Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции ГС




Организация и функционирование государственной службы

Управленческое содержание государственной службы

Управленческое содержание ГС. Управленческая деятельность - особый вид властных отношений. Она обеспечивает связь между субъектом и объектом власти. Государственные служащие – люди, профессионально занятые управлением, которое составляет основное содержание их деятельности.

ГС как управленческая деятельность имеет:

- цель – обеспечение исполнения полномочий государственных органов;

- средства достижения этой цели – управленческие решения; организационные, контрольные и стимулирующие действия по регулированию деятельности и поведения людей;

- результат – нормальное прогрессивное развитие той сферы общественной жизни, которая входит в компетенцию государственного органа.

При этом процесс управленческой деятельности государственных служащих состоит обычно из действий (операций) по сбору, анализу и обобщению управленческой информации, подготовке проектов решений и организации их исполнения, контролю исполнения, коррекции, устранению возникающих отклонений (организационных, структурных, функциональных, морально-психологических), оценке изменений, инноваций и т.д.

Таким образом, государственное управление, опирающееся на государственную власть, является основным содержанием ГС. Это отражается в ее целях и задачах, организации, составе и профессионально-управленческом развитии кадрового состава, социальном и правовом статусе государственных служащих.

ГС является технологией государственного управления, здесь происходят самые быстрые изменения, которые способствуют работе лиц, осуществляющих политическую власть.

Обеспечивающий характер ГС ни в коей мере не означает ее второстепенности, незначительности и не меняет управленческой сущности.

 

Организация и функционирование ГС. Понятие «организация» фиксирует динамические закономерности системы, функционирование, поведение и взаимодействие частей и имеет следующие значения:

1) внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия автономных частей целого, обусловленная его строением.

2) совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого;

3) объединение людей, совместно реализующих цель или программу и действующих на основе установленных процедур и правил.

Cтруктурно-логическая схема «Организация и функционирование государственной службы» представлена на рис.9.


 

 


 

На рис.10 отражено взаимоотношение основных понятий в теории и организации государственной службы:

 

Рис. 10. Взаимоотношение основных понятий в теории и организации государственной службы

 

ГС как организационный институт представляет собой:

- автономную специализированную группу людей, выполняющих функцию управления, ориентированных на достижение государственной пользы, что требует их совместных скоординированных действий и соответствующей подготовки;

- совокупность организационных норм, способов, процедур, правил, стандартов и традиций упорядочения, регулирования и координации совместной деятельности государственных служащих, придания взаимодействию компонентов ГС согласованности и целенаправленности;

- средство объединения и регламентации деятельности государственных служащих во имя реализации целей ГС.

Институциональность государственной службы (совокупность целей, функций, структур, процедур) представлена на рис. 11.

Важнейшие аспекты организации ГС:

- упорядочение: классификация должностей, званий и чинов, создание нормативной правовой базы современной ГС, установление порядка продвижения по службе на принципах карьеры, нормализации процесса повышения профессионализма кадров;

- согласованность взаимодействия частей ГС: разделение и кооперация труда служащих, ранжирование и иерархия должностей и званий, координация и контроля деятельности служащих, обмен управленческой информацией, гармонизация отношений между руководителями и подчиненными, работниками государственной службы и политиками;

- направленность к достижению целей ГС: регулированием ее границ (решение вопроса о том, какие категории работников относятся к государственным служащим), повышение организационного статуса служащих, обеспечивающих деятельность органов государственной власти и управления, регулирование должностных полномочий, приема на службу и требований к служащим, установление критериев эффективности их работы, стимулирование труда, контроль деятельности;

- создание условий для роста профессионализма служащих, обеспечение эффективной работы системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих;

- создание более прочных, чем это принято в обычном государственном аппарате, стимулов к труду: в частности, соответствие труда государственных служащих вознаграждению за эквивалентный труд в частном секторе.

- регулирование правил поведения работников государственного аппарата, следование моральным нормам.

- определение положения работников, которые обеспечивают деятельность государственных органов материально и организационно-технически занимаются эксплуатацией и охраной зданий, транспортным обслуживанием и др.

Упорядоченность, согласованность, направленность ГС и иные сущностные черты ГС как организационной системы представлены на рис. 12.

 

 

Рис. 11. Институциональность государственной службы

 

Рис. 12. Упорядоченность, согласованность, направленность и иные сущностные черты государственной службы как организационной системы

Организация и функционирование ГС основываются на определенной организационной культуре. Она многоаспектна; в ее структуру входят такие компоненты, как: средства, способы, традиции взаимодействия служащих в процессе совместной деятельности; приемы, правила решения проблем, связанных с профессиональной управленческой деятельностью; система принятых в ГС как социальной организации ценностей, норм поведения, ритуалов; нормативно-правовая база ГС; организационная структура; качество работы с персоналом, обеспечивающей эффективное использование способностей, знаний и опыта служащих.

Сложность ГС, ее многоуровневый, иерархический характер и другие особенности требуют применения системного ее анализа.

Система ГС – совокупность компонентов (подсистем и элементов), взаимодействующих между собой и со средой во имя достижения определенных целей. Федеральным законом от 27 мая 2003 года №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (далее - № 58-ФЗ) установлено, что систему ГС образуют различные виды федеральной ГС (гражданская, военная и правоохранительная служба) и государственная гражданская служба (далее - ГГС) субъектов РФ.

Основные компоненты системы ГС – должности ГС и государственные служащие.

Функционирование системы ГС обеспечивается рядом подсистем: должностей, продвижения по службе, подготовки и повышения квалификации, ограничений и компенсаций, информации и т.д.

Вследствие взаимодействия составных частей ГС как система приобретает новые свойства, отличающие ее от составных частей: целостность, четкое разделение труда, связанность элементов, функциональность, эффективность, единство подходов к решению задач определенного класса, использование единых организационно-правовых норм, правил, стандартов, традиций и др.).

Компоненты ГС как системы обладают относительной самостоятельностью, в то же время они должны находиться в единых рамках, поскольку Российское государство представляет единое целое (организация ГГС субъектов РФ находится в ведении субъектов, а ее правовое регулирование – в совместном ведении Федерации и субъектов Федерации).

Целостность системы ГС конкретизируется и осуществляется через связи (информационные, прямые и обратные, формальные и неформальные и т.д.), особенно системообразующие, т.е. связи, которые выражают закономерные отношения и определяют организацию ГС: отношения субординации при выработке и принятии управленческих решений, координации, регулирования, обмена информации, контроля и др.

Организационная система ГС должна соответствовать стратегическим целям государства и обеспечивать эффективное взаимодействие с органами государственной власти и с населением. Для этого используется функциональная организация, при которой выделяются подразделения, выполняющие специализированные функции. Преимущество: четкое разделение труда, иерархическая подчиненность служащих, их профессионализм, основанный на компетентности, упорядоченная система правил и стандартов, определяющих функционирование ГС. Цели государственного управления и государственной службы приведены на рис.13.

 

Рис.13. Цели государственного управления и государственной службы

 

Системный подход выявляет особенности организации ГС через ее структуру – совокупность устойчивых связей, обеспечивающих целостность и сохранение основных свойств ГС при различных внешних и внутренних изменениях. Большинство организаций и учреждений государственной власти сегодня используют бюрократическую структуру.

Системный подход к организации предполагает анализ не только структуры, но и функций ГС.

Под функциями ГС можно понимать круг деятельности, задачи, направления работы в системе государственного управления. Их классификация приведена в таблице 1:

Таблица 1

 

Как профессиональной деятельности Как правового института Как социального института Как политического института
Осуществление государственного управления: - планирование; - прогнозирование; - принятие решений; - исполнение; - координация; - информация; - контроль; - стимулирование.   Организация аппарата на выполнение полномочий государственных органов.   Обеспечение ответственности, дисциплинированности аппарата. Реализация законов государства. Разработка проектов законов и других нормативных актов о ГС.   Определение правовых правил прохождения ГС.   Разработка нормативных, правовых актов, устанавливающих государственно-служебные отношения. Соблюдение законодательства о ГС. Предупреждение нарушений законности. Регулирование правового статуса государственных служащих.   Правовая и социальная защита государственных служащих. Производство государственных социальных услуг: -образование; -воспитание; -правовая защита; -безопасность.   Реализация интересов, прав и свобод граждан.   Эффективное решение социальных задач государства. Регулирование и разрешение социальных конфликтов. Регулирование социального статуса государственных служащих. Защита политического строя страны.   Создание условий для укрепления взаимосвязи государства с гражданами, социальными группами и обществом в целом.   Преодоление отчуждения власти от народа.   Налаживание эффективных взаимосвязей политической элиты и государственных служащих.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1634; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.