КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Комментарии к лекции № 5
«Воспитание гибкости, осанки и выносливости»
Присутствуя на спортивных объектах в дни записи в секцию художественной гимнастики можно видеть разочарование родителей, когда их детей по каким-то причинам, не включили в состав группы. В большей части случаев педагоги не объясняют родителям причины отказа. Сами же педагоги, набирая детей, ориентируются по ряду признаков, куда кроме морфологических, входят в качестве критериев результаты простейших тестов по определению гибкости. Из общих сведений о закономерностях и принципах развития физических способностей, с которыми мы знакомились ранее известно, что гибкость развивается «ото дня ко дню» и не должно влиять на отсев детей по этому показателю. Но каждый тренер набирает занимающихся с приблизительно равными возможностями для того, чтобы вести работу для всех по одной отработанной программе. Правы ли они? Наверное, да. В то же время, учитывая популярность этого направления у детей и родителей, менеджерам следует подумать над тем, как создать дополнительные группы, внести коррекции в программу занятий, определиться со временем и местом занятия для тех, кто не прошел конкурсный тур. Материалы лекций, посвященных гибкости позволяют руководителям не идти слепо на поводу тренеров, решать свои задачи, расширяющие возможность предоставления услуг для любой категории, желающих заниматься. С аналогичной ситуацией можно встретиться при наборе детей в секции фигурного катания. Конечно, в практике физической культуры есть направления корригирующей гимнастики, куда родители отдают детей с явными признаками отклонений. Это направление лечебной физкультуры и многие дети с небольшим желанием посещают данные занятия, т.к. до определенного возраста не оценивают опасности случившегося. Здесь для руководителей – менеджеров открывается широкий простор для творческой деятельности, т.к. это направление работы с детьми можно «спрятать» за вывеской секции спортивной направленности. Несколько под другим углом следует рассматривать вопросы развития такого качества, как выносливость. Первостепенной задачей по физической культуре любого учебного заведения является развитие аэробной выносливости или возможности. Это в первую очередь позволяет поддерживать и совершенствовать работу сердечной мышцы, а вслед за этим улучшение кровоснабжения всех органов и систем организма. Следует помнить, что заложенная база аэробных возможностей является надежным плацдармом для развития двигательных навыков и других способностей. Аэробные возможности определяются показателями максимального потребления кислорода (МПК), который равняется произведением величины сердечного выброса на разность в содержании кислорода в артериальной и венозной крови. Приведенная формула является объяснением того, что поддается изменению в процессе тренировки. Это сердечный выброс и кислород – транспортная система. В этой связи менеджером рассматривается тренировочная программа и отслеживается не только достаточность выполняемой работы, аэробной направленности, но и вместо нее в тренировочном занятии, а также использованы средства для развития данного качества. Более сложным для общего рассмотрения является вопрос совершенствования специальной выносливости. С одной стороны, любому человеку тем более руководителям клуба или спортивного общества, наблюдающим за действиями спортсмена на соревнованиях не трудно вынести оценку не только его готовности, но и как следствие способности тренера обеспечить эту готовность. Чем это заканчивается, очевидно, для всех. Однако такое решение не всегда справедливо. Правильнее, на наш взгляд является тщательный анализ проделанной работы, которая позволяет помочь тренеру или тренерскому коллективу разобраться и установить причину педагогических просчетов, установить время для их устранения и только после этого принимать решения о разрыве с тренером договорных отношений. Для выполнения данной работы менеджер должен правильно сформулировать задачи анализа. Излагаемый в лекции материал рассчитан на организацию конструктивной работы управляющего персонала в вопросах оценки специальной выносливости отдельного спортсмена или команды в целом. Максимальное потребление 02 у мужчин и женщин в возрасте от 20-29 лет (И.Астранд)
*Относительный показатель равен частному отделению абсолютных величин МПК на вес спортсмена (кг).
Лекция 5
«ВОСПИТАНИЕ ГИБКОСТИ. ОСАНКИ, КОМПОНЕНТОВ ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ И ВЫНОСЛИВОСТИ»
Гибкость – комплекс морфологических свойств опорно-двигательного аппарата, обуславливающих подвижность отдельных звеньев человеческого тела относительно друг друга. «Гибкость» как термин нечто обобщающее, говорящее о суммарной подвижности целого ряда звеньев включая и позвоночный столб. Если мы говорим об отдельном суставе, то это чаще всего подвижность, т.е. размах движения. Для определения гибкости или подвижности используется: ганиометры, стереоциклография, киносъемка, видеосъемка, рентген теле съемка и ультразвуковая локация. В практике физического воспитания чаще всего используются тесты на гибкость.
Пассивна гибкость больше активная, разница между ними – резервные возможности. Связь между активной и пассивной гибкостью слабая. Активная гибкость развивается в полтора – два раза медленнее пассивной. При рассмотрении гибкости выделяет и отдельно рассматривает показатели анатомической подвижности, т.е. строение отдельных суставов. В обычной жизни анатомической подвижностью пользуются незначительно, но в процессе тренировки можно достичь 95% анатомической подвижности сустава.
Степень развития гибкости зависит от: формы сустава, толщины хряща, эластичности мышц, сухожилий, связок, суставных сумок, работы мышц антагонистов, работа над которыми позволяет увеличить подвижность на 12-14%. Связь между развитием силы и гибкости не равнозначна. Активная гибкость – связана с силой, т.к. на больших углах можно ее поддерживать. Однако, гипертрофия мышц ухудшает подвижность суставов. Разные виды спорта предъявляют различные требования к гибкости отдельных суставов. Так, брасс (плавание) – тазобедренный, коленный, голеностопный суставы; кроль – плечевой, голеностопные суставы. Недостаточная гибкость ограничивает скоростные, силовые и координационные способности, а, следовательно, влияет на экономичность работы, являясь причиной микротравм и травм. Пассивная гибкость – наибольшие приросты имеет в возрасте 9-10 лет; активная – 10-14 лет. Наиболее оптимальным возрастом для развития гибкости – 13-15 лет. Развитие гибкости в младшем и среднем школьном возрасте в 2 раза лучше, чем в старшем. После 12 – 20 лет в силу возрастных изменений работать над развитием гибкости тяжело. У девочек гибкость в 20-30% больше чем у мужчин. Гибкость зависит от времени суток, лучшая в районе 12-17 часов, от температуры, от предварительного растяжения, разминки, теплового душа, массажа, растирания. Утомление – угнетает активную гибкость, но увеличивает пассивную. Гибкость – очень зависит от генетической предрасположенности. Задачи, средства и методы развития гибкости Задачи: 1. Всестороннее развитие гибкости. 2. Повышение гибкости в зависимости от трудовой деятельности. 3. Поддержание гибкости в различные возрастные периоды. 4. Восстановление утраченной гибкости. Средства: 1. Упражнения на растягивания, в первую очередь на сухожилия, фасции, связки, т.к. мышца может растягиваться в 2 раза больше своей длины. Упражнения 1. Динамические (активные – рывки, прыжки, махи и т.д. и пассивные – шпагат), т.е. все использующие вес собственного тела. 2. Статические (активные – удержание позы в течение 5-6 сек и пассивные – удерживание за счет напряжения 3. Комбинированные. Метод – В основном повторные упражнения, с промежутками на восстановление. Методика развития гибкости с помощью статических упражнений получила название – стретчинг. Нетрадиционные методы развития гибкости. Метод биомеханической стимуляции мышц (В.Т.Назарова) – электромеханический вибратор с частотой воздействия 5-50 Гц. Приводит к принудительному растяжению мышцы. Увеличивает развитие гибкости в 10 раз быстрее. Увеличивает показатели как активной, так и пассивной гибкости. Раздражаются механорецепторы, образуя в ЦНС стойкие очаги возбуждения. Метод электростимуляции и вибростимуляции – одновременно. Но электростимуляция – мышцы синергисты, а вибростимуляции – мышцы – антагонисты. Подвижность увеличивается на 30%. Комбинированный способ развития гибкости. Одним из них сокращение – после предварительного растягивания. Мышца становится эластичней. Особенности развития гибкости. Упражнение в любой части урока. Комплекс из 6-8 упражнений. Упражнения утром и вечером на растяжение. Растягивают суставы, наиболее вовлеченные в работу. Разминка до пота. Постепенно увеличивать амплитуду, особенно при работе с отягощениями. Использовать предметную цель. Контролировать степень увеличения подвижности или гибкости. Если не занимаешься, гибкость возвращается к исходной точке через 2-3 месяца. Перерыв в занятиях не более 1-2 недели. Величина отягощения не более 50% от max. Целесообразно применять психорегулирующую тренировку. Выносливость Целью настоящей лекции является: - сообщение знаний, использование или применение которых на практике позволяет поддерживать и развивать такое физическое качество, как выносливость. На свете не так уж много вещей, которые мы можем реально контролировать. Однако, мы способны следить за тем, как мы выглядим и как чувствуем себя, если конечно, не будем лениться. (Кэрл Мадджело - специалист по аэробике). Преподаватели кафедры, встречаясь со студентами университета, могут оценить, что в отношении физических качеств, осанки, часть студентов уже имеют не мало. Конечно, это связано с имеющимися задатками и с организацией жизни предшествующей студенческой. Для других же, достижения равных с первыми возможностей, связанных с большой работой над собой. Это не справедливо, но такова жизнь. Нужно пройти лишний километр, чтобы получить то, чего ты хочешь. Если есть цель, получить равные возможности, то пробки на дороге к успеху не могут помешать вам. Данная лекция посвящена раскрытию вопроса: «Что такое выносливость и как развивается данное качество». Наиболее серьезные разработки в этом направлении проводились и проводятся научными сотрудниками и специалистами, работающими в области спорта, и именно оттуда накопленный положительный опыт переносится на другие сферы трудовой деятельности. Выносливость – качество, характеризующее возможности человека эффективно выполнять работу в течение продолжительного времени. Является ли определение – «выносливый» и «работоспособный» синонимами. В словаре С.И.Ожегова: - работоспособность определяется как способность человека много и производительно работать. - выносливость – характеристика физически сильного, стойкого человека способного много вынести. Без сомнения, лингвисты найдут разницу в определениях выносливости и работоспособности, но для нас нет сомнения в том, что они характеризуют примерно равные качества. Развитие выносливости происходит за счет адаптации организма к повышенным рабочим нагрузкам. Различают 2 вида выносливости: - выносливость общую или неспецифическую; - выносливость специальную. Примером общей выносливости может являться следующее. Представим себе, что группе студентов вручили одинаковые лопаты и поручили уборку территории от только, что выпавшего снега. Определили, что темп уборки должен быть средним 20-22 подбора лопатой и перекидывания снега. При таком достаточно низком темпе, кто-то из студентов почувствует усталость через 20 минут, для других время наступления усталости наступит позднее. Заключение одно. Те, кто усталость почувствует позднее – обладают большей, по сравнению с первыми, общей выносливостью. Специальная выносливость – способность к эффективному выполнению работы и преодолению утомления в условиях нагрузок, обусловленных деятельностью профессиональной на данный период направленности. В спортивной практике специальная выносливость имеет две разновидности: - специальная тренировочная выносливость характеризующаяся суммарным объемом и интенсивностью специальной работы в тренировочный период; - Специальной соревновательной выносливостью, которая характеризуется работоспособностью и эффективностью, но проявляющихся в условиях психологической напряженности, связанной с участием в соревнованиях. Специальная выносливость является сложным многокомпонентным качеством. Ее структура определяется в непосредственной связи с видом деятельности. Уровень достижений в различных видах трудовой, тем более спортивной деятельности, связан с таким физическим качеством как выносливость. В свою очередь выносливость зависит от энергетических возможностей организма, которые обеспечиваются метаболическими процессами, т.е. химическими реакциями, имеющими трех уровневое происхождение: а) алактатный анаэробный б) лактатный анаэробный в) аэробный. Анаэробное обеспечение осуществляется метаболическими процессами происходящими без привлечения О2 вдыхаемого воздуха. Анаэробный алактатный процесс обеспечен энергией за счет расщепления макроэргических фосфорных соединений находящихся в самих мышцах. Ими служат имеющиеся в мышцах АТФ (Аденазин три фосфорная кислота), а так же АТФ получаемая из ресентезирующихся продуктов распада с использованием креатинфосфокиназы и миозина (15-30 сек.). Это самый мощный, но высоко затратный механизм энергообеспечения. Анаэробный лактатный источник. Он обеспечивается за счет расщепления гликогена, накопленного в мышцах, до лактата. При этом также образуется АТФ и фосфокриатин. Это путь образования энергии, медленнее, чем предыдущей и меньшей мощности, но большей продолжительности позволяющей обеспечить работу от 30 сек до 3-4 минут по продолжительности. Аэробный источник энергообеспечения обеспечивается кислородом вдыхаемого воздуха. При этом субстратами окисления служат углеводы и жиры. Данный механизм энергообеспечения начинает действовать со 2-5 минуты начала работы и обеспечивает организм энергией в течение продолжительного времени. Подчеркнем, что данный путь энергообеспечения является самым экономичным. Для того, чтобы сложилось полное впечатление о соотношениях различных уровней энергообеспечения в процессе выполнения работы средней интенсивности обратите внимание на рис. №
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 352; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |