Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мера личностных качеств в педагоге и будет одним из компонентов, обеспечивающих мастерство педагогического общения




ТЕСТ

Проблемный блок

Мать двух сыновей 7 и 10 лет разговаривает с учителем: "Две недели они болели гриппом. Чуть спала температура, принялись дома за проделки, от которых пришла в ужас. Это "единение" душ двух мальчишек было мучением для всех близких. Им нечем было занять свой беспокойный ум. Они прыгали по квартире, что-то взрывали, устраивали в ванной плавательный бассейн для кота, спорили и шумели. Невозможные дети! Потом мать помолчала и добавила: "Нет, все-таки хорошо, что эти дерзкие мальчишки та­кие смышленые".

Так, когда проходит первый гнев и усталость, родители (учите­ля) могут видеть достоинства детей. Часто эти достоинства явля­ются как раз продолжением их недостатков.

Если обобщить высказывания родителей, то родители хотят, чтобы дети имели следующие черты характера:

- независимость,.

- ответственность,

- самостоятельность в выборе решений,

- чуткость и любовь к ближним.

Какими бы качествами вы наделили своего хорошего воспи­тания

Выберите из предложенных ответов. Цветовой светофор пока­зывает оптимальный выбор с позиции педагогиче­ской этики:

- послушный и любящий самостоятельный,

- независимый, любящий,

- ответственный, послушный, любящий - (красный) (зеленый) (желтый)

РБ (расширяющий блок). Мастерство и искусство педагога в организации общения. Мастерство и искусство общения начинается с принятия личности или коллектива таковыми, каковы они есть в действительности. Великий французский гуманист и философ М. Монтень (1533 — 1592) важнейшим условием успешной педагогической деятельности рассматривал эта “способность снизойти до влечений ребенка”, которая в его понимании “присуща лишь душе возвышенной и сильной”. Такая душа способна прочувствовать, понять и “откликнуться” на душу другого человека. В сказке Дж. Родари рассказывается о трех типах людей: стеклянные разбивались от неосторожного прикосновения, деревянные были глухи даже к сильным воздействиям, соломенные загорались даже при слабых волнениях. Каким мастерством необходимо обладать педагогу, чтобы совершить созидательное прикосновение к их психике, к их внутреннему духовному миру! Что лежит в основе этого мастерства? Врожденное или приобретенное? Великий проповедник Серафим Соровский сказал так: “Обрети мир в душе и вокруг тебя спасутся тысячи”. Мир в душе — это гармония с природой, обществом, с самим собой, со своим физическим и духовным состоянием.

Мир в душе — это и природная любовь к людям, детям, способность переселяться в их мир, понимать их. Только переселившись в мир ребенка, педагог сможет предвосхитить и построить с ним продуктивное общение. С точки зрения Н. Пирогова, “чтобы судить о ребенке справедливо и верно, нам нужно не переносить его из его сферы в нашу, а самим переселяться в его духовный мир”. Переселяться с тем, чтобы с каждым уроком, актом общения учить детей большой жизни: учить слушать и анализировать, понимать и сострадать, сравнивать и оценивать, дружить и любить и т.д.; инициировать интеллектуальную активность и развивать чувственно-эмоциональную сферу, мышление и мировоззрение, творить гармонию растущего человека с окружающим миром. А через слово педагога помочь ребенку прикоснуться к вечным ценностям жизни.

Мастерство и искусство общения начинается там, где возведено в культ равенство позиций в акте общения, когда ученик не только объект, но и равноправный, желанный субъект педагогического общения, когда общение строится на основе психологического единства с детьми, а они ощущают неподдельный, устойчивый интерес и любовь к себе педагогов.

Любовь к детям и равенство позиций в общении предполагает организацию общения на основе устойчиво-положительных отношений, динамического стиля руководства, на основе увлеченности совместной творческой деятельностью и дружеского расположения. Этим достигается пробуждение стремления каждого учащегося к совместной организации школьной жизни, развитие ответственности за общее дело и за других людей. Вместе с этим развивается и ответственность за себя, за выполнение учебной работы, за саму жизнь. Организация педагогически целесообразных отношений всегда направляется на поиск сотрудничества, сотворчества, содружества, необходимого для формирования развивающейся личности.

С чего начинается формирование личности, однозначно ответить представляется делом сложным. Но личность педагога, можно сказать утвердительно, начинается с формирования вышеназванных свойств и качеств.

 

А .А. Бодалев называет следующие характеристики личности, необходимые для успешного общения:

- глубокое знание психологии другого человека, прежде всего, его ценностных ориентаций;

- умение чувствовать других людей (сформированная в личности направленность на человека);

- наличие в интеллекте, в эмоциональной и волевой сферах целого ряда характеристик, которые все вместе такое общение и обеспечивают. В интеллекте это относится буквально ко всем познавательным процессам, которые в него входят: к вниманию, к восприятию, к памяти, к воображению;

- наблюдательность, развитое мышление, интуиция;

- наличие развитого воображения, которое в данном случае проявляется в умении ставить себя на место другого человека и видеть мир, работу, нас, все происходящее его глазами;

- соответствующая воспитанность эмоциональной сферы, проявляющаяся в умении сопереживать;

- умение выбирать по отношению к другому человеку наиболее подходящий способ поведения, способ обращения с ним.

Поясним сущность последнего положения. Именно выбор способов поведения по отношению к другим людям в педагогической технике учителя не получил достаточного освещения в методической литературе. Перевод ученика в позицию субъекта, творца педагогического общения, требует, конечно, комплексных психолого-педагогических и психопрактических знаний и умений, использования современных методик.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1431; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.