Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Комментарии к лекции № 10




«Структура тренировочного процесса, как основа его целостной упорядоченности»

Для всех сторонних наблюдателей и особенно, специалистов, работающих в области спорта, очевидно, что подготовка спортсмена от новичка до чемпиона длительный процесс, рассчитанный на многие годы совместной работы. При этом ориентировочным, рассчитанным временем ожидания показания спортсменом высоких результатов должны являться сведения об оптимальном возрасте демонстрации высших результатов. Оптимальный возраст показаний высших результатов в зависимости от вида спорта – различен.

В разные периоды подготовки спортсменов ставятся и решаются различные педагогические задачи. Соответственно задачам, подбираются средства и методы тренировки, которые должны взаимоувязываться не только между собой, но и с периодом предшествующей подготовки.

Контроль за педагогическим процессом со стороны руководителей учебных спортивных организаций (ДЮСШа, СДЮШОР) осуществляется на основе сопоставления соответствия разработанных программных документов и планов работы тренеров.

Намного сложнее осуществлять контроль за работой специалистов организующих подготовку спортсменов на этапе показания и поддержания высших результатов.

В эти периоды не редко бывают случаи, когда по различным причинам не удается достичь запланированных результатов. В ходе разбора причин неудачного выступления возникает конфликтная ситуация, когда руководство организации предъявляет претензии к неправильно организованной тренерским коллективом подготовки., а тренерский коллектив обвиняет руководство в том, что оно не создало необходимых условий для подготовки.

Взаимные обвинения – это не конструктивный подход в разрешении конфликта. Избежать его можно, если в начале цикла подготовки администрация организуется детальный анализ, как концепции, так и планов подготовки. В процессе широкого обсуждения снимается целый ряд вопросов, что позволяет достичь необходимого консенсуса и поставить все подписи под документом. В практике организации подготовки сборных команд СССР по различным видам спорта конструктивное обсуждение планов являлось обязательным условием.

В ходе данных обсуждений рассматривались вопросы о количестве спортсменов, задействованных в процессе, ответственности организаций на местах о контроле за качеством работы по месту проживания спортсменов, о количестве объемов централизованной подготовки, местах проведения «централизованной» подготовки и ее обеспечением научными и медицинскими сотрудниками и многое другое.

Рассмотрение и утверждение планов подготовки, принципиально важный момент. Наглядным примером того, что в ходе данного обсуждения поднимается и обсуждается широкий круг вопросов, может служить рассмотрение обеспечения подготовки спортсменов (команды) конкретными медицинскими препаратами и восстановителями, которые требовалось закупить за рубежом.

В ряде случаев, в ходе данных обсуждений администрация (высший менеджментский состав) выявляла наличие двух и более концепций по организации подготовки. В ходе обсуждения установить правильность выбора было сложно. Выходом из создавшегося положения являлось создание двух сборных команд под руководством тренеров, придерживающихся различных концепций на организацию подготовки и разведения спортсменов по разным спортивным базам. Таким образом, была организована подготовка сборной команды СССР по лыжным гонкам.

Данный пример – это доказательство того, что именно менеджерский состав, рассматривая предложенную концепцию и планы подготовки, решает вопрос о приглашении участников возможной дискуссии, мнения которых следует учитывать при утверждении плана. Утвержденный план, это документ для работы всех служб обеспечивающих его реализацию от расчета и выделения необходимых средств до своевременного приобретения билетов.

Утверждение комплексного целевого плана подготовки и дальнейший контроль за его реализацией является основной работой для аппарата управления подготовкой. Именно он позволяет в дальнейшем особенно в случаях неудачного выступления определить ошибки и просчеты, найти ответственных и избежать повторения ошибок.

В практике не редко приходится встречаться с тем, что запросы тренеров идеализируются и не соответствуют выделенному финансированию. В этом случае для удовлетворения запросов приходилось бы оставлять без необходимого финансирования разделы работы, связанные с подготовкой резерва, (юношеских, юниорских, молодежных команд).

Приходилось находить ответы на вопрос: «Насколько необходима гарантированная победа на этих данных соревнованиях? Стоит ли она того, чтобы концентрировать для её достижения все усилия?» Например, достижение победы на Чемпионате мира в первый год Олимпийского цикла или обеспечение победы командой на чемпионате Европы, но в последний год Олимпийского цикла. В то же время, планирование подготовки в любом случае должно предусматривать решение всего круга задач, т.е. иметь базовую, подготовительную, специально-подготовительную, соревновательную и восстанавливающую составляющие. Искусство менеджмента состоит в сохранении всех частей плана, но реализация этого плана менее затратными способами. Такими могут являться перенесение финансовой нагрузки на спортивные организации по месту жительства спортсмена; усиление контроля за подготовкой на местах и т.д. Однако, без знания основных требований к планированию подготовки, чередованию периодов и этапов, смысловой нагрузки макро, мезо, микроциклов подготовки управленческим составом не возможно создать и утвердить оптимальную комплексно-целевую программу, соответствующую поставленным целям и реальными условиями возможности ее реализации.

Представленный в лекции материал, призван снабдить специалистов – управленцев знаниями этапов становления спортивного мастерства в процессе многолетнего его планирования; показать, что планирование подготовки должно согласовываться с данными о возрасте возможного показания первых успехов и высоких результатов; определить порядок определения границ цикла подготовки и необходимости сохранения определенной закономерности при ее планировании; определиться в понятиях макро, мезо и микроциклах.

Вслед за передовой спортивной наукой следует различать понятия высокой спортивной готовности и достижения «пика» спортивной формы. Надеемся, что данный подход позволит управленцам и тренерскому коллективу по новому взглянуть на планирование подготовки в области высшего спортивного мастерства и конкретизировать как задачи, так и средства подготовки.

 

 

Лекция № 10

«Структура тренировочного процесса, как основа его

целостной упорядоченности»

Говоря о тренировочном процессе, мы не можем рассматривать его в отрыве от таких категорий как достижение некоей поставленной цели. Достижения поставленной цели это многокомпонентный процесс и если он совпадает с мотивацией, то это уже превращается в деятельность. Как минимум эта деятельность одного человека, но в спорте чаще всего, это деятельность группы специалистов таких как: тренер - врач – КНГ – спортсмен (команда).

Если поставленная цель социально важна, то в рассмотрении попадают и административные структуры, которые являются заказчиком в необходимости достижения цели. Тогда на первом месте стоит администрация, которая и прилагает определенные усилия для формирования и рационального функционирования всей системы в целом. К изучению деятельности функциональных систем различной сложности было приковано внимание в 60-80-е годы прошлого столетия большого количества ученых. Но, в связи с доступностью в понимании и простоте использования при решении практических занятий в спорте чаще всего обращаются к схеме функциональной системы, предложенной академиком П.К.Анохиным (см. лекцию № 4).

Обратите внимание на универсальность предложенной схемы, куда вписываются как отдельные действия, так и деятельность в целом. Возьмите любой пример из жизни и привяжите его к схеме.

Предложенная схема предполагает цикличность, т.е. обо всем совершенном идет обратная информация, на основе которой вносятся необходимые коррекции в совершаемые действия (деятельность). Рассматривая предложенную схему необходимо помнить, что в спортивной деятельности если убрать соревнования, то она полностью утрачивает свой смысл, следовательно, спортивные соревнования являются системообразующим фактором. Спортивные соревнования – вот что породило тренировку или подготовку. Изучение соревновательной деятельности является важнейшим условием для построения тренировки. Изучая соревновательную деятельность, ее делят на этапы, отрезки, тактико-технические действия, особенности судейской психологии, климатические условия, временные пояса, зрительскую аудиторию, условия проживания, факторы отдыха и восстановления, питания, изучаются противники, изменение судейских правил, направление совершенствования материально-технической базы и т.д. В процессе анализа соревнований не бывает второстепенных факторов, т.к. все, имеющее отношение к соревнованиям следует учитывать в процессе подготовки. Подготовка строится под соревнование. Построение плана подготовки должно учитывать возраст, тренирующихся, спортивную квалификацию, условия развития общих и специальных качеств, продолжительность период времени от начала занятий до демонстрации высших результатов.

Под спортивной формой подразумевается готовность спортсмена к достижению лучших результатов, которая достигается системой тренировок.

Определив длительность подготовки до главного старта необходимо учитывать закономерности влияния различных по направленности тренировок на приобретение и достижение спортивной формы. Ранее мы рассматривали данные закономерности: непрерывность, волнообразность, постепенное увеличение нагрузки, сочетание нагрузка – отдых, влияние климатических условий и т.д.

Поскольку речь идет о постоянном росте нагрузок вплоть до экстремального предела, то сумма знаний и определение закономерности шло от эмпирического опыта, и только после получала научно-обоснованное подтверждение. Поскольку экстремумы нагрузок связаны с отказом от работы в таком режиме, то такой подход в определении закономерности присущ только спорту, потому что даже в космосе расчеты границ возможного, просчитываются заранее и не требуют специфических условий. В науке о спорте такой подход предлагался профессором Кузнецовым В.В., который основал направление «Максимология».

Периодизация и планирование спортивной подготовки для начинающих спортсменов осуществляется на основе разработанных и апробированных годами программах для ДЮСШ по видам спорта. Эти программы составлены с учетом факторов возраста и сложности освоения технических действий, возрастной динамики, совершенствования двигательных качеств. «Исключает ли такой подход тренерское творчество?» - Конечно, нет, т.к. уже на этом этапе следует учитывать такие факторы, как фактический и биологический возраст.

Многолетнее планирование спортивной подготовки носит название макроцикл подготовки. Вначале макроцикла решаются задачи создания базы функциональных предпосылок и технической подготовки в последующем решаются задачи реализации индивидуальных возможностей в условиях соревновательной деятельности.

Деятельностью называются такие процессы, в которых психологическая часть неотделима от практической. В данном случае всегда имеют место совпадения с тем объективным, что побуждает субъекты к деятельности, т.е. к мотивам. Примеры: А) если чтение осуществляется ради сдачи экзаменов, то от конкретной книжки можно отказаться; Б) чтение с целью узнать точку зрения для выявления истины. Приведенные примеры позволяют отделить деятельность от действия.

Действие это такой процесс, в котором мотив не совпадает с его предметом, а может лежать в деятельности, куда данный предмет включен. В ряде случаев мотив может смещаться на предмет действия, и действие может превращаться в деятельность. Например, юношу учат элементу в гимнастике, выполняет он его лучше, чем другие, с интересом берётся за изучение других элементов, появляется мотив стать чемпионом. Многолетнее планирование обычно начинается с расчетов оптимального возраста, в котором спортсмен демонстрирует высшие результаты. Данный промежуток времени принято делить на 3 отрезка.

  Время начала занятий Первые большие успехи Оптимальные возможности Поддержание высоких результатов
М Ж М Ж М Ж
Плавание 8-10 17-26 14-23 19-22 17-20 22-35 21-28
Велоспорт 11-13 17-20   20-24   20-28  

Практикой доказано, что 15-20% одаренных детей может опережать данные границы на 1-2 года. В зависимости от этого многолетняя подготовка подразделяется на 5 этапов: начальная подготовка; предварительная базовая подготовка, специальная базовая подготовка; максимальная реализация и сохранение.

Начальная подготовка: предусматривает широкий спектр двигательных действий, должна исключать монотонность, носить игровой характер. На этом отрезке отсутствует необходимость закрепления двигательного навыка, занятия проводятся 2-3 раза в неделю. Срок от 1 до 3 лет, зависит от того, в каком возрасте приступил к занятиям, если поздно, то сокращается до 1,5-2 лет. Объем годовой работы от 120 до 200 часов.

Предварительная базовая подготовка предусматривает всестороннее развитие двигательных и функциональных возможностей, работу над отставанием в уровнях физического развития. Использование двигательных актов близких по свойству с выбранным направлением деятельности, большую направленность в использовании близких по структуре действий. Объем годовой работы увеличивается. На этом отрезке подготовки не следует гнаться за результатом. В этот период хорошо развивается быстрота и координационные способности. Остро воздействующие нагрузки используются крайне редко.

Этап специальной базовой подготовки. Вначале этапа обеспечивается связь с предыдущим и используется общая и вспомогательная подготовка, применяются упражнения из смежных видов спорта, определяется предмет будущей специализации. На этом этапе не планируют больших объемов работы, но обеспечивают максимальное ее приближение к соревновательной деятельности, особенно в видах сложно-координационного характера и скоростно-силовых. Чаще всего планируют работу аэробного характера. Объем работы должен составлять 78-80% от работы мастеров.

Этап максимальной реализации индивидуальных возможностей. Своеобразие этапа состоит в том, что используются тренировочные средства, способные быстро развить специальные адаптационные процессы. Объем работы увеличивается, средства подготовки максимально специализируются. Количество занятий в неделю 15-20. Длительность этапа индивидуальна и зависит от особенностей вида спорта, пола. Так, в плавании после того, когда юноша выполнил норматив мастера спорта до выступления на чемпионате Европы и Мира проходит 3-4 года, у девушек – 1-3 года. Особенно долог этого путь в спортивных играх и многоборье.

Этап сохранения достижений - сугубо индивидуальный подход. В силу того, что данная категория спортсменов адаптирована к нагрузкам, следует искать новые способы воздействия, планировать больший объем ударных тренировок.

Способы описания структуры спортивной тренировки.

Каждый из этапов подготовки имеет еще деление: тренировочное занятие, тренировочный день, микроцикл, мезоцикл, макроцикл, но все они, т.е. компоненты должны иметь закономерное соотношение друг с другом и общую последовательность – именно это является структурой тренировочного процесса.

Говоря о закономерностях, мы имеем ввиду комплекс знаний, накопленных практикой и наукой в оптимальном сочетании средств и методов, позволяющих достичь необходимых адаптационных сдвигов для достижения спортивной формы в установленные сроки конкретным индивидуумом или командой.

Узловой структурной единицей является одно тренировочное занятие.

Именно там решаются все задачи физической, технической, психологической и интервальной подготовки и создаются необходимые предпосылки для адаптации. Занятие состоит из: вводной части, подготовительной, основной и заключительной. Разминка делится на общую и специальную, роль каждой из них очевидна.

По набору тренирующих средств занятия могут иметь избирательную направленность и комплексную.

 

 


Отметим, что выносливость стоит на последнем месте, если это не главная цель тренировки. При планировании тренировочных занятий тренер должен учитывать рациональное построение, объем используемых средств и планировать необходимые интервалы отдыха.

Последовательность используемых упражнений может быть:

- положительной – когда сдвиг от предыдущей работы остается. Так: алактатная работа – гликолитически-анаэробная.

- нейтральная – не изменяет характера реакции. Так: алактатно-анаэробная – гликолитически-анаэробная – аэробная.

- отрицательная – нагрузка уменьшает предыдущие сдвига. Так: гликолитически-анаэробная – аэробная.

Для подготовки спортсменов высших разрядов применяется избирательно направленное занятие; для низших разрядов тренировочное занятие имеет комплексную выраженность.

Это пример математического изложения, а, именно, необходимость достижения различных показателей в отдельные периоды и этапы подготовки. Отталкиваясь от математического выражения, тренерские коллективы планируют соответствующую направленность тренировочных занятий.

Приведем пример графического изображения структуры годичного цикла на этапе углубленной подготовки.

Последействие двух занятий различной преимущественной направленности, проведенных с интервалом в 24 часа.

С – повышение скоростных возможностей;

А – повышение выносливости при работе аэробного характера;

1 – скоростные возможности;

2 – выносливость при работе анаэробного характера;

3 – выносливость при работе аэробного характера.

Рис.

Структура микроциклов и мезоциклов.

Если узловой структурой является одно тренировочное занятие, то микроциклом – принято называть серию занятий, обеспечивающих комплексное решение задач в зависимости от периода или этапа подготовки. Продолжительность их разная от 3-4 дней до 10-14 дней.

Обычной формой является неделя.

Типы микроциклов:

- втягивающий – начинает подготовительный период;

- ударный – чаще всего в подготовительном периоде;

- подводящий – слишком индивидуален;

- восстановительные;

- соревновательные.

Построение микроциклов в подготовке учитывает:

а) знание, какое воздействие оказывает нагрузка по величине и направленности;

б) какая динамика и продолжительность периода восстановления после их применения;

в) знание о коммулятивном эффекте разных по направленности тренировочных нагрузок;

г) в случае применения разнонаправленных нагрузок учитывается колебание работоспособности.

Чередование нагрузок и отдыха может привести:

- росту тренированности;

- незначительному эффекту или его отсутствию;

- переутомлению.

В основе концепции чередования нагрузок в микроцикле лежит принцип выполнения последующий нагрузки на фазе суперкомпенсации.

Однако, в спортивной практике все это несколько сложнее.

 

Последствие двух занятий одинаковой направленности с большими нагрузками, проведенных с интервалом 24 час.

С – повышение скоростных возможностей;

1 – скоростные возможности;

2 – выносливость при работе анаэробного характера;

3 – выносливость при работе аэробного характера.

 

Рассматривая предложенную схему можно гипотетически представить или отсутствие эффекта или эффект переутомления.

Воздействие на организм различных по величине и направленности нагрузок.

Важнейшим фактором планирования является учет особенностей утомления и восстановления после работы различной направленности или прогнозирования и знания процессов восстановления.

После одних занятий можно наблюдать локальное утомление, после других – достаточно широкое.

При любых нагрузках процесс восстановления имеет волнообразность и состоит из: 1) работоспособности, 2) утомления, 3) восстановления, 4) суперкомпенсации, 5) нормы.

Значительные нагрузки снижают работоспособность на одни сутки; большие – на 12 часов; средние – на несколько часов; малые – минуты, часы.

При работе комплексной направленности в пределах 30-35% оказывает более широкое, но менее глубокое воздействие. После их применения в пределах 6 часов наблюдается угнетение, через 24 часа – восстановление.

 

Темы практических заданий к лекции № 10.

1. Оптимальный возраст, как параметр для многолетнего планирования тренировочного процесса. Особенности подбора средств на начальном этапе подготовки.

2. Предварительная базовая подготовка, решаемые задачи и используемые средства.

3. Задачи и средства, использующиеся на этапе специальной базовой подготовки в многолетнем ее планировании.

4. Своеобразие построения и подбора средств на этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей.

5. Последовательность решения педагогических задач в ходе одного тренировочного занятия и принципы рациональной постановки задач при планировании последующих занятий.

6. Микроцикл и их типы. Сведения необходимые для правильного планирования микроциклов различной направленности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 744; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.066 сек.