КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 9. Экономические показатели работы предприятия
Значение цен. Виды цен на сельскохозяйственную продукцию. Сопоставимые цены – это единые цены по всей стране, которые должны отражать общественные издержки производства, сложившиеся на тот или иной период. Эти цены необходимы для учета темпов роста валовой и товарной продукции в натуральном и стоимостном выражении, для учета темпов роста производительности труда в различных категориях хозяйств и для учета показателей эффективности использования основных производственных фондов. Они, как правило, должны пересматриваться 1 раз в 7-10 лет. Были сопоставимые цены 1958 г., 1965 г., 1973 г.,1983 г. и последние 1994 года. Закупочные цены делятся на гарантированные твердые (на молоко, зерно, скот и птицу и технические культуры), закупается продукция, продаваемая в федеральный и региональный фонды для общественных нужд; и на договорные, которые устанавливаются по согласованию сторон. Свободные цены формируются под воздействием спроса и предложения без государственного регулирования. Розничные цены – это цены, по которым население покупает продукцию в торговой сети. Оптовые цены перерабатывающих предприятий – это цены, по которым они реализуют продукцию торгующим организациям или перепродавцам своей продукции. Внутрихозяйственные цены – это цены, которые действуют внутри предприятия для организации взаиморасчетов между производственными подразделениями: отделениями, цехами, бригадами, фермами и т.д. Залоговые цены – цены, применяющиеся при закупке продукции или каких-то услуг под залог. Бартерные цены применяются при обмене сельскохозяйственной продукции на продукцию промышленных предприятий. Трансфертные цены применяются при расчетах за поставку продукции в рамках ТНК.
Цены имеют большое значение для обеспечения расширенного воспроизводства, при более высоких ценах формируется больший доход, следовательно, больше возможностей для приобретения материально-технических ресурсов, а также для материального стимулирования работников. Обеспечивается рост национального дохода, созданного в сельском хозяйстве, значит больше средств у страны на накопление и потребление. Более высокие цены обеспечивают рост реальных доходов населения, так как в данном случае может быть повышена оплата труда. Обоснованные цены способствуют эквивалентности обмена между промышленностью и сельским хозяйством, устраняют диспаритет цен.
Валовая и товарная продукция являются обобщающими показателями деятельности предприятия. Валовая продукция – это вся продукция, произведенная в сельском хозяйстве за определенный период. Валовая продукция сельского хозяйства включает продукцию растениеводства и животноводства. Продукция растениеводства представляет собой валовой сбор сельскохозяйственных культур, подразделяющийся на основную и побочную продукцию. Кроме валового сбора включается стоимость посадки многолетних насаждений и их выращивание; также прирост незавершенного производства (вспашка зяби, подъем чистых паров – затраты произведены, а продукция не получена) Валовая продукция животноводства включает готовую продукцию животноводства, не связанную с убоем животных, - это молоко, шерсть, яйцо, приплод животных, их прирост за год – и побочная продукцию – это навоз и птичий помет. Валовая продукция измеряется в натуральном и стоимостном выражении. В натуральном выражении она измеряется по видам продукции, в кг, ц, т, шт. В стоимостном выражении валовая продукция оценивается: в сопоставимых ценах – это единые цены по всей стране, они отображают общественно необходимые затраты на производство продукции, сложившиеся в целом по стране; в текущих ценах реализации – при этом продукция оценивается в ценах реализации, нетоварная часть продукции оценивается по себестоимости. Валовая продукция сельскохозяйственных предприятий отличается от валовой продукции сельского хозяйства тем, что в нее включается продукция подсобных производств и промыслов; продукция, прошедшая промышленную переработку, и выполненные работы и услуги для сторонних организаций. Валовая продукция включает товарную продукцию, которая представляет собой часть валовой продукции, предназначенную для продажи. Товарная продукция, отпущенная за пределы предприятия и оплаченная потребителем называется реализованной продукцией. На практике товарная и реализованная продукция выступают синонимами, их размер определяется выручкой от реализации продукции. Рассчитывается уровень товарности продукции по формуле Ту=(Тпр/Впр)*100%, где Тпр – количество товарной продукции; Впр – количество валовой продукции. Товарность продукции зависит от расхода ее на производственные цели: семена, корма и другие нужды. По зерну, картофелю и молоку уровень товарности должен быть ниже 100%.В натурально-вещественной форме валовой продукции включает средства производства и предметы потребления. Средства производства – это продукция, используемая на производственные цели (семена, корма), а также сырье для переработки. Предметы потребления поступают непосредственно в потребление, минуя промышленную переработку. Распределение валовой продукции можно представить следующей схемой
Товарная продукция реализуется по различным каналам: 1.федеральный и региональные фонды для удовлетворения общегосударственных нужд; 2.через собственную торговую сеть; 3.на рынке; 4.продажа другим предприятиям и организациям; 5.работникам предприятия в счет оплаты труда и за деньги; 6.через биржи; 7.через бартерный обмен; 8.общественное питание. Служба маркетинга предприятия должна отслеживать рыночную ситуацию и определять наиболее выгодные каналы реализации.
Рентабельность отражает эффективность использования потребленных производственных ресурсов, уровень управления и организации производства, количество, качество и результаты продаж продукции; рентабельность отражает возможности для расширения производства и материального стимулирования работников. Рентабельность как экономическая категория отражает доходность, прибыльность предприятия и находит свое отражение в получении прибыли. Прибыль характеризует конечные экономические результаты в сфере производства и сфере обращения, то есть при реализации продукции, работ и услуг. Каждое предприятие формирует свои доходы за счет выручки от продаж продукции, товаров, работ и услуг, при этом учитывается выручка “нетто”, то есть без НДС. Выручка от продаж включает: 1. от продажи продукции собственного производства и ее переработки, 2.от продажи промышленной продукции, 3.от продажи товаров, 4.от предоставленных работ и услуг вспомогательных производств. Разница между выручкой и всеми расходами есть прибыль предприятия. Прибыль предприятия, как экономическая категория, характеризует результат его предпринимательской деятельности. Различают следующие виды прибылей: - валовая прибыль – это общая сумма прибыли от всех видов деятельности, то есть от реализации продукции, товаров, работ и услуг, промышленной продукции, - прибыль от продаж – это разница между валовой прибылью и коммерческими и управленческими расходами (при этом управленческие расходы не включаются в себестоимость продукции), - прибыль до налогообложения – рассчитывается как разница между прибылью от продаж и разницей между внереализационными доходами и расходами (сальдо), в качестве доходов включаются: проценты к получению, доходы от участия в деятельности других организаций, субсидии из бюджетов и прочие доходы; внереализационные расходы – это проценты к уплате по ссудам, по акциям и прочие операционные расходы, - прибыль от обычной деятельности – это разница между прибылью до налогообложения и иных обязательных платежей из прибыли, - чистая прибыль – это разница между прибылью от обычной деятельности и чрезвычайными расходами, связанными со стихийными бедствиями и т.д. Прибыль получают тогда, когда выручка от продаж больше себестоимости и других расходов, если же выручка от всех видов деятельности меньше себестоимости и расходов, то получают убыток. Прибыль = выручка – все расходы на все виды деятельности П = В-Сп, где Сп – полная себестоимость продукции, работ и услуг. Уб=В-Сп= - Прибыль и убыток – это абсолютные показатели, по ним нельзя точно определить достаточно ли средств у предприятия для расширенного производства и материального стимулирования работников. Для более полной и обоснованной характеристики рентабельности применяют относительные показатели: · уровень рентабельности (убыточности), · норма прибыли (убытка). Уровень рентабельности характеризует эффективность использования текущих затрат и затрат на реализацию и показывает сколько прибыли (убытка) получает предприятие с 1 рубля затрат R=П(Уб)/Сп*100%. Для нормальной деятельности предприятия, если оно хорошо обустроено, уровень рентабельности должен быть не менее 45-50%, то есть на каждый рубль затрат нужно получить 45-50 копеек прибыли. В недостаточно обустроенных предприятиях уровень рентабельности должен быть не ниже 70-80%. Норма прибыли отражает эффективность использования основных и оборотных средств Nпр=П/(Фосн+Фоб)*100%. Для нормальной работы предприятия необходимо чтобы норма прибыли была не менее 20-25%, то есть на 1 рубль стоимости основных и оборотных фондов необходимо получать не менее 20-25 копеек прибыли. На нерентабельных предприятиях рассчитывают окупаемость затрат как отношение выручки от реализации продукции, работ и услуг к полной себестоимости. Окупаемость затрат=В/Сп. Доля прибыли в выручке Уд. вес прибыли = Пр/В, сколько прибыли получили с 1 рубля выручки. На убыточных предприятиях рассчитывается уровень убыточности. Уровень убыточности=Уб/Сп. При расчете прибыли от реализации продукции, работ и услуг необходимо учитывать внереализационные доходы и расходы, при этом внереализационные доходы включают: · субсидии из бюджета на отдельные виды продукции, поступающие из федерального или регионального фонда, · доходы, полученные на территории РФ и за ее пределами от долевого участия в деятельности совместного предприятия, · дивиденды от акций и проценты по облигациям, · доходы от сдачи имущества в аренду, · доходы по валютным операциям и др.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1076; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |