КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Расчет на сопротивление усталости
Цель расчета – определение размеров передачи при выбранном материале и заданной твердости поверхности зубьев колес. Условие контактной прочности: [σ]Н < σН Зависимость для определения расчетных напряжений в прямых зубьях на изгиб ; Для косозубых и шевронных передач характерно повышенное сопротивление усталости при изгибе Конические зубчатые передачи передают механическую энергию между валами с пересекающимися осями. Зацепление конических зубчатых колес можно рассматривать как качение делительных круговых конусов шестерни и колеса. Основные характеристики: углы делительных конусов δ1 и δ2, внешнее конусное расстояние Re. Линии пересечения боковых поверхностей зубьев с делительной конической поверхностью называют линией зубьев. В зависимости рт формы линии зуба различают передачи с прямыми зубьями, у которых линии зубьев проходят через вершину делительного конуса, и с круговыми зубьями, линии зубьев которых являются дугами окружности d0. Конические колеса с круговыми зубьями характеризуют наклоном линии зуба в среднем сечении по по ширине зубчатого венца. Угол наклона βn = 350 - острый угол между касательной в данной точке к линии зуба и образующей делительного конуса. Разновидностью конических передач являются гипоидные передачи, у которых оси вращения зубчатых колес не пересекаются, а перекрещиваются. Точность зубчатых передач. Работоспособность зубчатых передач зависит от точности изготовления зубчатых колес. Неизбежны погрешности изготовления: отклонение шага, профиля, направления зуба; радиальное биение зубчатого венца; отклонение от параллельности и перекос осей колес; колебания измерительного межосевого расстояния и др. Эти погрешности приводят к повышенному шуму во время работы, потере точности вращения ведомого колеса, нарушению правильности и плавности зацепления, возникновению колебаний, повышению динамичности и снижению равномерности распределения по длине контактных линий действующей в зацеплении нагрузки и т.д. Точность зубчатых колес регламентируют стандарты, в которых предусмотрены двенадцать степеней точности, обозначаемых в порядке убывания цифрами от 1 до 12: - 6 -соответствует высокоточным скоростным передачам; -7-передачам нормальной точности, работающим с повышенными скоростями и умеренными нагрузками или с умеренными скоростями и повышенными нагрузками; - 8 -передачам пониженной точности. Для каждой степени точности установлены три нормы: - норма кинематической точности регламентирует разность между действительным и номинальными углами поворота ведомого вала зубчатого колеса передачи. Показатели кинематической точности влияют на внешнюю динамику передачи и точность позиционирования выходного вала по отношению к входному; - норма плавности работы регламентирует за один оборот колеса колебания скорости вращения, вызывающие динамические нагрузки и шум; - норма контакта зубьев регламентирует прилегание зубьев в собранной передаче, степень равномерности распределения нагрузки по контактным линиям и определяет работоспособность силовых передач. Регламентирован также боковой зазор зубчатой передачи – расстояние между боковыми поверхностями зубьев, определяющее свободный поворот одного из зубчатых колес при неподвижном парном зубчатом колесе. Боковой зазор необходим для предотвращения заклинивания зубьев передачи вследствие их расширения при рабочей температуре, для размещения смазочного материала и обеспечения свободного вращения колес. Размер зазора задают видом сопряжения зубчатых колес Н – нулевой зазор, Е – малый, Д и С –уменьшенный, В – нормальный.
