КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Развитие понятия педагогической технологии
Анализ педагогической литературы позволяет утверждать, что в настоящее время понятие «педагогическая технология» прочно вошло в практику и теорию научного образования, но пока остается неясным его место и взаимосвязи в тезаурусе педагогики. В истории становления и развития понятия педагогической технологии прослеживаются различные понимания, начиная с первоначального толкования ее как обучения с помощью технических средств до представления о педагогической технологии как о систематической и последовательной организации проектируемого процесса обучения. Педагогическая технология определяется как проект педагогической системы, осуществляемой на практике. Педагогическая система является основой для разработки технологии. Главное внимание сосредоточено на предварительном проектировании учебно-педагогического процесса. Перевод предметного знания в систему управления учебной деятельностью осуществляется на языке дидактики и называется технологией обучения. Технология определяет структуру и содержание учебно-познавательной деятельности учащихся. Этим технология обучения отличается от методической разработки, которая не может быть равнозначно воспроизведена каждым учителем, в то время как технологическая проектировка ведет к высокой стабильности успехов в ходе реализации ее каждым учителем. По существу, не разводятся понятия «педагогическая технология» и «проект». Нельзя не согласиться с тем, что педагогическая технология является проектом. Но проектом чего? — Действий. Чьих действий, кому предписывается их выполнение? — Учителю. Следовательно, педагогическая технология является проектом педагогических действий, управления учебной деятельностью. Несомненно, что эти педагогические действия предусматривают определенные учебные действия, так как они являются детерминантами учебного процесса. Педагогическая технология — это проект и реализация системы последовательного развертывания педагогической деятельности, направленной на достижение целей образования и развития личности учащихся. Технология обучения строится на основе теоретических положений о способах и приемах обучения. Технология обучения представляет собой упорядоченную деятельность педагога, предусматривающую ответные действия учащихся. Порядок действий и их состав разрабатываются на общем психолого-педагогическом уровне с учетом специфики предмета изучения и интеллектуальных возможностей учащихся. Технология обучения есть дидактическая конструкция информационного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся, отражающая закономерности учебного познания. Дидактическая интеллектуальная деятельность педагога, представленная в технологии обучения, связана с прогнозированием необходимых педагогических действий для обеспечения инновационных условий обучения. Понятие технологии пришло в педагогику из сферы техники. Введение термина вызвало разные толкования его. Согласно источнику происхождения технология обучения рассматривает деятельность, включающую замысел в виде цели и гипотезы, планирование действий (операций, процедур, приемов) и моделирование их системы, а также ее реализацию. Когда мы обращаемся к технологии, то имеем в виду предписание, некий императив, инструкцию о содержании, составе и порядке педагогических действий по управлению учебной деятельностью. Поскольку результативным фактором являются знания, умения и навыки учащихся, а также развитие интеллектуальных структур, восприятия, мышления, памяти, воображения, то исходной для разработки технологии обучения является целевая функция образования и развития учащихся. В технологии обучения предусматриваются акты обучения, ведущие к достижению цели. Каждый следующий акт обучения вписывается в общую технологическую стратегию обучения, надстраивается и интегрирует все предыдущие. Системное сочетание и взаимодействие предполагаемых активных действий педагога и учащихся определяют успешность функционирования учебно-педагогического процесса. Под влиянием предписанных в технологии обучения педагогических действий создается гибкая программа учебных действий. Если в технологии имеют место жесткие предписания действий учащихся, то их соответствие алгоритмизированным действиям учащихся будет наиболее полным. Если же технология обучения предполагает некоторую свободу действий ученика, то адекватность предписанных и реальных действий достигается посредством общей ориентировочной основы действий с применением корректировочных способов управления учебным процессом, назначение которых состоит в исправлении допущенных неточностей и отступлений от идеи результативности решения учебной задачи. Не всякое проектирование, являясь средством научного обоснования обучения, является технологичным. Основная функция педагогических технологий — реализация образовательных целей учебного процесса и развитие личности. Отсюда вытекает принцип целостности технологии, предусматривающий закономерности развития технологической системы: инвариантность ее структуры при гармоничном взаимодействии всех ее составных элементов. Второй принцип технологии — вариативно-личностная организация обучения, т. е. ее адаптивность к личностным индивидуальным особенностям. Чтобы выявить специфику педагогических технологий в аспекте проектирования педагогической системы, в которой, как известно, представлены взаимодействия педагога и учащихся, следует заметить, что проектирование в сфере образования не сводится только к конструированию обучающих систем или отдельных компонентов этих систем. Проектирование обучения выполняет и методологическую функцию, выступает как средство стимулирования психического развития обучающихся, способ формирования учебной деятельности и способ педагогического управления. О методологической функции проектирования пишет Е. И. Машбиц, когда рассматривает психологический аспект проектирования обучающей программы.* * См.: Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. — М., 1988. - С. 137. Методологическая функция технологии обучения выражается в общей стратегической направленности модели обучения и в организации управления учебной деятельностью. Обучающая программа как проект имеет следующие специфические особенности: 1) обеспечивает реализацию цели; 2) может быть осуществлена, по крайней мере, принципиально; 3) является нормативной, т. е. фиксирует доступный уровень выполнения педагогом соответствующих действий. Дополним эти особенности еще одной, не менее существенной характеристикой, свойственной технологиям обучения: адаптивность технологий обучения к личностным особенностям обучающихся — характеристикой, которая практически слабо выражена в обучающих программах, рассчитанных на машинный способ обучения; недостаточно ярко представлена она и в традиционных технологиях обучения, но является сущностным признаком прогрессивных технологий и имеет принципиальное значение для индивидуального подхода в обучении. В условиях постоянного совершенствования образовательной системы необходимо заложить в технологии обучения модификацию их разнообразных параметров в расчете на психологию обучающихся, цели образования и условия обучения, а также имеющиеся средства обучения. Для этого важно знать инновационные процессы, происходящие в обществе и в образовании, расширяющиеся требования к педагогическому образованию, к творческому потенциалу личности. Кризис системы образования свидетельствует о разрыве между резко изменившимися условиями жизни и образовательной системой, ее целями, видами, содержанием и технологиями обучения. К ее важнейшим факторам относятся: возросший спрос на качество образования; необходимость повышения профессионализации педагогического образования; консерватизм сферы образования и недостаточная адаптированность ее к целям и условиям труда в связи с меняющимися потребностями общества; инертность и традиционность педагогических технологий обучения; необходимость формирования профессионального мышления, активности, самодеятельности педагогов и неустойчивость профессиональной мотивации; неэкономичность педагогического труда и т. д. В ряду этих факторов важнейшее место занимает неразработанность технологий профессионального обучения. Требуются новые формы педагогических коммуникаций, задачное структурирование информации, новые способы управления учебной деятельностью. Технологический прогресс сегодня является наиболее значимым компонентом общественного развития, способным реагировать на социальные процессы. Улучшение технологий педагогического образования служит непременным условием формирования культурного сознания общества и его экономического благосостояния. Технологии обучения формируют деятельностную основу образования, обеспечивают перенос знаний в сферу труда, формируют сознательность педагога, влияют на его целеустремленность и жизненную стратегию. Технологии профессионального обучения создают социокультурное пространство, в котором формируются личность, дисциплина, воля, интерес к специальности. В этом плане профессиональное образование может быть определено как вид социокультурной деятельности, как деятельностный способ становления индивидуальности субъекта и его способов взаимодействия с другими. Образовательные технологии, нацеленные на удовлетворение всесторонних требований к педагогу, направлены на практическую реализацию психолого-педагогических условий, оптимально адаптированных к взаимодействию педагога и обучающихся. Несмотря на всеобщее признание образовательной и развивающей ценности педагогических технологий, научный статус технологии обучения все еще остается неопределенным. Чаще всего педагогическим технологиям отводится промежуточное место между наукой и практикой. Н. Ф. Талызина видит обоснование этой позиции в том, что каждый педагог, прежде чем построить реальный педагогический процесс, должен иметь все необходимые сведения о том, как это сделать, ему нужна система знаний об учебном процессе, представленная на технологическом уровне.* * См.: Талызина Н. Ф. Технология обучения и ее место в педагогическом процессе // Совр. высш. шк. — 1977. — № 1 (17). — С. 94. Анализируя имеющуюся картину состояния научного статуса технологии обучения, следует отметить попытки некоторых авторов рассматривать технологию обучения между наукой и искусством. Другие авторы связывают технологию с дидактической функцией проектирования. Известны и подходы, когда технология обучения определяется как некий профессиональный инструментарий, предусматривающий всевозможные технические средства обучения, тогда технология рассматривается как способ технизации процесса обучения. Технологию определяют так же, как знание о необходимых процедурах для проектирования новой или несколько модернизированной практики обучения. В этом случае технология рассматривается как применение научных принципов организации практики обучения. В ряде случаев наблюдается стремление интегрировать эти подходы, тогда за основу технологии принимаются не только научные знания, но и деятельность учителя, которая должна строиться на научных принципах. Создавшееся положение в науке не помогает практике. В реальности мы имеем технологии в виде методик преподавания, слабость которых состоит в одностороннем — предметном — обосновании, при этом отсутствуют психологическое и общедидактическое обоснования. Эффектом этих методик являются предметные знания, которые плохо сочетаются с логическими действиями их выведения, обобщения и систематизации. Еще одно негативное последствие состоит в том, что предметные методики не формируют умения учащихся переводить знания в действия. Именно такое положение вещей имеет место при так называемых традиционных технологиях профессиональной подготовки учителя, когда молодой учитель слабо владеет технологиями в силу их теоретической неосознанности. А если к этому добавить и недостаточность оперирования диагностическими приемами и умением трансформировать имеющиеся технологии в условиях обучения, то профессиональная деятельность приобретает исключительно репродуктивные характеристики. Технология обучения отражает теорию обучения, является стратегией и тактикой действий учителя в зависимости от того, какой технологический уровень она моделирует. Технология обучения связана с методами, но их зависимость может определяться по-разному в связи с различной трактовкой метода обучения. Современные технологические модели обучения выражают основные методологические принципы построения обучения, методологию гуманистического, развивающего, личностно-обращенного проекта организации обучения. До недавнего времени педагогика располагала только технологическими указаниями. Введение гуманистических технологий относится к 60-м гг. XX в. в связи с реформированием американского и западноевропейского образования. Известны технологии Б. Блума и Дж. Кэрролла, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, З. И. Калмыковой, Л. В. Занкова, Н. А. Менчинской, Маслоу, Роджерса и др. Технологические подходы к организации обучения раскрываются Ю. К. Бабанским, В. П. Беспалько, А. А. Вербицким, Т.В.Кудрявцевым, Ю.Н.Ку-люткиным, А. М. Матюшкиным, М. И. Махмутовым, Г. С. Сухобской, Н. Ф. Талызиной, Л. М. Фридманом и многими другими психологами и дидактами. Многие технологии обучения продолжают оставаться слабо технологичными, т. е. не до конца расписанными. В них в основном преобладают теоретические основы технологий, деятельност-ная сторона продолжает быть либо недостаточно конкретной, либо излишне привязанной к конкретному учебному предмету. Ряд технологий касается отдельных сторон обучения, скажем, задачного подхода в обучении, либо программированного компьютерного обучения, либо организации проблемной структуры обучения. Известны также общие технологии развивающего обучения. Итак, проблема педагогических технологий образования содержит много невыясненных вопросов, в том числе ее статус в категориальном аппарате педагогики, таксономия, иерархия технологий по степени их обобщенности — от методологического до конкретно-методического уровня. Исследование этой проблемы связано прежде всего с определением понятия и методологической сущности технологии обучения. Остановимся на двух формулировках педагогической технологии, приведенных в книге «Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе» (1994). 1. Педагогическая технология есть область исследования теории и практики (в рамках системы образования), имеющая связи со всеми сторонами организации педагогической системы для достижения специфических и потенциально воспроизводимых педагогических результатов. 2. Педагогическая технология — систематический метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования. Суть этих формулировок сводится к идеям о том, что педагогическая технология представляет собой планирование и применение в рамках образования системы средств для получения необходимого результата. Технология должна быть способной к воспроизведению. Анализ различных определений и описаний сущности педагогической технологии позволяет нам дать собственное определение: под технологией обучения мы понимаем теоретический проект педагогического управления учебной деятельностью и систему необходимых средств, обеспечивающих функционирование педагогической системы согласно заданным целям образования и развития учащихся. На уровне технологии обучения раскрываются все компоненты процесса обучения. При индивидуальном подходе может быть разработано несколько технологий на основе одной и той же психологической теории обучения с учетом предметного содержания, операционной и мотивационной сторон учебной деятельности. Личностно-ориентированные технологии обучения, как и все прочие, разрабатываются на основе теории и целеполагания. Функционирование педагогической системы, согласно этим технологиям, связано с адаптацией к личностным особенностям учащихся, их типологическим и индивидуальным свойствам, оказывающим существенное влияние на учебную деятельность. Особое значение приобретают гибкость этих технологий, их вариативность, этапы выполнения действий учащихся, а также такие факторы, как их объективная сложность и индивидуальные затруднения. Основным эффектом развивающих технологий, имеющих личностную направленность, являются: интеллектуальное и эмоционально-мотивационное развитие, формирование знаний и профессиональных умений, обеспечение ценностного отношения к образовательному процессу, повышение активности, формирование самосознания и самостоятельности студентов. Дидактические характеристики этих личностных технологий слагаются из следующих особенностей учебно-педагогического процесса: задачного построения и проблемной структуры учебной информации; вариативности в расчете на учебные возможности студентов; дифференцированного управления учебной деятельностью; демократических форм организации учебного процесса. Дидактическая конструкция личностно-ориентированных технологий осуществляется посредством адаптации образовательного процесса (целей, содержания, методов, диагностики, структуры дидактического отношения и образовательного информационного состава процесса обучения) к личностным возможностям студентов в соответствии с планируемыми задачами развития когнитивной, чувственной и интеллектуальной сфер личности.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1249; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |