Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ. Интенсивность жизни современного человека такова, что об­разовательные системы вынуждены подстраиваться под нее




Интенсивность жизни современного человека такова, что об­разовательные системы вынуждены подстраиваться под нее. Меж­ду тем профессиональные знания, которые дает вуз, имеют тен­денцию скорее отставания, чем опережения. Известно, что обще­ство создает систему образования, адекватную своей сущности и социальному развитию. В образовании отражены проблемы обще­ства в данный исторический период. В нашей стране кризисные явления образования связаны с преобразованием сознания обще­ства, с образовательными реформами, имеющими слабопрогнозируемые последствия, с нестабильностью и быстрым темпом из­менений социальных и политических ситуаций, а также со слож­ными демографическими проблемами.

Вместе с тем общий культурный прогресс определяет тенден­цию развития образовательной системы. Имеет место также внут­ренняя динамика саморазвития образовательной системы, отве­чающая потребностям общества и существенным образом влияю­щая на его поступательное движение. В целом можно наблюдать явления адаптации, стремление к сохранению равновесия. Наря­ду с этим очевидна активность отдельных образовательных сис­тем, выражающаяся в устойчивости, сопротивлении и даже в про­тиводействии некоторым неблагоприятным обстоятельствам жиз­ни. Образование преобразует и направляет ход жизни общества, сохраняя все ценное для человека, его потенциал и жизненные силы, и определяет индивидуальную жизненную стратегию, пре­вращая тем самым «общество сегодня» в «общество завтра», так как влияет на общественное сознание. Именно образование га­рантирует реалистические условия для развивающегося общества, формирует новое мышление, новое видение смысла жизни.

Неудивительно, что именно в этих сложных условиях функцио­нирования образования встают традиционные вопросы: «Что мы хотим?» и «Как получить?» — вопросы гарантированности целе­вого заказа. Что можно требовать от образования? Ответ можно дать короткий, но непростой. Мы хотим воспитать личность активную и ответственную, способную к осмыслению жизни, к ее преобразо­ванию, обладающую положительным отношением к труду, стра­тегией личной жизни и приверженную гуманистическим ценнос­тям.

Роль педагога в обществе рассматривается в связи с его дея­тельностью в системе общественных отношений, их становлени­ем и развитием. Социальные условия определяют среду, мотивирующую профессиональное поведение педагога, регулируют его целенаправленные действия. Общество нуждается в реализации сво­их образовательных и воспитательных функций. Педагог способ­ствует удовлетворению потребностей общества, активно участву­ет в созидании и в осознании общественных отношений и тем самым существенным образом влияет на тенденцию их развития.

Педагогический труд представляет собой процесс, объединяю­щий членов общества. В нем опосредуется и контролируется ин­формационный обмен, воссоздается и формируется культура, происходит становление общественного сознания, осуществляет­ся педагогическая регуляция процесса развития общества. Потреб­ности общества, стимулирующие его развитие, являются для учи­теля источником его миротворчества. Таким образом, деятельность педагога имеет не только психологическое, но и социальное ос­нование, так как определена факторами, связующими настоящее с прошлым и будущим общества. Освоение опыта человеческой деятельности, адаптация молодого поколения к сложившимся со­циальным отношениям, экономическое и духовное состояние об­щества формируются с участием педагога.

Педагог является выразителем и исполнителем волевой и мотивационной регуляции жизни общества. Его деятельность пред­ставляет собой производное от саморазвития общества. Посред­ством социально контролируемых действий учителя создается вос­питательная и образовательная среда, соответствующая нормам морали и уровню развития общества, т. е. среда, в которой проте­кает жизнедеятельность всех членов общества. Благодаря учителю осуществляется процесс синхронизации постоянно актуализиру­ющихся потребностей общества и уровня сформированности граж­данственности молодой смены.

Учитель необходим обществу как трансформатор его идей и жизненных сил, побудитель и первоисточник его движений, как носитель социального опыта общества, предопределяющий и ини­циирующий его духовное развитие. В лице учителя осуществляется актуализация обществом своих потребностей, осознание и моти­вирование собственных действий. Учитель есть и остается посред­ником между обществом в целом и молодым поколением, между социальными требованиями общества и их претворением в жизнь. Педагогическая стратегия образования и воспитания подготавли­вает членов общества к трудовой деятельности.

В настоящее время педагогическая регуляция учебной деятель­ности в процессе обучения осуществляется гуманистическим пу­тем. Наблюдается последовательное смещение акцента с управле­ния волевыми действиями учащихся в сторону мотивированных действий на основе введения и осознания личностного смысла действий. Объективизация учебных действий ведет к изменению активности учащихся, повышению роли мотивации, к развитию самоорганизации учебных действий со стороны обучающихся, она положительно влияет на результативность учебной и педагогиче­ской деятельности. Учитель регулирует процессы миропонимания, способствует созданию личностных смысловых образований и формирует потребностно-мотивационную сферу общества.

Если проследить за возникновением целей всего общества и отдельных его социальных систем, то можно увидеть, что рожде­ние целей в виде моделей будущих результатов осуществляется по логике: «от целей — к мотивам» и «от потребностей и мотивов — к целям». Стимуляция этих процессов во многом остается за учи­телем. Следствием образовательных процессов является структу­рирование и дифференциация общества на основе трудовой дея­тельности и уровня духовности.

Сегодня потребность в педагогических кадрах сильно возросла. В школах нужны знающие и социально подготовленные учителя. Готовность специалиста к профессиональной деятельности зак­лючается в усвоении им полного состава специальных знаний, профессиональных действий и социальных отношений, в сфор­мированности и зрелости профессионально значимых качеств лич­ности. Профессиональная квалификация заключается в умении про­гнозировать цели и результат педагогического влияния, в постро­ении информационных моделей и принятии самостоятельных ре­шений. Владеть педагогической специальностью означает иметь многокомпонентный состав интегративных профессиональных знаний и умений, обеспечивающий осознание волевых решений, выполнение творческих действий по информационному констру­ированию процесса обучения и моделированию коммуникатив­ных связей; умение проводить логический анализ учебного мате­риала, проводить его информационное структурирование, интег­рацию межпредметных связей, определять вербально-графическую структуру учебной информации, развивать активность и самосто­ятельность учебных действий учащихся. Реализация принципа ге­нерализации научных идей позволяет находить оптимальные со­четания репродуктивных и творческих видов учебной деятельно­сти, формировать фундаментальные и прикладные знания. Регу­ляция учебной деятельности отчетливо выступает в прогрессив­ных технологиях обучения. Весь этот далеко не полный перечень профессиональных действий создает ориентировочную основу пе­дагогической деятельности, многомерность которой обеспечива­ет научные, социальные и психолого-педагогические направле­ния в профессиональном развитии.

ГЛАВА 1 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 471; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.