5. Материалы зубчатых колес. Выбор материала зубчатых колес обусловлен необходимостью обеспечить контактную и изгибную прочности зубьев, назначение передачи и условия ее работы. Важным критерием являются – масса и габариты передачи. С т а л и. Масса и габариты тем меньше, чем выше твердость рабочих поверхностей зубьев, которая, в свою очередь, зависит от марки стали и термической обработки. Термообработка улучшение – закалка с высоким отпуском на сорбит, обеспечивает наиболее благоприятное сочетание прочности, вязкости и пластичности. Проводят до нарезания зубьев. Применяют марки сталей – 40, 45, 50Г, 40Х, 45Х, 40ХН и другие. Зубья из улучшаемых сталей хорошо прирабатываются и не подвержены хрупкому разрушению, но имеют ограниченную нагрузочную способность. Высокую твердость поверхностных слоев достигают применением поверхностного термического или химико-термического упрочнения предварительно улучшенных зубчатых колес: Поверхностная закалка зубьев с индукционным нагревом токами высокой частоты (ТВЧ) целесообразна для зубчатых колес с модулем Ь > 2.(при малых модулях мелкий зуб прокаливается насквозь, что приводит к короблению и делает зуб хрупким).Используют стали – 45, 40Х, 40ХН, 35ХМ.Твердость поверхностных слоев 45 …53 НRC. Цементация (поверхностное насыщение углеродом) с последующей закалкой обеспечивает высокую твердость поверхностных слоев и высокую прочность на изгиб, НRС 56 …63.Применяют стали 20Х, 12ХН3А, 18ХГТ. Азотирование (насыщение азотом) обеспечивает особо высокую твердость поверхностных слоев без последующей закалки. Твердость 58…65 НRС. Применяют стали марок 38Х2МЮА, 40ХНМА. Несущая способность зубчатых передач по контактной прочности тем выше, чем выше поверхностная твердость зубьев. Целесообразно применение поверхностного термического и химико-термического упрочнения. Это позволяет повысить нагрузочную способность передачи в несколько раз по сравнению с улучшенными сталями. Большей твердости соответствует более сложная технология изготовления зубчатых колес и малые размеры передачи. С т а л ь н о е л и т ь е. Применяют для изготовления крупных зубчатых колес (d> 600 мм)Литые колеса подвергаются нормализации.Марки сталей –35Л …55Л. Ч у г у н ы. Применяют при изготовлении зубчатых колес тихоходных, крупногабаритных и открытых передач. Марки чугунов – СЧ20 …СЧ35. Зубья колес хорошо прирабатываются, могут работать при скудном смазывании. Имеют пониженную прочность на изгиб. Габариты чугунных колес значительно больше, чем стальных. П л а с т м а с с ы. Применяют в быстроходных слабонагруженных передачах для колес работающих в паре со стальными или чугунными колесами (в связи с низкой теплопроводностью пластмасс и опасностью заедания).Ширина колес уже, Работают плавно и бесшумно, в высоконагруженных передачах неработоспособны. Применяют текстолит (марок ПТ, ПТК), капролон, полиформальдегид, фенилон.
6. Характер и причины отказов зубчатых передач. Проходя зону зацепления при работе передачи, зубья подвергаются циклическому нагружению. При этом на контактирующих поверхностях зубьев действуют нормальная к поверхности сила и сила трения. Усталостное разрушение: - Усталостное выкрашивание рабочих поверхностей зубьев – является следствием периодического действия контактных напряжений. В открытых передачах (без смазывания) выкрашивания не наблюдают – изнашивание поверхности зубьев опережает развитие усталостных трещин. - Смятие рабочих поверхностей зубьев происходит при действии значительных по величине нагрузок или при ударном приложении нагрузки. - Поломка зубьев приводит к полной утрате работоспособности. Является следствием действия от нулевого цикла напряжений изгиба или перегрузки. На стороне, где возникают наибольшие напряжения растяжения возникает и развивается трещина. - Изнашивание зубьев – основной вид разрушения зубьев открытых передач, передач с твердо смазочными покрытиями и передач с очень малой толщиной смазочного слоя (до 3 мм). Зуб утоняется, ослабляется его ножка, увеличиваются зазоры в зацеплении, что приводит к потере кинематической точности, а при большом износе – к поломке зубьев. - Заедание зубьев – молекулярное сцепление (микросварка) сопряженных поверхностей зубьев вследствие разрушения смазочной пленки и местного повышения температуры при относительном скольжении в зоне контакта. Заедание предупреждают повышением твердости, понижением шероховатости рабочих поверхностей зубьев, нарезанием зубьев со смещением инструмента, подбором противозадирных масел.
