Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 1. Итак, в рассматриваемом вопросе проявляется взаимосвязь психолого-педагогического, философско-культурологического и социального блоков знаний и наук




Итак, в рассматриваемом вопросе проявляется взаимосвязь психолого-педагогического, философско-культурологического и социального блоков знаний и наук, т.е. смежных наук. В парадигме этнопедагогических исследований это создает условие целостности и оптимизации действий всех субъектов, действующих в процессе воспитания и обучения современного ребенка, обеспечит единство и динамизм.

Разработанная доктором педагогических наук, профессором МГУКИ Т.И. Баклановой аксиологическая модель образования, основанная на философском учении о природе духовных и материальных ценностей, структуре целостного мира, связи различных ценностей между собой, социальными и культурными факторами и структурой личности, заключает основное предназначение этнокультурного образования, пронизанное ценностями этнопедагогики. Культурный опыт предыдущих поколений наследуется детьми через духовные и нравственные ценности. В общении народов формируется ориентация в жизненном многообразии, самоутверждается и самоактуализируется человек, рождается его самость. На протяжении нескольких столетий в развитии русской культуры отличительными качествами нации являлись соборность, религиозность, доброта, которые сохранялись благодаря преемственности традиций, лучших национальных устоев.

При разности интерпретации идеи соборности, в русской философии и в национальном сознании остается изначальное восприятие этого понятия как «единство». Природа сознания человека диалогична по своей сути. В сложных сегодняшних процессах социального и культурного мира только на основе диалога с другими точками зрения возможно понимание других позиций, осознание истины с других позиций. На основе разработанной М. Бахтиным диалектики взаимоотношений видятся формы становления человеческой личности в процессе обучения и воспитания в свете современного переосмысления проблематики человека. В сложных сегодняшних процессах социального и культурного мира, вызывающих кризис индивидуальной идентичности, только на основе постоянной коммуникации с другими культурами, диалога с другими точками зрения, в диалоге соборности и толерантности возможно понимание других позиций, понимание себя с других позиций. Этим мы создаем условия для постижения истинно человеческих взаимоотношений в понимании человека человеком. Следование указанным нормам и принципам видится как характеристика толерантности. Многое в решении поставленных проблем - это долгий процесс. Многое в нем зависит от государственных и общественных органов и организация. Преодоление индифферентного отношения к бытующим позициям в государственной системе образования может принести желаемые результаты. Государственные и областная программа по формированию толерантного сознания определяют целесообразность «внедрения в систему образования....... на всех уровнях учебных программ по формированию толерантного сознания и поведения, направленных на «развитие здоровых нравственно-этических качеств» личности.

Если рассмотрение толерантности с позиции нравственно-философских норм для российского общества злободневно вообще, то в аспекте образования и воспитания - особенно, ибо исторически идеологическая тактика власть предержащих сводилась к принуждению следовать унифицированным канонам в Россия не возродится, если духовно-нравственные ценности не будут поставлены в основу современной системы образования, воспитания подрастающего поколения. Без обращения к традиционным основам жизни, благодаря которым мы некогда стали великой державой, невозможно дальнейшее развитие страны. Современный мир стремительно меняется, становится все более открытым, на наших глазах происходит перестройка не только материальной, но и духовной жизни человечества.

Но если завтра мир станет более открытым и проницаемым, то это не означает, что он станет более богатым духовно. Скорее напротив. Чтобы ответственно существовать в открытом мире, человеку понадобится особенно глубокая человечность.

Современная школа основывается на противоположных принципах нежели народная педагогика. Чтение на скорость, решение задач повышенной трудности, огромное количество изучаемых дисциплин без учета способностей и природных задатков и за все это - жесткая оценка по балльной системе и не всегда объективная и справедливая, но разделяющая детей на «хороших» и «плохих». Этот «ярлык» ребенок и родители воспринимают как приговор, порождающий комплексы, напряженность, внутреннюю агрессию против несправедливости. Как справедливо отмечает Ф.В. Костылев, уровень образования не всегда имеет решающее значение в жизненном успехе и не является показателем ценностных качеств личности. Балльная система - одна из отрицательных сторон практики традиционной школы. Ведущим принципов народной педагогики является - толерантность к уровню развития, основанного на учете способностей и природных задатков ребенка. Следование этому принципу способствует формированию в ребенке уверенности в себе, в свои возможности, дает перспективу пошагового, поступенного собственного совершенствования. При таком подходе возможно воспитание таких индивидуальных качеств как инициатива, желание учиться, уверенность в собственных возможностях. Определяя толерантность как терпимость во имя позитивного развития ребенка, возможно на основе теоретических и практических методов исследования традиций народной педагогики (с позиции философской, культурологической, социологической, психолого-педагогической литературы, теоретического и практического моделирования) осмыслить проблемы современной педагогики и выстроить педагогическую стратегию формирования личности ребенка на следующих условиях:

- толерантность к самостоятельности педагогических идей внутри системы обучения и воспитания;

- толерантность к уровню способности и темпам развития ребенка в ходе обучения;

толерантность как нравственно-философская норма общения в макро и микро социуме.

Весь опыт становления и развития человечества включает в себя особую область - опыт развития отдельной личности как родового существа, несущего в себе, в свернутом виде, этнически определенную память об этапах развития человеческого начала. Современная педагогики как общественная наука и социальные институты образования только сейчас начинают в полной мере осознавать великое значение народной культуры. Это и обуславливает, в конечном счете, все возрастающий интерес к народной педагогике как к выработанным веками формам наследия, сохранения и развития конкретных этносов - составных частей человечества.

В системе образования, когда на первый план выходит современные концепции воспитания не могут обойти общение, как ведущая психологическая категория, нравственно-практический аспект. В такой позиции использование ведущих принципов народной педагогики, ее методов, способов в системе традиционного образования задает основы жизненных установок и ориентации, направленных на раскрытие глубинных слоев личности через осознание волевых актов и свободы воли, являющихся опытом самости, появляется осознанная готовность индивида для проявления своей непохожести (самости), терпимости к непохожести других. Использование традиций воспитания предполагает решение вопросов для формирующейся личности в социуме, создание комфортных условий для реализации самости.

Актуально мнение З.П. Васильцовой, утверждающей, что осознание глубины научно-педагогической мысли народа дает возможность через основы народной педагогики помочь решению проблем современности. При этом, реализация современных моделей образования, основанных на принципе взаимодействия прошлого и настоящего требует смещения некоторых акцентов в профессиональном сознании и возможна при условии взаимодействия различных позитивных традиций, «межпарадигмального» диалога, открытости идей, как между ведомствами, органами управления, педагогами, так и в отношениях учителей, учеников и родителей.

Диалогическое взаимодействие в образовании подразумевает равенство в общении, высокий уровень эмпатии, чувство партнера. Такому диалогическому взаимодействию необходимо учить с детства и необходимы особые качества воспитателя, способного решать задачи, поставленные современностью.

Вопросы для самоконтроля.

1. Как согласуются понятия «нравственность» и «духовность? В каких науках они могут рассматриваться?

2. Какие ценности в образовательной практике являются доминантными?

3. Какие отрасли человекознания составляли традиционную основу

народной педагогики?

4. Что есть «самость»? Охарактеризуйте это понятие.

5. На какой диалогической основе можно строить взаимодействие светского образования и православия?

6.Перечислите основные процессы в системе личностно-ориентированного воспитания.

7. Чем обосновывается антропологический смысл воспитания?

8. Как вы понимаете выражение «Учиться у жизни!». Какие науки должны сопровождать педагогику для успешной реализации данного лозунга и почему?

9. На чем основана аксиологическая модель современного образования?

10. Какая психологическая категория лежит в основе процесса обучения? На каких традиционных принципах воспитания и обучения она основана?

11. В чем философская сущность этнопедагогики? Что подразумевается под выражением: «акмеологический подход к обучению»?

 

 

УПРАВЛЕНИЕ: ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ.

1. Понятие управления.

2. Виды управления.

3. Управленческий труд и его особенности.

4. Возникновение и развитие теории управления.

 

Управление в широком смысле – процесс поддержания функционирования или перевода системы из одного состояния в другое посредством целенаправленного воздействия на объект управления с целью изменения его состояния.

Различают следующие типы управления:

-техническое (в неживой природе);

-естественное (основанное на законах зоологии и биологии);

-социальное (это непрерывный процесс воздействия на объект управления (личность, коллектив, предприятие, отрасль, государство) для достижения оптимальных результатов при наименьших затратах времени и ресурсов).

Объект социального управления – люди и их совместная деятельность, которую необходимо согласовывать с помощью особых механизмов (власть, планирование, контроль).

Поскольку каждый человек индивидуален, обладает особым характером, психологическими качествами, то его реакции на управляющее воздействие являются субъективными и трудно предсказуемыми. Это делает социальное управление сложным процессом с неопределенным результатом.

Управление – процесс воздействия человека или группы людей на трудовой коллектив для достижения определенных целей. Управление представляет собой систему взаимоотношения субъекта и объекта управления.


Прямая связь (управленческое решение)

Субъект Объект

Обратная связь (контроль)

 

Можно выделить следующие классификации управления:

1. В зависимости от объекта управления:

§ управление людьми

§ стратегическое управление

§ проектное управление

2. В зависимости от формы собственности:

§ региональное – отраслевое

§ федеральное – на предприятии

3. В зависимости от субъекта управления:

§ предпринимательское

§ профессиональное

4. В зависимости от источника:

§ внутреннее

§ внешнее

5. В зависимости от базиса:

§ эмпирическое (основано на опыте)

§ научное (основано на науке)

6. По методам воздействия на объекты:

административно-командное;

демократическое управление;

самоуправление.

Управленческий процесс включает в себя такие моменты и понятия, как управленческий труд, его предмет и средства и реализуется в определенном продукте.

Предмет управленческого труда – информация о ситуации и проблеме.

Продукт – тоже информация, но уже преобразованная и пригодная для практического использования.

Средства управленческого труда – все, что способствует осуществлению операций с информацией: компьютеры, телефоны, канцтовары.

 

Возникновение и развитие теории правления.


№ п/п Наименование школ Годы
            Наст. Время
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Научное исследование Классич. или админ. Человеческих отношений Поведенческих наук Количественных методов Процессн. подхода Сист. и ситуац. управл  



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 692; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.