Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Должности государственной гражданской службы




 

Государственно-служебная должность – это часть организационной структуры государственного органа (организации), обособленная и закрепленная в официальных документах (штатах, схемах должностных окладов и др.), с соответствующей частью компетенции госоргана (организации), предоставляемой лицу – государственному служащему в целях ее практического осуществления. Основные понятия и их определение приведены на схеме 34.

 

Схема 3. Основные понятия и их определение

Должность независима от самого государственного служащего, она может рассматриваться: в правовом смысле - как предпосылка оформления его правового статуса; в функциональном смысле - как понятие, определяющее круг его задач и функций; в финансовом - как бюджетный пост.

При анализе должности учитываются их следующие социальные основания, представленные на рис.14:

- деятельностное - составляет содержание основных задач, функций или направлений деятельности, предписанных должностными регламентами;

- правовое - включает совокупность полномочий и ответственности, т.е. объем власти, которым наделяется должность;

- информационно- коммуникативное - обуславливает сферу взаимосвязей и отношений должности как внутри, так и вне органа власти;

- материальное - включает стоимость должности для госоргана, ее материально-финансовая инфраструктура: рабочее место, оборудование, заработную плату, льготы и т.д.

В государственном управлении встречаются обычно два понятия для обозначения должностей работников: «государственная должность» и «должность государственной (гражданской) службы». Каково содержание этих понятий?

Законодательство о ГС трактует понятие «государственная должность» в двух смыслах: 1) как общее название для всех должностей, которые введены в государственном управлении; 2) как название для должностей политических руководителей, исполняющих полномочия РФ и ее органов, а также полномочия субъектов РФ и их органов.

По поводу должности политических руководителей в № 79-ФЗ говорится, что государственные должности РФ и государственные должности субъектов РФ - должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ. Стало быть, это должности «для непосредственного осуществления полномочий» государства и его органов.Существенные различия между политиком и администратором приведены на рис. 15.

№ 79-ФЗ, помимо понятия «государственная должность» вводит еще одно понятие – представитель нанимателя - руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственную должность, либо представитель указанных руководителя или лица, осуществляющие полномочия нанимателя от имени РФ или субъекта РФ. Следовательно, непосредственным нанимателем федерального государственного служащего является РФ, государственного гражданского служащего субъекта РФ – соответствующий субъект РФ, которые персонифицируются в лице политических руководителей государственных органов. Характер деятельности представителя указанных руководителя или лиц, осуществляющих полномочия нанимателя от имени РФ или субъекта РФ, разъясняются впоследствии, например, когда речь идет о комиссиях – конкурсной, аттестационной, по урегулированию конфликта интересов и др. Здесь говорится, что представитель нанимателя или сам входит в состав этих комиссий, «и (или)» назначает «уполномоченных им гражданских служащих», которые рассматриваются в качестве такого «представителя».

 

 

Рис.14. Основания для проектирования должностей

Основные характеристики Политик Администратор
Источник власти Доверие избирателей Специальные знания, опыт, обладание информацией, атмосфера секретности
Характер приобретения власти Выборы Назначение
Содержание деятельности Формулирование политических целей и задач Реализация целей и задач
Характер деятельности Публичный Организационно-распорядительный
Уровень ответственности Полная ответственность за политический курс Ответственность за реализацию курса
Преобладающая форма контроля Социальный контроль Административный контроль
Критерий оценки деятельности Соответствие деятельности воле избирателей Соответствие деятельности законам и предписаниям
Технологии деятельности Политическая борьба Информационные Аналитические Управленческие

Рис. 15. Политик и администратор: существенные различия

 

Согласно закону Белгородской области от 30 марта 2005 г. № 176 «О государственной гражданской службе Белгородской области» (далее - № 176) представителями нанимателя для государственных гражданских служащих Белгородской области в соответствии с Уставом Белгородской области и законами Белгородской области являются:

1) губернатор Белгородской области;

2) председатель Белгородской областной Думы;

3) руководитель аппарата губернатора Белгородской области;

4) руководитель аппарата Белгородской областной Думы;

5) председатель избирательной комиссии Белгородской области;

6) начальники департаментов Белгородской области;

7) руководители иных государственных органов Белгородской области.

Специфика должностей гражданской службы заключается в том, что они вводятся для обеспечения исполнения полномочий государственного органа или руководящего им лица: политические руководители непосредственно исполняют полномочия государственных органов, а гражданские служащие в основном обеспечивают это исполнение.

Таким образом, можно определить должность гражданской службы как совокупность административных обязанностей, прав и ответственности гражданского служащего по обеспечению деятельности лиц, замещающих государственные должности, оказанию услуг населению, а также исполнению полномочий государственного органа. Должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента РФ, должности государственной гражданской службы субъектов РФ - законами или иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Общие признаки должности гражданской службы:

- это первичные, низовые, неделимые структурные единицы управления для обеспечения и исполнения полномочий государственных органов;

- должности не принадлежат лицам, их замещающим, не являются средством реализации их личных интересов;

- должности ограничены определенной компетенцией, кругом обязанностей, прав, ответственности;

- должности создают штатные единицы и закрепляются в штатном расписании государственного органа.

Федеральный закон № 58-ФЗ также устанавливает, что в федеральном государственном органе и государственном органе субъекта РФ могут быть предусмотрены должности, не являющиеся должностями ГС – должности обслуживающего и вспомогательного персонала. Трудовая деятельность работников, замещающих такие должности, регулируется законодательством РФ о труде.

Должностная структура гражданской службы – классификация должностей гражданской службы по различным классам в зависимости от служебных ролей в государственном управлении. В соответствии с № 79-ФЗ в системе государственного управления для гражданских служащих проводится деление должностей по трем основаниям: по категориям, группам и классным чинам.

Должностная структура ГГС приведена в таблице 3.

Должности гражданской службы приобретают легитимный характер только после включения их в соответствующие реестры.

Реестр – перечень наименований должностей гражданской службы, классифицированные по государственным органам, категориям, группам, а также по иным признакам, официально включенные в соответствующие нормативные документы. Реестры ведутся на электронных носителях с обеспечение защиты от несанкционированного доступа и копирования. Всего имеется три реестра:

федеральный - утверждается указом Президента РФ;

региональный - утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта РФ с учетом положений № 79-ФЗ, а также структуры государственных органов, наименований, категорий и групп должностей гражданской службы РФ, установленных Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы;

сводный – образуемый Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы и реестрами должностей государственной гражданской службы субъектов РФ. Порядок ведения Сводного реестра должностей государственной гражданской службы РФ утверждается указом Президента РФ.

В настоящее время Указом Президента РФ от 31 декабря 2005 года №1574 «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы» утвержден соответствующий Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы.

Реестр должностей гражданской службы Белгородской области утвержден №176.

К указанным реестрам должны прилагаться перечни специализаций должностей гражданской службы и квалификационные требования к лицам, их замещающим.

Квалификационные требования по должностям гражданской службы к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей представлена в таблице 4.

 




 

Таблица 4 Квалификационные требования по должностям гражданской службы к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей
Категории должностей гражд. службы Группа должностей гражд. службы Федеральный уровень Региональный уровень (Белгородская область)
Квалификационные требования: Квалификационные требования:
к уровню проф. образов. к стажу гражд. службы (ГС иных видов) к стажу (опыту) работы по специальности к проф. знаниям и навыкам к уровню проф. образов. к стажу гражд. службы (ГС иных видов) к стажу (опыту) работы по специальности к проф. знаниям и навыкам
нормативное закрепление нормативное закрепление
Руководители Высшая высшее профессиональное, № 79-ФЗ не менее шести лет стажа, Указ № 1131 не менее семи лет стажа, Указ № 1131 устанавливаются нормативными актами федеральных государственных органов об установлении квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, с учетом функций, определенных положениями об этих органах, Указ № 1131 высшее профессиональное № 79-ФЗ, № 176 без предъявления требований к стажу, № 176 наличие стажа (опыта) работы по специальности, предусмотренной должностным регламентом, не менее пяти лет устанавливаются нормативным актом государственного органа с учетом его задач и функций, № 179-ФЗ, № 176, № 584-р
Главная не менее четырех лет стажа, Указ № 1131 Не менее пяти лет стажа, Указ № 1131
Ведущая не менее двух лет стажа, Указ № 1131 не менее четырех лет стажа, Указ № 1131 наличие стажа (опыта) работы по специальности, предусмотренной должностным регламентом, не менее трех лет
Помощники (советники) Высшая высшее профессиональное № 79-ФЗ не менее шести лет стажа, Указ № 1131 не менее семи лет стажа, Указ № 1131 То же высшее профессиональное № 79-ФЗ, № 176 без предъявления требований к стажу, № 176 наличие стажа (опыта) работы по специальности, предусмотренной должностным регламентом, не менее пяти лет, № 176 То же
Главная не менее четырех лет стажа, Указ № 1131 не менее пяти лет стажа, Указ № 1131
Ведущая не менее двух лет стажа, Указ № 1131 не менее четырех лет стажа, Указ № 1131 без предъявления требований к стажу, № 176
Специалисты Высшая высшее профессиональное № 79-ФЗ не менее шести лет стажа, Указ № 1131 не менее семи лет стажа, Указ № 1131 То же высшее профессиональное № 79-ФЗ, № 176 без предъявления требований к стажу, № 176 наличие стажа (опыта) работы по специальности, предусмотренной должностным регламентом, не менее трех лет, № 176 То же
Главная не менее четырех лет стажа, Указ № 1131 не менее пяти лет стажа, Указ № 1131
Ведущая не менее двух лет стажа, Указ № 1131 не менее четырех лет стажа, Указ № 1131 без предъявления требований к стажу, № 176
Старшая без предъявления требований к стажу, Указ № 1131 не менее трех лет стажа, Указ № 1131
Обеспечивающие специалисты Главная высшее профессиональное № 79-ФЗ не менее четырех лет стажа, Указ № 1131 не менее пяти лет стажа, Указ № 1131 То же высшее профессиональное № 79-ФЗ, № 176 без предъявления требований к стажу, № 176 наличие стажа (опыта) работы по специальности, предусмотренной должностным регламентом, не менее одного года, № 176 То же
Ведущая не менее двух лет стажа, Указ № 1131 не менее четырех лет стажа, Указ № 1131
Старшая среднее профессиональное, соответствующее направлению деятельности, № 79-ФЗ без предъявления требований к стажу, Указ № 1131 не менее трех лет стажа, Указ № 1131 среднее профессиональное, соответствующее направлению деятельности. № 79-ФЗ, № 176 без предъявления требований к стажу, № 176
Младшая без предъявления требований к стажу, Указ № 1131

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 3612; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.