7. Выбор допускаемых контактных напряжений при постоянном режиме нагрузки. Зубья при работе зубчатой передачи, входя поочередно в зацепление, подвержены действию отнуленного цикла напряжений. Если параметры цикла неизменны во времени, то режим нагружения называют регулярным. Режим нагружения с изменяющимися во времени параметрами цикла называют нерегулярными. Закон нагружения задают циклограммой, которая представляет собой график нагрузки (момента Т, силы F) во времени работы (или по числам N циклов нагружения) Предел контактной выносливости σHlim высчитывают по эмпирическим формулам в зависимости от материала, способа термической обработки зубчатого колеса и средней твердости НВср. поверхности зубьев.Так, для термообработки улучшение: σHljm = 2 НВср+70 Мпа Тогда контактное напряжение при назначенном ресурсе: σН = σHlim·ZN Назначенный ресурс Nk при частоте вращения n, мин-1, и времени работы Lh час: Nk = 60 ·n·Lh В общем случае суммарное время работы передачи вычисляют- Lh = L·365·Kr·24·Kc где Lh –число лет работы, Кг –коэффициент годового использования передачи, Kr<1, Кс<1. Допускаемые напряжения [σ]H1 для шестерни и [σ]H2 для колеса определяют по общей зависимости (но с подстановкой соответствующих параметров для шестерни и колеса), учитывая влияние на контактную прочность долговечности (ресурса), шероховатости сопрягаемых поверхностей зубьев и окружной скорости: [σ]H = σHlim·ZN·ZR·ZV/SH, где коэффициент долговечности учитывает влияние ресурса при условии 1<ZN<ZNma, где ZNma¶ = 2,6 для материалов с однородной структурой (нормализованных, улучшенных, объемно- закаленных) и · ZNmax = 1,8 для поверхностно – упрочненных материалов (закалка ТВЧ, цементация, азотирование). ZR – коэффициент учитывающий влияние шероховатости сопряженных поверхностей зубьев, принимают для зубчатого колеса пары с более грубой поверхностью в зависимости от параметра Ra шероховатости (ZR = 1 …0,9) ZV – коэффициент учитывает влияние окружной скорости (ZV = 1…1,15) Минимальное значение коэффициента запаса прочности: для зубчатых колес с однородной структурой материала (нормализованных, улучшенных, объемно-закаленных) SH = 1,1; для зубчатых колес с поверхностным упрочнением SH = 1,2 Допускаемое напряжение [σ]H для цилиндрических и конических передач с прямыми зубьями равно меньшему из допускаемых напряжений шестерни [σ]H1 и колеса Для цилиндрических и конических передач с непрямыми зубьями в связи с расположением линии контакта под углом к полюсной линии допускаемые напряжения можно повысить до значения [σ]H = 0,45 ([σ]H1 + [σ]Н») при выполнении условия: - для цилиндрических передач [σ]Hmin < [σ]H < 1,25 [σ]H min - для конических передач [σ]Hmin < [σ]H < 1,15 [σ]Hmin, где меньшее из двух: [σ]H1,[σ]2 и есть [σ]Hmin Допускаемые контактные напряжения [σ]Н для прямозубых передач определяют отдельно для колеса и шестерни: [σ]Н = , где σНlim – предел контактной усталости поверхности зубьев (таблица). [n] - коэффициент безопасности принимают равным 1,1 – для нормализованных и улучшенных зубчатых колес и равным 1,2 – для зубчатых колес с поверхностным упрочнением зубьев. КHL – коэффициент долговечности; для редукторов с ресурсом работы t > 36000 ч. KHL = 1. Для непрямозубых колес расчетное допускаемое контактное напряжение определяют: [σ ]Н = 0,45[σ ]Н1 + [σ]Н2
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 868; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |