Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структурированное наблюдение (одну неделю) за взаимоотношениями дома, в транспорте, в вузе и других общественных местах




Экскурсия в парк. В музей Востока, краеведческий, выставочный зал.

3. Составить эссе, рисунки, фотоснимки на тему: «Красота и гармонии в Природе, Искусстве, Человеческих взаимоотношениях».

Положительная этическая оценка нередко слита с эстетической. Действительно, прекрасно отзывается добром в наших сердцах, а все доброе не только прекрасно, но и истинно. Для Шиллера, автора знаменитых «Писем об эстетическом воспитании человека», прекрасное - суть гармонии природы и духа. Он отождествляет красоту с истиной подобно тому, как Кант отождествлял ее с добродетелью и называл «символом нравственно доброго». Белинский же писал: «Красота - не истина, не нравственность; но красота - родная сестра истине и нравственности...».

Эстетика педагогического профессионализма. В педагогике этот термин отсутствует. Следует вспомнить что слово "педагогика" означает "детовождение". Как вести ребенка в учебном и воспитательном процессе? Как обеспечить гармонию взаимоотношений учителя (родителей) и детей? Что значит владение базовым педагогическим умением "любви к детям", в чем оно проявляется и в каких показателях фиксируется?Практическая педагогическая этика призвана развивать у будущих учителей умения гармоничного общения. Критерием гармонии во всех ее проявлениях, как уже отмечалось, является красота, эстетическая категория. Поэтому «эстетика педагогического профессионализма» вводится в качестве основного педагогического понятия.

Э стетика педагогического профессионализма определяется какзакономерности формирования и самовоспитания культуры, созидающих личность ребенка, взаимоотношений учителя с детьми в повседневной педагогической практике. Предметом исследования практической педагогической этики и является эстетика педагогического профессионализма.

Каждый век привносил новые целевые установки воспитания. Но во все времена любовь к детям признавалась необходимым качеством воспитателя. Давно назрела потребность ведения в качестве нормативных профессионально значимых качеств личности педагога этико-эстетические категории: «любовь к детям», «детский мир», «чувствознание». Практическая педагогическая этика вводит их в педагогику как важные ее компоненты. Нравственный мир взрослого и ребенка проявляется в сознании, деятельности и отношениях и представляет собой сложную и разнообразную структуру. На высшем уровне этой системы он включает такие понятия, как идеал, смысл жизни, счастье и любовь, долг и совесть. В педагогическом аспекте данные понятия требуют обоснования, так как до сих пор в педагогике они представлены мягкими рекомендательными пожеланиями, не будучи узаконены в своих научных характеристиках. Однако в научно - философском плане обоснована связь между мировоззрением личности и ее поступками. Массовая практика педагогических дидактогений диктует давно назревшую потребность ведения в качестве нормативных профессионально значимых качеств личности педагога вышеуказанных этико-эстетических категорий с их последующим научным обоснованием.

Понятие «любовь к детям» - сложный двухсоставный термин. Несмотря на то, что его реальное содержание менялось в каждой исторической системе педагогической морали, практически постоянным остается определение понятия "любовь". Любовь - нравственное чувство. Как отношение между людьми, любовь характеризуется высшей эмоционально-духовной напряженностью и основана на открытии максимальной ценности конкретного человека. Она не скована даже нравственными оценками и этим отличается от дружбы. Любят "не потому что", а "несмотря ни на что". Характерной особенностью любви является абсолютное приятие другого человека. Поэтому практикуемые правила поведения и оценки утрачивают здесь свою непререкаемость, становятся относительными, подчиненными конкретной человеческой связи. Любовь - одна из форм преодоления отчуждения человека от человека, и потому она признана вершиной нравственного отношения к человеку. Понятие любви в этике многозначно. Общее определение ее звучит так: "Любовь - нравственно-эстетическое чувство, выражающееся в бескорыстном и самозабвенном стремлении к своему объекту". Ее специфическим содержанием является самоотверженность, самоотдача, духовная близость и взаимопроникновение. Эту характеристику любви точно выразил Гегель: "Истинная сущность любви состоит в том, чтобы отказываться от сознания самого себя в другом Я и в этом исчезновении, забвении впервые обрести самого себя и обладать самим собою". Эти определения относятся ко всем без исключения видам любви - к детям, родителям, Родине, жизни, истине, делу и т.п.

Любовь как педагогическое понятие. Главный вопрос жизни ребенка: "Любите ли вы меня?" Следовательно, для педагогики, определяемой как "детовождение", центральным педагогическим понятием должно стать понятие "любовь".

До недавнего времени в истории советской педагогики к этому понятию относились сурово. Даже гуманный подход В.А. Сухомлинского, развивавшего тонкость детских чувств, доброту, умение сочувствовать людям, не соответствовал духу - преобразований века и заслужил уничижающий ярлык "слащавой христианизации" воспитания. Но если вспомнить без купюр историю педагогики, можно убедиться, что она является в большей степени историей учителей, которые любили своих учеников. Все сильные и слабые стороны их педагогических концепций как раз и определяются степенью и формами их любви к детям.

Наиболее древнее, полное и всеобъемлющее определение любви дано в Библии. Понятие определяется через описание основных её признаков-качеств: "Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не зави­дует, любовь не превозносится, не гордится. Не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла. Не радуется неправде, а радуется истине. Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает" (послание апостола Павла коринфянам).

Эти мудрые слова должны лежать в основе всех человеческих взаимоотношений. Секрет любви раскрывается просто: это безусловное чувство, независящее от преходящих моментов. Как, например, в браке - внешность, возраст, вес, ошибки; в родительской любви - ошибки ребенка, неоправданность родительских ожиданий, плохая успеваемость и т. д.

Понятие «детский мир», «детство».Его изучение.

Детство – это особая фаза физического, психического и социального созревания человека. В описании термина «детство» существуют различные трактовки. Наиболее признанным считается определение детства как возрастного дошкольного периода развития ребенка. Детство внутри себя традиционно подразделяется на 3 этапа: детство в узком смысле, отрочество и юность. Психология дает подразделение детства в узком смысле на раннее детство (до 5-6 лет) и второе детство. Соответственно дальнейшие этапы возрастного развития периодизированы как младший школьный возраст, подростковый и юношеский, завершающийся приблизительно к 17-18 годам.

Такая разветвленная классификация детства проистекает из-за отсутствия точных критериев для разграничения разных его периодов. Ученые признают, что существуют естественные грани в развитии ребенка. Но разнообразные физические и психические функции развиваются неравномерно, грани периодов смещены либо в сторону опережения, либо задержки. Признаком перехода во второе детство является разделение ребенком двух сфер - игры и реальной действительности, которое происходит между 5 и 7 годами. У ребенка появляется новая установка подхода к миру. Она выражает отношение и охватывает эмоциональную, интеллектуальную сферы и сферу активности.

Характерные черты раннего детства:

- доверчивая обращенность к внешнему миру;

- мифологичность миросозерцания (переплетение реального и вымышленного на основе неограниченной фантазии и эмоционального восприятия);

- свободное развитие чувств, воображения;

- наивный субъективизм и эгоцентризм;

- бессознательное подражание;

- выразительно-двигательный характер игр ("шаловливость").

Практическая педагогическая этика опирается на иную трактовку понятия, которая была дана на основании экспериментальных и теоретических исследований вопроса отечественными и зарубежными авторами Лесгафтом, В.В. Зеньковским, Л.С. Выгодским, А. Бине, В. Штерном, А. Пиаже и др.

Детство, в широком смысле охватывает все годы, когда человек ещё не подготовлен к самостоятельной жизни, к материальному, моральному и социальному самоутверждению в окружающей среде. Вся жизнь человека в этой периодизации может быть разделена на три периода: детство, зрелость и старость. Различие этих периодов определяется социально-биологическими признаками:

- детство охватывает период подготовки к самостоятельной жизни путем усвоения минимума социальной традиции;

- зрелость характеризуется способностью к самостоятельной жизни и творчеству;

- старость отмечена постепенной утратой творческих сил и понижением способности к самостоятельной жизни.

Система детства -это продолжительный период психофизического развития ребенка, содержанием которого является усвоение основного минимума социальной традиции, изучение реального окружающего мира, субъективного мира собственной личной жизни и координация полученных открытий и знаний в направлении творческого действия. Понятие "детский мир" тождественно понятию "детства" и включает присущие ему характеристики в психолого-педагогической терминологии (личность, направленность, мотивация, индивидуальность и др.). Однако объем и содержание понятия "детский мир" носит профессионально углубленный характер, что связано, с конкретизацией понятия "индивидуальность", развитие которой декларировано современными педагогическими пособиями в качестве цели воспитания.

Индивидуальность - это конкретное уникальное воплощение общечеловеческого, родового в личности. Структуры индивидуальности и личности приводятся в виде схемы. Понятие индивидуальности не только теоретическое, но и ценностно-нормативное, включающее целостную оценку личности. Важно отметить, что предметом оценки выступают, в первую очередь, неморальные качества, такие как эстетический, психологический и поведенческий образ.

Если на теоретическом уровне, например, изучаются такие эмоциональные процессы и чувства, как счастье, любовь, страх, стыд, обида и т.п., то на уровне изучения поведения ребенка в педагогике отсутствует раздел, рассматривающий конкретные поведенческие реакции детей и соответствующие им формы педагогического руководства и взаимодействия. Педагогической дисциплиной, носящей прикладной характер и изучающей в качестве предмета исследования закономерности детского мира в указанном объеме, а также формирующая эстетику педагогического профессионального общения с детьми, является практическая педагогическая этика.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 418; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.