КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Технология и теория обучения
Технологическим принципом профессиональной подготовки педагога является единство целей, функций, содержания, методов обучения, создающих ориентацию на будущую профессию. Соблюдение этого условия определяет выбор и разработку педагогических технологий, выполняющих роль средств и инструментария обучения. Движущими силами развития педагогических технологий являются противоречия: между постоянным обновлением требований общества к специалисту-педагогу и теми сложностями, которые возникают в ходе их реализации в образовательной профессиональной подготовке; между вновь развивающимися частными педагогическими системами и необходимостью адаптации к быстро изменяющимся условиям труда и консервативностью образовательной системы; между социальной ролью учителя и функцией общественных информационно-коммуникативных служб; между уровнем развивающейся науки и существующим оснащением производств; между отставанием педагогических вузов в содержании учебных программ, методических пособий и культурой общества. Эти противоречия создают сложные условия для педагогического образования, адаптации и опережения профессионального становления личности. Технология обучения строится на теоретической основе. Если, например, методика обучения Л. В. Занкова опирается на теорию развития Л. С. Выготского, то свои принципы она черпает из нее: развитие теоретического мышления учащихся, повышенный уровень теоретической сложности учебного материала, высокий темп учебной работы, индивидуальный подход к учащимся и другие. Эти принципы обусловливают построение технологий обучения младших школьников. Аналогичным примером могут служить технологии обучения младших школьников, разработанные на основе теории содержательного обобщения Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова. Генетическим источником технологии обучения, построенной на педагогической эвристике, являются исследования Д. Пойа. Теории деятельности С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева стали ключевыми теоретическими позициями для создания современных инновационных технологий обучения. Теоретические положения Л. С. Выготского о зонах актуального и ближайшего развития являются основополагающими для разработки технологий педагогического управления развитием учащихся. Технологии обучения отражают процесс регуляции учебной деятельности. Благодаря реализации технологий обучения создаются необходимые условия для развития учебной деятельности, формирования активности учащихся, осознания ими познавательных действий и усвоения содержания учебного материала. В процессе профессиональной подготовки особое значение приобретает не только усвоение правил деятельности, но и принятие решения, причем способ решения определяется взаимосвязью условий деятельности и выбираемых целевых критериев. Технологии могут предполагать один их двух типов учебной деятельности: репродуктивную или продуктивную, между ними имеют место многочисленные переходы. В первом случае в технологии закреплены педагогические действия, детерминирующие репродуктивную учебную деятельность. Во втором предусмотрены эвристические процедуры и самостоятельность учащихся в решении учебных задач, поэтому педагогическое управление носит нежесткий характер, для его построения избираются наиболее вероятностные способы обеспечения той или иной степени свободы учебных заведений, необходимой для достижения цели. В. Д. Шадриков выделяет три способа подготовки и принятия решения. Первый способ заключается в следующем: субъект предполагает осуществить поиск информации, необходимой и достаточной для подготовки детерминированного решения. Второй способ допускает реализацию решения в сложных и временных условиях, предполагается вероятностное решение, происходят минимизация критериев предпочтительности и выбор такого способа, который, не являясь оптимальным, допускает реализацию решения. Этот способ характеризуется использованием не только и не столько нормативных, сколько эвристических и статистических правил. Третий способ позволяет искать решение в условиях неполной информации. Он заключается в установлении инвариантных ситуаций деятельности, однозначно определяющих конкретную программу действий. Третий способ ведет к максимизации критериев упорядочения действий и тем самым к увеличению неопределенности имеющейся информации, а следовательно, и к сближению с эвристическими процедурами принятия решения.* * См.: Шадриков В.Д. Деятельность и способности. — М., 1994. Имеющиеся программы обучения и технологии различаются прежде всего по степени детерминации учебных действий на операционном уровне. Познание учащимися свойств объекта определяется педагогом посредством созданных им познавательных ситуации. Педагог средствами управления задает способ и структуру учебно-познавательного процесса. Поисковая цель становится мотивом, если удается вызвать и поддерживать стремление учащихся решить учебную задачу, устранив имеющееся в ней информационное противоречие. Неопределенность, содержащаяся в задаче, становится стимулом эвристического поиска, логического построения информации и репродуктивного процесса, связанного с актуализацией необходимых знаний. В технологиях обучения фиксирована нормативная деятельность педагога, обеспечивающая наиболее эффективные способы учебной деятельности в связи с критериями оптимальности и предпочтительности выбора критериев. Но это вовсе не означает, что нормативная деятельность педагога является репродуктивной. Необходимо иметь в виду, что функционирующая учебно-педагогическая система всегда содержит некоторую степень свободы в управлении учебной деятельностью. Даже репродуктивная технология позволяет варьировать темп учебной работы, быстроту выполнения учащимися отдельных познавательных операций, производить адаптацию к имеющимся условиям обучения и индивидуальным особенностям учащихся, а также осуществлять выбор доминирующих критериев обучения и развития. Подготовка будущих учителей нуждается в совершенствовании прежде всего в области технологии обучения. Среди педагогов еще нет ясного представления о технологическом знании и о том, каково отношение между технологией обучения, дидактикой и педагогической техникой. Разведение этих понятий связано с уточнением предмета исследования и его описания. С этим положением все авторы согласны, однако педагогическую технологию понимают по-разному. Педагогическая технология — это проект определенной педагогической системы, реализуемый на практике, т. е. мысленный аналог реальности. Функция ее имеет прогностическую направленность, но этим не исчерпывается весь объем назначений технологии. Кроме проектирования технология предполагает и внедрение стратегии обучения в практику через систему процедур и операций. Технологию обучения часто рассматривают на уровне конкретной методики, сужая, таким образом, ее роль до конкретных действий и способов обучения на практике. В таком случае технология обучения выполняет роль инструментария в педагогическом процессе. Имеются мнения, согласно которым технология обучения выполняет исключительно теоретическую функцию, при этом роль технологии в осуществлении процедур педагогического управления не рассматривается. Думается, что и тот и другой подходы ограничивают значимость педагогической технологии в организации учебного процесса и в предопределении способов управления им. На самом деле технология обучения занимает промежуточное место между наукой и производством — учебно-педагогическим процессом. Она имеет самостоятельную область знаний в системе профессиональной дидактической подготовки, связана с дидактической теорией и практикой обучения, обладает функциями проектирования и конструирования процесса управления учебной деятельностью. В состав технологии обучения включены как теоретические, так и практические знания о конкретных способах управления учебным процессом, о процедурах управления, адекватных стратегии обучения, и об установлении их последовательности в целях обеспечения операций и приведения их в соответствие с условиями, в которых протекает учебный процесс. Посредством технологии обучения реализуются теория обучения, стратегия управления учебной деятельностью и осуществляется совокупность процедур управления, в свою очередь регулирующих операционный состав учебной деятельности, ее структуру и развитие. Технология обучения, теория обучения и техника обучения — области педагогического знания об управлении учебной деятельностью, различающиеся между собой по уровням обобщения. Для технологического уровня проектирования наиболее существенным способом управления является установление и регулирование взаимоотношения теории обучения и операционной стороны управления. Технологизация процесса управления предполагает перенос в практику проектирования и реализации операционной стороны обучения, обеспечение механизмов ее внедрения. Технология имеет как бы подсистемы задач и уровней их решения: технологическую карту — программу действий и рабочее исполнение ее посредством адаптации этой программы к реальным условиям организации учебного процесса в целях осуществления механизмов взаимодействия обучающего и обучающихся. Если принять такое понимание технологии обучения и согласиться с методологическим обоснованием ее места в системе педагогического знания об управлении учебной познавательной деятельностью, то технологическое проектирование обучения будет предполагать последовательное расписывание задач и способов решения на следующих уровнях: концептуальном; собственно технологическом в виде принципов организации учебного процесса; в качестве предписывающей инструкции обучения в виде определенного состава и структуры управления; а также непосредственно на процедурном уровне. Кроме того, будет иметься и технический уровень, предполагающий обеспечение описанных процедур технологии управления всевозможными средствами обучения, начиная с технических и кончая сугубо психологическими действиями, свойственными индивидуальной манере обучения и зависящими от личностных особенностей преподавателя. В приведенной нами трактовке технология обучения выступает как один из уровней дидактического знания. Объект дидактики приобретает определенную иерархию разноуровневых проблем. Дидактика как педагогическая наука об управлении учебным процессом становится многоуровневым знанием, отражающим основные закономерности построения моделей обучения и способов их переноса на практику посредством процедур проектирования и реализации процесса обучения, направленного на формирование и развитие профессиональных умений и профессионально значимых качеств личности будущего учителя. Технологический уровень обучения предусматривает следующие действия: расписьгеание рабочих задач согласно концептуальной модели; проектирование результативных характеристик, формируемых в процессе обучения; анализ имеющихся средств обучения; перевод педагогической теории в стратегию решения поставленных задач; разработку алгоритма управления учебной деятельностью посредством составления обучающих программ; выбор технологических процедур управления учебной деятельностью; проектирование реагирования обучающихся и содержательного пооперационного состава их действий; предвидение компенсаторных и коррекционных средств управления в связи с индивидуальными конкретными результатами и неожиданными включениями посторонних влияний в педагогический процесс; разработку диагностического аппарата, способного регистрировать состояние системы «учитель—ученик», чтобы регулировать эффективность связи и согласованность действий обучающего и обучающихся; предусмотрение гибкости технологической системы, ее адаптивности, способности изменять прямое и косвенное воздействие на учащихся в зависимости от промежуточных результатов, обучение учащихся самоанализу своей деятельности и формирование профессиональной рефлексии педагога. Сравнительный анализ технологии обучения, протекающего под руководством преподавателя и с помощью машины, высвечивает необходимость пересмотра процедур управления учебной деятельностью в традиционных условиях. Жестко детерминированное обучение с помощью компьютера позволило вскрыть не только его преимущества, но и недостатки. В настоящее время наблюдается сближение этих форм управления путем взаимного обогащения. Требуется пересмотреть такие вопросы, как: состав учебной деятельности и система профессиональных дидактических целей, определяющие технологию управления учебной деятельностью; технологическая надежность обеспечения саморегуляции и внешней коррекции учебных действий; разработка стратегии управления и системы технологических процедур; создание схем ориентировочной основы учебных действий и специальных технологических схем для разработки обучающих программ; составление системы тестов, диагностических процедур и многие другие вопросы. Остановимся на проблеме соотношения теории и технологии. Решение ее находится в зависимости от понимания сложной системы концептуальных отношений, способов организации учебной деятельности и трактовки степени включенности учащихся в непосредственную учебную деятельность. Возникающие системные отношения строятся на иерархии связей, системе координат, относительно которых формируется цель, происходит целеобразование и отражаются социально-психологические характеристики личности. Теория обучения описывает процесс организации психолого-педагогической среды как средства формирования личности, осознания себя субъектом деятельности и развития способности к деятельности. Педагогическую среду, стимулирующую активность и оценочные отношения к профессии, современные педагогические теории обучения рассматривают в плане обеспечения мотивированно производных действий обучающихся, осознанных и возведенных в личностный смысл. Метатеория складывается на уровне целеполагания и обобщения, а также условий реализации целей. Содержательный аспект основан на классической методологической платформе — единстве сознания и деятельности и следствии его — принципе развития личности в деятельности. Операциональный план предписываемых педагогу действий является предметом технологии обучения. Таким образом, устанавливаются концептуальные и функциональные связи теории и технологии. Теоретические положения реализуются с помощью технологий обучения. Теория содействует концептуальности технологий и функционирует как методологическое знание, выступает в роли педагогического метода, направленного на формирование личности и профессиональной деятельности. Педагогическая технология выражает процессуальный аспект стратегии обучения. Предметное содержание его заключено в виде качественных признаков объекта, изучаемого учащимися, учебная информация задается на уровне интегрированного знания. Назначение технологий обучения — регулирование учебного процесса с образовательным и развивающим эффектом в области учебной и профессиональной деятельности. Технологии работают на уровне установления субъект-субъектных и субъект-объектных отношений, лежащих за пределами частных ситуаций, обеспечивают становление и развитие качеств личности, связаны с формированием у учащихся картины мира вещей и общества, развитием профессиональных и культурологических характеристик личности. Технологии педагогического образования являются средством формирования профессионально значимых функций педагога. Технологии обучения занимают промежуточное положение между теорией и практикой. Своим появлением они обязаны систематизации способов и средств педагогического управления учебным процессом. Теория обучения раскрывает эти связи, закономерности педагогического познания и нацелена на регуляцию учебного процесса. В социальных системах, к числу которых принадлежит процесс обучения, формой взаимодействия является информационное общение, прямое или косвенное, непосредственное или через передачу информации техническими средствами. Технологизация педагогического процесса осуществляется посредством преобразования имеющейся программной информации в предписывающую, рекомендательную форму. Технологическая интерпретация теории позволяет проектировать обучающие программы и реализовывать их. Технология обучения, как уже отмечалось, выполняет роль педагогического инструментария в управлении учебной деятельностью. Целевое назначение технологии обучения основано на функциональном анализе управления учебным процессом, который предполагает сопряженность действий педагога и обучающихся. Информационный состав взаимодействия педагога и учащихся, его структура и смысл отражают теоретические принципы учения и обучения, нормативные регуляторы психолого-педагогической среды. Разработка гарантированных технологий обучения возможна лишь в тех случаях, когда цели и конструктивные принципы управления согласованы между собой, реалистичны и адекватны условиям управления поведением и развитием обучающихся. В педагогической науке наряду с технологиями обучения имеют место образовательные технологии. И те и другие проектируют информационную структуру и психолого-педагогический механизм развития личности, который действует в зависимости от информационно-инструментальной совокупности условий. Предполагается, что содержательно-информационный аспект определяется главным образом образовательными технологиями, а процессуальный — технологиями обучения, хотя четких разграничении между этими технологиями в науке не установлено. Все известные модели интеллектуального управления реализуются в обучающих системах посредством описания информационных процессов и вербального управления учебно-познавательной деятельностью, которая направлена на решение предметно-содержательных задач. Технологии обучения интегрируются в технологические системы. Являясь научно обоснованным прикладным инструментальным знанием об управлении учебной деятельностью, технологии обучения и их системы определяют достижение целей. Технологии обучения предусматривают структурирование информации согласно индивидуальным особенностям ее восприятия, функциональную перестройку теоретического знания в информационную систему управления, адаптацию педагогической среды в учебную ситуацию, стимулирующую формирование информационных образов и мотивированности учебных действий. Теория обучения должна быть переведена в технологию обучения, если ставятся образовательные, социальные и персонализированные цели обучения. Однако этот процесс не всегда осуществим вследствие часто встречающейся высокой абстракции педагогической теории и отсутствия строгой логики, структурированности информации. В результате затруднено и построение технологических моделей управления, и перевод в целенаправленную деятельность педагога по регламентации учебной деятельности и формированию у учащихся способности осуществлять учебные действия. Незавершенность многих педагогических теорий отрицательно сказывается на: успешности генерирования идей; определении оптимальности условий обучения; определении информационно-организационных форм общения педагога и учащихся; акцентировании концептуальных задач образования и воспитания; развитии стандартизированных норм эффективности педагогического процесса. Основная причина чаще всего состоит в том, что в теории обучения описано целевое состояние педагогической системы, но не учитываются факторы, вызывающие ее развитие, а также не вскрыты внутренние механизмы ее функционирования, поэтому они не могут быть использованы в практике как целенаправленные способы управления в силу их нетехнологичности. Оценка внутреннего состояния функционирующей системы обучения, анализ соответствия его целевому назначению позволяют производить профессиональный расчет технологической стратегии обучения, которая в свою очередь отражает нормативный и ситуативный характер взаимодействия субъектов процесса обучения и способность системы перестраивать информационные потоки, вводить корректировочные меры по устранению дефицита необходимой информации. Педагогические технологии должны быть адаптированы к уровню подготовленности учащихся, их информационной осведомленности и деятелъностной готовности. Поскольку в реальной обстановке психолого-педагогические условия могут значительно отличаться друг от друга, то и конкретная информационно-логическая структура управления учебной деятельностью не должна быть однозначной. Разнообразие условий приводит к созданию вариативных технологий и способов их внедрения в учебный процесс: цели и условия оказывают существенное влияние на выбор технологии обучения. Именно поэтому возникает необходимость введения специальных механизмов управления учебной деятельностью и применения соответствующих технологических процедур, оказывающих своевременное и эффективное влияние на создание учебных ситуаций, необходимость целевого программирования уровня трудности предъявляемых учебных задач, устранение психологических когнитивных барьеров и формирование познавательных потребностей и произвольных учебных действий. Систематизация технологий обучения может иметь ряд оснований. Цели и функции составляют один из главных параметров. Согласно таксономии учебных целей, разработанной Б. Блумом (В. Bloom, 1956), они образуют следующую иерархию: 1) знание, 2) понимание, 3) применение, 4) анализ, 5) синтез, 6) оценка. Чтобы конкретизировать эти цели, в процессе обучения требуется применить обучающие технологии, в которых цели состоят в конструировании педагогического управления такой учебной деятельностью, успешное выполнение которой потребует от учащихся соответствующих умственных и практических действий. В зависимости от того, на каком уровне сформированности проектируются учебные действия, определяется функционирование учебной деятельности и задается педагогическая регуляция. Самостоятельность учебной деятельности тоже является основанием для систематизации технологий обучения по признаку их детерминации. Еще одно направление складывается в связи с информационным составом знаний, которые предназначены для изучения. Информационные структуры отражают научную структуру знаний. Будучи адаптированными к учебному познанию, они все же представлены в свойственной им логике науки, с дополнением в виде коммуникативных, рефлексивных и межпредметных структур, необходимых для понимания и усвоения их учащимися. Для сохранения научного статуса учебного знания требуется специальная организация учебного процесса, содействующая достижению целей обучения и образования. Типология технологий обучения также может существовать в связи с используемыми средствами обучения. Основным отличительным признаком является способ передачи информации. Наряду с описанными исходными положениями имеет место и большое разнообразие индивидуализированных технологий, способных оказывать влияние на уровень усвоения, темп учебной работы, скорость обучения, воспитание конкретного человека. Технологии обучения в системе профессионального обучения отражают процесс усвоения фундаментальных и прикладных знаний, рефлексивность познавательных действий и формируют профессионально-познавательные умения.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 3383; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |