Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Комментарии к лекции № 4




«Общая характеристика физических способностей, воспитание силовых и скоростных способностей, способы и критерии оценки»

 

Однажды, в разговоре со студентом выяснилось, что он работает менеджером по продаже абонементов и билетов разового посещения в многопрофильном фитнес-клубе. Я попросил его, представьте, что я очередной посетитель центра и посоветовать мне, чем я могу заниматься в фитнес-клубе с пользой для себя. Студент с радостью начал перечислять все направления работы клуба. Перечислив их, он обратился ко мне с вопросом; «Что вас заинтересовало»

Такой подход возможен, но только в том случае, если посетитель уже давно определился с выбором. Но чаще всего обращающиеся далеко неуверенные в том, что они хотят. Поэтому правильнее, на наш взгляд начинать разговор с посетителем с вопроса «Что бы вы хотели получить от занятий спортом?», а затем уже предлагать направление занятий с объяснения возможного эффекта.

Вести такой разговор – это показать свой профессионализм, возможность избежать разочарования посетителя от неверно выбранного направления занятий и отсутствия ожидаемого эффекта.

Изложенный в лекции материал предназначен для сообщения необходимых знаний для совместного правильного выбора направления занятия и раскрытия механизма ожидаемого эффекта, не только для посетителей фитнес-клуба, но и спортсменов, специализирующихся в конкретном виде спорта.

Сведения и знания о закономерностях развития физических способностей позволяют менеджеру правильно ответить на многие вопросы, связанные с возможностью получения ожидаемого от занятий эффекта, а знание принципов их развития позволяет объяснить особенности построения тренировочного процесса.

Практика свидетельствует, что коррекция фигуры средствами силовой подготовки, продолжает являться наиболее востребованным направлением среди посетителей фитес-клубов. В связи с этим посетителей интересует масса вопросов, таких как:

1. Когда будет заметен выраженный эффект от занятий?

2. Как часто нужно заниматься?

3. За счет чего и почему будет расти мышечная масса?

4. Каких принципов следует придерживаться при планировании тренировочного

занятия?

5. Почему после начала занятий силовой подготовкой возникает «болевой эффект»

и с чем это связано?

Перечисленные вопросы можно расширить интересом тех, кто усиленно занимается одним из видов спортивной деятельности. Так:

1. Что такое мышечное растяжение и как его избежать?

2. Какая силовая подготовка соответствует специфике выбранного вида спорта?

3. Какое сочетание в развитии физических способностей наиболее рационально в тренировочном процессе?

Аналогичные сложности возникают при освоении материалов, связанных с развитием такой физической способности, как скорость и быстрота. Рассмотрение данного вопроса не возможно без понимания нейрофизиологических процессов, связанных с простым реагированием и принятием решения в сложных условиях меняющейся ситуации. Доступным для понимания при этом происходящего, является схема функциональных систем, предложенная академиком П.К.Анохиным.

Студентам предлагается не только познакомиться со схемой, но и, используя ее, показать на отдельных примерах, как осуществляется то или иное действие в обыденной и спортивной жизни; разобрать моменты, связанные с возможностью сократить до минимума, как скрытую часть реакции, так и непосредственно двигательный компонент; ответить на вопрос какой механизм лежит в основе совершенствования скорости; объяснить причину возникновения «скоростного барьера» и обосновать пути его преодоления.

Ответы на эти вопросы можно дать, зная анатомию мышечного корсета, регуляцию движений и физиологию мышечного сокращения. Студентам предлагается «освежить» объём знаний в этих областях. В связи с тем, что данные курсы, за исключением анатомии и спортивной морфологии не читаются в объёме предмета в специализации «Менеджмент в спорте», получение необходимых знаний должно являться предметом самостоятельной работы студентов под контролем преподавателя. Только такое сочетание позволяет, на наш взгляд, менеджерам получить всесторонние знания и отвечать на задаваемые вопросы. Лишь необходимый объем знаний позволяет студентам не только активно и сознательно, но и критически смотреть на средства, используемые в тренировочном процессе.

 

Лекция № 4

 

«ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ, ВОСПИТАНИЕ СИЛОВЫХ И СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ, СПОСОБЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ»

 

В процессе формирования физической культуры личности приобретается не только двигательное умение, происходит и развитие физических способностей.

«Физические способности» и «физические качества» - понятия в определенном отношении совпадающие, но не тождественные. Определение физических способностей очень много. Кто-то определяет их:

а) как врожденные способности к определенной двигательной деятельности;

б) как дееспособность систем организма к эффективному выполнению определенной работы;

в) как свойственные конкретному человеку особенности выполнять работу.

Физические способности – это комплекс морфологических и психофизиологических свойств человека, отвечающих требованиям какого-либо вида мышечной деятельности и обеспечивающих эффективность ее выполнения.

Для определения отдельных сторон физических способностей долгое время употребляли термин «физические качества». Сейчас, считают необходимым отказаться от этого термина, но еще никто не развел эти понятия и в обыденной жизни они фигурируют, подменяя друг друга. В нашем случае, мы будет употреблять и то и другое, считая их почти равнозначными. В то же время «качество» это реализованная сравниваемая с чем-то или с кем-то вещь.

Физические качества органически связаны с физическими способностями и определяются видом двигательной деятельности.

 

Факторы, влияющие на уровень и развитие физических способностей

 

Средовые факторы (быт, климат, географические условия)     Методика их развития     Материальное состояние мест занятий   Моторные задатки (анатомические, морфологические, психологические, физиологические)

 

Морфологические задатки – совершенствуются в процессе двигательной деятельности, а сам процесс двигательной деятельности может быть направленным. Полагают, что в результате адаптационных перестроек может быть обеспечена многофункциональная специализация человека. (Ю.В.Верхошанский). Можно ли с этим согласиться? Ведь вопрос о генном выражении физических способностей рассматривается и имеет превалирующее значение. Утверждают, что век допинга проходит, а в спорт входит генная инженерия.

В настоящее время принято различать 5 основных физических способностей: силовая, скоростная, координационная, выносливость, гибкость.

Основные закономерности развития физических качеств

1. Движение – основной фактор развития физических способностей.

Наряду с врожденными и средовыми факторами, решающими в развитии физических способностей является двигательная активность. Напомним 1 закон упражнения, сформулированный Ж. Лемарком – «Движение формирует орган».

2. Зависимость развития способностей от режима двигательной активности, т.е. реализация положения: работа – отдых – работа. Важным условием эффективности развития качеств является определение фаз колебания работоспособности:

- фаза пониженной работоспособности; планирование работы на этой фазе развивает выносливость.

- фаза полного восстановления; развивает скорость, силу, координацию.

- фаза сверхвосстановления; развивает мышечную силу, быстроту, но снижает выносливость.

3. Этапность развития физических качеств

- повышенный уровень развития физических способностей;

- достижение максимальных показателей;

- снижение показателей развития.

4. Неравномерность и гетерохронность (разновременность) развитие способностей

- вначале рост, затем замедленный рост при больших затратах времени.

- гетерохронность – увеличенные возможности развития физических способностей в отдельные периоды жизни – возрастная гетерохронность.

5. Обратимость показателей развития способностей.

При приостановлении двигательной деятельности снижается в первую очередь (регресс) по порядку: скорость, сила, выносливость.

6. Перенос физических способностей.

Он может быть положительным и отрицательным.

Положительный – «взрывная» сила - частота движений.

Отрицательный – силовая выносливость – скорость.

Однородным и разнородным:

однородным – силовая выносливость рук в сгибании – разгибании в висе – отжимание от пола;

разнородным – изометрическая сила – работа на блочном устройстве;

взаимным – скорость- сила;

односторонним – быстрота движения – быстрота реакции, но не наоборот.

7. Единство и взаимосвязь двигательных умений и физических способностей.

Чтобы реализовать в полном объеме свои физические способности, необходима рациональная техника.

Принципы развития физических способностей

Принципы развития физических способностей в корне отличаются от принципов развития двигательных умений и навыков. Заметим при этом, что общепедагогические принципы сохраняются. Это сознательность и активность, наглядность, доступность, индивидуализация, систематичность.

Выделяют следующие принципы развития физических способностей:

1. Регулярность педагогических воздействий. При этом учитывают:

- следовой эффект (от 1 занятия);

- отставленный эффект, характер сдвигов, сохраняющихся к следующему занятию;

- кумулятивный эффект (эффект от ряда занятий, при этом каждое последующее занятие накладывается на след предыдущего).

2. Принцип прогрессирования и адаптационно-адекватной предельности.

Говоря о физических способностях, следует помнить, что гибкость прибавляется от дня ко дню, сила – от недели к неделе; быстрота – от месяца к месяцу; выносливость от года к году.

3. Принцип рационального сочетания и распределения во времени воздействия различного характера. Рациональность как в процессе одного занятия, так и при выделении периода предлагает учет чередования работы и отдыха. При этом однонаправленная нагрузка вызывает глубокие сдвиги, но локальные. Разнонаправленная нагрузка оказывает более широкое воздействие, но не глубокое.

Так, развитие скорости – подготавливает к развитию выносливости. Также хорошо сочетается развитие скорости и силы.

Например:

а) сила – скорость – выносливость;

б) скорость – сила – выносливость.

Построение занятий может быть:

а) комплексно-параллельным;

б) комплексно-последовательным (более эффективен).

4. Принцип целенаправленности и адаптивной адекватности воздействий.

5. Принцип возрастной адекватности воздействия.

6. Принцип опережающих воздействий в развитии физических способностей.

«Плата» в развитии способностей – это результат использования шаблонной методики.

7. Принцип соразмерности в развитии способностей.

8. Принцип сопряженного воздействия. Например, прыжки в высоту с отягощением; плавание с тормозным тросом.

 

 

Силовые способности и методика их развития

Сохранение определенного положения тела или его звеньев в поле земного притяжения или же управление движениями осуществляется за счет мышечных сокращений.

Степень мышечных сокращений связанных с необходимостью преодолевать или противодействовать внешнему сопротивлению – называется мышечной силой.

При рассмотрении обозначенной темы напомним об общих механизмах регуляции работы мышц, выделив при этом то, что сокращением, расслаблением или поддержанием тонуса мышц зависит от активности мотонейронов.

Если рассматривать участок от спинного мозга до конкретной мышцы (спинальный уровень), то этот нервно-мышечный участок можно схематически представить следующим образом:

 

Электрический сигнал бегущий по аксону достигает синапса и выделяется тормозной или возбуждающий медиатор. Возбуждающий медиатор для мышцы – ацетилхолин, на сердце он – тормозной. Электрический сигнал вызывает гиперполяризацию, т.е. изменение полярности постсинаптической мембраны, что вызывает новый электрический разряд. Следовательно, раздражение, имеющее электрическую природу, приводит к выбросу медиатора на уровне концевой пластины, т.е. переходит в химическую реакцию, затем гиперполяризация вызывает новый электрический сигнал, распространяющийся по мышцам. Что же собой представляет это структурное образование?

 

 

Скелетная мышца состоит из мышечных волокон, их количество устанавливается к 4-5 месяцам после рождения. Диаметр мышечного волокна примерно равен 1/5 диаметра взрослого человека. Диаметр мышечного волокна изменяется под воздействием тренировки. Мышечное волокно – покрыто сарколеммой, она эластична и имеет большое значение в возникновении и проведении возбуждения.

Внутреннее содержание мышечного волокна – саркоплазма, в которой находится саркоплазматический матрикс – жидкость с растворимыми, белками, жирами гранулами гликогена, фосфорсодержащими веществами, ионами и молекулами. В саркоплазматический матрикс погружены – миофибриллы (сократительные элементы).

Вторая часть саркоплазмы – саркоплазматический ретикулум – сложная система мешочков и трубочек, распложенных параллельно миофибриллам. Эта структура выполняет две функции:

- передачи возбуждения с поверхности внутрь к миофибриллам;

- выделение продуктов обмена.

В одном мышечном волокне до 1000 и более миофибрилл.

Миофибрилла – пучок параллельно лежащих нитей (миофиламентов). Толстые нити – миозин, тонкие – актин.

Нервно-мышечный синапс – это: пресинаптическая мембрана, щель, постсинаптическая мембрана, ацетилхолин (АХ), ацетилхолин эстераза – разрушитель АХ.

Причиной периферического утомления в первую очередь является состояние преcинаптической и постсинаптической мембраны.

Теория скольжения при мышечном сокращении. Выброс кальция – инактивирует тропонин. Миозин АТФ – аза гидролизирует АТФ мионина. АДФ и неорганический фосфор удаляются, а на их месте образуется новая молекула АТФ. Это обеспечивает зарядку поперечных мостиков и втягивания актиновых волокон в миозин.

Напряжение мышечного волокна обеспечивается количеством сконструированных мостиков между актином и миозином.

Скорость сокращения зависит от скорости прикрепления к актину.

При повышении скорости уменьшается число поперечных мостиков, что и объясняет уменьшение силы при увеличении скорости.

 

Химизм и энергетика мышечного сокращения

Единственным прямым источником энергии для мышечного сокращения служит аденазинтрифосфат (АТФ). Без его участия не происходит соединение мостиков между актиновыми и миозиновыми миофиламентами.

Для того чтобы поддерживалось мышечное сокращение необходимо постоянное восстановление АТФ.

Энергия на восстановление АТФ берется из питательных веществ (углеводов, жиров, белков). Их расщепление с выбросом энергии позволяет восстанавливать или вновь связывать АДФ и фосфат с образованием АТФ.

Ресинтез АТФ обеспечивается двумя путями: анаэробным и аэробным.

Выделяют 3 энергетические системы:

1. фосфагенные или АТФ-КФ система;

2. лактацидная или гликогенная

3. кислородная или окислительная

Первые две системы работают в анаэробных условиях, т.е. при отсутствии кислорода. Третья система – аэробная.

Степень участия в энергообеспечении каждой из названных систем зависит от мощности и длительности работы, т.е. от силы и продолжительности мышечных сокращений.

Таким образом, между мощностью и емкостью существует обратная зависимость.

Мощность фосфагенной системы в 3 раза превышает мощность лактацидной системы и в 4 – 10 раз кислородной.

Емкость фосфагенной системы обеспечивает работу продолжительностью в 1 сек., а расчетная ее емкость не более 5 сек.

Характер работы: спринтерский бег, метание, штанга, прыжки.

Лактоцидная энергетическая система – это расщепление гликогена (глюкозы) в анаэробном режиме с образованием молочной кислоты. Энергетический субстрат для расщепления – углеводы. Гликоген, накопленный мышечной клеткой – дает 3 молекулы АТФ, в то время, когда глюкоза, попадающая в мышечную клетку из крови, дает 2 молекулы АТФ.

Мощность данной система достигается на 20-30 сек. работы. В ходе работы большой интенсивности накапливается молочная кислота, которая попадает в кровь. Происходит закисление мышечной ткани, что приводит в свою очередь к торможению гликолиза. Следовательно, утомление наступает не вследствие того, что мышечная клетка теряет гликоген, а вследствие, того, что сама энергетическая система отказывается от работы по причине угнетения ее молочной кислотой.

Емкость лактоцидной системы определяется по уровню накопления молочной кислоты.

Энергетическая емкость лактоцидной системы в 2,5 раза больше, чем фосфагенная система.

Кислородная или окислительная энергетическая система.

Система функционирует при достаточном и непрерывном поступлении кислорода О2 из крови в митохондрии.

При мощности работы увеличивается количество потребления О2, измеряемого в л/мин. она имеет свой предел и он индивидуален. Называется он максимальное потребление кислорода (МПК).

В качестве субстратов при анаэробном энергообеспечении используется – углеводы (гликоген и глюкоза), жиры (жирные кислоты) и белки.

Во время выполнения легкой работы при потреблении О2 до 50% от МПК (несколько часов) основным энергетическим субстратом являются жиры.

Если работа выполняется при потреблении О2 до 60% от МПК, то подавляющая часть ее осуществляется за счет окисления углеводов (глюкозы и гликогена). В отличие от анаэробного энергообеспечения они расщепляются до СО2 и Н2О.

Напомним, что при расщеплении глюкозы:

С6Н12О6 + СО2 + 38 АДФ → 6СО2 + 6Н2О + 38 АТФ

 

При этом две молекулы АТФ образуются при гликолитическим энергообеспечении в начале работы, а 3 молекулы АТФ, вследствие кислородного обеспечения. Таким образом, очевидно, что кислородная система значительно более эффективна. Емкость кислородной системы за счет углеводов зависит от его запасов: в мышцах и печени (в печени глюкоза образуется из лактата и аминокислот, пирувата, вносимых туда кровью). Кислородная энергетическая система способна выдать 800 килокалорий или не тренирующийся человек может выполнять работу в течение 3-4 часов.

Энергетическим субстратом при кислородном энергообеспечении могут являться жиры. Большая часть жиров человека – это: 3 молекулы глицерида + 3 молекулы жирных кислот = жиры (триглицерид).

Один моль жирных кислот дает 138 молей АТФ. Данный процесс проходит только в митохондриях.

Много ли жиров у человека? 20-30% его веса, 5% из них находится в мышцах, но основная часть в жировых депо. Из жировых депо при окислении жирные кислоты попадают в кровь.

Запасов жиров в теле человека хватает для обеспечения энергии непрерывной ходьбы в течение 7-10 дней.

Кислородная система обладает энергетической мощностью во много тысяч раз превышающих фосфогенную и лактацидную энергетические системы.

 

Формы и типы мышечного сокращения

а) Внешняя нагрузка меньше напряжения мышцы обеспечивается положительное движение – это миотонические (концентрические) тип сокращения.

б) внешняя нагрузка больше напряжения мышцы, обеспечивается движение, но отрицательное – это плиометрический или эксцентрический тип сокращения.

в) внешняя нагрузка равна напряжению – движение отсутствует это изометрические сокращения

г) смешанная форма мышечного сокращения – ауксотоническая форма

д) напряжение мышц обеспечивает постоянную скорость. Такой тип мышечного сокращения называется изокинетическим.

Рассмотрим еще одну характеристику мышечного сокращения, а, именно, кривую - сила (груз) – скорость

 

Видно, что скорость укорочения мышцы тем больше, чем меньше вес (груз).

 

МЕДЛЕННЫЕ И БЫСТРЫЕ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ЕДИНИЦЫ

В пределах, даже одной мышцы, составляющие ее двигательные единицы (ДЕ) отличаются друг от друга:

а) по размерам – малая ДЕ включает 10-12 волокон, большая ДЕ – несколько тысяч волокон.

б) по функциям – медленные, быстрые.

Медленные волокна – богатая капиллярная сеть, большое количество митохондрий, повышенное содержание жиров, высокая выносливость.

Быстрые волокна – большое количество гликолитических ферментов, повышенное содержание гликогена, меньшее количество капилляров. Приспособлены к кратковременной работе большой мощности.

Композиция разных двигательных волокон в мышцах человека различна. По мере старения количество быстрых волокон уменьшается.

Выделяются 2 типа быстрых волокон. Одни из них приспособлены к работе в аэробном режиме, так и в анаэробном.

Как же обеспечивается управление движением?

Для управления движениями ЦНС должна активизировать необходимое для этого количество мышц и не только активизировать, но и поддерживать степень их напряжения. Именно это позволяет выполнить движение или поддерживать позу.

Напряжение мышц обеспечивается:

- за счет регуляции числа активных ДЕ (мотонейронов);

- за счет частоты импульсации мотонейронов;

- регуляция временной активности двигательных единиц.

Число вовлекаемых в работу ДЕ зависит от интенсивности сигнала, посылаемого из более высоких моторных областей (моторной коры, подкорковых моторных центров, внутри-спинальных путей).

Реакция мотонейронов на эти возбуждения зависит от порога их возбудимости. Напомним, что мотонейроны различны по размерам. Маленькие мотонейроны имеют низкопороговую активность, они же являются медленными. Включаются они тогда, когда нет необходимости развивать большие напряжения.

Если есть необходимость развивать большие напряжения, то включаются большие мотто-нейроны. При этом необходимым условием является интенсивное возбуждение, т.к. они высокопороговые. Следовательно, на помощь низкопороговым ДЕ приходят высокопороговые.

Если нет необходимости в больших напряжениях, предположим, поддержание позы, работают, в основном малые двигательные ДЕ. Они же обеспечивают работу при марафонском беге, лыжных гонках.

В процессе длительной работы на место малых ДЕ, подключаются большие ДЕ. О том, что происходит именно так, свидетельствует расход гликогена в медленных и быстрых волокнах.

Работа ДЕ, т.е. их активность, связана во времени. Представим работу 4-х ДЕ одной мышцы. Время их включения, в одном случае может совпадать. Тогда это будет синхронное напряжение. В другом случае, каждая ДЕ может работать в режиме одиночных сокращений и фазы их напряжения не совпадают, т.е. асинхронно. Именно такая активность мотонейронов позволяет выполнять плавные движения. В обыденной жизни наши движения связаны с асинхронным включением.

Возникающее утомление нарушает нормальную деятельность ДЕ. Они начинают включаться синхронно. Движения теряют плавность, точность. Это состояние характеризуется, как тремор утомления.

Для регистрации потенциала действия ДЕ используется накожное отведение электрической активности, т.е. электромиограмма.

Электромиограмма – это интерференция потенциалов действия сумм ДЕ мышцы.

Теперь, когда рассмотрена биофизиологическая особенность функционирования нервно-мышечного аппарата, представляется возможность более продуктивно перейти к рассмотрению вопроса об особенностях развития такой способности, как сила.

Ранее указывалось, что при рассмотрении моментов, определяющих мышечную силу, важно отметить, режим работы мышц. Было выделено 4 режима:

 

  а) преодолевающий, миометрический – жим штанги б) уступающий, плиометрический – приседание со штангой   } Динамическая сила

в) изометрический – удержание разведенных рук с гантелями – статическая сила

г) смешанный – ауксотонический

Весьма важной работой мышц является скорость ее сокращения. В зависимости от этой величины рассматривается 2 вида:

а) это собственно силовые; V = 0 или близка к 0;

б) скоростно-силовые. При этом:

 

«Взрывная сила» - это способность проявлять большие силы величины в наименьшее время измеряется силовым индексом. J = Fmax х T

 

Для того, чтобы развить максимальную силу необходимо 0.3 сек., но отталкивание в беге на 60-100 м/cек, прыжок в длину 150 м/cек, высоту – 180 м/сек, в копье 150 м/сек. Вот почему важен такой показатель, как градиент силы – это tang угла наклона.

Кто же предпочтительнее, у кого шансы выше?

Естественно, при ограниченном времени, предпочтительнее спортсмен Б.

В последнее время появился еще один показатель «реактивная способность», т.е. переход от активного растяжения (расслабления) к мощной работе. Другими словами, это накопление в процессе растяжения (не метаболическая) энергии, увеличивающей рабочий эффект мышцы (тройной прыжок, барьерный бег, вставание с подседом в штанге).

В практике физического воспитания различают:

- абсолютную силу – поднимание предельного веса без ограничения во времени;

- относительную силу равную частному от деления абсолютной силы на вес тела.

Абсолютная сила важна – штангистам - тяжеловесам, метателям, а для подавляющего большинства важным показателем является относительная сила.

Силовые способности зависят от многого:

а) физиологического поперечника:

б) от состава волокон (медленные, быстрые);

в) эластических свойств, вязкости, структуры волокон, химического состава;

г) регуляции со стороны ЦНС (синергисты – антагонисты, уровень импульсации, степень синхронизации).

Максимальная сила – зависит от позы, длины рычагов, состояния мышцы перед сокращением, возбуждения, утомления, температуры, возраста, пола, суточной активности.

 

Средства развития силы:

1. Упражнения с внешним сопротивлением.

2. Упражнение с преодолением собственного веса

3. Изометрические упражнения

 

МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

1. Метод максимальных усилий. 95-100%. Не дает гипертрофии мышц АТФ + креатинфосфат.

2. Метод повторных непредельных усилий от 40-80%. Гипертрофия. Упражнения до отказа.

3. Метод изометрических усилий. Широкие возможности. Большой охват мышечных групп.

4. Метод изокинетических усилий (плавание, гребля).

5. Метод динамических усилий (величина отягощения 30% от максимального).

6. «Ударный» метод (гимнасты, прыгуны).

Многообразие методов – это свидетельство того, что их поиск и применение в подготовке является следствием поиска путей развития различных характеристик и своеобразия мышечной силы, т.е. это опять следствие потребностно-деятельного подхода.

Естественно, что один человек считает необходимым заниматься силовыми упражнениями для совершенствования своей фигуры, другому - занятия должны способствовать успехам в выбранной профессии, следующие считают, что они должны исследовать предельные возможности своего организма в поднятии тяжестей (тяжелая атлетика, силовой экстрим).

Достижение поставленной цели возможно только при использовании конкретного метода.

Откуда взялся «боди-билдинг». Рассвет в 30–е годы прошлого столетия. Боди-билдеры ангажируются на роли силачей. Развитие его связано с тактми фамилиями, как Юджин Сенди (Англия), Джон Гримен, Стиф Риве, братья Уайдеры, Боб Хофман и наконец, Арнольд Шварценеггер. каждый из них привнес нечто свое в методику культуризма. Изначально это античная красота. Но в ней есть различия. Несомненно, различие имеет тело Геркулеса и Аполлона. Необходимо выбирать современное среднее. У представителей этих школ имеются и отличия в соразмерностях – антропометрических показателях, однако общей целью для них являются гармония. Имеется 6 измеряемых точек (плечо, шея, грудная клетка, талия, бедро, голень). Отправными являются – рост, вес. Направленность воздействия физических упражнений – это шея, плечи, спина, грудь, бицепс, трицепс, предплечье, живот, бедра, голень. При этом развиваются основные мышцы:

Шея – это грудино-ключично-сосцевидная, трапециевидная.

Плечи – дельтовидная, большая грудная, трехглавая, плечевая.

Предплечье – лучевой сгибатель, плечевая, плечелучевая.

Туловище – большая грудная, наружная косая, прямая мышца живота, широчайшая мышца спины, трапециевидная.

Бедро – широчайшая мышца бедра, наружная мышца бедра, внутренняя мышца бедра, портняжная, двуглавая, полусухожильная.

Голень – камбаловидная.

 

ПРОГРАММА СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ

Выделив основные мышечные группы, создающие рельеф тела. Мы поддерживаем тренерскую мысль о том, что для начинающих спортсменов в одном тренировочном занятии и в течение 1-2-х месяцев следует включать упражнения на все мышечные группы. Количество занятий в неделю 3 раза до 1 часа.

Важным условием эффективности занятий является вес снаряда или создание сопротивлений на первом этапе – малая нагрузка, позволяющая выполнять 15 и более повторов. Это сопротивление от 50 до 70% от максимального.

Способов определения максимума 2: снизу-вверх и сверху-вниз.

Такой вид нагрузки применяется: а) для начинающих; б) для тех, кто хочет иметь рельефную мышцу, количество повторений увеличивается до 50-100 с увеличением темпа, в) для тех и других требуется необходимый инвентарь.

Средняя нагрузка – 60-70% от максимума. Количество повторений 6-10. рационально для роста мышечной массы, силы и выносливости мышц.

Большая нагрузка – 90-100% от максимума, количество повторений 1-3. используются для подготовленных. Ставящих цель показания высоких результатов спортсменов в силе.

Подход – количество повторений одного и того же упражнения. У начинающих – 1 подход, у более подготовленных 1-3 подхода, при специализации – 6-10 подходов.

Супер серия - выполнение упражнений с небольшими вариациями, позволяющими включать дополнительные мышцы в работу.

Темп занятий – быстрый, средний, медленный.

Быстрый – скоростная сила, сгонка веса, max. быстрота в ущерб точности.

Средний – благоприятное воздействие на внутренние органы. Чередование напряжения и расслабления. Самое оптимальное для развития мускулатуры.

Медленный – максимальное включение мышц. Невозможность использовать инерционность.

Перерывы меду сериями – регулируются по ЧСС, т.е. ЧСС от 160-170 уд./мин. должна опуститься до 60-80 уд./мин.

Гипертрофия мышц после упражнения – велика. У бицепса это 2,5-3 см в объеме, которая быстро падает, если нет последующих нагрузок.

 

ОСНОВЫНЫЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СОБСТВЕННО СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И РЕЛЬЕФНАЯ МУСКУЛАТУРА

1. Принцип разминки.

2. Принцип повторных серий

3. Принцип постепенной нагрузки.

4. Принцип увеличения объема нагрузки

5. Принцип приобретения мышечного рельефа: верхняя часть 6-8 х 12, нижней части 6-8 х 24

6. Принцип приобретения силы увеличение нагрузки при сокращении количества повторений.

7. Принцип способствования («гитинг»)

8. Принцип толчка

9. Принцип приоритета во времени для отдельных мышц.

10. Принцип сочетания сгибателей – разгибателей.

11. Принцип «флатчинг» - сходность без длительного перерыва.

12. Принцип раздельной тренировки.

13. Принцип вынужденного повторения – пальцы под штангой.

14. Принцип частичного выполнения упражнения.

15. Принцип изоляции.

16. Принцип уступающего движения.

17. Принцип остановок.

18. Принцип наивысшего сокращения.

19. Принцип комбинирования супер-серий.

20. Принцип сверхбыстрого сокращения.

21. Принцип перехода к расслаблению.

22. Принцип распределенного питания.

 

ПИТАНИЕ, КАК ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЧАСТЬ

РАЗВИТИЯ СИЛЫ

 

Сбалансированность белков, жиров, углеводов. Соотношение для нормального человека, не стремящегося к покорению силовых высот: 1: 1: 4. У спортсмена - 1,2: 0,8: 4

Белки – 15-2 гр. на кг веса - мясо, птица, рыба, яйца, брынза, молоко, творог, сыр, икра. В 100 гр. баранины 13 гр., говядины – 12-13 гр., в треске – 11 гр., в сыре 21 гр.

Жиры – 1,5-2 гр. на кг веса выполняет энергетическую функцию и частично пластическую. Жиры животного происхождения.

Углеводы – 6-9 гр. на кг веса до 300 гр. в сутки и не ниже.

Витамины – регулируют обмен веществ, выступают в роли катализаторов биохимических реакций.

Дробное питание с перерывом не более 4 часов. При большом объёме съедаемой пищи, пища не усваивается, т.к. объем работы незначительный и кровоток понижен. Нет утилизации питательных веществ клетками.

 

 

СКОРОСТЬ, БЫСТРОТА

 

Вспомните, кто в жизни хотя бы раз не посетовал на то, что в какой-то ситуации, к сожалению, не хватило скорости. Возможно, это было тогда, когда вы опаздывали на трамвай или автобус. А, возможно, вы на футбольном поле боролись за мяч. Может быть, вы не успели подхватить падающий предмет, и он разбился или пришел в негодность. «Эх» - с сожалением воскликните или подумаете вы «Мне бы быть более расторопным». Все перечисленное, конечно связано с развитием такого физического качества, как скорость или быстрота.

Под скоростными способностями понимается комплекс функциональных свойств, обеспечивающих выполнение действия в минимальное время.

Скоростные способности принято рассматривать в их элементарном и комплексном проявлениях.

Элементарные скоростные способности проявляются в форме простых и сложных двигательных актов (реакций) в случаях незначительных сопротивлений или в частоте движений.

Однако, в большинстве случаев, быстрота связана с другими физическими качествами и оценивается в некоем комплексном проявлении. Возьмем, к примеру, стартовую скорость в беге на короткие дистанции, или удержание скорости на дистанции, или скоростное движение в ходе самой соревновательной дистанции (скоростной манёвр в гонке на треке, повороты в плавании, броски и удержание в единоборствах, игровые ситуации в спортивных играх и т.д.). Очевидно, в каждом конкретном случае проявление скоростных качеств имеет собственную окраску и конечное развитие скоростных качеств должно учитывать специфику конкретной деятельности, будь она трудовая или спортивная.

Каждый двигательный акт имеет две компоненты: скрытую и непосредственно двигательную.

Скрытая компонента или латентный период – это промежуток времени от раздражения до начала сокращения мышцы.

Измерение латентного периода простой реакции нажатием кнопки или снятия пальца кнопки при световом раздражителе колеблется у человека до 120 до 200 мил сек.

Разброс времени в указанных пределах характеризует настроенность испытуемого или мобилизационную готовность. Эксперименты проводившиеся с целью сокращения времени простой реакции доказали, что это возможно лишь в незначительных пределах и даже это уменьшение не достоверно.

Следовательно, на этом отрезке сокращение времени с 200 до 120 милсек может являться результатом способностей занимающихся максимально концентрировать внимание на появление того или иного раздражителя.

Уместен вопрос: «А как часто в обыденной жизни мы действуем по типу простой реакции?». Естественно, не часто.

Возможно и другое. Вы переходите дорогу, задумавшись о жизни. Вдруг неожиданно раздается сигнал клаксона. Не оценивая ситуации вы, если вы мужчина, чаще всего делаете рывок вперед. Необъяснимо, но реакция девушки будет, чаще всего противоположная, т.е. рывок назад.

Другим примером данной простой реакции может являться следующее. Вы с приятелем, разговаривая, переходите дорогу. Вдруг вы, не объясняя, делаете рывок вперёд. Какой будет реакция вашего приятеля. Не сомневаюсь, что он рванется вперед за вами. Конечно, подобные эксперименты кончаются разборками, если их не перевести в шутку.

Очевидно и другое, что время действия некоторых сигналов раздражителей в жизни по продолжительности меньше, чем латентное время.

Чаще всего это крайне важно в спортивной практике, поэтому приведем примеры оттуда. Время полета мяча при пенальти, атакующей и защитные действия фехтовальщика, боксера, удары в волейболе и другие подобные действия выполняются быстрее 100 милсек.

Из этого следует, что чаще всего человек в ответ на возникающие сигналы не реагирует по типу простой реакции.

Целесообразные и результативные реагирования объясняются способностью человека предвосхищать или предугадывать начало или появление тех или иных сигналов, запускающих необходимое ответное действие.

Реакция предвосхищения (антиципация) является одной из форм вероятного прогнозирования, важнейшим качеством человека, обеспечивающим результативность его действий в сложных условиях современного мира. Различают два вида предвосхищения: перцептивное и рецепторное. Перцептивное предвосхищение связано с контролем движения объекта с целью его перехвата в обусловленном месте.

Приведём пример.

Ряду из вас, приходилось ловить рыбу руками в чистой воде. Вспомните те ощущения, которые возникают при этом. Вы медленно заносите свою руку и ведете ее над рыбой, оценивая скорость ее передвижения и возможность ускориться при получении сигнала об опасности. Внутренне собираетесь осуществить хватательное движение и принимаете решение действовать. Правильность оценки ситуации, быстро осуществленное действие и успех! Рыба у вас в руках.

Длинная передача в футболе. Вы не упускаете из вида мяч, передвигаетесь к месту, предполагаемого вами его приземления и первым обрабатываете его. И это уже продвижение к успеху. Из двух приведенных примеров для оценки временных и пространственных характеристик применялся лишь один зрительный анализатор. В то же время в трудовой или спортивной деятельности предвосхищение осуществляется на основе приема информации от многих анализаторов. Слух, проприорецепция, т.е. сила прикосновения, давление, состояние мышц, вкуса и т.д.

Другим видом предвосхищения является рецепторное или экстраполяция. Данный вид предвосхищения основывается на оценке временных и пространственных характеристик наблюдаемого объекта. На этой основе, без постоянного контроля, вырабатывается некоторая программа действий и от степени адекватности формы поведение с партнером или соперником, оценки предмета или снаряда, на основе показателей приборов, зависит эффективность действия, а в ряде случаев и деятельности, если, например, мы рассматриваем труд оператора или машиниста.

Факторы, влияющие на продолжительность скрытого компонента двигательного акта: 1 – настроенность; 2 – объем информации; 3 – количество вариантов ответных действий.

Наглядно, любую форму деятельности или действия можно изобразить функциональной системой (по П.К. Анохину).

Рассматривая данную схему до уровня принятия решения, становиться очевидным, что оно зависит от характера взаимодействия пусковых и обстановочных сигналов с мотивацией и памятью. Данная стадия называется афферентным синтезом, итогом которого является принятие решения.

В спортивной деятельности, в условиях приобретаемого положительного опыта, время принятия решения колеблется от 150-600 млсек.

Следовательно, говоря о резервах сокращения времени при любой деятельности необходимо обращать внимание на: усиление мотивации; оптимизацию выборки пусковых сигналов; накопление памяти.

Основным условием афферентного синтеза является одновременная встреча всех участников этой стадии.

Афферентный синтез подчиняется доминирующей в данный мотивации и, под коррекцией памяти, ведет такой подбор степеней свободы, при котором возбуждение направляется к мышцам, совершающим нужное действие.

Итак, чтобы быстро реагировать и действовать, нужно быть достаточно мотивированным. Для чего, с какой целью? Зачем? Если на данной стадии есть сомнения, то ждать рекордного результата не приходится. Сдерживающим фактором здесь является мысль на старте «Да и второе место тоже результат».

А в таких условиях, если вы сдаете тесты по физической подготовленности и отсутствует мотивация, подкрепляемая вопросом: «Интересно, а на что способен мой организм?». «Какие изменения произошли со мной за год – лучше или хуже я стал?». С таким отношением показанный вами результат может являться для вас некоторой оценкой вашей подготовленности. В спорте процесс, как тот или иной спортсмен настраивается на предстоящий бой вызывает большой интерес у зрителей и является находкой оператора.

Кто-то уходит «в себя», стараясь ни с кем не контактировать, кому-то рядом нужен тренер. «Настройка» на предстоящую работу носит очень индивидуальный характер.

Перейдем к выборке необходимых пусковых и обстановочных сигналов. Приведу один пример – на Олимпийских играх в Сеуле, чтобы стать чемпионом в последней перестрелке, нашему стрелку нужно было попасть в 8 и он чемпион. Задача для мастера экстра-класса достаточно легкая. Главный тренер сборной рассчитывая, что это верная золотая медаль, звонит руководству команды и министр спорта едет на стрельбище. Появление его на трибунах вызвало шум и дополнительное волнение зрителей. Наш спортсмен невольно обратил внимание на трибуну, увидел министра и … последний выстрел в 7. Увы! Вместо золота – серебряная медаль Олимпийских игр. Вот вам пример влияния на результат обстановочной афферентации или информации.

Несколько слов о пусковой информации. Проводились следующие эксперименты. Спортсменам, занимающимся большим теннисом на экране монитора высвечивали теннисный корт, с расположением игроков и фрагмент реального поединка с видом сверху всей площадки. Далее следовали кадры с приемом мяча атакующим игроком. Предъявление обрывалось и спортсмену предлагалось ответить на вопрос «в какую часть площадки будет направлен мяч атакующим?». Данный эксперимент показал, что, чем выше класс игрока, тем больше и быстрее давались правильные ответы.

Этот эксперимент свидетельствует о том, что спортсмену высокого класса в равных ситуациях поединка, требуется гораздо меньшее количество информации, а вследствие этого и меньшее время для принятия решения. Из всего многообразия пусковой афферентации или информации он выбирает наиболее информативные и достаточные.

Аналогично строится работа оператора и ваш выбор правильного управления в процессе работы на компьютере.

Несколько слов о весьма важно компоненте блока афферентного синтеза в схеме П.К.Анохина – памяти.

Если в памяти компьютера нет какой-то информации, то ее нужно создать. Этот процесс на уровне механизма высшей нервной деятельности человека не прост, а связан с приобретением либо положительного, либо отрицательного жизненного опыта, увеличивающего объём памяти.

Накопление жизненного опыта – это усилие и время, разнообразие тренировочных занятий, если вы занимаетесь спортом.

Один из ведущих футбольных тренеров Италии на вопрос корреспондента: «Вы довольны тем, как ваши игроки думают в ходе игры?» ответил: «А они не думают, они действуют».

На основании выше изложенного ответьте: «Справедлив ли ответ тренера или нет?».

Почему момент «принятия решения» часто имеет характер «внезапной интуиции?».

Очевидно одно, что какой-то механизм включает память, а включение памяти зависит все от той же пусковой афферентации.

Тренировочный процесс, как в спорте, так и в любом другом виде деятельности зависит от объема жизненного опыта, создание в процессе обучения как можно большего количества так называемых «нештатных» ситуациях. Особенно это видно на примере подготовки космонавтов.

Подведем итоги. Рассмотрев механизмы первой скрытой фазы принятия решения, мы утверждаем, что простая реакция может лежать в пределах от 120 до 200 млсек и сокращение ее на 80 млсек возможно от степени мобилизации тестируемого. В обыденной жизни действовать по данному принципу приходится редко, т.к. все же решение приходится принимать в условиях какого-то объема информации или события, происходящего вокруг вас и имеющих меньшую продолжительность.

Простейшим наглядным примером этому является следующее. Вы расставляете ладони, а ваш приятель держит над ними 100 рублевую банкноту. Поймайте банкноту и она ваша. При подъеме банкноты на 8 см вы ее не поймаете.

Аналогичным является следующий эпизод. Вы сидите на стуле, раздвинув голени. Ваш партнер стоил перед вами на четвереньках и по сигналу проносит голову между вашими коленями. Вы же по сигналу должны свести колени и поймать голову партнера. Проверьте, что у вас получится?

Это примеры простой организации движения.

В случаях увеличенного объёма организующий двигательный акт информации, быстрота ее переработки зависит от вашего накопленного положительного или отрицательного опыта и вашей мотивированности.

Резервные возможности сокращения времени латентного периода в этой фазе – значительные, поэтому в ходе обучения и тренировок, этому отводится большое время.

Завершая рассмотрение участия коркового отдела ЦНС в быстрой организации двигательного акта, отметим, что механизм и уровень организации простой и реакции выбора различны, поэтому средства, используемые для их развития также различны.

 

ДВИГАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ БЫСТРОТЫ

Рассмотрев организацию движения на корковом уровне, будем опускаться ниже, т.е. к мышцам или рабочим органам.

От центрального аппарата, переходя к рабочим органам – мышцам отметим лишь одно известное всем обстоятельство, что нервное волокно несущее электрический сигнал, подходя к концевой пластине – синапсу, месту встречи нерва и мышечного волокна, имеет свое продолжение в виде выброса химического реагента – ацетилхолина, при достаточности которого и обеспечивается сокращение мышечного волокна.

Не погружаясь в химизм мышечного сокращения, заметим, что состояние возбудимости зависит от физического состояния мышечного аппарата.

Лабильность. Важнейшее свойство живой ткани. Лабильность – это возможность поддерживать определенный ритм в ответ на приходящие по нервному волокну сигналы.

Тренируема ли лабильность? Несомненно. В нервно-мышечной физиологии это явление называется усвоением ритма и зависит от скорости изменения обмена веществ.

Уже давно известно, что возбудимость мышечной ткани зависит от ряда педагогических, физических и химических процессов. Так, изменение температуры окружающей среды, а в связи с этим и охлаждение мышц уменьшает их возбудимость. Механическое разминание мышц или давление на мышцы до определенног оптимально предела увеличивает их возбудимость. Прием наркотиков, а также закисление продуктами обмена мышечной ткани после предыдущей работы или другими словами, утомление, уменьшает возбудимость. Решая задачи развития скоростных качеств необходимо учитывать, что при подготовке спортсменов высокого класса в скоростных спортивных дисциплинах весьма важным является ответ на вопрос, как морфологический состав мышечной ткани влияет на возможность достижения рекордного результата?

Известно, что мышцы человека состоят из различных мышечных волокон. А именно, быстрых и медленных, которые имеют различную окраску: быстрые – красные, медленные – светлые. Соотношение данных волокон генетически предрасположены и не меняются в течение жизни.

В спортивной практике, когда обеспечивается переход к узкой специализации, т.е. ставится вопрос кого готовить из того или иного спортсмена спринтера или стайера в легкой атлетике в лучших тренировочных центрах изучают составы мышечной ткани.

Работа скоростной направленности обеспечивается за счет анаэробного источника энергообеспечения, т.е. за счет накопления АТФ и Креатинфосфорной кислоты (алактатный механизм) и гликогена (лактатный механизм).

Именно за счет этих механизмов энергообмена совершается скоростная работа в первом случае до 30 сек., во втором случае – до 3 минут. Напомним о морфологических различиях в составе мышечных волокон, о наличии в ее составе быстрых волокон. Данный тип волокон способен в большей степени накапливать энергетические субстраты, обеспечивающие работу скоростной направленности. Но не только накапливать, но и, как было установлено, до 50% более экономично тратить ее на выполнение однотипной работы, под воздействием тренировочной работы, направленной на развитие скоростных качеств.

Можно ли показывать высокие скорости, если у вас не совершенна техника, не достаточно отработано взаимодействие игроков, неустойчива двигательная координация? Невозможно.

Вспомните схему функциональных систем П.К. Анохина. Любого вида сбивающая афференция, в т.ч. и недостаточная координация или ошибки в технике выполнения движения, препятствуют быстрому выполнению двигательного акта. Полностью концентрируясь на быстроте или скорости, необходимо само техническое действие переводить на рельсы бессознательного, на уровень автоматизма.

Представьте себе, что спринтер на 100-метровой дистанции должен контролировать длину шага или правильность постановки стопы.

Изложенные в предыдущих разделах теоретический материал позволяет выделить отдельные положения, которые переносятся на методику ее развития:

- освоение каждого вида реакции от простой до сложной имеет самостоятельное значение;

- каждый вид реагирования первоначально совершенствуется самостоятельно, без объединения с другими;

- совершенствование антиципаций (предвосхищений) идет вслед за приобретение технического фундамента или самого двигательного акта;

- педагогические задачи при совершенствовании данного качества должны постоянно усложняться.

Порядок совершенствования быстроты должен предусматривать:

1 – сокращение времени моторного компонента или техники предстоящего двигательного акта;

2 – уменьшение времени скрытого компонента до уровня принятия решения;

3 – совершенствование умения предвосхищать события.

 

МОТОРНЫЙ КОМПОНЕНТ

При совершенствовании моторного компонента необходимо совершенствовать:

1 - элементарное движение

2 – комплексные скоростные возможности

Работа над повышением скоростных качеств делится на два взаимосвязанных этапа:

1. дифференцированного в совершенствовании отдельных составляющих: простой реакции, время одиночного движения, частоты движения или элементарного движения;

2. интегрального или комплексного совершенствования.

Напомним, что элементарные формы лишь создают предпосылки для успешной скоростной подготовки, а развитие комплексных скоростных способностей должно составлять и соответствовать основному содержанию трудовой или спортивной деятельности.

Средствами развития элементарных форм быстроты могут являться гимнастические упражнения, а также спортивные игры, предъявляющие повышенные требования к скоростным качествам.

В учебные или тренировочные занятия включаются специальные подготовительные упражнения, направленные на развитие, как отдельных составляющих скоростных возможностей, так и комплексного совершенствования в целостном двигательном акте. В беге – это ускорения и рывки, в боксе – удары и т.д.

Интегральное совершенствование – объединение локальных способностей в целостный двигательный акт соответствующий трудовой или спортивной деятельности.

Эффективность развития скоростных качеств имеет прямую связь с интенсивностью выполнения упражнений и уровнем мобилизованности, т.е. возможностью занимающихся выполнять задания на предельном или около-предельном уровнях скоростей.

Для показания лучших скоростных результатов, кроме средств чисто педагогического воздействия, используются различные методические приемы:

1. Мысленное «прокручивание» или мысленная имитация предстоящего двигательного акта, позволяющего понять готовность, как коркового регулирования, так и рабочих органов к предстоящей работе;

2. – лёгкий возбуждающий массаж рабочих мышц;

3. – предварительное выполнение разминочных, схожих упражнений в режиме взрывного характера в свободном или отягощающем исполнении.

Не редко в настоящее время для показания высоких скоростей и их запоминания используют буксирующее устройство, имитаторы ритма, смены лидеров в велоспорте и т.д.

При планировании работы, связанной с развитием скоростных качеств весьма важным условием является отсутствие у занимающихся следовых явлений усталости (психическое или физическое) от предыдущих тренировок.

Тренировочная работа должна оказывать на организм стимулирующее действие, поэтому время выполнения упражнения скоростной направленности для совершенствования отдельных компонентов не должно превышать 10-15 сек.

Если это целостный акт, соответствующий виду трудовой или спортивной деятельности, то продолжительность его должна быть от 5-6 сек. до 1минуты.

Повторение в одном занятии физических упражнений скоростной направленности должно приходить на стадию повышенной возбудимости ЦНС, а физико-химические сдвиги от предшествующей работы должны быть в значительной мере нейтрализованы. В связи с этим периоды отдыха удлиняются.

Необходимо помнить, что, чем длиннее время выполнения скоростного двигательного акта, тем меньше их должно быть в серии. Продолжительность пауз между сериями от 2 до 5 минут. Паузы отдыха подбираются индивидуально и зависят как от характера отдыха, так и от температурных показателей.

 

Темы практических заданий к лекции № 4

 

1. Физические способности и физические качества. Тождественность и разнонаправленность понятий.

2.Факторы, влияющие на уровень и развитие физических способностей. Назовите 5 основных физических способностей.

3. Основные закономерности развития физических качеств.

4. Принципы развития физических способностей.

5. Что такое силовые способности: Механизмы регуляции работы мышц. Изобразите схему мотонейрон-мышца, мотонейрон–мышцы антагонисты.

6. Механизмы (химизм и энергетика) мышечного сокращения. Напряжение и скорость периферического мышечного волокна.

7. Кислородные и окислительные энергетические системы. Участие субстратов (углеводов, кислород, жиры) в мышечной работе и их энергетическая емкость.

8. Формы и типы мышечного сокращения (положительные, отрицательные, изометрические, ауксотонические и изокинетические). Медленные и быстрые двигательные единицы.

9. Обеспечение управления движения. ЦНС, синхронное, асинхронное. Кривая «скорость, сила», взрывная сила, градиент силы, относительная сила.

10. Отчего зависят силовые способности, максимальная сила. Методы развития силовых способностей. Школы «атлетической подготовки». Программы силовой подготовки. Основные специальные принципы развития силовых способностей. Питание.

11. Дать определение физической способности – скорость. Качественные особенности скорости в одном и различных видах спорта.

12. Простой и сложный механизм обеспечения двигательной реакции в физкультурно-спортивной деятельности и их обоснование на примере схемы функциональной системы П.К.Анохина.

13. Скрытый и двигательный компоненты и влияние их на скорость движения.

14. Предвидение и ее роль в обеспечении скорости ответных действий в физкультурно-спортивной практике.

15. Методы и методические приемы, используемые для развития скорости. Скоростной барьер и его преодоление.

16. Структура мышечной ткани и ее влияние на проявление скоростных возможностей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 661; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.