспекты примененияосновных принципов на­родной педагогики в педагогической практике.

1. Исходя из цели народного воспитания - формирования со­вершенного человека и логики рассмотрения этнопедагогики на тео­ретическом уровне - мы должны рассмотреть принципы народной пе­дагогики, которые можно использовать в современной социально-педагогической деятельности.

К принципам народной педагогики от­носятся: народность, природосообразность, ориентация на образец, ориентация на ценностные отношения, гуманизм, коллективизм, связь воспитания с трудовой деятельностью (практикоориентированность), педагогический оптимизм, принцип теоцентричности.

Принцип народности предполагает учет национальных, исто­рических, региональных особенностей. Традиционно этот принцип реализовывался в любви к родному краю, малой Родине, а через это ко всей России. На Руси отрицательно относились к тому, кто покидал родной край, если это не было связанно с профессиональной деятель­ностью, паломничеством или выходом замуж. С отъездом из родного дома прерывалась связь поколений, родители не могли оказывать вос­питательного влияния на детей. Дети не имели возможности наблю­дать отношения родителей со старшими и часто вырастали недоста­точно заботливыми, внимательными к своим пожилым родителям. В связи с этим прерывалась воспитательная преемственноегь поколе­ний. В этнопедагогике существует такое понятие, как «педагогиче­ский», или «воспитательный век». Под этим понятием подразумевает­ся то, что каждый человек рождается внуком и умирает дедом, ощу­щая на себе особенности воспитательных воздействий в каждом воз­растном периоде.

Принцип природосообразности в народной педагогике пред­полагает рассмотрение следующих аспектов данной проблемы:

- природы самого человека;

- природы, окружающей человека;

- взаимодействия двух вышеназванных природ.

Данный принцип рассматривается через обусловленность всех педагогических воздействий определенным пониманием человека, его сущности. Этот принцип предполагает ориентацию на внутренний мир человека, анализ его целей, мотивов, поступков.

Анализируя народную педагогику, можно сказать, что сущест­вовала особая народная антропология знания, которая учитывалась в процессе воспитания. С точки зрения народной антропологии, человек понимался как биопсихическое существо или же в рамках триединст­ва: «дух-душа-тело», понимаемые как иерархия. Особо в народной культуре рассматривался вопрос происхождения и назначения челове­ка. Рассматривая природу человека, включающую в себя иерархиче­ски выстроенную систему «дух-душа-тело», народная педагогика предполагала развитие каждой из составляющих данной системы. Те­ло развивалось с помощью физических упражнений, с 3-4 лет сущест­вовала половая дифференциация в одежде, играх, воспитании ребенка. Развитие души предполагало учет индивидуальных, психологических особенностей ребенка, а развитие духа - с помощью религиозного воспитания.

Народное понимание человека (русская народная педагогика) имеет два принципиально важных источника: Православное учение о человеке и языческое. Для понимания специфики педагогических воз­действий, основанных на принципе природосообразности, важно знать основы данных учений о человеке.

Для Православной теории характерна трехсоставная структура, включающая ранее упоминаемую иерархическую систему «дух-душа-тело».

Согласно современным исследованиям, телесная жизнь включа­ет в себя удовлетворение потребностей тела, которые по сути своей мало чем отличаются от животных: к ним относятся сон, еда, сексу­альные потребности, инстинктивные стремления и т.п.

Душевная жизнь - более тонкого плана. Душа услаждается кра­сотой природы, эмоциональными переживаниями, возвышенными чувствами, навеянными, например, слушанием музыки.

Духовная жизнь несет на себе печать Высшего Начала и всегда (в истинном своем проявлении) ведет к Бессмертному Источнику, давшему жизнь человеку и миру.

Нашей целью не являет­ся дать целостную характеристику христианской антропологии, одна­ко можно сказать, что это целостная, логичная, глубоко продуманная система, и более того, проверенная на практике двух тысячелетий. В целом можно сказать, что взгляд на человека предполагал отношение к нему как к динамической системе. В практике духовного развития указывались пути становления человека, обращалось внимание на возможные ошибки и давались рекомендации по их избежанию. На современном этапе существует целое направление исследований дан­ного феномена. Педагоги, психологи, психиатры, такие как В. Невярович, Б.Г. Ничипоров, Б.С. Братусь, Д.А. Авдеев и другие, изучают опыт христианского видения мира и человека и стараются использо­вать этот опыт в своей профессиональной практике.

Возвращаясь к теме народной педагогики, необходимо отме­тить, что в ней особое место отводилось роли природы в становлении личности молодого человека. Для языческого мировоззрения был ха­рактерен пантеистический взгляд на мир, на природу. Человек рас­сматривался как часть этого мира, часть космоса, а часто и проекция конкретных природных сил в конкретной ситуации.

Принцип ориентации на образец заключается в том, что на­родная педагогика ориентируется на идеальные модели человека: мальчика, девочки, девушки, юноши, запечатленные в устном народ­ном творчестве, а более глубоко - в религиозных традициях.

Принцип ориентации на ценностные отношения во многом связан с принципом ориентации на образец и вытекает из него. Суть рассматриваемого принципа заключается в постоянном соотнесении своей деятельности с ценностями, принятыми в данном обществе. Ос­новное и радикальное отличие ценностей современного общества и традиционного русского заключается в их иерархии и том, что в со­временном обществе существует как бы двойная система декларируе­мых и реально существующих ценностных ориентации. Возможность использования данного принципа в современной социально-педагогической деятельности, на наш взгляд, заключается в возмож­ности использования иерархического подхода к ценностям, характер­ным для народной педагогики. Суть данного подхода в том, что вер­шиной иерархии являются духовные или нравственные ценности, за­тем идут ценности, связанные с другими сторонами жизни современ­ного человека.

Принцип гуманизма или принцип человечности является обя­зательным условием любого человеческого общежития. Сущность его заключается в принятии любого человека как ценности, уважение к нему, какой бы социальный статус он ни имел. Этот принцип был ха­рактерен для народной педагогики и вытекал, с одной стороны, из этики религиозного учения, а, с другой стороны - из требований самой жизни, которая предполагала взаимозависимость всех членов общины. С этим принципом тесно связан принцип коллективизма.

Важность принципа коллективизма заключалась в том, что че­ловек часто жил в суровых условиях природы, и только объединенные действия многих семей могли обеспечить нормальный уровень жизни всех членов общины. Человек должен был уметь вписываться в кол­лектив, поэтому детей учили взаимовыручке, взаимопомощи, умению работать в команде.

В народной педагогике существовал еще один принцип, кото­рый можно рассматривать как попытку объединения принципов кол­лективизма и индивидуализма - это принцип соборности. Сам термин «соборность» был предложен А.С. Хомяковым, который указывал на то, что соборность совмещает в себе свободу человека с понятием не­обходимости.

Принцип связи с трудовой деятельностью пронизывал все народное воспитание: игрушки имитировали орудия труда, игры раз­вивали качества, необходимые в крестьянском труде. Существовало множество сказок, песен, пословиц, в которых прославлялся труд, осуждалось безделье. Этот факт свидетельствует о том, что сфера трудовой деятельности была одной из наиболее важных в жизни русского человека.

Принцип педагогического оптимизма подразумевал веру в си­лы ребенка, его возможности. Народная мудрость утверждала, что ка­ждый человек в чем-либо талантлив. Практически все сказки и были­ны заканчиваются тем, что добро побеждает. Даже сказочные «дурач­ки» находят свое счастье.

Принцип теоцентричности. Основа данного принципа заклю­чается в том, что для обыкновенного русского человека до начала XX в. был характерен религиозный взгляд на мир, составляющий основу его мировоззрения. Вся специфика быта, традиции и праздники, спо­собы восприятия, толкования и реагирования на события, происходя­щие в мире, вытекали из этой особенности его мировосприятия и по­нимания своего места в этом мире. Основной культурообразующей религией для России является Православие, другой, «теневой» сторо­ной культуры было сохранившееся язычество.

 

2. Принципы народной педагогики могут найти применение в современной педагогической практике.

Реализация принципа народности в современной педагогической практике связана с патриотическим воспитанием под­растающего поколения, учетом в современной практике национально-региональных культурных особенностей конкретного региона.

Использование принципа природосообразности в педагогической практике предполагает следующее. При методической подготовке к занятиям специалист (педагог) должен учи­тывать особенности ориентации народно-педагогических методов, средств, приемов воспитания и всего этнопедагогического материала на развитие какой-либо конкретной составляющей человеческой при­роды. Для того чтобы специалист грамотно использовал этнопедагогические методы, он должен знать антропологию и планировать свои действия в соответствии с этим. В том случае, если он не будет учи­тывать специфичность приемов развития определенных частей или сфер человеческой личности, он может либо не получить желаемый результат, либо получить обратный. К примеру, методы для развития души человека не подходят для развития духовной сферы. С помощью музыкальной терапии в этнопедагогике не развивают духовные чувст­ва. При планировании деятельности специалист должен помнить о принципиальной иерар­хии частей человеческой природы. Рассогласование этой иерархии, с точки зрения народной педагогики, как раз и приводит к социальным и духовным проблемам у человека. Более высокие части человеческой природы важнее для человека, но они менее подвержены непосредст­венным педагогическим влияниям. Например, проще физически раз­вивать тело человека, чем заниматься формированием его мира ду­шевного, т.е. речь идет о психическом развитии. Соответственно, проще развивать душевную сферу человека, чем духовную сущность, связанную в народной традиции с религиозными, сакральными чувст­вами и опытом.

Кроме того, специалист должен использовать методы и средства народной педагогики, рассчитанные на конкретный возраст детей, их физическое и эмоцио­нальное состояние.

В педагогической практике опора на принцип ори­ентации на ценностные отношения возможна при учете замечаний, высказанных при рассмотрении вопроса о цели народной педагогики.

С практической точки зрения принцип ориентации на ценност­ные отношения должен быть учтен при планировании или осуществ­лении деятельности в том случае, когда специалист рассматривает свои реальные или потенциальные действия сквозь призму нравственных ценностей, объективно существующих в народной культуре (естественно, при ра­боте с носителями данной культуры).

На современном этапе развития общества принцип коллекти­визма нередко уступает место принципу индивидуализма, однако в воспитательной практике остаются методы группового воспитания, воспитательная роль коллектива также признается социальной педаго­гикой, чему свидетельством может служить такое направление в со­циально-педагогических исследованиях, как развитие системы воспи­тательных организаций.

В современной педагогической практике принцип связи с трудовой деятельностью может быть рассмотрен как прин­цип практикоориентированности. Социально-педагогические дейст­вия, согласно этому принципу, должны ориентировать ребенка на приобретение умений, которые могут пригодиться ему в дальнейшей жизни и помочь в профессиональном самоопределении.

Принцип педагогического оптимизма ориентирует специалистов на веру в силы са­мих детей, опору на их положительные черты, стимулирование развития у них задатков и способностей, малозамет­ных с первого взгляда.

Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте принцип народности в народном воспитании.

2. Раскройте сущность принципа природосообразности в народном воспитании.

3. Укажите особенности принципа ориентации на образец в народном воспитании.

4. Дайте характеристику принципу ориентации на ценностные отношения в народной педагогике.

5. Определите роль принципа гуманизма в народной педагогике.

6. Проанализируйте принцип коллективизма в народной педагогике.

7. Покажите уникальность принципа связи с трудовой деятельностью в практике народного воспитания.

8. Раскройте значение принципа педагогического оптимизма в народном воспитании.

9. Дайте характеристику принципу теоцентричности в народной педагогике.

10. Укажите возможности использования принципов народного воспитания в современной практике педагога.

Литература

1. Авдеев Д.А. Православная психиатрия. - М.: Цитадель, 1997 -125 с.

2. Иоанн Дамаскин Св. Точное изложение Православной веры. - Изд-во «Приазовский край», 1992.

4. Невярович В. Терапия души. (Святоотеческая психотерапия). - Во­ронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 1997. - 240 с.

5. Ничипоров Б.В. Введение в христианскую психологию. Размышления священника-психолога. - М.: Школа-Пресс, 1994. - 192 с.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 3234; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.