КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Эффективность бюджетных расходов
РЕЗЕРВНЫЕ ФОНДЫ
Спектр деятельности резервных фондов определяется ст. 81, 82 БК РФ. В расходной части бюджетов БС РФ (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) предусматривается создание резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) — резервного фонда Правительства Российской Федерации, резервных фондов высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местных администраций. При этом запрещается создание резервных фондов законодательных (представительных) органов и депутатов законодательных (представительных) органов. Размер резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) устанавливается законами (решениями) о соответствующих бюджетах и не может превышать 3% утвержденного указанными законами (решениями) общего объема расходов. Средства резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций. Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации, резервного фонда высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, резервного фонда местной администрации, предусмотренных в составе федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией. Отчет об использовании бюджетных ассигнований резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) прилагается к ежеквартальному и годовому отчетам об исполнении соответствующего бюджета.
Бюджетные ресурсы, находящиеся в руках государства, ограничены. При их распределении возникает потребность в оценке эффективности программ расходов. В бюджетном секторе оценка эффективности расходов осуществляется с помощью анализа «затраты-выгоды» — процесса, который позволяет на основе располагаемых данных принимать компетентные решения о распределении ресурсов. Этот процесс заключается в логическом сопоставлении вероятных затрат, связанных с программой (проектом) или мероприятием, и ожидаемых выгод. Как затраты, так и выгоды в большинстве случаев оцениваются в денежных единицах, однако в государственном секторе могут быть учтены и другие факторы. Это имеет отношение прежде всего к социальной сфере, в которой выгоды измеряются ростом качества жизни, снижением риска заболеваемости и т.д. Следовательно, эффективность бюджетных расходов специфична, ее специфика проявляется в ряде характеристик. Во-первых, эффективность бюджетных расходов имеет не только экономическую, но и социальную составляющую. Значение социального эффекта является определяющим при формирования государственной политики, однако объективно измерить сто практически невозможно. Например, улучшение качества образования можно оценить с помощью разных показателей: прием и выпуск студентов высших учебных заведений, число выданных дипломов с отличием (всего и по различным группам специальностей), трудоустройство выпускников, численность аспирантов и т.п. Однако эти показатели лишь косвенно характеризует качество образования, и общая оценка эффективности расходов может получиться искаженной. Во-вторых, многие расходы государства нацелены не на решение текущих задач, а на достижение долгосрочного эффекта. В первую очередь речь идет о расходах на развитие человека (образование, здравоохранение, культура и искусство), которые представляют собой вложение в будущее. При определении объемов финансирования таких программ необходимо оценивать и сопоставлять их эффективность в долгосрочном плане. В-третьих, государственные расходы влекут множество побочных эффектом (перемещенных выгод) — как положительных, так и отрицательных. Например, строительство железной дороги повышает эффективность бизнеса в прилегающих районах, одновременно ухудшая условия проживания в непосредственной близости от нее. Побочные эффекты являются компонентом эффективности расходов, и учитывать их необходимо. Однако в силу сложности и многочисленности они трудно поддаются прогнозированию. Наличие так называемых перемещенных выгод является одной из центральных проблем оценки эффективности расходов. Под перемещенными понимаются такие выгоды, которые извлекают не обозначенные в программе получатели расходов, а иные лица. Рассмотрим для примера выплату пособий малоимущим семьям. Эти выплаты направлены на улучшение положения граждан, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, однако выгоды от данных расходов (как денежные, так и неденежные) частично извлекают и другие лица, помощь которым не предусматривалась. В результате роста доходов бедных семей повышается спрос па товары прожиточного минимума — продукты питания, лекарства, дешевую обувь и одежду, а значит, дополнительный доход получат фирмы, которые производят такие товары. Государственные организации, распределяющие расходы, также извлекают для себя выгоды: размер подконтрольных им ресурсов растет, следовательно, укрепляется их положение в государственной иерархии. Наконец, расширение социальных программ выгодно политикам, поскольку подобные меры укрепляют их поддержку среди избирателей. Оценка эффективности программ расходов необходима для распределения ограниченных бюджетных ресурсов. Поскольку построить объективную оценку очень сложно, на практике используется универсальный механизм принятия решений в условиях неопределенности – общественный выбор, в основе которого лежит процедура голосования. В период избирательной кампании граждане голосуют за представителей различных политических сил, избираемых в органы государственной власти, ориентируясь при этом на выдвигаемые ими программы. Выборные органы власти обеспечивают реализацию интересов избирателей при выработке государственной политики, в том числе при утверждении структуры расходов бюджета. Для того чтобы обеспечить эффективность бюджетных расходов, необходимо соблюдать ряд перечисленных ниже условий. 1.Программы должны быть максимально конкретными, при этом они должны ориентироваться на достижение общественно значимых целей, а не на финансирование организаций. 2.Отбор программ проводится на конкурсной основе. Процедуры конкурсов должны быть прозрачны, четко определены и широко известны. 3.Расходы на программы по возможности не должны носить постоянного характера, при составлении бюджета на очередной год их структуру следует пересматривать на основе анализа достигнутых результатов. 4.Программы расходов должны быть прозрачными и доступными для общественного контроля. Необходимо информировать общественность о том, на какие цели и в каком объеме расходуются средства налогоплательщиков. 5.Получатели перемещенных выгод (администраторы и исполнители программ) не должны иметь доступа к принятию принципиальных решений по программам расходов, отбору получателей и оценке их результатов. «Эффективность бюджетных расходов» — неоднородное понятие, поскольку в бюджетном секторе наличествуют две ее разновидности: эффективность-рациональность и эффективность-целесообразность. Два вида эффективности бюджетных расходов требуют наличия определенных моделей их оценки — экономическая оценка, финансовая, а также анализ эффективности по затратам (табл. 3).
Таблица 3 Эффективность бюджетных расходов и ее критерии
При оценке эффективности по затратам принципиальное значение имеет их классификация, ключевым принципом которой в управленческом учете, применяемом в ходе реформы, является их разграничение на прямые, прямые административные и косвенные (табл. 4). Таблица 4. Классификация затрат в бюджетном секторе
Существует несколько основных методов расчета затрат. 1. Расчет затрат по ресурсам (на единицу непосредственного результата) — считается самым простым методом. 2. Расчет затрат по нормативам – система применения стандартизированных затрат на единицу результата. 3. Расчет затрат на выполнение заданий — обычно эти задания 4. Расчет затрат на осуществление процессов — применяется в тех случаях, когда число производимых единиц велико, все они однородны, их удельная себестоимость невысока. 5. Расчет затрат на осуществление видов деятельности (АВС-костинг) наиболее точен (но сложен), позволяет избавиться от возможных искажений, возникающих в других методах, требует развитой системы сбора информации. Методика проведения анализа «затраты — выгоды». Для проведения этого анализа необходимо: 1) сформулировать проблему; 2)определить задачи; 3)выделить альтернативные пути достижения поставленных целей; 4)проанализировать вероятностные последствия каждого варианта; 5)сравнить варианты и вынести решение. В анализе необходимо кроме обозначенных видов затрат, применяемых в расчете эффективности, использовать и их деление на материальные, нематериальные и альтернативные (табл. 5).
Таблица 5. Дополнительная классификация затрат при проведении анализа «затраты — выгоды»
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 3411; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |