КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ВВЕДЕНИЕ. Интенсивность жизни современного человека такова, что образовательные системы вынуждены подстраиваться под нее
Интенсивность жизни современного человека такова, что образовательные системы вынуждены подстраиваться под нее. Между тем профессиональные знания, которые дает вуз, имеют тенденцию скорее отставания, чем опережения. Известно, что общество создает систему образования, адекватную своей сущности и социальному развитию. В образовании отражены проблемы общества в данный исторический период. В нашей стране кризисные явления образования связаны с преобразованием сознания общества, с образовательными реформами, имеющими слабопрогнозируемые последствия, с нестабильностью и быстрым темпом изменений социальных и политических ситуаций, а также со сложными демографическими проблемами. Вместе с тем общий культурный прогресс определяет тенденцию развития образовательной системы. Имеет место также внутренняя динамика саморазвития образовательной системы, отвечающая потребностям общества и существенным образом влияющая на его поступательное движение. В целом можно наблюдать явления адаптации, стремление к сохранению равновесия. Наряду с этим очевидна активность отдельных образовательных систем, выражающаяся в устойчивости, сопротивлении и даже в противодействии некоторым неблагоприятным обстоятельствам жизни. Образование преобразует и направляет ход жизни общества, сохраняя все ценное для человека, его потенциал и жизненные силы, и определяет индивидуальную жизненную стратегию, превращая тем самым «общество сегодня» в «общество завтра», так как влияет на общественное сознание. Именно образование гарантирует реалистические условия для развивающегося общества, формирует новое мышление, новое видение смысла жизни. Неудивительно, что именно в этих сложных условиях функционирования образования встают традиционные вопросы: «Что мы хотим?» и «Как получить?» — вопросы гарантированности целевого заказа. Что можно требовать от образования? Ответ можно дать короткий, но непростой. Мы хотим воспитать личность активную и ответственную, способную к осмыслению жизни, к ее преобразованию, обладающую положительным отношением к труду, стратегией личной жизни и приверженную гуманистическим ценностям. Роль педагога в обществе рассматривается в связи с его деятельностью в системе общественных отношений, их становлением и развитием. Социальные условия определяют среду, мотивирующую профессиональное поведение педагога, регулируют его целенаправленные действия. Общество нуждается в реализации своих образовательных и воспитательных функций. Педагог способствует удовлетворению потребностей общества, активно участвует в созидании и в осознании общественных отношений и тем самым существенным образом влияет на тенденцию их развития. Педагогический труд представляет собой процесс, объединяющий членов общества. В нем опосредуется и контролируется информационный обмен, воссоздается и формируется культура, происходит становление общественного сознания, осуществляется педагогическая регуляция процесса развития общества. Потребности общества, стимулирующие его развитие, являются для учителя источником его миротворчества. Таким образом, деятельность педагога имеет не только психологическое, но и социальное основание, так как определена факторами, связующими настоящее с прошлым и будущим общества. Освоение опыта человеческой деятельности, адаптация молодого поколения к сложившимся социальным отношениям, экономическое и духовное состояние общества формируются с участием педагога. Педагог является выразителем и исполнителем волевой и мотивационной регуляции жизни общества. Его деятельность представляет собой производное от саморазвития общества. Посредством социально контролируемых действий учителя создается воспитательная и образовательная среда, соответствующая нормам морали и уровню развития общества, т. е. среда, в которой протекает жизнедеятельность всех членов общества. Благодаря учителю осуществляется процесс синхронизации постоянно актуализирующихся потребностей общества и уровня сформированности гражданственности молодой смены. Учитель необходим обществу как трансформатор его идей и жизненных сил, побудитель и первоисточник его движений, как носитель социального опыта общества, предопределяющий и инициирующий его духовное развитие. В лице учителя осуществляется актуализация обществом своих потребностей, осознание и мотивирование собственных действий. Учитель есть и остается посредником между обществом в целом и молодым поколением, между социальными требованиями общества и их претворением в жизнь. Педагогическая стратегия образования и воспитания подготавливает членов общества к трудовой деятельности. В настоящее время педагогическая регуляция учебной деятельности в процессе обучения осуществляется гуманистическим путем. Наблюдается последовательное смещение акцента с управления волевыми действиями учащихся в сторону мотивированных действий на основе введения и осознания личностного смысла действий. Объективизация учебных действий ведет к изменению активности учащихся, повышению роли мотивации, к развитию самоорганизации учебных действий со стороны обучающихся, она положительно влияет на результативность учебной и педагогической деятельности. Учитель регулирует процессы миропонимания, способствует созданию личностных смысловых образований и формирует потребностно-мотивационную сферу общества. Если проследить за возникновением целей всего общества и отдельных его социальных систем, то можно увидеть, что рождение целей в виде моделей будущих результатов осуществляется по логике: «от целей — к мотивам» и «от потребностей и мотивов — к целям». Стимуляция этих процессов во многом остается за учителем. Следствием образовательных процессов является структурирование и дифференциация общества на основе трудовой деятельности и уровня духовности. Сегодня потребность в педагогических кадрах сильно возросла. В школах нужны знающие и социально подготовленные учителя. Готовность специалиста к профессиональной деятельности заключается в усвоении им полного состава специальных знаний, профессиональных действий и социальных отношений, в сформированности и зрелости профессионально значимых качеств личности. Профессиональная квалификация заключается в умении прогнозировать цели и результат педагогического влияния, в построении информационных моделей и принятии самостоятельных решений. Владеть педагогической специальностью означает иметь многокомпонентный состав интегративных профессиональных знаний и умений, обеспечивающий осознание волевых решений, выполнение творческих действий по информационному конструированию процесса обучения и моделированию коммуникативных связей; умение проводить логический анализ учебного материала, проводить его информационное структурирование, интеграцию межпредметных связей, определять вербально-графическую структуру учебной информации, развивать активность и самостоятельность учебных действий учащихся. Реализация принципа генерализации научных идей позволяет находить оптимальные сочетания репродуктивных и творческих видов учебной деятельности, формировать фундаментальные и прикладные знания. Регуляция учебной деятельности отчетливо выступает в прогрессивных технологиях обучения. Весь этот далеко не полный перечень профессиональных действий создает ориентировочную основу педагогической деятельности, многомерность которой обеспечивает научные, социальные и психолого-педагогические направления в профессиональном развитии. ГЛАВА 1 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 502; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |