КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ТЕМА 4 Установление цен на продукцию, работы, услуги предприятия. Влияние ценовой политики предприятия на результаты его деятельности
Цена - количество денег, за которое продавец согласен продать, а покупатель готов купить единицу товара. В практике используется множество видов цен, связанных с различными особенностями купли-продажи.
Классификация цен
1) в зависимости от размера поставляемой партии товара: - оптовая цена - применяется при поставках товара крупными партиями, не включает торговую (розничную) скидку; - розничная цена - цена товара в розничной сети, по которой продажа ведется отдельным покупателям очень малыми партиями (1-3 шт.); отличается от оптовой на величину розничной скидки, компенсирующей расходы, связанные организацией розничной торговли: ЦР=åиздержек производства и обращения Т+ П произв. и сбытовых организаций + НДС
2) по субъекту формирования (и отчасти по месту образования): - государственная цена - цена, устанавливаемая государством в пределах его территории; - рыночная цена - свободная цена товара на рынке, являющаяся предметом соглашений (контрактов) между покупателем и продавцом. Рыночная цена формируется на основе договорных цен товаров и зависит от соотношения спроса и предложения на этот товар или группу взаимозаменяемых товаров. (договорная цена - цена Т (Р, У), которая устанавливается по соглашению сторон в договоре) договорная цена º контрактная цена - мировая цена - типичная цена (в расчете на базовые качественные характеристики Т), применяемая в международных контрактах. Определяется в зависимости от вида Т: - по сырьевым товарам - уровнем цен стран-экспортеров или стран-импортеров; - по другим товарам - ценами бирж и аукционов; - по готовым изделиям - ценами товаров ведущих в мире фирм, специализирующихся в производстве товара данного вида..
3) по степени регулируемости: - регулируемые - цены, которые могут отклоняться от базового уровня по правилам, устанавливаемым государственными органами; - фиксированная - цена, которая не подлежит изменению в заключаемых контрактах; устанавливается как правило государством; - коммерческая (свободная, рыночная) - цена, применяемая на товары, которые свободно продаются при наличии фиксированной государственной цены на такие же товары, распределяемые в централизованном порядке;
4) по роли (участию) в установлении окончательной фактической цены поставляемого реального товара: ü цены, составляющие основу, базу для определения цен конкретного договора: w базисная цена - служит исходной базой для установления цены фактически поставленного товара в том случае, если свойства его будут отличаться от оговоренных в контракте. Устанавливаются в момент опционной сделки на переговорах между продавцом и покупателем.; w котировальная цена - фиксируемая средняя типичная цена на товар за определенный промежуток времени. Определяется на основе контрактных цен (служит ориентиром при заключении новых контрактов, в том числе на бирже); w номинальная цена - цена, публикуемая в прейскурантах, справочниках, биржевых котировках; w цена производства = издержки производства + средняя прибыль; ü корректирующие цену величины: - цены купли-продажи - фактурные цены, определяемые условиями поставки, оговоренными в контракте. Фактурную цену снабжают еще одним указанием: "сиф", "фоб", "фор", "франко". Сиф - [от англ. фрахт] - означает, что продавец обязан за свой счет "зафрахтовать" средство передвижения товара, оплатить стоимость перевозки, взять на себя риск гибели и порчи товара до погрузки, а покупатель берет риск после погрузки. Фоб - [от англ. свободен на борту] - означает, что продавец оплачивает все транспортные, страховые расходы до момента доставки товара на борт судна, а покупатель фрахтует судно, страхует груз, несет риск его гибели или повреждения (в США фоб º "франко"). Фор - [от англ. свободен на рельсах] º "франко-вагон", т.е. продавец должен за свой счет и риск отправить груз на железнодорожную станцию, погрузить товар, а все остальные расходы несет покупатель. Франко - продавец обязуется доставить товар в определенное место за свой счет и риск. В цену входят транспортные, страховые, таможенные расходы. (Могут быть условия "франко-завод поставщика" - стоимость товара на месте производства без каких-либо надбавок, вызванных дальнейшей перевозкой, "франко-вагон станции отправления", "франко-граница" и т.п.). - скользящие цены. - устанавливаются контрактом и предусматривают корректировку в течение времени (из-за существенных сдвигов в затратах на изготовление товара, биржевой котировке, инфляции). Стороны оговаривают право корректировки цены по следующей формуле скольжения: ЦС = , где Цб- базисная цена; а - неизменный компонент цены в долевом значении; в, с - меняющиеся компоненты цены в долевом значении (затраты на сырье, материалов, зарплаты), корректируемые с помощью индексов.
