КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Анализ отраслевого рынка занимает ведущее место в проводимом анализе внешней среды. Этот анализ дает возможность оценить конкурентную среду и потребительские предпочтения
Установление места, позиции предприятия и его товара по отношению к другим представленным на рынке продавцам и конкурирующим товарам, называют позиционированием. Предприятие (организация) может занять позицию рядом с конкурентом или попытаться заполнить позиционную рыночную «нишу», «брешь», если таковая существуют. В любом случае, позиционирование ставит своей задачей обеспечение конкурентоспособного положения товара на рынке. В зависимости от характера реагирования на рыночный спрос различают: - конверсионный маркетинг (способствующий преодолению отрицательного спроса, т.е. вызывающий отторжение товаров); - стимулирующий маркетинг (возбуждающий недостаточный спрос); - развивающий маркетинг (выявляющий скрытый спрос и превращающий его в реальный); - ремаркетинг (оживляющий снижающийся спрос); - синхромаркетинг (стабилизирующий колеблющийся спрос); - поддерживающий маркетинг (предотвращающий спад спроса); - демаркетинг (снижающий чрезмерный спрос); - противодействующий маркетинг (уменьшающий вредный спрос). Выбор стратегии позиционирования или сочетание стратегий осуществляется строительными предприятиями в зависимости от их ролевой и содержательной функции в процессе конкурентного взаимодействия. Поэтому строительные организации могут позиционировать свою деятельность на основе специализации и концентрации или диверсификации; рынка строительных услуг и связанного с ним рынка недвижимости; структуры занятости населения; конкуренции отечественных строительных услуг как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Факторы, влияющие на конкурентоспособность продукции и услуг в строительстве, разделяют на внешние и внутренние. К внешним относится проведение маркетинговых исследований в части получения заказов на выполнение строительных работ, предпродажное и послепродажное обслуживание покупателей строительной и ремонтно-строительной продукции. Разработке перспективного и годового планов предшествует проведение маркетинговых исследований. Изучается конъюнктура рынка и прежде всего спрос на строительную продукцию применительно для конкретного предприятия. Проводится сегментация рынка по группам потребителей-заказчиков, по направлениям строительства. Оцениваются финансовые возможности инвесторов. Изучаются рынки, занятые строительными предприятиями, а также смежные рынки, возможные для освоения. Рассматриваются реальные или потенциальные конкуренты, их поведение на рынке, слабые и сильные стороны. Анализ деятельности строительных предприятий по сравнению с конкурентами проводится по результатам проведения подрядных торговК внутренним факторам относятся исследования непосредственно связанные с организацией строительного производства, с внедрением технических новшеств и изменений технологий, которые рассматриваются как основные измерители эффективности строительства. Факторы, определяющих успех организации на рынке: - известность (имидж); - степень новизны строительной продукции; - положительные отзывы, рекомендации; - инновации в НИОКР; - производственные мощности (потенциал); - гибкость производства; - уровень качества; - финансовый потенциал и др.
Тема 11. Планирование и регулирование производства в строительной организации 11.1. Сущность, задачи и принципы планирования В условиях рыночных отношений планирование как важнейшая функция управления определяет цель, способы и средства достижения цели, дает обоснование и описание деятельности хозяйственного субъекта на установленный период времени. Планирование осуществляется для конкретизации целей ее развития и каждого подразделения в отдельности на определенный период, постановке задач и выборе средств их достижения, определении необходимых материальных, финансовых и трудовых ресурсов для выполнения поставленных целей и задач. Роль этой функции – определение последовательности действий субъекта управления для достижения поставленной цели в установленные сроки. Планирование – это система взаимосвязанных показателей деятельности предприятия (организации), представленная в удобных для пользователей формах документов. План – это инструмент для принятия управленческих решений, в котором предельно четко и подробно указываются: - цель деятельности предприятия и его структуры на плановый период, количественно выраженная системой установленных показателей (с указанием конкретных видов выпускаемой продукции и характера работ); - средства достижения цели (финансовые, материальные и трудовые); - правила и сроки увязки целей и средств по этапам на весь период действия плана; - этапы и сроки выполнения работ; - исполнители плана по срокам и видам работ; - методы, этапы и средства контроля выполнения плана. Основная цель планирования в строительном производстве – обеспечение своевременного ввода объектов в действие. Главной задачей планирования являетсяобеспечение согласованного с различными участниками производственного процесса порядка возведения или реконструкции зданий, сооружений и других строительных объектов. Планирование в строительной организации состоит в разработке программы производственно-хозяйственной деятельности, включающей планы строительного производства, потребности ресурсов и установлении результирующих показателей финансово-хозяйственной деятельности. Задачами планирования являются определение объемов работ и потребности трудовых, технических, материальных и финансовых ресурсов с распределением объемов работ по периодам времени; разработка мероприятий организационно-технического и социального развития и обоснование показателей финансово-хозяйственной деятельности. Принципы планирования: - взаимоувязка производственной программы с рыночным спросом по номенклатуре, ассортименту и объемам продукции; - комплексный характер планов, отражающих все подразделения и разделы деятельности; - сбалансированность производственной программы с мощностями и ресурсными возможностями; - методическая обоснованность планов, включающая предвидение развития ситуации, адаптацию к сложившейся конъюнктуре рынка, оптимизацию показателей разделов плана; - сочетание нормативного подхода для обоснования показателей деятельности и реальных возможностей в использовании ресурсов; - непрерывность и взаимозависимость планов разных временных уровней; - достижение обоснования показателей прибыли и рентабельности производства, обеспечивающих самоокупаемость и финансовую устойчивость предприятия. Необходимость планирования обусловлена требованием установления четкой определенности по объемам, срокам выполнения работ и потребности ресурсов, а также снижением неопределенности в реагировании на изменение рыночной ситуации. 11.2. Формы и методы планирования В зависимости от содержания, целей и задач можно классифицировать следующие формы планирования: а) по горизонту планирования: - долгосрочное (перспективное) планирование. Перспективные (долгосрочные и среднесрочные) планы должны отражать стратегию развития предприятия. Они включают разделы по формированию портфеля заказов, повышение производственной мощности организации, инновационного технического развития, направления социального развития коллектива. Следует отличать перспективное планирование от идентичного по форме прогнозирования. Прогнозирование, являясь неотъемлемым элементом планирования, представляет собой метод, где описание возможных ситуаций будущего основывается на имеющихся практических данных и ориентирует текущие предположения относительно изменения развития объекта или процесса. Большинство решений, принимаемых в области маркетинга, предпринимательства, инвестирования, инноваций и т.п., основываются на оценке событий, которые произойдут в будущем, т.е. в своей основе имеют прогноз развития событий. Выявление с помощью прогноза различных вариантов развития планируемого объекта или процесса и обоснование выбора оптимального варианта позволяют рассматривать прогнозирование как один из этапов перспективного планирования; - среднесрочноепланирование составляет от одного года до пяти лет; - краткосрочное (текущее) планирование осуществляется на период до одного года и включает полугодовое, квартальное, месячное, недельное (декадное) и суточное (часовое) планирование; б) по типам важности поставленных целей (типу целей, содержанию плановых решений или объему привлекаемых материальных ресурсов и инвестиций): - стратегическое планирование – четкая ориентация планирования на рыночные нужды, учет рынка как главного фактора внешней среды; - тактическое планирование – это процесс создания предпосылок для реализации новых возможностей стратегии предприятия, обоснования задач и средств, необходимых для достижения заранее установленных или традиционно принятых целей; - оперативное планирование посвящено конкретизации показателей тактического плана и решению конкретных вопросов деятельности предприятия в краткосрочном периоде; - инвестиционные проекты (планы капитальных вложений) направлены на увеличение производственных мощностей, характеризуются долговременным характером; - бизнес-планирование проводится для обоснования создания нового предприятия и организации, выхода на рынок и обеспечения прибыльности хозяйственной деятельности; в) по другим признакам: 1) содержания хозяйственной деятельности – планы исследований и разработок (НИР и ОКР), производства, маркетинга, сбыта, персонала, закупок сырья и материалов, инвестиций, финансовый план и др.; 2) уровня управления и организационной структуры предприятия – планирование корпоративное, фирменное (заводское), планы дочерних компаний, филиалов, цеховая система планирования, производственная система планирования (участок, бригада, рабочее место и т.д.); 3) сферы применения – планирование межцеховое, внутрицеховое, бригадное и индивидуальное; 4) объектов планирования – целевое планирование (определение стратегических и тактических целей), программное планирование (разработка и реализация конкретных программ, например маркетинга, снижения себестоимости, производственной программы, сбыта) и планирование средств (определение средств достижения поставленных целей, например планирование персонала, технического перевооружения производства); 5) глубины планирования – агрегированное планирование (ограничено заданными параметрами, например планирование цеха как суммы участков, завода как суммы цехов) и детальное планирование (подробный расчет и описание планируемого объекта или процесса); 6) по степени охвата – общее (все моменты и параметры) и частичное планирование (определенные моменты, параметры и области); 7) по стадиям разработки – предварительное (разрабатываются проекты планов) и окончательное планирование (после утверждения планы получают силу законов); 8) по координации планов во времени – последовательное планирование (последовательно осуществляемый согласованный процесс планирования различных планов) и одновременное планирование (параметры всех планов определяются одновременно в единственном акте планирования); 9) по учету изменения данных – жесткое и гибкое планирование. В условиях рынка план должен быть адаптивным, индикативным, внутрифирменным. Внутрифирменный план разрабатывается как комплекс документации производственно-хозяйственной деятельности предприятия, учитывающий динамику изменений рынка ( должен быть гибким и адаптивным). Его можно считать одним из вариантов бизнес-плана для деятельности предприятия в целом, как совокупности инвестиционных проектов. Точное распределение производственных заданий по срокам их исполнения, объемам расходов и конечным результатам определяется в оперативно-календарных планах. Экономическая практика выработала методы планирования: директивное, индикативное, прогрессивный метод и комбинированный метод. Директивное планирование – планирование «сверху вниз» – имеет обязательный характер для объектов планирования. Это централизованное планирование, когда разработанный и принятый руководством план с определенными показателями спускается в службы предприятия. Этот метод слабо учитывает реальную обстановку на местах и специалисты нижестоящего уровня практически не востребованы при разработке плана. В условиях рынка, особенно на макроуровне, чаще всего применяется индикативное планирование. Задания (индикаторы) характеризуют параметры и направления развития экономики страны (региона), определенные в результате выработки и формирования органами государственного управления курса социально-экономической политики. В состав индикативного плана может входить ограниченное число обязательных заданий, имеющих два значения: оптимистичное и пессимистичное. Индикативное планирование принципиально отличается от директивного потому, что носит рекомендательный характер и основано на косвенном регулировании, использовании системы экономических нормативов и льгот, преимущественном применении стоимостных, а не натуральных показателей. Прогрессивный метод основан на децентрализованном планировании, когда планы составляются на низших уровнях управления и направляются на рассмотрение и утверждение их руководством. Одним из недостатков этого метода является то, что необходима вертикальная интеграция и координация четких планов при составлении общего плана, также появляются слабые места в горизонтальной координации планов. Комбинированный метод (встречное планирование) пытается, сочетая элементы ретроградного и прогрессивного планирования, преодолеть слабые места обоих видов планирования. Комбинированное планирование начинается централизованным движением сверху-вниз и заканчивается обратным децентрализованным направлением. Централизованное планирование заключается в составлении глобального плана на базе поставленных целей, который детализируется и спускается на низшие уровни управления. Затем начинается децентрализованное планирование от рабочих мест к руководству предприятия. Процесс планирования считается законченным, когда децентрализованное планирование приведет к детализированному общему плану и точному определению поставленных целей. 11.3. Содержание стратегического планирования Стратегическое планирование – совокупность целевых действий и решений, которые определены руководством организации для достижения желаемых результатов, с использованием базы практически всех управленческих решений и план, обеспечивающий реализацию миссии строительной организации. Основным элементом стратегического планирования выступает стратегия – план или модель, определяющая долговременное развитие организации. В теории и практике стратегического менеджмента выделяют две основные стратегии бизнеса – стратегию роста и стратегию стабильности. В рамках стратегического планирования должны быть проработаны управленческие решенияпо направлениям: - распределение ресурсов; - адаптация к внешним факторам; - подконтрольное координирование финансовых и производственных аспектов деятельности; - организационное стратегическое предвидение. Стратегическое планирование характеризует интегральный процесс подготовки и принятия стратегических решений с разработкой основных методов их осуществления. Основой стратегического планирования считается построение дерева целей и сценариев планирования, разработка планов на основе ситуационных моделей, экспертных и матричных оценок вариантов хозяйственного поведения и др. Исходным отличительным принципом составления общекорпоративных стратегических планов является построение их от будущего к настоящему. На основе оценки текущих итогов и прогнозирования внешней среды происходит уточнение стратегических проблем. Формируется долгосрочная стратегическая политика, принимаютсясреднесрочные планы для объединения стратегий в одно целое и увязки с распределением ресурсов. Цели претворяются в программы действий, бюджеты (годовой план), планы прибылей, разрабатываемые для каждого из основных подразделений фирмы. Данные подразделения выполняют планы, дается оценка их исполнения, и производится контроль по отклонениям фактических показателей от запланированных как в рамках долгосрочного плана (обычно по новым изделиям), так и годового плана (по существующим изделиям). Стратегическое планирование в своей основе предполагает ежегодную корректировку принятых плановых решений, а также пересмотр соответствующих мер по выполнению этих планов. Отсюда важнейшей отличительной чертой стратегического планирования является гибкость планового горизонта, который во многом обусловлен масштабами и размером предприятия. Чем больше интервал планирования, тем выше степень неопределенности параметров плана. При разработке стратегического плана решается триединая задача, т.е. определяется ответ на три вопроса: 1) где находится предприятие в настоящее время; 2) куда необходимо двигаться; 3) что необходимо сделать. Следовательно, процесс разработки и реализации стратегического плана включает блоки: диагностический (или аналитический): - анализ состояния внешней и внутренней среды предприятия в настоящее время; - прогноз состояния внешней и внутренней среды предприятия на срок от 3 до 5 лет. целевой (или проблемный): - формирование философии и миссии предприятия; - определение целей и выявление существующих проблем. деятельный: - разработку стратегии развития предприятия; - выбор стратегии; - механизм реализации стратегии; - стратегический контроль с элементами анализа (оценки) результатов и введения необходимых корректив стратегии. В зависимости от условий внешней среды предприятие как открытая система может адаптироваться и в дальнейшем развиваться или обанкротиться. Следовательно, внешняя среда ставит ограничения, рамки, барьеры на пути деятельности предприятия. Анализ факторов внешней среды позволяет определить, какие из них затрудняют нормальное функционирование предприятия. Следовательно, руководству предприятия необходимо принимать решения с учетом оптимального сочетания факторов внешней среды (в 2.4. «Внешняя среда организации». Следующее направление анализа – это оценка возможностей использования внутренних ресурсов предприятия, или так называемый анализ внутренней среды. Основные показатели, характеризующие внутреннюю среду отражены в 2.3. «Внутренняя среда организационной системы». Следующим этапом разработки стратегии предприятия, который базируется на результатах внешней и внутренней среды, является прогнозирование. На основе прогнозов вырабатывается стратегия предприятия. Прогнозирование осуществляется через анализ области возможного. Под прогнозом понимают вероятную оценку состояния какого-либо объекта, процесса или явления в определенный момент в будущем и альтернативных путей достижения каких-либо результатов. После составления прогнозов приступают к разработке второго блока – целевого (или проблемного), который начинается с формирования «философии» и «миссии» предприятия. Следующий элемент в разработке стратегии – целеполагание. Типология строительных целей предприятия весьма разнообразна. Цели, в отличие от «миссий», выражают конкретные направления в отдельных сферах деятельности предприятия, т.е. желательный результат, который необходимо достичь через определенное время. Предприятия являются, как правило, многоцелевыми системами. Этап разработки третьего блока – деятельного -начинается с разработки вариантов стратегии, которые отличаются по временным и количественным характеристикам распределения ограниченных ресурсов. Стратегия как программный продукт может быть разработана в виде бизнес-плана. Кроме того, процедуру разработки стратегии можно представить в виде разработки проекта. При этом производится разработка нескольких вариантов стратегии (портфель стратегий). После того, как сделан выбор наилучшей стратегии, остальные стратегии остаются, так как они могут быть использованы в случае изменения обстоятельств. Следующий этап представляет собой механизм реализации стратегии. Выбранная стратегия доводится до конкретных исполнителей, которые разрабатывают тактические планы. В готовом виде стратегия и разработанные на ее основе тактические планы становятся нормативными документами, т.е. руководством к действию. Механизм реализации стратегии неотделим от стратегического контроля. Методом стратегического контроля служит методология контроллинга. Контроллинг. Под контроллингом понимается руководящая концепция эффективного управления организацией и обеспечение ее долгосрочного функционирования. Контроллинг позволяет предвидеть экономическую ситуацию, своевременно принять меры по оптимизации отношений «затраты – результат» и тем самым получить желаемую прибыль и достичь поставленной цели. Методы оперативного и стратегического контроллинга оказывают существенную помощь в принятии управленческих решений. Концепция контроллинга позволяет координировать учет, планирование и маркетинг.Контроллинг позволяет оперативно воздействовать на работу структурных подразделений для достижения единой цели организации. 11.4. Текущее (годовое) планирование в организации Необходимым условием успешного выполнения работ и эффективного управления деятельностью организаций является рационально составленный календарный план. Разработке перспективного и годового планов предшествует проведение маркетинговых исследований, по результатам которых формируется портфель заказов. Годовое внутрифирменное планирование относится к текущему и детализирует решения перспективных планов. В текущем плане осуществляется детальная разработка оперативных планов для организации в целом и ее отдельных подразделений. Технико-экономические показатели в нем рассчитываются в целом на год с разбивкой по кварталам и месяцам. Главными разделами текущих и оперативно-календарных планов являются планы: 1. План производства (производственная программа). Производственная программа должна быть сбалансирована с мощностью строительной организации. На основе плана производства разрабатываются все остальные разделы годового плана. Основными звеньями текущего плана производства являются календарные планы (месячные, квартальные, полугодовые), которые представляют собой детальную конкретизацию целей и задач, поставленных долгосрочными и среднесрочными планами. 2. План технического развития включает мероприятия, обеспечивающие повышение технического уровня производства и качества продукции, внедрение прогрессивной технологии, научной организации труда, снижение материалоемкости, повышение производительности труда и т.п. 3. План повышения экономической эффективности производства содержит как обобщающие показатели эффективности производства, так и показатели использования труда рабочих, основных фондов, оборотных средств, инвестиций, материальных ресурсов. 4. План капитальных вложений и капитального строительства предусматривает затраты организации на расширение и реконструкцию ее производственной мощности и на мероприятия по строительству объектов соцкультбыта предприятия. 5. План материально-технического обеспечения представляет собой систему материальных расчетов, отражающих потребности в материальных ресурсах, их распределение на основе норм расходов сырья, материалов, топлива и энергии. 6. План по труду и кадрам. При его разработке необходимо предусматривать систематическое повышение производительности труда, что позволяет увеличить объемы производства и повысить его эффективность. Кроме этого, план содержит величину фонда заработной платы, а также расчет дополнительной потребности в рабочих и служащих. 7. План работы оборудования разрабатывается с целью определения потребности в этих машинах для выполнения производственного плана. При планировании ведется выбор оборудования исходя из соответствия их технических характеристик условиям производства, а также времени их работы. При этом потребность определяется в зависимости от объемов производства и норм выработки машин. 8. План по издержкам производства предусматривает рациональное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Цель планирования себестоимости СМР – это экономически обоснованное определение величины затрат на производство строительных работ. 9. Финансовый план устанавливает следующие финансовые показатели: а) расчет потребности в собственных оборотных средствах и задание по ускорению их оборачиваемости; б) взаимодействие строительного предприятия с государственным бюджетом; в) создание и использование основных производственных фондов; г) планирование прибыли и рентабельности; д) поступление средств за счет получения долгосрочных и среднесрочных кредитов; е) выплата процентов банкам по кредитам; ж) финансовые результаты от других видов деятельности. 10. План социального развития коллектива предприятия предусматривает мероприятия по решению задач социального развития, улучшения условий труда, отдыха, быта, спорта и др., что должно способствовать развитию предприятия и повышению его эффективности. 11. План мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов направлен на внедрение малоотходных и безотходных технологических процессов, обеспечение полного и комплексного использования природных ресурсов, сырья и материалов, что позволяет снижать вредное воздействие на окружающую среду. В качестве организационно-технологических моделей (календарных планов) при внутрифирменном планировании рекомендуется использовать сетевые или календарные графики. Эти графики отражают технологию и последовательность выполнения работ, содержат характеристики продолжительности и сроков работ. Оперативно-календарное планирование осуществляется исходя из контрольных цифр показателей годового тактического (текущего) плана с использованием календарного плана производства. Сначала разрабатываются показатели плана по конструктивным элементам и видам работ каждого технологического этапа. Состав операций при разработке этих показателей зависит от вида календарных планов. Из календарных графиков по каждому объекту в план включаются работы, находящиеся в границах планируемого периода, а также работы, которые были выполнены в предыдущий период. На основе показателей оперативно-календарного плана, определяется потребность в технологических комплектах материальных ресурсов по каждому комплексу работ, а также потребность в строительных машинах и автотранспортных средствах. Кроме этого, в оперативно-календарном плане указываются объемы строительства, их сметная стоимость, фонд заработной платы рабочих, численность рабочих, нормы выработки на одного рабочего, сроки окончания технологического этапа строительства объектов. Проекты оперативно-календарных планов согласовываются с субподрядными организациями и организациями-поставщиками ресурсов. После необходимой корректировки оперативно-календарные планы строительной организации детализируются для каждого строительного участка или строительной бригады. В оперативно-календарных планах возведение объектов увязывается со сроками выполнения как строительных, так и монтажных работ, включая монтаж технологического оборудования. Чтобы сократить продолжительность возведения объектов, при составлении оперативно-календарного плана обычно стремятся совместить несколько видов работ, при этом необходимо обеспечивать устойчивость отдельных частей и элементов конструкций, создавать безопасные и наиболее удобные условия для работы бригад, а также сохранять качество ранее выполненных работ, устраивая технологические перерывы. Для описания сложных технологических и организационных взаимосвязей при строительстве крупных объектов в условиях рыночной экономики используется имитационное моделирование. Его сущность состоит в построении алгоритма, описывающего поведение отдельных элементов производственного процесса, а также взаимодействие между ними с учетом факторов вероятностного характера. Это позволяет выбирать последовательность выполнения технологических комплексов работ в соответствии с выбранным критерием эффективности. Необходимость технико-экономического обоснования планов и повышение эффективности производства сформировали систему показателей плана. Эти показатели подразделяются на количественные и качественные, объемные и удельные. Количественные показатели плана выражаются абсолютными величинами. К ним относятся: объем производства, численность работающих, фонд заработной платы, величина прибыли, размер затрат материальных ресурсов и т.п. Качественные показатели плана – это относительные величины. Они выражают экономическую эффективность производства. К ним относятся: рост производительности труда, снижение себестоимости продукции, рентабельность, фондоотдача, качество продукции и т.п. Объемные показатели плана определяют величины объема производства и отдельных процессов в натуральном измерении и т.п. Удельные показатели плана определяют отношение двух или нескольких взаимосвязанных показателей. Для расчета показателей плана применяются натуральные, трудовые и стоимостные измерители. Натуральные измерители используются при планировании объемных и удельных показателей. Применение натуральных измерителей показателей плана ограничивается невозможностью обобщения при их различии. Трудовые измерители применяются при измерении трудоемкости продукции, производительности труда, размера оплаты труда и т.п. Стоимостные (денежные) измерители позволяют обобщить различные показатели с целью их сравнения или определения динамики развития. Стоимостные показатели взаимоувязывают все разделы плана. В стоимостных показателях планируют объем производства и реализации, величину прибыли, фонд заработной платы, себестоимость производства продукции и т.п. 11.5. Оперативно-календарное планирование Недельно (декадно)-суточное оперативное планирование. Для оперативного регулирования хода производства рекомендуется применять декадно-суточный или недельно-суточный планы.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 799; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |