КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Функции и принципы педагогического общения
Педагогическое общение рассматривается как профессиональное общение субъекта и объекта в учебном процессе и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата. (А.А. Леонтьев). Педагогическое общение можно рассматривать как “рапорт”, т.е. установление близких межличностных отношений, основанных на высокой степени общности мыслей, интересов, чувств; установление доброжелательной, дружественной атмосферы между субъектом и объектом, максимально обеспечивающей эффективный процесс обучения и воспитания, интеллектуального и психического развития человека, сохраняющего индивидуальность и неповторимость личностных особенностей. Рассматривая педагогическое общение, Я.А. Коменский видел в нем школу радости для детей и учителя. П.П. Блонский, А.В. Луначарский, С.Г. Шацкий (20-е годы) рассматривали коллективное сотрудничество как основу общения. А.С. Макаренко рассматривал общение учителя и учащихся как основанное на уважении и требовательности к воспитаннику. В.А. Сухомлинский педагогическое общение представлял как виртуозное владение словом, как самым сильным источником воздействия на ум и сердце воспитанника. Он придавал особую важность сохранению детского доверия и уважения к слову учителя. Белорусский классик Я. Купала рассматривал возможности поэтического общения как средства воздействия на чувства и сознание людей. В 80—90-е годы в педагогике обозначился личностный подход, т.е. равенство позиций учителя и ученика в общении. Практика такого педагогического общения характерна для целой плеяды педагогов-экспериментаторов (В.Ф. Шаталова, Е.Н. Ильина, С.Н. Лысенковой и др.), ученых-педагогов, психологов (Ш.А. Амонашвили, А.А. Леонтьева и др.). Процессы демократизации образования и гуманизации школы и всего общества обусловили поворот к личности ребенка, способной к саморазвитию и самоорганизации жизни, достойной Человека. Педагогическое общение призвано обеспечить глубокое уважение к личности ребенка как к потенциальному носителю разумного, духовного, творческого и осуществляться на уровне детского восприятия и понимания, обеспечивать демократизацию отношений и личности, ее саморегуляцию, условия быть как объектом, так и субъектом собственного воспитания и развития, духовного совершенствования и возвышения. Можно отметить исторически обусловленное изменение целей и задач педагогического общения как социально-педагогического процесса. Педагогическое общение имеет ряд функций, отражающих его содержание и обусловленных ему присущими закономерностями, ролью в педагогическом процессе, изменениями в социально-экономической и политической сфере общества, реформированием школы. Восприятие и понимание личности ученика учителем (педагогом) — это познание его физических состояний и духовного мира, возрастных и индивидуальных, национальных, психических и других различий, проявления сензитивности и психических новообразований. Понятия, формирующиеся у учителя, способствуют регуляции его поведения и деятельности в отношении учащихся. На основе действия механизмов обратной информации он получает знания об объекте общения, о протекании общения, что и обеспечивает ему поиск новых, более совершенных способов общения. Повышение уровня понимания детей способствует выбору видов и количества педагогических воздействий, число которых уменьшается, а качество возрастает; увеличивает качество положительных оценочных воздействий и уровень педагогической оценки личности учащегося независимо от типа успеваемости. Понимание личности ученика учителем создает атмосферу заинтересованного к нему отношения и доброжелательности, помогает в определении перспектив развития личности и их регуляции. Функцию восприятия и понимания личности ученика учителем можно рассматривать как важнейшую. Информационная функция обеспечивает реальный психологический контакт с учащимися, процесс познания, взаимопонимания, обмен материальными и духовными ценностями; формирует положительную мотивацию успехов в учебной деятельности и самовоспитании, в становлении личности, совместный познавательный поиск решений, обратную информацию об общении, развитие познавательной направленности личности; устраняет психологические барьеры; содействует установлению межличностных отношений в коллективе. Информационная функция предусматривает организацию индивидуального, группового и коллективного общения. Организация индивидуального общения способствует более быстрому познанию личности, воздействию на ее сознание, действие и поступки, поведение, а также на их изменение и коррекцию. Функция организации деятельности способствует развитию организационных и организаторских качеств личности, коммуникативных, гностических, функциональных и других способностей и умения детей через активное участие в роли исполнителя или организатора в системе субъектно-объектных отношений. Нормативная н аправлена на совершенствование поведенческо-правовой, нравственной и эстетической основы личности. В процессе общения учащиеся получают разноаспектную нравственно-эстетическую информацию. Она помогает им усваивать и вырабатывать моральные понятия, нормы и принципы, способствует развитию социальной активности и представлений о социально-правовой сфере общества, учит правильно ориентироваться в жизни, определять грань между дозволенным и запрещенным, выбирать разрешенные законом (цивилизованные) пути и средства защиты своих прав, свобод, интересов. В основе этой функции лежит усвоение правовых знаний, конкретных норм права, формирование оценочных отношений и правовой культуры учащихся. Нормативная функция способствует соблюдению школьниками правил поведения в школе и за ее пределами, дает возможность осознанно и уважительно относиться к законам государства, своим отношением и поведением укреплять законность и порядок. Регулятивная. Предусматривает выбор и применение форм, средств, методов, приемов контроля достижений и недоработок учащихся с целью корректировки их обучения и воспитания. Действенность функции зависит от профессиональных умений учителя применять соответствующие средства, методы, приемы контроля, требования, соответствующие педагогической ситуации. Педагогические требования бывают различными. Важно их соответствие возможностям детей: справедливость требований, педагогически оправданная форма их предъявления (не унижающая достоинства), систематичность контроля после предъявления требований. Их выполнение всегда связано с качеством и объемом выполнения. Поэтому регулирование деятельности и поступков всегда связано с системным применением поощрения и наказания, словесной оценкой (одобрение или осуждение). Обмен ролями предоставляет возможность войти в социальную роль, состояние другого человека, осознать, прочувствовать позицию другого человека, приобрести его опыт действий и деятельности. Обмен ролями— это функция общения, направленная на социализацию личности школьника через смену социальных ролей. Смена ролей приводит к изменению проявлений личности, адекватному восприятию и пониманию других людей. Сопереживание — уподобление эмоционального состояния субъекта состоянию другой личности (или социальной группы). Помогает развивать эмоциональную чувствительность учащихся, осознавать причины и природу эмоциональных состояний других людей и целых коллективов, обеспечивает учителю выявление эмоциональных потребностей учащихся с целью их удовлетворения. Формирует способность стать на позицию, точку зрения другого человека, нормализует отношения в коллективе. В основе сопереживания лежит эмоциональная идентификация, когда индивид как бы ставит себя на место другого человека, и гуманное отношение к личности другого. Умение учителя сопереживать помогает понять внутренний мир ребенка, его личностную позицию для обеспечения гармоничного взаимодействия, как бы исходя от инициативы объекта общения. Самоутверждение обеспечивает ребенку веру в собственные физические и интеллектуальные силы, осознание своего “я”, инициирование духовной силы, стимулирует его творческие способности, формирует адекватную самооценку, ставит приоритетные, значимые ориентиры его самоопределения и будущих самостоятельных действий. Способствует реализации стремлений ребенка к высокой оценке и самооценке своих личностных достижений. В структуре потребностей человека самоутверждение может занимать как рядовое, так и доминирующее положение. Формирование самоутверждения базируется на способах самоутверждения (путем реальных достижений или путем созидания видимости достижений) и зависит от характера и содержания притязаний личности, ее возможностей и способностей. В организованном процессе общения самоутверждение личности строится путем создания условий для ее реальных достижений. Все многообразие функций общения не сводится только к рассмотренным нами функциям. Но их реализация обеспечивает основную педагогическую направленность общения. Осознание их учителем, воспитателем поможет построить модель общения, обеспечивающую решение как коммуникативных, так и дидактических задач урока или воспитательного воздействия. Принципы педагогического общения. Моральные принципы педагогического общения представляют собой одну из форм этического сознания учителя. В них даны наиболее обобщенные требование к этике общения учителя с детьми. Они связаны с нравственным ядром личности и проявляют понимание смысла педагогической деятельности и характера взаимоотношений всех участников педагогического процесса. Принципы определяются целями, которые ставит воспитатель. В педагогических пособиях приводится целая иерархия целей воспитания: от генеральной до личных. Но воспитатель должен задать себе вопрос: "Каким бы он хотел видеть конкретных детей, когда они вырастут? То есть, скоординировать общие и частные цели. Антон Семенович Макаренко говорил о невозможности полной стандартизации в определении целей воспитания детей. И предложил продумывать для каждого ребенка как бы две программы воспитания. Программа общих стандартов включала бы вечные ценности личности, моральные категории, не подлежащие пересмотру временем. Программа, корректирующая безликость стандартов, учитывала бы особенности конкретных детей, то есть, была ориентирована на развитие индивидуальности воспитанника. И уже тогда был поставлен им вопрос о границах педагогической власти, власти взрослого по отношению к ребенку. Если воспитателю видны перспективы развития способностей, и он предполагает развивать ребенка в данном направлении, а тот не хочет заниматься предлагаемым делом, имеет ли он право не считаться с желаниями воспитанника? Должен ли поступить по своему усмотрению, опираясь на свои профессиональные знания? И после мучительных раздумий отвечает утвердительно. Он приводит случай со своим воспитанником Терентюко М, который, как и все дети того времени, хотел получить техническую специальность и хотел учиться на рабфаке. Но Макаренко видел его яркую художественную одаренность и силой своего педагогического авторитета запретил идти на рабфак, направив в театральное училище. Сам же долго переживал, советовался по этому поводу, размышлял в теоретических работах. И поверил в правильность своих действий лишь спустя много лет, получив, письмо от известного артиста, бывшего воспитанника Терентюка. И сегодня мы опять говорим о развитии индивидуальности ребенка. Но в достижении этой цели стоим далеко от Макаренко, так как потеряли его видение конкретных воспитанников. Мир детских индивидуальностей отсутствует в учебниках, по которым учат будущих учителей. Парадоксом является то, что научные исследования по проблемам развития индивидуальности ребенка множатся, предлагая часто противоречивые рекомендации. Так в 20-30 годы американские родители читали рекомендации психолога-бихевиориста Дж. Уотсона, предложившего строго регламентированный подход к детям. Но уже в 40-50-е, а у нас в 60-е годы, воспитание, детей велось "по Споку", представившего более гибкий подход к детям. А сегодня родителям без комментариев предлагаются пособия американского д-ра Д. Добсона, представителя биологической (этологической) школы развития ребенка, проводящего аналогии в воспитании детей и собак. Его подход основан на осознании слабейшим существом (а им является, и ребенок, и собака по отношению к взрослому человеку) власти сильнейшего. Дж. Добсон рекомендует родителям в случаях непослушания ребенка прижимать ему на шее артерию, вызывая болевой шок. И в случаях повторного неповиновения (например, ребенок не торопиться заканчивать свои игры, когда надо обедать), надо многозначительно намекнуть ребенку на возможные последствия, предоставив ему "выбрать" между болью и повиновением. Такие рекомендации лишь говорят о серьёзном неблагополучии в разработке педагогической науки проблем профессиональной этики.
Анализируя предлагаемые пособия по воспитанию детей, следует не обольщаться привлекательной целью "развития детской индивидуальности", но изучать принципы, на которых оно строится. К числу принципов практической педагогической этики относятся следующие принципы диалогового взаимодействия учителя с детьми: - принцип ненасилия (право ребенка быть тем, что он есть), - принцип паритетности взаимоотношений, - принцип уважения труда познания ребенка, - принцип уважения неудач и слез ребенка, - принцип уважения тяжелой работы роста, - принцип уважения самобытности ребенка, - принцип уважения ребенка в процессе педагогических действий, - принцип безусловной любви воспитателя к воспитаннику, - принцип оптимальной требовательности и уважения, - принцип опоры на положительное в ребенке, - принцип компромиссности спорных решений. Данные принципы подтверждаются практикой выдающихся педагогов.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 8598; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |