Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции и принципы педагогического общения




Педагогическое общение рассматривается как профессиональное общение субъекта и объекта в учебном процессе и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата. (А.А. Леонтьев).

Педагогическое общение можно рассматривать как “рапорт”, т.е. установление близких межличностных отношений, основанных на высокой степени общности мыслей, интересов, чувств; установление доброжелательной, дружественной атмосферы между субъектом и объектом, максимально обеспечивающей эффективный процесс обучения и воспитания, интеллектуального и психического развития человека, сохраняющего индивидуальность и неповторимость личностных особенностей.

Рассматривая педагогическое общение, Я.А. Коменский видел в нем школу радости для детей и учителя. П.П. Блонский, А.В. Луначарский, С.Г. Шацкий (20-е годы) рассматривали коллективное сотрудничество как основу общения. А.С. Макаренко рассматривал общение учителя и учащихся как основанное на уважении и требовательности к воспитаннику. В.А. Сухомлинский педагогическое общение представлял как виртуозное владение словом, как самым сильным источником воздействия на ум и сердце воспитанника. Он придавал особую важность сохранению детского доверия и уважения к слову учителя.

Белорусский классик Я. Купала рассматривал возможности поэтического общения как средства воздействия на чувства и сознание людей.

В 80—90-е годы в педагогике обозначился личностный подход, т.е. равенство позиций учителя и ученика в общении. Практика такого педагогического общения характерна для целой плеяды педагогов-экспериментаторов (В.Ф. Шаталова, Е.Н. Ильина, С.Н. Лысенковой и др.), ученых-педагогов, психологов (Ш.А. Амонашвили, А.А. Леонтьева и др.).

Процессы демократизации образования и гуманизации школы и всего общества обусловили поворот к личности ребенка, способной к саморазвитию и самоорганизации жизни, достойной Человека. Педагогическое общение призвано обеспечить глубокое уважение к личности ребенка как к потенциальному носителю разумного, духовного, творческого и осуществляться на уровне детского восприятия и понимания, обеспечивать демократизацию отношений и личности, ее саморегуляцию, условия быть как объектом, так и субъектом собственного воспитания и развития, духовного совершенствования и возвышения.

Можно отметить исторически обусловленное изменение целей и задач педагогического общения как социально-педагогического процесса.

Педагогическое общение имеет ряд функций, отражающих его содержание и обусловленных ему присущими закономерностями, ролью в педагогическом процессе, изменениями в социально-экономической и политической сфере общества, реформированием школы.

Восприятие и понимание личности ученика учителем (педагогом) — это познание его физических состояний и духовного мира, возрастных и индивидуальных, национальных, психических и других различий, проявления сензитивности и психических новообразований.

Понятия, формирующиеся у учителя, способствуют регуляции его поведения и деятельности в отношении учащихся. На основе действия механизмов обратной информации он получает знания об объекте общения, о протекании общения, что и обеспечивает ему поиск новых, более совершенных способов общения. Повышение уровня понимания детей способствует выбору видов и количества педагогических воздействий, число которых уменьшается, а качество возрастает; увеличивает качество положительных оценочных воздействий и уровень педагогической оценки личности учащегося независимо от типа успеваемости. Понимание личности ученика учителем создает атмосферу заинтересованного к нему отношения и доброжелательности, помогает в определении перспектив развития личности и их регуляции.

Функцию восприятия и понимания личности ученика учителем можно рассматривать как важнейшую.

Информационная функция обеспечивает реальный психологический контакт с учащимися, процесс познания, взаимопонимания, обмен материальными и духовными ценностями; формирует положительную мотивацию успехов в учебной деятельности и самовоспитании, в становлении личности, совместный познавательный поиск решений, обратную информацию об общении, развитие познавательной направленности личности; устраняет психологические барьеры; содействует установлению межличностных отношений в коллективе. Информационная функция предусматривает организацию индивидуального, группового и коллективного общения. Организация индивидуального общения способствует более быстрому познанию личности, воздействию на ее сознание, действие и поступки, поведение, а также на их изменение и коррекцию.

Функция организации деятельности способствует развитию организационных и организаторских качеств личности, коммуникативных, гностических, функциональных и других способностей и умения детей через активное участие в роли исполнителя или организатора в системе субъектно-объектных отношений.

Нормативная н аправлена на совершенствование поведенческо-правовой, нравственной и эстетической основы личности. В процессе общения учащиеся получают разноаспектную нравственно-эстетическую информацию. Она помогает им усваивать и вырабатывать моральные понятия, нормы и принципы, способствует развитию социальной активности и представлений о социально-правовой сфере общества, учит правильно ориентироваться в жизни, определять грань между дозволенным и запрещенным, выбирать разрешенные законом (цивилизованные) пути и средства защиты своих прав, свобод, интересов.

В основе этой функции лежит усвоение правовых знаний, конкретных норм права, формирование оценочных отношений и правовой культуры учащихся. Нормативная функция способствует соблюдению школьниками правил поведения в школе и за ее пределами, дает возможность осознанно и уважительно относиться к законам государства, своим отношением и поведением укреплять законность и порядок.

Регулятивная. Предусматривает выбор и применение форм, средств, методов, приемов контроля достижений и недоработок учащихся с целью корректировки их обучения и воспитания. Действенность функции зависит от профессиональных умений учителя применять соответствующие средства, методы, приемы контроля, требования, соответствующие педагогической ситуации.

Педагогические требования бывают различными. Важно их соответствие возможностям детей: справедливость требований, педагогически оправданная форма их предъявления (не унижающая достоинства), систематичность контроля после предъявления требований. Их выполнение всегда связано с качеством и объемом выполнения. Поэтому регулирование деятельности и поступков всегда связано с системным применением поощрения и наказания, словесной оценкой (одобрение или осуждение).

Обмен ролями предоставляет возможность войти в социальную роль, состояние другого человека, осознать, прочувствовать позицию другого человека, приобрести его опыт действий и деятельности. Обмен ролями— это функция общения, направленная на социализацию личности школьника через смену социальных ролей. Смена ролей приводит к изменению проявлений личности, адекватному восприятию и пониманию других людей.

Сопереживаниеуподобление эмоционального состояния субъекта состоянию другой личности (или социальной группы). Помогает развивать эмоциональную чувствительность учащихся, осознавать причины и природу эмоциональных состояний других людей и целых коллективов, обеспечивает учителю выявление эмоциональных потребностей учащихся с целью их удовлетворения. Формирует способность стать на позицию, точку зрения другого человека, нормализует отношения в коллективе. В основе сопереживания лежит эмоциональная идентификация, когда индивид как бы ставит себя на место другого человека, и гуманное отношение к личности другого.

Умение учителя сопереживать помогает понять внутренний мир ребенка, его личностную позицию для обеспечения гармоничного взаимодействия, как бы исходя от инициативы объекта общения.

Самоутверждение обеспечивает ребенку веру в собственные физические и интеллектуальные силы, осознание своего “я”, инициирование духовной силы, стимулирует его творческие способности, формирует адекватную самооценку, ставит приоритетные, значимые ориентиры его самоопределения и будущих самостоятельных действий. Способствует реализации стремлений ребенка к высокой оценке и самооценке своих личностных достижений. В структуре потребностей человека самоутверждение может занимать как рядовое, так и доминирующее положение.

Формирование самоутверждения базируется на способах самоутверждения (путем реальных достижений или путем созидания видимости достижений) и зависит от характера и содержания притязаний личности, ее возможностей и способностей. В организованном процессе общения самоутверждение личности строится путем создания условий для ее реальных достижений.

Все многообразие функций общения не сводится только к рассмотренным нами функциям. Но их реализация обеспечивает основную педагогическую направленность общения. Осознание их учителем, воспитателем поможет построить модель общения, обеспечивающую решение как коммуникативных, так и дидактических задач урока или воспитательного воздействия.

Принципы педагогического общения. Моральные принципы педагогического общения представляют собой одну из форм этического сознания учителя. В них даны наи­более обобщенные требование к этике общения учителя с детьми. Они связаны с нравственным ядром личности и проявляют понима­ние смысла педагогической деятельности и характера взаимоотно­шений всех участников педагогического процесса.

Принципы определяются целями, которые ставит воспита­тель. В педагогических пособиях приводится целая иерархия целей воспитания: от генеральной до личных. Но воспитатель должен за­дать себе вопрос: "Каким бы он хотел видеть конкретных детей, когда они вырастут? То есть, скоординировать общие и частные цели.

Антон Семенович Макаренко говорил о невозможности полной стандартизации в определении целей воспитания детей. И предложил продумывать для каждого ребенка как бы две программы воспитания.

Программа общих стандартов включала бы вечные ценности личности, моральные категории, не подлежащие пересмотру време­нем. Программа, корректирующая безликость стандартов, учиты­вала бы особенности конкретных детей, то есть, была ориентирована на развитие индивидуальности воспитанника. И уже тогда был поставлен им вопрос о границах педагогической власти, власти взрослого по отношению к ребенку. Если воспитателю видны пер­спективы развития способностей, и он предполагает развивать ребенка в данном направлении, а тот не хочет заниматься предлагае­мым делом, имеет ли он право не считаться с желаниями воспитан­ника? Должен ли поступить по своему усмотрению, опираясь на свои профессиональные знания? И после мучительных раздумий отвечает утвердительно.

Он приводит случай со своим воспитанни­ком Терентюко М, который, как и все дети того времени, хотел полу­чить техническую специальность и хотел учиться на рабфаке. Но Макаренко видел его яркую художественную одаренность и силой своего педагогического авторитета запретил идти на рабфак, напра­вив в театральное училище. Сам же долго переживал, советовался по этому поводу, размышлял в теоретических работах. И поверил в правильность своих действий лишь спустя много лет, получив, пись­мо от известного артиста, бывшего воспитанника Терентюка.

И сегодня мы опять говорим о развитии индивидуальности ре­бенка. Но в достижении этой цели стоим далеко от Макаренко, так как потеряли его видение конкретных воспитанников. Мир детских индивидуальностей отсутствует в учебниках, по которым учат будущих учителей.

Парадоксом является то, что научные исследования по пробле­мам развития индивидуальности ребенка множатся, предлагая час­то противоречивые рекомендации. Так в 20-30 годы американские родители читали рекомендации психолога-бихевиориста Дж. Уотсона, предложившего строго регламентированный подход к детям. Но уже в 40-50-е, а у нас в 60-е годы, воспитание, детей велось "по Споку", представившего более гибкий подход к детям. А сегодня ро­дителям без комментариев предлагаются пособия американского д-ра Д. Добсона, представителя биологической (этологической) школы развития ребенка, проводящего аналогии в воспитании детей и со­бак. Его подход основан на осознании слабейшим существом (а им является, и ребенок, и собака по отношению к взрослому человеку) власти сильнейшего. Дж. Добсон рекомендует родителям в случаях непослушания ребенка прижимать ему на шее артерию, вызывая болевой шок. И в случаях повторного неповиновения (например, ре­бенок не торопиться заканчивать свои игры, когда надо обедать), надо многозначительно намекнуть ребенку на возможные последст­вия, предоставив ему "выбрать" между болью и повиновением. Та­кие рекомендации лишь говорят о серьёзном неблагополучии в раз­работке педагогической науки проблем профессиональной этики.

 

Анализируя предлагаемые пособия по воспитанию детей, следует не обольщаться привлекательной целью "развития детской индиви­дуальности", но изучать принципы, на которых оно строится.

К числу принципов практической педагогической этики отно­сятся следующие принципы диалогового взаимодействия учителя с детьми:

- принцип ненасилия (право ребенка быть тем, что он есть),

- принцип паритетности взаимоотношений,

- принцип уважения труда познания ребенка,

- принцип уважения неудач и слез ребенка,

- принцип уважения тяжелой работы роста,

- принцип уважения самобытности ребенка,

- принцип уважения ребенка в процессе педагогических дейст­вий,

- принцип безусловной любви воспитателя к воспитаннику,

- принцип оптимальной требовательности и уважения,

- принцип опоры на положительное в ребенке,

- принцип компромиссности спорных решений.

Данные принципы подтверждаются практикой выдающихся педагогов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 8498; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.