Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 5. Этнопедагогика как междисциплинарная наука




 

План.

1. Система ценностей этнопедагогики.

2. Этнопедагогика и современная образовательная практика.

3. Современное состояние этнопедагогики как науки в контексте современной образовательной и воспитательной концепций. Диалог концепций.

4. Процессы интеграции этнопедагогики с другими науками. Философия этнопедагогики (акмеологический подход).

5. Антропологическое основание педагогической деятельности. Закономерности расширения предмета этнопедагогики.

6. Аксиологическая модель образования доктора педагогических наук, профессора Т.Н. Баклановой, основанная на философском учении о природе духовных и материальных ценностей.

 

Вся история человечества состоит из череды изменений. Смена империй, вер и традиций имеет ли под собой внутренние закономерности? Ответы на этот вопрос получались разные ввиду того, что история многогранна и ход ее изучают разные дисциплины и науки. Современная педагогика долгие годы, разрабатывая собственные теории, концепции, находилась в некоторой отстраненности от индивидуальной сущности человека, особенностей времени, духовной реальности, в которой живет человек, Сегодня ситуация постепенно меняется. В современной концепции образования меняется взгляд на человека, где он представал ранее как объект обучения. Вместе с тем, духовное существо человека не может рассматриваться в положении «уединения, подобного находящемуся на острове» (Шпрангер Э. Два вида психологии // Хрестоматия по истории психологии. М., 1980. С. 289.) Духовная жизнь человека всегда обращена к обществу, к роду человеческому. Человек духовен в той мере, в какой он действует согласно высшим нравственным ценностям человеческого сообщества, способен поступать в соответствии с ними. Нравственность есть одно из измерений духовности человека.

На рубеже XXI века наблюдаются повышение роли религии, усиление ее влияния на все сферы общественных отношений в России и одновременно развитие мировоззренческого многообразия в российском обществе. Только учитывая диалектику этих процессов, можно сегодня налаживать сотрудничество государства и религиозных организаций в деле духовно-нравственного воспитания и образования подрастающего поколения. Сегодня в стране остается множество неразрешенных социальных проблем. Может быть, главной.угрозой для будущего нашей страны является тот удар, который нанесен по российской семье. Причины роста безнадзорных детей, криминализации общества, всего кризиса лежат не столько в трудном материальном положении людей, сколько в духовной жизни. Основная причина -деградация нравственных начал, утрата ценностей, смысловая дезориентация. Сейчас ложные представления о смысле жизни человека исключены из образовательных стандартов, но вместе с ними исчезла вообще и постановка вопроса о смысле жизни, а это уже ведет к снижению качества образования до неудовлетворительного уровня. Полагаем, что без возвращения в светское образование традиционных основ народной педагогики, некоторых религиозных знаний его качество не удастся привести в соответствие с интересами индивида, общества и государства, как этого требует от образования время.

К сожалению, образование 90-х годов свелось в основном к обучению, из обихода работников образования стало уходить такое понятие как просвещение. Это слово есть только в русском языке, и означает оно не просто усвоение знаний, а совершенствование души, способность видеть истинную цель в жизни и творить добро. Общественная жизнь России на протяжении многих веков имела отличительную особенность. Государственная власть и традиционные религии совместно ревностно заботились о просвещении народа и ступень за ступенью вели его к духовному совершенствованию. Один из общественно-политических деятелей писал: «Бог даровал русским великое благоустроенное государство, которого они достойны, за то, что все заботы их духовные, а не телесные».

Не менее важная задача духовного просвещения - воспитание чувства патриотизма. Многие государственные и религиозные деятели называют чувство любви к Родине священным. Многовековой опыт России показывает, что любовь россиян к своей Родине беспредельна и беззаветна. Бесчисленные примеры из истории нашего государства могут быть иллюстрацией этого великого патриотического чувства. К сожалению, такой патриотизм теперь надо воспитывать и начиная с семьи, ибо само это понятие стало не таким однозначным, как раньше. Таким образом, основными ценностями, составляющими суть воспитания и образования, всегда были: духовность и нравственность, подлинный патриотизм, человеколюбие, вера в себя через просвещенный дух. Они всегда являлись доминантой, системой координат, объединяющей светскую, традиционно-народную, религиозную воспитательно-образовательную практику.

Ныне, когда наша общественная и личная жизнь подвергается тяжелейшим испытаниям, особенно важно обратиться к тем традициям воспитания, которые хранит национальная память и которые опирались на индивидуальную психологию, прежде всего. В большей степени традиции эти сохранились благодаря воцерковленной педагогике и психологии, обращенные к трем реалиям человеческого существа - телу, душе, духу. Как целые отрасли человекознания они составляли доминанту народной педагогики. Именно религиозная точка зрения на человека позволяла целостно видеть человеческую природу - в единстве его телесной, душевной и духовной форм жизни и составляли ту нравственную основу воспитания, которую мы сегодня рассматриваем как традиционную.

Когда мы говорим о вере, мы всегда думаем о вере в Бога. На самом деле существует одновременно вера и в человека, и эта вера в человека столь же постоянно и глубоко определяет нашу жизнь. И все действия, основанные на попытке преобразования политического, общественного, семейного характера, никаким образом не осуществятся, если они не строятся на вере в человека. Поэтому всякий преобразователь, воспитатель, всякий человек, призывающий людей к чему-то новому, основывает свой призыв на вере в человека. В повседневной жизни все основано на этой вере в то, что человеке есть что-то доброе, хорошее, что может отозваться на нужду, на горе. Нет такого человека, в котором не было бы подлинной человеческой глубины, нет человека, в котором нельзя вызвать доброе и достойное. К этому мы приходим, анализируя все области жизни.

Объединяющим началом традиций воспитания и обучения и современной педагогической науки должны стать духовная и душевная жизнь человека, его субъективность. Иными словами, становление человека субъектом собственной жизнедеятельности - освоение норм и способов человеческой деятельности, правил и максим общежития, основных смыслов и ценностей совместной жизни людей - есть предпосылка и предыстория становления индивидуального духа человека. Это та основа, площадь опоры, на которой строилась вся практика народной педагогики и на которой начиналось осуществление конвергенции (сворачивание в точку) всей последующей организации человека. Серьезные проблемы современной молодежи характеризуются кризисом идентичности, аутотентичности, проявляющийся в незавершенности, своеобразной призрачности собственной самости и который настоятельно, остро требует выхода (трансцендирования) души за свои собственные пределы. (Ничипоров, стр 16) Этот выход кроится в осмыслении цели м смысла собственного бытия. Понять свою самость в истинном, полном значении этого слова - значит не просто констатировать ее фактическое наличие: «Я есмь такой-то и такой -то», и не просто волевым напором утвердить ее в мире людей и вещей: «Я сам!», а прежде всего - усмотреть ее идеальную, самоценную, очевидно осмысленную необходимость бытия. Трансцендирование к этому смыслу, его откровение нам - это и есть то, что мы переживаем как дух или духовную реальность, и без чего, по существу, не может обойтись наше субъективное самобытие, наша самость.

Что же есть самость человека? Это субъективность человека, стоящая на пороге между душевным и духовным бытием, есть место, где духовное (значимое в самом себе бытие) проникает в душу. Это способность конституировать реальность, которую можно назвать в точном смысле этого слова личностью. По словам С.Л. Франка (соч. м., 1990. С. 408) «Личность есть самость, как она стоит перед лицом высших, духовных, объективно-значимых сил и вместе с тем проникнута ими и их представляет».

Эту высшую инстанцию самости - личность - имеет каждый человек и во всяком своем духовном состоянии, ибо личность - это прежде всего персонализированная, самоопределившаяся самость среди других, для других и тем самым - для себя. Человек как подлинная индивидуальность раскрывается в самобытном авторском «прочтении» социальных норм жизни, в выработке собственного, сугубо индивидуального (уникального и неповторимого) способа жизни, своего мировоззрения, собственного лица («необщего»), в следовании голосу собственной совести. Представляет определенный интерес теория структур личности, основанная Г.Л. Лэндретом и определяющая самость как совокупность восприятий самого себя. Личность синтезирует в себе разные сферы - мысли, поведение, чувства и физическое состояние субъекта. Ребенок становится личностью в социальном плане и развивает свое собственное Я во взаимодействии сначала с членами семьи, а затем с окружающими его людьми. Посредством взаимодействия с окружающей обстановкой ребенок воспринимает все переживания как свое Я, т.е. через совокупность восприятий самого себя.

Воспитанная в человеке вера в собственные возможности дает ему силы трезво и сознательно прилагать все усилия к тому, чтобы творчески осуществить свое призвание в жизни. Подлинная ценность этнопедагогики состоит в возможности собственными методами и средствами раскрыть человека еще в раннем возрасте, узнать и поверить в собственные способности, богатство, разнообразие и красоту собственной личности. Отсюда, вытекает главный смысл, составляющий этнопедагогику как науку - вера в ребенка, которая его "так вдохновит, чтобы он нашел в себе мужество, радость, творческую" радость осуществить себя в жизни. «Пусть он будет самим собой настолько полно и прекрасно, как ему доступно. И тогда мы не будем на него накладывать бремена неудобоваримые,.....тяжесть, которой он никак понести не может......и будем говорить ему: чего ты не сможешь осуществить один, то в сотрудничестве с другими, вместе с другими ты сможешь осуществить и можешь сделать вклад в общую сокровищницу людей.» Так пишет Владыка Антоний, митрополит Сурожский в своей книге «Человек перед Богом». В настоящее время события, происходящие в России, актуализировали различные аспекты проблемы взаимоотношения образования и церкви. Внимание к проблеме православия - не просто дань моде, а объективная надежда на возрождение страны. Поэтому роль православия в процессе возрождения видится прогрессивной общественностью во взаимосвязи с воспитанием подрастающего поколения. Обращение к истории развития российской государственности напоминает нам, что именно христианство объединило разрозненную Русь, что православная культура заложила фундамент нравственного начала, помогающего национальному духу в самые сложные годины. На основах православной религии, с верой в душе сформировались нравственно-философские позиции лучших русских философов, ученых, писателей, и т.д. Исповедуемые основы и ценности духовной культуры ориентируют людей на понимание друг друга, побуждают сопереживать общим ценностям и не отвергать ценностей другого, ориентируют поведение индивида на нравственный идеал.

Важнейшей проблемой сегодня становится необходимость мощной защиты духовного здоровья и детей и взрослых на фоне невероятного разнообразия духовных путей, сотен «учителей», которыми заполнена теперь никогда не знавшая ничего подобного Держава наша. Предостережение, которое должен помнить каждый, соприкасающийся с душами людей, а это не только православные пастыри, но и учителя, воспитателя, работники культурно-досуговой сферы, звучит так: Будьте осторожны, друзья в своих духовных исканиях! И здесь духовный и профессиональный опыт воспитателей должен прежде всего быть направлен на культивирование в себе особое чувство - это благоговение перед святыней души, особо души ребенка, как образом Божьим в человеке (далее из монографии стр. 56). Б.В. Ничипоров наполняет понятие самости духовным содержание. В современной науке существует знаковое понятие как аккультурация, принятое в культурологической науке. Оставляя рассуждений о самом термине, обозначающем культурные изменения, в контексте нашего вопроса, можно сказать, что процесс аккультурации ведет за собой «культурные изменения, т.е. приводит к новому обновленному состоянию. И если это состояние ведет к подражанию культурному образцу, восприятию этических и эстетических стереотипов поведения и миропонимания, то процесс аккультурации - путь к духовному обогащению личности. В научных кругах речь об аккультурации идет в антропологическом смысле - передача разных культур народов и воспитание на традиционных основах национальной культуры. В этой связи мы имеем полное основание говорить, что народная педагогика, вбирающая традиции национальной культуры имеет антропологическое основание.

Преподнесенное наследие Ушинского, характерное для XX века, отразило антирелигиозную направленность советской идеологии. Сегодня мы можем знакомиться с идеями его, преодолевая искажения антирелигиозной пропаганды. Ушинский писал: «Нравственное чувство живет в каждом из нас точно так же, как и чувство личности, эгоизма. Оба эти чувства в виде микроскопических зародышей рождаются вместе с человеком. Но тогда как первое, то есть нравственное чувство, благороднейшее и нежнейшее растение души человеческой требует большого ухода и присмотра, чтобы вырасти и окрепнуть, другое, как всякий бурьян, не требует для своего преуспения ни ухода, ни присмотра и скоро подавляет все лучшие и нежнейшие растения. Сам божественный СЕРДЦЕВЕДЕЦ нашел ненужным заботиться о возрасте того чувства: никто и без того из собственного побуждения не подавляет своей живучей охоты, этого источника всякого эгоизма: но питает и греет его. Ушинский философ и политолог призывал наконец серьезно подумать о необходимости устройства русской народной школы. Сегодня это стало возможным и более того -необходимым. И не как страсть к подражанию, не роскошь и не просто богоугодное дело, но насущный, жизненный вопрос от решения которого зависит правильный исход всех прочих реформ, начатых или предполагаемых в настоящее время.

«В решении столь важного общественного вопроса должны принять участие и литература, и все общество, потому что в деле общественного воспитания общественное мнение всегда будет играть важную роль, но главными участниками в практическом решении этого вопроса явятся, с одной стороны - церковь, с другой - все наши учебные заведения и ученое... сословие - представители духовного и представители светского образования.

Педагогическая деятельность не только не противоречит характеру деятельности священнослужительской, но является самым необходимым ее дополнением. Какое общество может быть приличнее для проповедника религии Спасителя, как не общество детей, которым так любил окружать себя Богочеловек и заботу о которых Он так строго заповедовал своим ученикам...«чтобы заведующий народной школою был истинный христианский воспитатель, истинный педагог по призванию, по цели, по знаниям и искусству. Как только мы захотим отделить непереходимою гранью преподавание Закона Божия от преподавания других предметов, то хотя преподавание останется, но воспитание исчезнет. Современная педагогика исключительно выросла на христианской почве и для нас не христианская педагогика есть вещь немыслимая - безголовый урод и деятельность без цели, предприятие без побуждения позади и без результатов впереди». «Не забудем, что величайшие двигатели дела народного воспитания Франке, Песталоцци, Арнольд - именно в христианстве почерпали силы для своей плодотворной и энергичной деятельности......».

«Всякий, получивший чисто русское воспитание, непременно отыщет в душе своей глубокие, неизгладимые впечатления множества церковных песен и священнодействий, службы Великого поста и страстной недели, встречи Светлого праздника Рождества, Крещения, и всех тех годичных церковных торжеств и служб, которые составляют эпохи в годовой жизни каждого чисто русского семейства. Чтобы понять значение этих воспоминаний, попробуйте насильно вычеркнуть их из истории вашего детства и вы увидите, как потускнеет эта светлая и отрадная история». Нельзя не отметить актуальность сказанного Ушинским для современности, не согласиться с его словами, окинув горестным взором происходящее в России, отмечая оскудение человеческих сердец. Ратуя за ограничение влияния на наше воспитание внешних реформ (сегодня мы можем расширить рамки воздействия на наше сознание, К.Д писал, что мы: «....не должны забывать, что для младенца тогда только не вредна чужая пища, когда он, вскормленный молоком матери, уже приобрел достаточно сил........ Такою родимою грудью является для нас наша народность и наша народная религия, соединяющая каждого из нас с каждым русским, хотя бы он скрывался от глаз наших в самой темной массе народа или в самом отдаленном уголку нашей неизмеримой отчизны, - соединяющие нас с давно отжившими поколениями, словом, со всем тем, что одно дает нам прочное, историческое, а не эфемерное существование». И еще: «Все минет - ОДНА ПРАВДА ОСТАНЕТСЯ, - говорит наш народ, выражая свою веру в историю и вечную правду божественного Провидения, правду, которую часто, как и само небо, скрывают от нас туманы, поднимающиеся с нашей же земли».

В статье «Воскресные школы» он говорит о них как о деятельном средстве для предупреждения народного разврата...... Задержанное развитие во всяком живом организме выражается болезнью; таков благодетельный и вместе грозный закон природы». К.Д. наставляет воспитателей учитывать такие моменты воздействия православия как источника в духовном развитии и нравственном убеждении, потому как «...школа учит человека не многому и не долго - церковь поддерживает и наставляет его от колыбели и до могилы: но необходимо некоторое развитие и некоторое знание, чтобы пользоваться этой поддержкою и этими наставлениями».

Великий педагог подлинный пример преданности своей науке, своим взглядам на теоретические принципы и практическое наполнение педагогики. Века и тысячелетия прошли с тех пор, как древние греки провозгласили девиз образования: «Учить не для школы, а для жизни». Учить для жизни - это учить трудовому усилию в обстановке свободы, учить получать наслаждение, духовное удовлетворение от того, что сделал, что узнал и хочешь узнать. Если у человека нет такого наслаждения с детских лет, он обречен: он никогда не испытает чувство глубокого духовного удовлетворения, занимаясь трудом, наукой, чтением, никогда не будет «духовной жаждою томим». А значит, не выпрямится во весь человеческий рост, не испытает чувство гордости за свою культуру, за интересного автора, открывшего перед ним еще одну сторону бытия.

Истинное наслаждение - это когда приятно сердцу и уму, когда настроение приподнято и ты испытываешь наслаждение «мозговым» существованием. Часто ли и много ли нашим ученикам доступна эта радость, которую дают само познание, сама включенность в дело? Современность настоятельно диктует новую направленность образования, к котором синкретический ряд «обучение-воспитание-развитие приобретает новый, гораздо более глубокий и широкий смысл.

«Главный нерв» современной системы воспитания подрастающего поколения, безусловно, в следовании принципам, сложившимся в вековой практике народов. Главное назначение воспитания состоит в том, чтобы помочь самоосуществлению человека, становлению его индивидуального личностного образа. Нельзя не согласиться с К. Ясперсом (найти о нем!), который отмечает, что в лучшие свои времена воспитание всегда было возможностью «стать в историческом континууме человеком в самобытии». Раздумывая над этим, мы пришли к убеждению, что целостное гуманистическое воспитание должно быть ориентировано на личностный образ ребенка как человека культуры, гражданина, нравственной личности. Системообразующей компонентой в этой триаде является «человек культуры», ибо в образе человека культуры воплощено все более ценное, что характеризует человека как микрокосм и макрокосм, как ценность, как личность. Соответственно этому основными воспитательными процессами в системе гуманистического личностно-ориентированного воспитания становится:

-культурная идентификация, т.е. востребование культурных способностей и свойств личности, актуализация чувства принадлежности ребенка к определенной культуре и оказание помощи в обретении им черт человека культуры;

- духовно-нравственное развитие личности, т.е. общечеловеческими нормами нравственности, формирование внутренней системы нравственных регулятивов поведения (совести, чести, собственного достоинства, долга и др.), способность делать выбор между добром и злом, измерять гуманистическими критериями свои поступки и поведение;

- социализация, т.е. вхождение ребенка в жизнь общества, его взросление, освоение различных способов жизнедеятельности и жизнетворчества, развитие его духовных и практических потребностей, формирование его «концепции жизни», осуществление жизненного самоопределения;

- индивидуализация, т.е. поддержка индивидуальности, самобытности личности, развитие ее творческого потенциала, становление личностного образа ребенка. Чтобы личностный образ ребенка состоялся, его жизнь должна отличаться историзмом, культурной событийностью, духовной целостностью.

Содержание воспитания - это востребуемый в жизненных ситуациях и воспитательных процессах субъектный опыт личности, компонентами которого являются ценности и смыслы, умения и способности, социальные навыки и способы поведения, переживания и нравственные выбросы и др.

В процессе воспитания содержание субъектного опыта оценивается, преобразуется, приводится в соответствие с общественным опытом, наполняется новыми компонентами. Из этого следует, что личностно-ориентрованное обучение не может быть регламентировано. Этот момент ярко выражен в идеях народной педагогики, которая по своей сути является абсолютным примером лично-ориентированной педагогики. По мере развития детей семейная дидактика насыщается новыми проблемами детской жизни, жизненными и воспитательными ситуациями, востребующими все более сложные компоненты общественного и личного опыта. При этом важно, чтобы элементы опыта, составляющие содержание воспитания, имели опережающий характер, обеспечивали вхождение ребенка в зону ближайшего социокультурного развития.

Для решения проблем детской жизни народная педагогика имеет технологии психологического сопровождения и педагогической поддержки становления личностного образа ребенка в его временных рамках. Это и есть основной метод, или технология, гуманистического личностного воспитания, принадлежащий народной и научной педагогикам. Это комплексный метод, предполагающий монографическое изучение узловых событий жизни ребенка, педагогическую интерпретацию индивидуальных особенностей его личности, эмпатическое принятие ученика таким, какой он есть, совместное с ним проектирование этапов его дальнейшего развития, адаптацию воспитательных средств к характеру ребенка, вовлечение его в жизненные события, раскрепощение для диалога, творчества, саморазвития и самостроительства своего самобытного личностного образа.

Устоявшиеся традиции народной педагогики предполагают возникновения в семье вариативного поля личностно-ориентированного воспитания, компонентами которого являются: выявление жизненных проблем развития детей, создание культуросообразной среды их жизнедеятельности, в которой возможно решение этих проблем, обучения детей технологиям жизни, аккультурация их субъективного опыта, поддержка в ценностно-смысловом самоопределении и позитивном самоопределении своего личностного образа и жизненной среды.

Таким образом, разнообразие воспитательных стратегий, содержащих личностно-ориентированное воспитание, наличествующих как в научной и народной педагогиках характеризуют воспитательный процесс как самоорганизующий, основанного на проектировании целостного культурно-воспитательного пространства как жизнедеятельной среды мира детства.

Как видим, в процессе рассмотрения развития личности находят продолжение вечные вопросы философии, психологии и потребность обращения к этнопедагогическим традициям воспитания обоснованы падением духовной культуры личности. В этой связи и вопросы педагогики получают новую окраску, направления. Исторический опыт подтверждает, что забвение традиций народа лишает его перспективы, грозит потерей национальной самобытности. Таинства семьи, дома, взаимоотношения людей, их духовный мир и смысл жизни - ответы на эти вопросы становятся судьбоносными, особенно для той части общества, которая вступает в жизнь. В диалоге педагогических традиций прошлого и современности проявляется главная их особенность, которую мы выделяем как значительный фактор, влияющий на процесс формирования системы ценностей.

Несмотря на то, что современные концепции образования декларируют необходимость обращения к личности, вместе с тем, путь формирования личности с активной жизнедеятельностью, развитыми способностями к самовыражению, самореализации, со «свободой воли» во многом еще не определен. Народная же педагогика, ввиду своей антропологической сущности сохраняла в себе опыт народного воспитания, основанный на принципе гуманизма. Этнопедагогика, объединяющая и эмпирический опыт, изучая характер, содержательные особенности, закономерности, собственно-народные методы и формы процесса воспитания, способна кумулировать и интегрировать данные других наук о растущем человеке - носителе общественного развития и главной его ценности. И как высшая цель, объединяющая народный опыт воспитания и народную педагогику с научной – воспитание совершенной личности на принципах гуманизма.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2402; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.