Опционная сделка - договорное обязательство купить или продать определенный вид ценностей по установленной в момент заключения сделки цене в пределах согласованного периода времени В обмен на получение этого права покупатель опционной сделки уплачивает продавцу премии. 5) по месту формирования контракта (договора купли-продажи): аукционная цена - продажная цена товара, реализованного на аукционе (публичном торге, основанном на состязательности); в основе ее рыночная цена, но отличие может быть значительным в связи с коъюктурой локального рынка (и мастерства аукциониста); биржевая цена (биржевая котировка) - то же самое, что цены, устанавливаемые в сделках, но регистрируемые (котируемые) открыто на табло (тут же сообщаются всем заинтересованным, в том числе вне биржи); цена биржевого товара = биржевая котировка ± надбавка или скидка с нее в зависимости от качества, удаленности товара от места поставки, предусмотренного условиями типового биржевого контракта; внутрифирменная (трансфертная) цена - заранее определенная цена узла, компонента или готового изделия (Т), используемая при его передаче из одного самостоятельного определения децентрализованной компании в другое отделение. Она может быть равна стоимости производства, может учитывать среднюю прибыль, может равняться цене продажи независимому покупателю. Используется часто для сведения к минимуму уплаты налогов, импортных пошлин, более выгодного перевода финансовых средств. Объективная основа расширения сферы использования этих цен - развитие научно-технической и производственной кооперации. Применение их обусловлено коммерческими принципами взаимоотношений дочерних предприятий, филиалов, отделений фирм при взаимных поставках комплектующих узлов, изделий. Данные о таких ценах - обычно коммерческая тайна, их уровень значительно отличается от цен при поставках такой продукции в качестве запасных частей приблизительно в 2-4 раза. Общее правило установления цены - за основу расчета принимается базисная цена, определяемая по собственным контрактам других фирм на аналогичные товары, справочные цены, оффертные цены. Учитывается разница в конкурентоспособности товара предприятия и товаров, с ценами на которые ведется сравнение и делаются поправки к базисной цене. Основные категории поправок к базисной цене: а) на различие в комплектации сравниваемых товарах; б) на разницу в основных технико-экономических показателях (мощность, производительность, скорость, грузоподъемность для техники); в) на различия в коммерческих и других условиях сделки (сроки и условия поставки, условия расчетов, объем сделки) За базу расчета рекомендуется принимать цены таких контрактов, предложений (офферта) и т.п., число вводимых поправок по которым было бы минимальным, а полученная в итоге цена отличалась от исходной не более, чем на 25 %. Приведу принятый в международной практике порядок изменения цены оборудования в зависимости от мощности или производительности: , где
Ц1, Ц2 - цены; Р1, Р2 - мощность или производительность оборудования; n - показатель степени, учитывающий зависимость цены от мощности или производительности. Эти показатели публикуются периодически в специальных журналах «Const Engineering», «Chemikal Age» и др. ПРИМЕР для однотипного оборудования - ленточных транспортеров: ширина ленты 304 мм n=0,8; 457 мм n=0,85; 609 мм n=0,9. При расчете по уровню конкурентоспособности цены своего товара предприятие определяет по формуле: Ц1 =ЦО ∙ (JТП ∙- JЭП ∙), где Ц1, Ц0 -продажные цены данного товара и базисного; JТП, JЭП - групповой параметрический показатель по техническим параметрам и экономический параметр конкурентоспособности без учета продажной цены, учитывает: - расходы на транспортировку, - стоимость установки оборудования, - затраты на обучение персонала, - ЗП персонала, - затраты на послегарантийный сервис и покупку запасных частей, - налоги и т.д.; F1 - коэффициент долевого участия показателя продажной цены изделия; В - доля (по стоимости) рынка базисного товара; Q - показатель, отражающий соотношение между спросом и предложением на базисный товар и показатель престижа фирмы, его производящей. В итоге получается продажная цена, которая отразит уровень цены потребления и конкурентоспособность нашего товара. Поправки к продажной цене отражают и коммерческие условия сделки, в том числе: - авансовые платежи, когда покупатель кредитует поставщика, изымая из своего оборота большую сумму денег и т.д.; - рассрочка - продавец кредитует покупателя и в итоге авансовые платежи могут привести к падению продажной цены, рассрочка может привести к увеличению продажной цены.(относительно уплаты наличными). Самая простая формула, по которой рассчитывается величина изменения цены: k=0,00083∙ С ∙ [], %, где С - средний банковский % при кредитовании операций; ai - размер соответствующего авансового платежа; ti - срок между внесением аванса и получением заказа (или между получением заказа и временем уплаты взноса по рассрочке); i - номенклатура частей аванса или взноса по рассрочке.
ПРИМЕР: В контракте оговорено, что оборудование поставляется через 36 месяцев после заключения контракта, а авансовые платежи вносятся: первый раз – 20 % стоимости заказа при подписании, второй раз – 25 % спустя 12 месяцев, третий раз – 30 5 спустя 24 месяца после подписания. Тогда при среднем банковском проценте, равном 12, уменьшающая поправка составит: k=0,00083∙12∙[(20∙36)+(25∙24)+(30∙12)]=16,7 % Бонусные скидки – предоставляют постоянным покупателям, если они за определенный период приобретают обусловленное количество товара (обычный размер таких скидок 5-8 %). Дилерские скидки – покрывают собственные расходы дилера на продажу и сервис и обеспечивают ему обусловленную прибыль. Специальные скидки делаются для тех покупателей, в которых предприятие особенно заитересована: крупные оптовики, предприятия, у которых с продавцом особые отношения (Размер – коммерческая тайна. Предполагают, что могут доходить до 8 %). Дилер – посреднмк (юр. или физ. лицо), осуществляющий перепродажу товара от своего, как правило, имени и за свой счет. Это могут быть посредники, занимающиеся перепродажей ценных бумаг. ЦДИЛЕРА=ЦПРОДАЖИ-ЦПРИОБРЕТЕНИЯ По договору с продавцами могут собирать информацию о рынке, осуществлять рекламу, техобслуживание сбываемой продукции.
6) По назначению или в зависимости от политики, ведомой предприятием на рынке и места, занимаемого предприятием на рынке: - цена проникновения; - престижная цена; - психологическая цена; - цена лидера; - цена с возмещением издержек производства и т.д.
7) В зависимости от соотношения спроса и предложения: - цена покупателя (спроса); - цена предложения (продавца).
Факторы, оказывающие влияние на цену предприятия: 1) цикл, в котором находится экономика, 2) конъюнктура рынка, 3) конкуренты и их цены, их предложения Т (Р, У), 4) посредники и надбавки и скидки им, 5) покупательский спрос, 6) издержки производства, 7) транспортные издержки, 8) курс валют, 9) реклама и др. элементы стимулирования сбыта.
ТЕМА 5 Затраты предприятия: формирование и влияние на результаты деятельности предприятия
I. Группировка по экономическим элементам основывается на признаке экономической однородности издержек производства, обусловленной функцией отдельных видов затрат в процессе производства. Себестоимость, рассчитанная по экономическим элементам затрат, отражает общий объем потребляемых ресурсов, необходимых для производства и реализуемой товарной продукции в стоимостном выражении вне зависимости от того, на какой вид продукции они были использованы. Затраты на производство по экономическим элементам группируются следующим образом:
Затраты, образующие себестоимость продукции (Р, У) группируются в соответствии с их экономическим содержанием по следующим элементам: - материальные затраты за вычетом стоимости возвратных отходов; - затраты на оплату труда; - отчисления на социальные нужды; - амортизация ОПФ; - прочие затраты. На основе деления затрат по экономическим элементам рассчитывается смета затрат на производство, которая представляет собой общие затраты предприятия на выполнение производственной программы. Смета устанавливается на год с разбивкой по кварталам. Смета затрат дает возможность установить себестоимость ВП,ТП, но не дает представления о направлении затрат: собственно на производство продукции или на создание материальных условий ее производство. Такая группировка не может быть использована для определения себестоимости единицы продукции. Для расчета себестоимости единицы продукции определенного вида применяется группировка по калькуляционным статьям расходов.
В основе такой группировки лежит признак экономического назначения расходов, который специфичен для разных отраслей народного хозяйства. Выявление назначения затрат необходимо для определения экономической целесообразности осуществления тех или иных затрат, локализации издержек по каждой статье. Такая группировка дает представление о направлениях затрат и на ее основе формируется калькуляция. Калькуляция себестоимости единицы продукции - это затраты предприятия на производство и реализацию единицы конкретного вида продукции, распределенные по соответствующим статьям.
Типовая группировка затрат по статьям калькуляции: +1) сырье и материалы: в эту статью включаются затраты на сырье и материалы, образующие основу изготовляемой продукции, являющиеся необходимыми компонентами при ее изготовлении. Сюда включаются и затраты на вспомогательные материалы, используемые на технологические цели; -2) возвратные отходы - подразделяются на используемые и неиспользуемые отходы в производстве, используемые - которые могут быть потреблены самим предприятием для изготовления продукции основного и вспомогательного производства, неиспользуемые - которые могут быть потреблены предприятием лишь на хозяйственные нужды или реализованы на сторону; +3) покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты, услуги кооперированных предприятий (если эта статья выделяется) - затраты на приобретение в порядке производственной кооперации готовых изделий и полуфабрикатов; +4) топливо и энергия на технологические нужды - в эту статью включаются затраты на все виды - топлива и энергии (полученные со стороны и выработанные самим предприятием), которые расходуются в процессе производства данной продукции; (Затраты по 1,3,4 статьям определяются с учетом транспортно-заготовительных расходов.) +5) основная зарплата производственных рабочих - в этой статье учитывается основная зарплата производственных рабочих и ИТР, занятых непосредственной производственной работой (на пульте управления); +6) дополнительная зарплата производственных рабочих - включаются выплаты за непроработанное время, исключая простои: время отпусков, льготные часы подросткам и т.д.; +7) отчисления на соц. страхование - включаются отчисления по установленным нормам от суммы основной и дополнительной зарплаты производственных рабочих; +8) расходы на подготовку и освоение производства - включает затраты на: - освоение новых предприятий, производств, цехов, агрегатов (пусковые расходы); - подготовку и освоение новых видов продукции и техпроцессов (кроме затрат, возмещаемых из других источников); - отчисления в премиальный фонд и другие единовременные затраты, связанные с подготовкой и освоением производства; +9) износ инструментов и приспособлений целевого назначения и прочие специальные расходы - в этой статье учитываются затраты на изготовление, покупку, ремонт специальных инструментов и приспособлений для производства отдельных видов изделий; +10) расходы на содержание и эксплуатацию оборудования - в эту статью включаются затраты на содержание, текущий ремонт, амортизационные отчисления на оборудование и на восстановление инструментов и приспособлений; +11) цеховые расходы - включают расходы по управлению и обслуживанию производства: - зарплату АУ цеха; - амортизационные отчисления и затраты на содержание и текущий ремонт зданий, сооружений, инвентаря цехового назначения; - затраты на исследования и опыты цехового характера; - затраты на мероприятия по охране труда в цехе; - прочие расходы цеха по управлению и обслуживанию производства; +12) общезаводские расходы - включают затраты, связанные с управлением предприятием и организацией производства в целом: - зарплата персонала заводоуправления; - расходы на командировки; - конторские, почтовые расходы; - амортизационные отчисления, затраты на содержание и текущий ремонт зданий, сооружений, инвентаря общезаводского назначения; - расходы на подготовку и набор кадров; - на охрану предприятия и др.; +13) потери от брака - на эту статью относятся фактические потери: стоимость всей окончательно забракованной продукции и затраты на исправление брака; +14) прочие производственные расходы - затраты на гарантийное обслуживание и ремонт продукции и др.; +15) внепроизводственные расходы - расходы по сбыту продукции: на тару, упаковку, доставку продукции к месту назначения и ее погрузку. На основе деления затрат по экономическим элементам рассчитывается смета затрат на производство, которая представляет собой затраты предприятия на выполнение производственной программы. Смета затрат дает возможность установить себестоимость валовой и товарной продукции, но не дает представления о направлениях затрат: собственно на производство продукции или на создание материальных условий ее производства. Направление затрат раскрываются с помощью калькуляций.
III. По методу отнесения затрат на себестоимость продукции все затраты подразделяются на прямые и косвенные. Прямые затраты - непосредственно связанные с производством продукции и включаемые в себестоимость отдельных видов продукции на основе установленных норм. К прямым затратам относятся затраты на: - основные материалы; - покупные изделия; - топливо, энергию для технологических целей; - зарплату основных производственных рабочих. Косвенные расходы - связанные, с работой цехов предприятия в целом (их нельзя отнести прямо на себестоимость изделия). Эти расходы распределяются между изделиями и включаются в себестоимость косвенным путем: путем их распределения между выпускаемыми изделиями пропорционально условно выбранной базе. К косвенным относятся: - расходы по содержанию и эксплуатации оборудования; - цеховые и общезаводские расходы. В распределении расходов по содержанию и эксплуатации оборудования применяется метод сметных ставок на один приведенный машино-час: а) на каждое изделие устанавливается требуемое количество машино-часов работы оборудования; б) определяется стоимость одного машино-часа, равная отношению общей суммы сметы расходов на содержание и эксплуатацию оборудования по предприятию к общему количеству машино-часов; в) определяется сметная ставка расходов на содержание и эксплуатацию оборудования на одно изделие (включается в себестоимость изделия), равная стоимость 1 маш-часа x число маш-час по каждому изделию Цеховые и общезаводские расходы распределяются, как правило, пропорционально основной зарплате производственных рабочих. или пропорционально сумме затрат на содержание и эксплуатацию оборудования. Прямые расходы учитываются отдельно по каждому изделию, косвенные - в целом по производству (цеху, заводу).
IV. По составу - затраты на простые и комплексные. Простые затраты - состоящие из одного элемента (сырье и материалы, покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты и т.д.). Комплексные затраты - состоящие из нескольких экономически разнородных, но имеющих одинаковое производственное назначение элементов (расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, цеховые, общезаводские расходы, расходы, связанные с исправлением брака и т.д.). Например, затраты по исправлению брака включают расходы на сырье, материалы, полуфабрикаты, израсходованные при исправлении дефектной продукции, зарплату рабочих, начисленную за операции по исправлению брака, определенную долю расходов на содержание и эксплуатацию оборудования и т.д.
V. По признаку зависимости от объема производства затраты подразделяются на пропорциональные (условно-переменные) и непропорциональные (условно-постоянные). Условно-переменные - расходы, находящиеся в прямой зависимости от объема производства и изменяющиеся пропорционально изменению производства. К условно-переменным относятся: - расходы на сырье; - транспортные расходы; - расходы на оплату труда; - топливо, газ и электроэнергия для производственных целей; - расходы на тару и упаковку; - отчисления на государственное социальное страхование, обязательное медицинское страхование, в фонд занятости (- т.е. затраты, сумма которых изменяется пропорционально изменению объема выручки от реализации продукции). Переменные затраты анализируются путем сопоставления уровней затрат в % к объему выручки.
Условно-постоянные - затраты не меняются или меняются незначительно при изменении объема производства. К условно-постоянным относятся: - арендная плата; - амортизационные отчисления ОПФ; - износ нематериальных активов; - износ МБП; - расходы по содержанию зданий и помещений; - услуги сторонних организаций (за исключением расходов по инкассации выручки); - затраты по подготовке и переподготовке кадров; - затраты некапитального характера, связанные с совершенствованием технологии и организации производства; - отчисления в ремонтный фонд; - отчисления на обязательное страхование имущества и ряд др. Условно-постоянные затраты анализируют по абсолютной сумме. Классификация затрат по V признаку важна для расчетов эффективности мероприятий, направленных на уменьшение себестоимости. При увеличении объема производства непропорциональные (условно-постоянные) расходы уменьшаются в расчете на единицу продукции, отсюда следует уменьшение себестоимости изделия.
Структура себестоимости продукции может быть определена как состав и соотношение долей различных видов затрат в совокупных затратах на производство и реализацию продукции. Структура себестоимости отражает специфику отдельных отраслей народного хозяйства. Структура затрат зависит от технической оснащенности, степени автоматизации, характера технологических процессов, характера потребляемого сырья и т.д. В зависимости от того, какой элемент затрат преобладает в себестоимости, принято различать МЕ, ФЕ, ЭЕ, ТЕ, НЕ отрасли. Выделяя крупные группы затрат, мы получаем возможность узнать и первоочередные направления уменьшения себестоимости: МЕ производства - уменьшение материалов, ТЕ - экономим жизн. труд и т.д.
В распределении расходов по содержанию и эксплуатации оборудования: применяется метод смежных ставок на 1 приведенный машино-час: а) на каждое изделие устанавливается требуемое количество машино-часов работы оборудования; б) определяется: стоим.1маш-час=; в) стоимость 1 маш-часа × число маш-часов по каждому изделию = = сметная ставка расходов на содержание и эксплуатацию оборудования на 1 изделие (включается в себестоимость изделия). Цеховые и общезаводские расходы распределяются, как правило, пропорционально основной зарплате производственных рабочих или пропорционально сумме затрат на содержание и эксплуатацию оборудования.
Виды себестоимости В зависимости от этапа формирования затрат и в зависимости от степени готовности продукции к реализации различают себестоимость: - технологическую, - цеховую, - производственную, - полную (коммерческую). Технологическая себестоимость - сумма затрат цеха, непосредственно связанных с выполнением технологических операций. Цеховая себестоимость - включает все затраты цеха на производство данного вида продукции. Производственная себестоимость - общие затраты предприятия на производство данного вида продукции. Полная себестоимость - отражает затраты на производство и сбыт продукции.
Схема формирования себестоимости:
Расходы на основные ЗП основных Расходы, материалы, п/ф, + производственных + связанные с комплектующие рабочих работой оборудования
технологическая себестоимость + цеховые расходы
цеховая себестоимость + общезаводские расходы внепро- производственная себестоимость + изводств расходы
полная (коммерческая) себестоимость
Различают также такие виды себестоимости, как индивидуальную и среднеотраслевую. Индивидуальная себестоимость - отражает уровень себестоимости продукции на конкретном предприятии. Среднеотраслевая себестоимость - средний уровень себестоимости данного вида продукции по отрасли. По этим показателям можно судить об уровне техники, организации производства, производительности труда, рациональности расходования материалов и т.д. соответственно по предприятиям внутри отрасли и по отраслям народного хозяйства. Плановая себестоимость - себестоимость, исчисляемая на основании прогрессивных норм расхода сырья, материалов, топлива и т.д. Отчетная себестоимость - определяется фактическими затратами на производство и реализацию продукции.
Резервы и факторы снижения себестоимости Резервы уменьшения себестоимости - объективная возможность снижения себестоимости: 1) внутрипроизводственные (определяемые технико-экономическими показателями и организационными условиями работы предприятий): - по увеличению производительности труда; - улучшение использования оборудования, инструмента; - применение экономичных видов сырья, материалов; - механизация и автоматизация и т.д.; 2) отраслевые: - совершенствование системы управления в отрасли; - совершенствование НТУ изделий; - по увеличению уровня специализации, кооперирования и т.д.; 3) народнохозяйственные: - установление рациональной отраслевой структуры; - рациональное размещение предприятий.
На величину себестоимости влияют различные факторы, которые можно свести в две группы. Внешние факторы, отражающие общий уровень развития экономики страны и не зависит от деятельности хозяйствующего субъекта. Влияние этого фактора проявляется: - в уровне цен на сырье, Т, материалы, оборудование, энергоносители; - в тарифах на транспорт, воду, др. материальные услуги; - ставках арендной платы; - нормах амортизационных отчислений на государственное социальное страхование, медицинское страхование. Внутренние факторы - непосредственно связанные с результатами деятельности (хозяйствующего субъекта) предприятия, с предпринимательской активностью: - формы и системы оплаты труда; - уровень производительности труда; - уровень использования ОПФ и оборотных средств.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1113; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |