Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специальные методы изучения детского мира. Системный подход в изучении ребенка




Задачи этического самовоспитания.

И так практическаяпедагогическая этика это учебная дисциплина, пробуждающая и формирующая гармонию нравственных чувств, сознания и поведения учителя. Как известно, самый эффективный вид воспитания - это самовоспитание. В практической педагогической этике ставятся задачи этического самовоспитания учителя:

- формирование эстетики педагогического профессионализма -одна из важнейших задач;

- развитие качеств чувствознания детского мира;

- приобретение этических знаний принципов диалогового общения;

- освоение форм общения с детьми;

- развитие умения любить детей и проявлять её в педагогически целесообразных формах.

Практическая педагогическая этика с помощью методов аналитической интроспекции, речевого отчета, составленного в результате погружения взрослого в воспоминания своего детства, создает облик ребёнка как целостного существа в самых разных его отношениях к окружающему миру – к семье, к друзьям, к школе и учителю, родителю и т.д.

Специальными методами изучения детей являются:

-самонаблюдение – внешнее наблюдение;

-сопереживание;

-анализ конкретных ситуаций детства.

Главным методом практической педагогической этики является самонаблюдение. Но это не детское самонаблюдение, так как способность анализа собственных состояний и умение точной их формулировки у детей не развито. Здесь имеется ввиду – самонаблюдение учителя, воспитателя, т. е. погружение взрослого в воспоминания своего детства.

Память взрослого человека хранит воспоминания своего детства. Погружения взрослого в эти воспоминания своего детства, являются надежным средством формирования эмпатии взрослого по отношению к ребенку, так как оказывает глубокое эмоциональное воздействие на понимание детства, развивая во взрослых непосредственное интуитивное вживание в душевный мир ребенка. Они не могут стать единственным методом исследования, так как воспоминания часто отрывочны и неполны. Тем не менее, благодаря своим детским воспоминаниям и развиваемому ими интуитивному пониманию детской души, внешнее наблюдение получает свою научную ценность как метод практической педагогической этики. Роль самонаблюдения в данном случае заключается в том, что оно делает возможным внешнее наблюдение, открывая взрослым внутренний смысл наблюдаемых фактов и делая для них возможным «вчувствование» в чужую душевную жизнь.

Чувствознание. Качество постижения детского мира на основе самонаблюдения, внешнего наблюдения за детьми с последующим теоретическим осмыслением увиденных и прочувствованных фактов – событий детской жизни можно охарактеризовать термином «чувствознание».

Этот метод ещё не получил достаточного научного изучения и должен быть использован специалистом, знакомым с психолого-педагогической терминологией.

Метод сопереживания. Сопереживание ситуации (особая форма эмпатии) – это переживание тех, же эмоциональных состояний, что испытывает другой, через отожествление себя с ним. Он относится к методам развивающего обучения. В его основе исследование конкретных ситуаций, конкретных сцен из жизни реальных детей.

Алгоритм действий на основе метода:

1. Мысленно представить себя в описанной ситуации.

2. Назвать испытываемые героем рассказа (Вами) чувства и мысли (Позиция ребенка).

3. Поставить себя в описанную роль Взрослого (Учителя).

4. Назвать испытываемые Взрослым чувства по отношению к Ребенку.

5. Сравнить собственные переживания в роли Ребенка с ощущениями своих детских воспоминаний в подобной ситуации.

6. Сравнить чувства, испытываемые Учителем (Взрослым) в описанной ситуации, с чувствами, возникшими у Вас при чтении ситуации.

7. Используя психолого-пёдагогическую терминологию, назвать проблемные темы в конкретной ситуации.

8. Получить дополнительные диагностические данные, обратившись к автору конкретной ситуации.

9. Назвать методы и формы воспитания (обучения), использованные учителем.

10. Спрогнозировать развитие ситуации (поведение ребенка) при использовании Вами других методов и форм работы с детьми.

11. Назвать чувства и переживания Взрослого и Ребенка при использовании предложенных Вами методов.

Метод сопереживания конкретных ситуаций учит пониманию того, что мысли и чувства человека связаны неразрывно и влияют на поведение. Поэтому, если взрослый хочет установить с детьми хорошие отношения, он должен знать, что только понимание этих,- чувств и мыслей, умение сопереживать детям во всех ситуациях их жизни, стимулировать их творческие стремления, может обеспечить успех. Метод сопереживания конкретных ситуаций и соучастия при их аналитическом осмыслении поможет взрослым, будущим учителям и родителям научиться понимать и любить детей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1090; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.