КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В будущем
Сегодня Общество индустриальное
форсированная технология экономика национальная короткие сроки централизация демократия правительства иерархия север простые альтернативы
Общество информации «высокая» технология мировая экономика продолжительные сроки децентрализация демократия участия сеть юг выбор множества вариантов Как в эту, ставшую классической, концепцию, так и в другие подобные исследования, лидеpcтво не вписывается. A ведь именно лидеры «высвобождают» энергию, потенциальные возможности исполнителей, именно лидеры способны переводить интенции в реальность. Без правильно понимаемого и практикуемого лидерства будущее будет искажено, деформировано, как это произошло уже c нашим прошлым и нашим настоящим. При исследовании настоящего и прогнозах будyщего почти всегда недооценивают или вообще пpoxодят мимо смысла и значимости лидеpcтва. Можно сослаться на Бертрана Рассела, который сказал, что основополагающая концепция наук, изучающих общество, есть власть, - в той же степени, в какой энергия есть основополагающая концепция физики. Блокирование идеи власти, идеи лидерства - как в теории, так и в реальности в экономичecкой сфере, - приводит к блокированию, безрезультатности наших усилий изменить пути развития экономики. Неверное понимание и игнорирование идей лидерства в экономике и политике уже породило множество нежелательных эффектов - коррупцию, агрессивность, лживость, скупость, озлобление и прочее. Зарубежные исследователи лидерства также считают, что в прошедшем столетии лидеры больше командовали, чем организовывали, больше управляли, репрессиями, чем экспрессиями, и чаще сдерживали исполнителей, чем позволяли им совершенствоваться. Итожа сказанное, можно дать не определение (их достаточно), a скорее понимание лидерства. Лидерство - это основополагающая фундаментальная энергия, необходимая, чтобы развернуть и сориентировать действия исполнителей, другими словами, это возможность перевести интенции в реальность, действенность. Еще вариант: лидеpcтво есть разумный образ власти. Лидеры появляются и проявляются в то время, когда социально-экономический объект управления сталкивается c новыми проблемами, которые не могут быть решены в рамках простой эволюции. Лидеры берут на себя ответственность модернизировать организационную практику, придать организации способность адаптироваться к переменам в окружающем мире. На развитие экономики влияет много слyчайныx факторов, будущее неопределенно. Лидер - тот, кто лучше других соотносит, предугадывает ростки, параметры экономического (а следоватeльно, и социaльного) будущего c действиями, которые необходимо совершать в настоящем, чтобы быть готовым к встрече c будущим. Однако проверить правильность или неправильность действий лидера, его видения будущего можeт только время. Организация, которая не анализирует свое финансовое состояние, может оказаться без денег, разориться; организaция, которая игнорирует организационные аспекты управления, может развалиться, как плохо склеенная детская игрушка или карточный домик, но организaция, которая пренебрегает проблемами лидерства, которая не создает лидерам условий для действий, не поддерживаeт их, не имеет вообще шансов на выживание, так кaк даже caмые старательные и добрocовеcтные исполнители в большом количестве не заменят лидера. Лидерство может существовать только как связь, тесное взаимодействие между ведущим и ведомым, управляющим и управляемым. Одно не может существовать без другого. Более того, характер взаимодействия лидера и идущего за ним имеет такую особенноcть, какая не наблюдается ни в каких других социальных связях: лидер и идущий за ним связаны так, что каждый из них тянет, «вытягивает» из другого лyчшee. To есть связь между шефом и его командой не односторонняя, она включает не только поток энергии от лидера, но и обратный поток, лидеpcтво - это давать и возвращать лучшее, что есть в каждом. Именно в этом и состоит главная этическая ценность лидерства. Итак, лидеpcтво, c одной стороны, это не жесткое командование, но, c другой стороны, и не простое распорядительство, не простое ведение хозяйственных дел. Та концепция лидерства, которую мы предлагаем, подчеркиваeт тот факт, что лидер - это не прocто распорядитель, это человек, который занимается фундаментальной ориентацией вceй организации, формирует и передает исполнителям свое. Время лидера проходит в поисках того, «что надо делать», a не того «как надо делать». Лидерство - это то, что создает стратегию развития для организации, формирует образ, видение, перспективы организации и, кроме того, обладает способностью превращать это видение в реальность. Т. е. есть разница между активным, творческим, созидательным началом, выражающимся в формировании образа будyщего пути, что характерно для лидера, и простым следованием за потоком событии, изменений, когда довольствуются реагированием на эти события и изменения. Еще одна характерная черта лидерства: лидер не командует, он не требует слепого безоговорочного подчинения «молчать, исполнять, не рассуждать» - этот печально известный принцип исключен для истинного лидера. He командовать, но управлять! B данном случае мы слово «командовать» считаем синонимом слова «заставлять». Можно заставить лошадь идти к водопою, но нельзя заставить ее пить. Как говорит один из лидеров компании Макдоналдс: «Если вы захотите командовать кем-либо, научитесь сначала командовать собою. Попробуйте, и вы тотчас прекратите командовать и начнете управлять». Итак, как видим, именно этика отличает истинного лидера - этика руководящих дейcтвий. Что же делает лидера лидером, что выделяет его среди других людей, что влечет их к нему? Укажем важнейшие черты лидера. Первая из них - умение видеть, видение. Для лидера видение - это прежде вceго определение цели для ее достижения. Настоящий лидер ориентирован на результат, именно он удерживает внимание лидера. Лидер ясно видит результат, цель, именно это ясное, осознанное видение действует на окружающих неотразимо и притягивает их к нему. Его интенции в отношении цели имеют для других магнетический эффект. Это видение цели действует и на самого лидера и, распространяясь вокруг него, позволяет его подчиненным, коллегам реализовать свои потенции в совместных целенаправленных действиях. Крок, глава фирмы «Макдоналдс», сказал, что, по его мнению, видение- это некая комбинация прошлого опьгга, инстинктов и мечтаний и некоторая доля безумия, поскольку, когда лидер идет, увлекая других, на реализацию увиденной им цели, он рискует «все потерять». Итак, предельно ясное видение конечного результата - вот один из столпов, на которых удерживается лидер. Он всегда знает, что хочет. Неважно, что цель может казаться даже ему нереaльной, практичecки недостижимой. Сильного человека, истинного лидера это лишь стимулирует дополнительно. Ясное видение цели воодушевляет, ободряет, помогает превращать цель в действия по ee достижению. И эта цель должна быть этичной c точки зрения организации, страны, вceго oбщecтвa. Однако одного видения мало. Как привлечь последователей, как сформировать сознание подчиненных, коллег, чтобы они стали единомышленниками? Ведь в противном случае лидер не будет являться лидером, человеком, ведущим за собой других. Чтобы передать свое видение другим, лидер должен уметь построить коммуникацию и уметь передать свое видение в той форме, которая является наиболее удобной, приемлемой, легче других воспринимается воображением сотрудников в целом и каждого в отдельности. Чтобы подчиненные вообразили ceбe цель, увидели ее так, как если 6ы она была реальностью, истинный лидер применяет самые различные приемы и способы передачи своего видения будущим сподвижникам. Это могут быть словесные конструкции, приемы речевого воздействия, графическая передача информации (графики временных рядов, ленты экстраполяции, a также многомерные изображения). Однако одной информации o видении цели недостаточно. Важна манера ee представления. Надо не только ясно, четко дать видение цели, но и эмоционально захватывающе представить ее. Неясно, смутно, неразборчиво, невнятно и в речевом, и в эмоциональном, и в содержательном плане выраженные идеи, какими бы важными они ни были, могут провалиться. Метафоры, сравнения, символы, схемы и другие приемы позволяют сфокусировать внимание сотрудников на сути идеи, увлечь их. Именно так создается эффективная промышленная и непромышленная реклама. Все виды коммуникационных связей, используемых лидером, обязательно должны соответствовать этическим принципам. В случае их нарушения может потерпеть фиаско не только сам лидер, но и его идея - даже если она разумная и здоровая. И еще сторона умения донести свое видение до подчиненных: выявление причинной связи между обстоятельствами, ситуацией и целью, достичь которую предлагает лидер. Специфическое назначение лидера - знать «почему» прежде чем искать «как». И ответ на «почему», т.е. причина, также должен рождаться в рамках этических требований. Лидер - тот, кто видит проблему. Не надо думать, что это так уж просто - уметь выявить проблему. Для этого надо: 1) иметь характерный стиль мышления, который встречается довольно редко, 2) сочетание аналитического и критического склада ума, 3) владеть приемами системного подхода, обучившись ему интуитивно. Эти три компонента вместе c вытекающими из них более конкретными элементами дают лидеру возможность видеть проблему, определить - ЧТО делать. Менеджер принимает peшение по устранению проблемы, лидер ОТКРЫВАЕТ проблему. B этом разница между ними. Возникает вопрос: почему одну идею поддерживают больше, чем другую? Парадоксальная истина: принятие идеи, степень поддержки ее исполнителями не зависит от ее качеcтвa. Самые популярные идеи не обязательно лучшие. B этом этическая «ловушка»: только тот лидер может быть лидером, чья этическая идея имеет этические свойства высокого уровня. Чтобы идея лидера поддерживалась, необходимо, чтобы часть - совсем не обязательно большая или даже значительная - сотрудников была готова проявить интерес к самой идее или, что проще, к тому, что будет ее окружать. Общность понимания и видения - хотя бы для части сотрудников - вот что необходимо для принятия идеи, предлагаемой лидером. K сожaлению, во многих организациях общности понимания располагаются «послойно», как начинка в пироге: одна общность охватывает высший уровень управления, другая - средний и т.п. Внутри этих слоев все понимают друг друга и сходно понимают цель или идею. Но понимания меж ролями нет, более того, есть контрпонимание, конфронтация, противопоставление позиций, что, естественно, не способствует реализации идеи, a paбoтy лидера превращает в собирание осколков этой идеи. Мы можем сделать вывод - этические начала в таких организациях развиты слабо. Бюрократизм также мешает общности понимания: предположим, прекрасная идея предложена лидером и доведена до сознания и понимания ближайшего уровня управления, ответственность, естественно, расширяется и делегируется. Затем она делегируется снова, перетекает по бюрократическим каналам на более низкие уровни управления. Потом она еще раз переделегируется. И когда она, наконец, доходит до уровня исполнителей, она можeт уже ничего общего не иметь c первоначальным замыслом - столько она пpeтерпела искажений в своем следовании по иерархическим уровням сверху вниз. Этот неэтичный прием передачи ответственности известен административным управленческим уровням организаций вceго мира. Итак, умение передать свое видение проблемы другим по всей иерархии уровней - второе условие лидера быть лидером. Третье условие - доверие. Оно включает в себя постоянство, ответственность и свободу. Без доверия лидеров и нелидеров по отношению друг к другу организации не могли 6ы функционировать. Доверие базируется на постоянстве. Оно возникаeт между людьми, связанными постоянными отношениями, доверяющими друг дрyгy. Постоянство имеет в этом случае синоним надежности, a что может быть важнее надежности в постоянной битве за жизнь? Глава фирмы «Макдоналдс», Крок, говорит, что ничего в мире не может заменить постоянства: ни талант - ничто так чаcто не вcтpечается в мире, как люди, имеющие талант и не преуспевающне, ни культура - мир полон тех, кто только называет себя культурными, ни гениальность - она не ценится и это вообще «общее место». Единственно упорство, настойчивость, твердость, решимость, постоянство - вот что могyщecтвенно и что обеспечивaeт могущество в мире. C упорством и постоянством определяя, отстаивая свою идею и, что не менее важно, противостоя противоположной идее, лидер зарабатывает доверие. Настоящий лидер, лидер по духу, остается непреклонным, даже когда его окружение, его единомышленники проявляют неуверенность. Доверие, базирующееся на постоянстве в продвижении к цели, - вот третье по счету, но не по значимости условие успеха лидера. Известна китайская пословица, которая звучит примерно так: «Если не меняют направления, имеют шанс прибыть туда, куда направляются». Хранить ориентацию, находясь в океане изменений, превращений, модификаций - залог успеха лидера в получении доверия. Постоянство, чей синоним - надежность, один из принципов этики менеджмента. И еще один момент, укрепляющий доверие к лидеру: интеграция. B интегрированной организации лидеру легче вceго не только определить свою позицию, но и довести ее до сотрудников, ему легче проникнуть со своей идеей в их сознание, найти в нем созвучные своей концепции интересы. Проблема интегрирования в организации едва ли не самая трудная в лидерстве. Причина этого - индивидуальный подход каждого в построении собствeнной системы целей, интеpecoв, желаний и т.д. Когда менеджеры разных уровней управления в организации трудятся над выработкой решений самого разного содержания и степени значимости, они меньше вceго думают, как повлияет это решение на уровень интегрирования организации. В результате многие управленческие решения, положительно влияя на устранение финансовых или любых других тpуднocтей, оказывают деструктирующее влияние на организацию. C точки зрения успешности удерживания постоянства в ориентировке лидера, можно различать четыре структуры каждой организации: 1) официальную, т.е. yтвержденнyю соответствующим органом управления (схема ее обычно вывешена для обозрения в кабинeтe генерального диpeктора, президента, она открытa, она общеизвecтна); 2) «прорывающуюся» - ту, которая существует, по мнению персонала, на самом деле таких cтруктyp можeт быть в организации столько, сколько в ней существуeт группировок и групп; 3) существующую в реальности (она можeт быть выявлена из обращающейся документации, peзультатов анкетирования и тому подобных материалов); 4) желаемую. Идеальным, c точки зрения этики, конечно, было 6ы положение, когда все четыре cтpуктyры совпадают, в такой ситуации легче всего было бы держать ориентацию постоянной. Но будем смотреть на вещи реально - такого не бывает никогда, даже в самых успешных предпринимательских акциях, в самых процветающих организациях. Чем больше различия этих структур, тем сильнее дисгармония в организации, тем болезненнее протекает ее развитие. Однако, как это ни парадоксально, описание различий структур в определенной степени полезно, так как в нем проявляется борьба противоречии, служащая движущей силой и стимулом перемен и развития. Поэтому лидер не должен «складывать крылья и переставать парить в горных высях» оного, что реальность далека от желаемого, a наоборот, оперативно, быстро, умело маневрировать, используя то одну структуру, то другую, но постоянно держа в своем видении одну и ту же цель, проявляя в этом отношении постоянство и этим зарабатывая доверие к себе. Четвертое условие успешного лидерства - умение саморазвертывания, самореализации, самодемонстрации. Лидеpcтво имеет главным образом человеческое содержание. Если руководитель занимается вопросами руководства людьми, это не снимает c него обязанности решать проблемы технико-технологического харaктерa, экономические и финансовые вопросы и т.д., но лидер, пpeжде всего, - знамя, он ведет за собой людей, в противном случае он не лидер, a менеджер, причем в узком понимании этого слова. Есть одна закономерность: чем выше уровень в организации и межорганизационных контактах, тем значимее особенности человеческой натуры лидера. Около половины времени лидера занято человеческими контактами, регулированием чeловечecких пpoблем, возникающих в процессе установления и достижения цели. При этом ключевой фактор - саморазвертывание, самореализация, самодемонстрация. Управление самим собой - элемент, определяющий лидерство. C управления самим собой лидерство и начинается. Без этого лидеры рискуют сделать больше плохого, чем хорошего. Как врач, который при должном уровне компетентности может спасти человека, a при отсутствии таковой - убить, так и лидер, не умеющий управлять собой, может получить обратное своим желаниям - дезорганизацию, демотивацию идущих за ним, и, как следствие, уход от цели. И это требование - уметь управлять прежде всего собой - глубоко этично по своему содержанию. Этот процесс саморазвертывания и делает акт управления глубоко индивидуальным. Посмотрим, какое содержание вкладывается в этот термин. Прежде всего, актуализируя саморазвертывание, лидер должен задуматься над тем, какие y него сильные и слабые стороны личности. Акцентировка при этом должна бьггь на сильных сторонах - не потому, что мы видим в каждом лидере последствия известного мифологического героя Нарцисса, вовсе нет. Просто лидер, если он хочет быть настоящим лидером, должен знать себе цену (самооценка!) - долой ложную скромность - иметь уважение к себе. Итак, первый этап к позитивному саморазвертыванию - узнавание своих сильных сторон c целью максимальной их эксплуатации и узнавание своих слабых сторон c целью выключения их из действия и создания механизмов их торможения. Другими словами, это воспитание уверенности в ceбe. Характерно, что уверенность в себе более активно проявляется в молодом возрасте. Второй этап - сознательное культивирование своего потенциала, разворачивание своих талантов. Для этого надо знать свои позитивные результаты, знать, чего достиг, знать причины, приведшие к успеху, и, как в спорте, постоянно и последовательно «поднимать планку». Все люди, в том числе и лидеры, имеют негативные черты личности. Такая негативная черта характера может иметь трагические последствия не только для самого лидера, но и для идущих за ним. Вот почему надо стараться не только развивать свои позитивные особенности, но и нейтрализовать свои недостатки, если «дозировка» иx превышает допуcтимyю и они становятся опасными. Третий этап - выработка особенности «соответствовать», т.е. обнаруживать aдекватноcть тех компетенции и спocобноcтей, которыми обладает лидер, тем, которые нужны на пpeдлагаемом посту. Как видно из изложенных аргументов, лидеpcтво в экономике - пpoблема этичecкaя, и требования к лидepу носят этический характер. ГЛАВА 3. ЭТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЭТИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕД ОБЩЕСТВОМ И EE СУЩНОСТЬ Концепция этической ответcтвенноcти правомерно может быть перенесена на организацию. Моральная ответственность отдельного человека включает в себя три компоненты: 1. Субъект - тот, кто нeceт ответственность. 2. Сущность и содержание ответственности. 3. Степень надежности субъекта ответственности. Первая компонента имеет каузальный характер. B этом смысле слова ответственность связана c прослеживанием причин поступков и действий тех, кто ответствен в данной ситуации. Здесь определяется этичность или неэтичность намерения, свободная воля, степень участия и соответствующее поощрение или порицание. Вторая компонента - сама сущность ответственности, и чаще всего - это этичecкие нормы c различной степенью жесткости, стандарты или принципы, указывающие ориентир лишь в общем виде, концепции, определяющие (также в общем виде) то, что принято делать и как принято себя вести, и то, что делать не принято. Суть третьей компоненты состоит в том, что o моральной ответственности можно говорить и ее можно требовать лишь тогда, когда субъекты, ее несущие, надежны и заслуживают доверия, когда при принятии решения этического характера они принимают во внимание весь комплекс факторов. Это возможно лишь при наличии соответствующего уровня интеллектуальности и эмоционaльного развития. Для того чтобы поведение физического лица было этичным, оно должно обладать двумя особенностями: А: Разумность: принятие этичной точки зрения возможно лишь при условии рационального мышления, отсутствия импульсивности, ясного осознания целей и задач, прогнозирования последствий альтернативных решений, внимания к деталям и конкретностям. Б. Уважение к жизни других личностей. Оно включает в себя серьезный подход к потребностям и интерecам людей, отношение к ним не просто как к факторам и рecуpcам принятия peшений, a как к лимитирующим условиям, которые изменяют ecтecтвенное для любого человека отношение к ceбе как к «центру мироздания» на ориентацию прежде всего на других, их интерecы, безопасноcть и др. Концепция моральной отвeтcтвенноcти личноcти может быть пpоецировaна на организацию, поскольку организацию можно раccматpивать как «совокупный субъект», который хотя сам по себе не является личностью, но состоит из них. И если y личности (менеджера) есть поведение и поступки, которые могyт быть оценены c позиции морали, то организация тоже совершает поcтyпки и имeeт определенную линию поведения - моральную или аморальную. Как было сказано ранее, личность может вести себя ответственно и принимать обоснованные этические решения, только если ею собирается информация o влиянии ее дейcтвий на других людей, которая учитывается при принятии решений. Эту концепцию правомерно перенести на организацию как коллективный (или совокупный) субъект. Те организации, которые следят за этичностью процесса найма на работу, за влиянием производства на окружающую cpeду и здоровье людей и т.п., тем самым демонстрируют те же разумность и уважение, что и реально ответственные люди. Однако между мерой ответственности, принимаемой на себя корпорациями, есть различия такие же, как и между более или менее этически воспитанными личностями. Ряд компаний включает в систему стимулирования менеджеров, в направления работы совета диpeкторов, в сиcтeмy контроля и т.д. идею необходимоcти вocпитания и развития в coтpудниках руководящего уровня уважения к интересам и запросам других, внимания к безопасности потребителей в гораздо большей степени, чем другие компании. Хотя организации и не являются людьми, хотя это лишь искусственные правовые образования, «машины» для мобилизации инвестиций в наиболее эффективное производство товаров и услуг и получения прибыли от вложенных средств, концепция этической ответственности может быть перенесена на организации. Аналогичным образом на корпорацию могyт быть проецированы цели, экономичecкие ценноcти, cтpатегии, тактические приемы и другие подобные атpибyты человеческого поведения. Корпорацию нельзя заставить быть ответственной за этичность ее дейcтвий ценой прибыли. Прибыльность и финансовое процветание компании были и всегда будут «категорическим императивом» менеджмента. Выживание, стабильность экономического положения и рост корпорации, стремление к прибыли - эти цели не должны затмеваться требованиями этического характера. Этические требования лучше рассматривать как дополнение, a не как замену стремления к реализации экономических и иных интересов. Это не значит, что максимизация прибыли никогда не вступает в конфликт c этическими стандартами. Но максимизация прибыли конфликтует часто и c другими управленческими ценностями. И задача корпорации состоит в том, чтобы скоординировать императивы, a не просто снизить Значимоcть одного из них за счет другого. Возможность переноса концепции этической ответcтвенноcти c личности конкретного менеджера на организацию, на наш взгляд, является правомерной. Подобное личностное проецирование на единое целое, на коллективный, совокупный субъект имеет место не только в менеджменте, но и в сфере политической, государственной и т.п. Под корпоративной социaльной ответственностью понимается комплекс дейcтвий, являющихся обязательными согласно закону, и действий, не требуемых законом о деятельности экономических субъектов. Правомерность обсуждения проблемы корпоративной социaльной ответственности можно подтвердить тем, что в общественной жизни часто возникают вопросы типа: • cледyeт ли ограничивать корпорации в их попытках увеличить доходы акционеров? • можно ли разрешить корпорациям выступать на политической сцене? • должны ли корпорации идти на большие производственные затраты, устанавливая дорогие воздухоочистительные сооружения, не требуемые законом o защите окружающей среды? • должны ли этические принципы и нормы сдерживать усилия по расширению (захвату) новых рынков или увеличению объемов продаж? • в то время как продажа табачной продукции в США сократилась, должны ли американские табакопроизводящие корпорации проводить интенсивные рекламные кампании по продаже сигарет в других странах, если последствия курения для здоровья всем хорошо известны? Корпоративная социальная ответcтвенноcть может быть рассмотрена в четырех аспектах. Первый аспект: рыночный подход. Он подразумевает, что корпорации не имеют никакой иной ответственности, кроме максимизации своей прибыли в рамках закона. B соответствии c рыночным подходом правопорядок на конкурентных рынках и эффективная система законности - это все, что необходимо для того, чтобы корпорация удовлетворяла тpeбовaниям общecтва. Сторонники рыночного подхода заявляют, что использование peсypcов корпорации в филантропических целях может принести лишь вpeд общecтву, порождaя настроения иждивенчества и потребительства. Следующий, регулятивный, аспект предполагает, что правительство, обладая достаточной властью, должно регулировать деятельность делового сообщеcтвa пocредством законов. Защитники этого подхода считают, что корпорации не будут добровольно соблюдать моральные принципы, и поэтому государство c большей или меньшей степенью жеcткоcти должно принуждать их к социaльной ответственности, заставляя отвечать перед общеcтвом и выполнять свои обязательства. Парируя критику сторонников рыночной концепции, защитники регулятивного подхода полагают, что система рыночных отношений не может выступать как регулятивный институт, поскольку корпоративная власть слишком ограничена, a потребительский спрос слишком зажат в рамках управления. Третий аспект, в котором можно рассматривать социальную ответственность корпораций, - «корпоративнаясовесть». Защитники этого подхода считают, что внутренние процессы принятия решения в корпорации отражают в значительной степени действия лиц, ответственных за принятие решений. Поскольку в корпорациях есть советы директоров, принимающие решения, менеджеры разных уровней, процедура и иерархия принятия решения и т.п., можно утверждать, что корпорацию следует рассматривать как совокупный (коллективный) субъект морали, имеющий соответственно ряд моральных обязательств перед обществом. Таким образом, сторонники концепции наличия корпоративной совести считают, что корпорации как моральные субъекты коллективного характера обладают совестью. Наконец, четвертым является «акционерный подход». При этом под акционерами понимаются не только лица, владеющие акциями данной корпорации, но гораздо более широкий круг лиц, куда входят как сотрудники корпорации и потребители ee продукции или услуг, так и представители других корпораций, конкуренты, широкие круги общественности, которые в большей или меньшей степени опосредованно имеют отношение к данной корпорации. Реализация социальной ответственности корпораций включает в себя четыре компоненты: 1. Корпорации, прежде чем принять решение, собирают соответствующую информацию, и выработка решений происходит на основе изучения экономических, законодательных и нравственных факторов. Например, корпорация должна принимать во внимание социальные последствия закрытия одного из своих предприятий или экологические последствия функционирования производства без достаточного оснащения его очистительными устройствами. 2. Корпорация выбирает из ряда альтернатив один вариант действия или поведения. 3. Корпорация, принимая решение, должна найти такое, которое учитывало бы не только нравственные требования, но и экономические, и политические требования закона при главенстве прямого интереса корпорации. 4. B принципе действия корпорации по реализации своей социaльной ответственности не отличаются от действий индивида. Некоторые теоретики социaльной ответственности корпораций полагают, что следует различать «положительные» и «отрицательные» нравственные обязательства. Отрицательные нравственные обязательства представляют собой обязательства не осуществлять тех действий, которые могли бы быть безнравственными, неэтичными для большей части общества, например обман. Положительные нравственные обязательства - ориентация корпораций на совершение действий, направленных на повышение качества жизни и чистоты окружающей среды. В начале 80-x годов некоторые теоретики этики менеджмента разделяли понятия социальной ответственности отдельных граждан - физических лиц, и корпораций - юридических лиц. Они считали, что физические лица, личноcти должны заботиться не только o собственном достоинстве, благополучии и процветании, но также o достоинстве и процветании окружающих их лиц. Организации же - юридические лица - являются творением и до известной степени «продуктом» системы экономического регулирования и политического согласия, которая и создает определенную среду вокруг корпораций. Поэтому не следует ждать от организаций проявления тех же моральных качеств, что и от физических лиц. Один из философов, разделявших эту точку зрения, Джон Ладд, высказался следующим образом: «Неправильно ожидать совпадения поведения организаций c общими принципами морали. Мы не можем и не должны ожидать, что формальные организации или их представители, выполняя свои рабочие обязанности, будут всегда честны, смелы, тактичны и будут проявлять сочувствие или честность любого вида. Такие понятия, образно говоря, не входят в словарь языка деловой игры». Однако такая точка зрения на социальную ответственность корпораций, представляющая собой барьер для развития деловой этики, не стала общепринятой тогда и, тем более, не главенствует сейчас. 90-e годы ХХ в. подтвердили право на существование «совести y корпораций». Корпорация может и должна иметь совесть. Язык этики имеет место в словаре организации. Различные организации должны быть ответственны (в своих целенаправленных действиях, в своем эгоизме или его антиподе - альтруизме), как и обычные люди, физические лица. Сторонники этого образа мышления считают, что существует аналогия между личностью и корпорацией, что проецирование на корпорацию как на совокупный (коллективный) субъект общества концепции этической отвeтcтвенноcти вполне возможно. ЭТИКА СОЗДАНИЯ, ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ Этичность должна стать неотъемлемой частью существования организации на всех этапах - в начале ее проектирования, в процессе ее создания, активного функционирования и даже в момент прекращения ее существования, когда таковой настанет. Какой 6ы ни мыслилась будущая организация ее создателям - имеющей сугубо производственные цели, ориентированной на представление каких либо видов услуг и т.п. - прежде всего они обязаны думать o ее миссии, предназначении, предначертании, o ее высшем идеальном назначении. Это первый этап в создании любой организации. И на этом этапе этические требования должны быть учтены максимально полно. Здесь должны действовать принципы не только и не столько той или иной профессиональной этики (они развернутся на этапе функционирования организации), сколько принципы этики универсальной. Какова будет роль проектируемой организации в развитии человеческого общества, повышении его благосостояния - как материального, так и интеллектуального, какую миссию выполняет корпорация по отношению к будущим поколениям, какие идеалы будет она прививать человечеству и как эти идеалы способствуют его процветанию? Вот вопросы, на которые должен дать ответ первый, в самых общих чертах очерченный, вариант проекта организации. Эти вопросы, как и многие другие, служащие их логическим продолжением, носят, как мы видим, строго этический характер. На этапе проектирования оргaнизaции не идет речь o проблемах формирования денежных фондов, хозяйственных и прочих связей и ни o каких других подобных аспектах. Прежде всего перед теми, кто планирует создать новую организацию, встаeт вопрос: этична ли высшая цель, избранная создателями фирмы? Примеры: - фирма «Макдоналдс», имеющая филиалы по всему миру, свою миссию выразила в следующем: «Качество; обслуживание; чистота; ценность (содержание)»; - голландская авиакомпания KLM видит свою миссию в «надежных международных пассажирских и грузовых перевозках». Итак, миссия (высшая цель, идеал) требует максимального внимания и осторожности со стороны проектантов новой организации, чтобы функционирование последней находилось впоследствии в строгих этических границах. На этом уровне создания корпорации этическими ограничениями являются принципы общечеловеческой морали - в большей степени, чем требования профессиональной этики менеджмента. Второй этап создания корпорации - определение и формирование целей, являющихся логическим продолжением высшей цели. Как правило, цель корпорации обычно бывает представлена набором, «букетом» целей, так как чаще всего корпорация преследует не одну цель, a несколько. Формулирование целей невозможно без тщательного анализа состояния внутренней и особенно внешней - по отношению к корпорации - среды. K числу факторов внешней среды относятся законоуложения экономической сферы, существующие в данной стране; требования этики бизнеса, этики менеджмента, других профессиональных этик, например этики инженерной; действия и мнения конкурентов; отношение к данной организации таких групп населения, как акционеры и потребители продукции; поведение кредиторов и другие факторы. Итак, на втором этапе «работают» в основном профессиональные этики. Третий этап - выработка глобальной стратегии кoрпорaции по достижению целей, возникших на втором этапе. Общая или глобальная стратегия - проектируемая линия поведения корпорации в целом; это ориентир для каждого менеджера организации. Этический фильтр здесь также необходим. Четвертый этап создания организации - разработка каждым менеджером своей стратегии, соответствующей, c одной стороны, его индивидуальным особенностям и, с другой стороны, данному конкретному уровню управления и в целом кадровой политике организации. На этом этапе действует большое число этических норм, требований и принципов, поскольку менеджер должен обязательно принимать во внимание такие четко и однозначно определяемые экономические факторы, как нижний допустимый предел прибыли, уровень рентабельности, законы, a также такие реалии экономической жизни, как степень риска, опасности конкурентной борьбы, следование главной цели, имидж фирмы и необходимость его поддержания и т.п. Именно эти, не поддающиеся формализации факторы, находятся под сильным влиянием этики менеджмента. Итак, если на этапе определения миссии организации довлеют принципы общечеловеческой морали, то на уровне конкретного менеджера - принципы этики менеджмента. Если организация прекращает или реорганизует, реструктурирует деятельность - полностью или частично этические нормы также присутствуют. Причины изменения условий функционирования организации могyт быть различными: a) банкротство, имеющее своим следствием полную ликвидацию организации; б) отсечение одного из направлений деятельности как · морально устаревшего; · мало прибыльного; • имеющего вероятность жалоб потpeбителей на отдельные характеристики продукции (услуг); • не обеспеченного в достаточной степени ресурсами, в том числe трудовыми; • вошедшего в противоречие c существующим законодательством - государственным или международным; · прочие причины. Может произойти добровольное слияние корпораций или одна корпорация присоединит (насильственно поглотит) другую через скупку акций; в этих случаях может частично измениться стратегия, цели, задачи, что, в свою очередь, приведет к сворачиванию большего или меньшего числа направлений деятельности. B процессе реструктуризации организация должна учитывать интересы различных групп: a) интересы своих сотрудников - не только материальные (выходное пособие, например), но и моральные. Так, служба управления персоналом ликвидируемой организации должна предпринять усилия по трудоустройству увольняемых сотрудников в других организациях (хотя c точки зрения юридической она это делать не обязана, но c позиции морали такой шаг сотрудника службы управления персонaла по отношению к увольняемым можно оценить как весьма этичный); б) интересы акционеров, вложивших деньги в акции ликвидируемой организации; следует отметить, что хотя для данной группы регламент действий организации лежит в юридической сфере, однако есть место и для этики; в) интересы поставщиков; отметим такой аспект отношений ликвидируемой организации c поставщиками: сворачивающая свои действия и рассчитывающаяся за старые обязательства организация не должна вступать в новые долговременные отношения с поставщиками, не предупредив их o скорой ликвидации организации (закон устанавливает временные сроки информирования кредиторов); г) интересы средств массовой информации: не следует вводить в заблуждение прессу, предпочтительнее либо говорить правду o ликвидации, либо попросить дать возможность оставить «больной вопрос» без комментариев, поскольку лгать неэтично, a умолчание o чем-либо не есть ложь; д) перечень возможных областей, где ликвидируемая организация должна вести себя этично, можно продолжить. Итак, «этические фильтры» должны действовать, и действуют - правда, далеко не всегда в полную мощность - на этапе создания организации, в процессе ее функционирования и в случае ликвидации. Этика менеджмента имеет свое место и в процессе развития организации. Теория и практика менеджмента достаточно часто говорят o росте организации, имея в виду ее развитие, хотя рост и развитие - это разные понятия. Рост организации - это увеличение ее в размерах: может расти численность работающих, увеличивается число филиалов или дочерних фирм, растет чистая прибыль, объем продаж и т.п. To есть рост организации связан с количественными показателями. Развитие можно определить кaк процесс, в котором усиливается (или увеличивается) потенциал организации, т.е. ее возможность удовлетворять желания и чаяния общества. Другими словами, развитие означает, что может сделать организaция, имея то, что y нее уже есть (персонал, структура управления и т.д.) Рост может иметь место и без развития, и развитие может наличествовать, когда нет роста организации. Итак, развитие - это приобретение потенциала для улучшения, a не само улучшение. Как рост, так и развитие организации имеют пределы, ограничения. Ограничения роста очевидны - это ресурсы, имеющие определенные размеры (или количества). Главные ограничители роста находятся во внешней среде организации, и последняя далеко не всегда может их отодвинуть. Ограничения развития заложены в самой организации, в ee внутренней среде. Они не очевидны, и, можно сказать, эти ограничения практически всегда (если нет форс-мажорных обстоятельств) могут быть если не устранены совсем, то ослаблены. Каковы условия развития организации, а следовательно, и ее сотpудников? Философы древней Греции указывали на четыре условия, являющиxся таковыми в caмом общем виде: истина, изобилие, добро и красота. Переведя эти термины на «язык менеджмента», получим следующие функции организаций (a значит, и менеджеров, в них работающих): развитие науки и техники. Иначе говоря, каждая организация для своего развития должна идти путем научно-технического прогресса - проводить научно-технические исследования или способствовать их проведению другими организациями, хотя бы путем использования результатов НТП в своей деятельности по выпуску товаров (услуг). Производство и реализация (пропажа) различных видов товаров и услуг. Эта функция - не что иное, как развитие экономики, поскольку только экономика на достаточном уровне своего развития может дать изобилие товаров и услуг. Экономическая функция организации - ее основная общественная функция. Этическая функция организаций - уважение достоинства личноcти сотрудников (a также клиентов, покупателей, конкурентов), способствование распространению образования, становлению справедливого законодательства, устранению предрассудков разного толка (национальных, демографических, культовых и т.д.), a также погашению конфликтов разных уровней (межличностных, межгрупповых, внутригрупповых и т.д.). На первый взгляд может показаться, что роль корпораций в утверждении этических принципов в обществе невелика. Однако функционализация способна насаждать этические принципы не только среди сотрудников, но и в обществе - через выбор своей миссии и cтpатегии, чеpeз внедpeние этических кодексов в жизнь и деятельность организации, этические стандарты и нормы, внедряемые в процесс менеджмента. Эстетическая функция - наиболее спорная, она иногда вызываeт возражения, ocобенно y тех, кто занимается практичecким менеджментом - y менеджеров. Последние имеют вполне определенное представление o научно-техническом прогрессе и его роли в организации; об экономическом статусе организации, a также об этике деловых отношений, особенно об этичности поведения менеджерского корпуса, но некоторая часть корпуса менеджеров не имеет представления об эстетике управления. Целесообразным поэтому представляется дать самое общее определение этой функции. До сих пор многие теоретики и практики менеджмента считают, будто эстетике, т.е. науке o прекрасном, нет места в управлении. Однако в действительности эстетика есть в менеджменте: это стремление менеджеров всех уровней создавать образы будyщего корпорации, ее миccию как высший идеал ее места в обществе, ориентироваться на повышение уровня качecтва жизни, в частноcти жизни сотpудников и тех, кто каким-либо образом соприкаcaeтся c той или иной сферой деятельности корпорации. Повышение уровня качества жизни будет тем более результативным, чем больше критериев качества будет приниматься во внимание при его планировании. Множество критериев предпочтений можно сформировать, только если в процессе формирования участвует множество людей: это и пеpcонaл, включая менеджеров (внутренняя сpeда организации) и потpeбители (клиенты и покупатели), поставщики и т.д. (внешняя среда организации). Таким образом, эстетика как функция организации в значительной степени определяется системой управления процессом ее формирования, и, как это показано выше, наиболее эффективной системой менеджмента для реализации эстетической функции будет партисипативное управление, поскольку при этом, по определению, в управление вовлекается большее количество участников, чем при любой другой системе. Отметим, что одновременно достигается и более высокий уровень проникновения этических стандартов в жизнь организации и всего того, что ее окружает. Таким образом, этическая и эстетическая функции организации в обществе оказываются связанными и взаимовлияющими. Подводя краткие итоги, можно сказать, что развитие организации этично как по своей сущности, так и по содержанию.
ЭТИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ B ПРОЦЕССЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ Многие компании в минувшие 20 лет приняли кодексы этики менеджмента, которые содержат в себе корпоративные обязательствa действовать этично в системе рыночных отношений. Тем не менее, когда дело доходит до конкретных поступков менеджеров или всей корпорации, иногда этический кодекс остается в стороне. B 1996 г. в журнале «Бизнес-уик» были опубликованы результаты продолжавшегося полтора года расследования по факту имевших место нарушений в области финансовых операций. Автор отчета - нью-йоркская юридическая фирма Cadwalader, Wickersham & Taft критиковала фирму Bankers за плохую организaцию и неэффективность службы административного контроля. Другой случай: руководство Mitsubishi Motor Manufacturing of America Ltd обpатилaсь к Лини Мартин, в прошлом возглавлявшей министерство труда США, c просьбой дать оценку кадровой фирме. Предварительное расследование вскрыло факты случаев сексуального домогательства, o чем было доложено администрации фирмы. На той же почве возник конфликт в шведской фармацевтической фирме Astra, которая также заказала независимое расследование; по результатам проверки руководство компании уволило главного управляющего и еще одного менеджера высшего звена. Этот и многие другие примеры послужили причиной того, что возник и стал быстро развиваться бизнес по оказанию компаниям квалифицированной помощи в восстановлении пошатнувшегося реноме. Ряд компаний предлагают консультационные услуги по проблемам этики. Так, в частности, успешно работает Центр по бизнес-этике в г. Уолтхэме (штат Массачусетс, США). Сегодня в целом это уже мощная индустрия, оборот которой превышает 1 млрд. долларов. Однако некоторые аналитики полагают, что ряд компаний, отдавая дань времени, относятся к этической стороне своей деятельности весьма формально, ограничиваясь использованием ее «декоративных» элементов. Внутрикорпоративный этический кодекс сегодня «числится на балансе» почти всех компаний, но руководители высшего звена не торопятся внедрять его в повседневную жизнь корпорации и не обязывают к этому своих менеджеров. Разумеется, они готовы «для порядка» даже провести обучение сотрудников, но не придают ему особого значения и не стремятся выяснить, что думают об этом сами служащие (по материалам журнала «Бизнес-уик», 1996 г.) Достаточно часто встречающиеся нарушения - составление, особенно менеджерами среднего звена, внутрифирменных отчетов, представляющих положение дел в лучшем свете, чем они есть на самом деле. Компания «Доу Кернинг», пытаясь внедрить высокие этические стандарты в деятельность своих менеджеров, создала Комитет делового поведения, в состав которого вошли управляющие филиалами компании. Комитет провел серию проверок на соответствие деятельности менеджеров требованиям зaкoнa и этическим требованиям. Проверки выявили ряд нарушений, например, обнаружился факт подкупа таможенного чиновника менеджером компании - для уменьшения таможенной пошлины. Можно предположить, что фирмы, часто поступающие неэтично, c большей вероятностью могут нарушить закон. Возникает естественный вопрос - важны ли этические проблемы для фирмы в той же мере, в которой важно производство, маркетинг и другие подобные экономические задачи? Ряд зарубежных идеологов считает, что неэтичное поведение менеджеров фирмы провоцирует проникновение «социальной ржавчины» в деятельность фирмы, так как рядовые сотрудники также начинают действовать неэтично, поскольку опираются на примеры негативного поведения своих менеджеров. Многие высокопоставленные менеджеры пришли к выводу, что никакой этический кодекс, внедряемый самым тщательным образом в практическую деятельность фирмы, не удержит ее менеджеров (равно как и рядовых сотрудников) от этических нарушений, если этические нормы - пустой звук, a их нарушение - естественное поведение для этой категории лиц. Другим" словами, утверждается, что есть люди, для которых нарушение принципов этики так же естественно, как для основной массы - соблюдение таковых. Поэтому предлагается ввести этическое тестирование претендентов на занятие должности менеджера, a также периодическое тестирование работающих сотрудников. Неблагополучное прохождение тестов на этику служебного поведения отдельными лицами может тогда служить сигналом для высшего управленческого уровня o том, что принимать на работу этого претендента не следует, или o том, что на данного сотрудника фирмы следует обратить внимание и проследить, насколько последовательно он придерживается этического кодекса фирмы. Конечно, такое тестирование, c оценкой и включением в дальнейшую деятельность фирмы его результатов, потребует организации специально функционирующей службы, что увеличит расходы фирмы на управление пеpcоналом. Однако уважающая себя фирма, собирающаяся в течение долгого времени оставаться в системе рыночных отношений и сохранить хорошую репутацию, безусловно, пойдет на такие расходы. Ведь любые действия фирмы, которые покупатели могут расценить как неэтичные, испортят ее имидж, что, в свою очередь, может подорвать благосостояние фирмы, особенно в условиях сильной конкуренции. Кроме того, как уже упоминалось ранее, экспертные обследования деятельности фирм и их сотрудников покaзывают, что те фирмы (и сотрудники), которые часто идут на этичecкие нарушения в менеджменте, чаще всего оказываются нарушителями законоуложений и нормативных актов. Разного рода этические ошибки и нарушения в менеджменте, допущенные кaк организацией в целом, так и ее отдельными сотрудниками (но от лица организации) могут и должны быть исправлены. Методы исправления следующие: a) публичные извинения, приносимые виновной организацией (или ее сотрудником), жертве этического нарушения (фирме, отдельному лицу, например акционеру). Извинения могут быть принесены; · путем организации пресс-конференции; • путем опубликования соответствующих материалов в газетах; • при личном общении, например в кабинете должностного лица, при свидетелях - тоже должностных лицах; б) увольнение менеджеров, допустивших этические нарушения, действуя от лица фирмы, с последующим уведомлением o факте увольнения лиц, пострадавших от этических ошибок, a также лиц, заинтересованных в восстановлении справедливости; в) возмещение материального ущерба, имевшего место в результате этических нарушений, и кроме того, в достаточно значительном количестве случаев, - возмещение морального ущерба; г) ужесточение внутрифирменного контроля для предотвращения в будущем этических нарушений и уведомления об этом заинтересованных лиц или заинтересованных кругов общественности; д) снятие c продажи и изъятие из сферы пользования тех видов товаров и услуг, которые сами по себе являются фактом нарушения этики общества в целом или профессиональной этики. При этом фирмы, естественно, понесут убытки, однако потеря репутации, доброго имени может обойтись дороже, поскольку в дальнейшем это может повредить торговле и получению прибыли и даже привести к потере сегмента рынка; e) отмена рекламных кампаний, внушающих потенциальным потребителям общественные ценности методами, вызывающими сомнение в их этичности. Некоторые фирмы идут на риск, сознательно привлекая внимание различных общественных слоев к нападкам из-за неэтичных поступков, называя такие нападки ущемлением прав продавцов. Иногда эти фирмы, упрекаемые в неэтичном поведении, находят поддержку y некоторых защитников гражданских прав, которые заявляют, что «нам могyт нравиться или не нравиться те или иные ценноcти, но в свободном обществе гарантированы не только права потребителей и покупателей, но и права продавцов и производителей, поэтому каждый волен производить и продавать, что хочет, a дело потребителя или покупателя - приобретать производимые вещи или игнорировать их. Требовать же запрещения производства или продажи чего-либо в законодательном порядке - действие само по себе неэтичное». Итак, вопрос o нарушении или отсутствии нарушения этических норм в системе рыночных отношений сложен, позиции противостоящих сторон могут быть оспариваемы. Нecмотря на то что ряд компаний в последние дecятилетия ХХ в. предпринял энергичные меры по наведению порядка в этической сфере менеджмента (разработаны кодексы этики, ведется обучение менеджеров основам этики и т.п.), нельзя утверждать, что этические нарушения, споры, конфликты, противоpeчия в менеджменте отсyтcтвуют. B российском предпринимательстве, как обобщил П.H. Шихирев в книге «Этические принципы ведения дел в России» (М.: Финансы и статистика», 1999), наиболее распростpаненными этическими нарушениями (ошибками) являются следующие: · недобросовестность российских предпринимателей; · вымогательство со стороны государственных чиновников; · политическая нестабильность в обществе; · финансовая нестабильность; • ущемление прав предпринимателей государственными органами и должностными лицами; • все большая криминализация различных секторов экономики; · вымогательство со стороны криминальных структур; · отсутствие частной собственности на землю; · yгpоза личной безопасности со стороны криминальных структур и другие. Последовательная упорная борьба c перечисленными выше факторами, отрицательно влияющими на уровень этичности российского предпринимательства в целом, позволит уменьшить число нарушений этических норм и стандартов в РФ. Большую работy в этом направлении проводит Торгово-промышленная палата РФ - c самых первых лет вхождения России в систему рыночных мирохозяйственных отношений.
ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ Управление рекламным аспектом деятельности - важная составляющая менеджмента организации. K сожалению, в современной экономике эта сторона является самой уязвимой с точки зрения этики. Реклама продукции или услуг в деловой практике оценивается, прежде всего, c экономической точки зрения, насколько она способствует продаже этого товара или услуг. Другими словами, во главу угла ставится экономическая функция рекламы, заключающаяся в том, способствует ли она увеличению прибыли, росту рыночной эффективности; при этом тот факт, что реклама потенциально может вредить обществу, а мажет являться ему полезной, остается вне поля зрения. Будучи представленной в качестве объекта этического исследования, реклама может быть рассмотрена и оценена со следующих позиций: l. Рекламируемый товар. 2. Содержание рекламы. 3. Количество (объем) рекламы. 4. Влияние рекламы на поведение человека. По каждой их этих четырех позиций могут быть сформулированы указания на нарушения этического характера, допускаемые в современной рекламе: По l-й позиции - «Рекламируемый товар»: a) рекламируются алкогольные напитки; б) рекламируются табачные изделия; в) рекламируются предметы личной гигиены и товары сексуального характера; г) рекламируются товары и услуги сомнительного свойства. По 2-й позиции - «Содержание рекламы»: a) показ сюжетов и ситуаций, оскорбительных для человеческого достоинства; б) проявление дурного вкуса в выборе сценария, текста к нему, в режиссуре и т.д.; в) фальшь в трактовке и показе сюжета; г) неоправданные преувеличения в содержании рекламы; д) создание отрицательных стереотипов; е) негативная направленность; ж) неинформативность или малая информативность; з) навязчивость; и) неубедительная аргументация; к) обман, сознательное введение в заблуждение. По 3-й позиции - «Количество (объем) рекламы»: a) слишком частые повторы; б) неоправданно большое количество показов одного и того же рекламного ролика. По 4-й позиции - «Влияние на поведение человека»: a) заставляет людей покупать вещи, которые при других обстоятельствaх они 6ы не купили; б) выдвигает на первый план материальные ценности, заставляя считать, что в них смысл жизни, затеняя тем самым духовные ценности и идеалы; в) полностью пренебрегает этическими требованиями; г) эксплуатирует чрезмерную впечатлительность определенных слоев общества - людей с низким уровнем развития, пожилых людей, лиц, страдающих некритичным подходом к оценке действительности, подростков, душевно больных, детей, молодых людей, отличающихся недостаточным жизненным опытом. Итак, рекламу, с точки зрения оценки ее этичности, можно подвергнуть критике из-за потенциально негативного влияния на мысли и поведение человека в обществе: она играет на эмоциях, манипулирует человеком, упрощает реальные жизненные ситуации до уровня примитива, внедряет в сознание стереотипы поведения, эксплуатирует страхи и ожидания отрицательного свойства. K сожалению, приходится признать, что более 90% рекламы страдает тем или иным из перечисленных недостатков этического харaктерa. Итак, негативное этическое воздействие рекламы в том, что она формирует в обществе такие неэтичные черты, как излишняя материалистичность, цинизм, иррациональность поступков и поведения, собственничество, выражение пренебрежения и враждебности по отношению к слабому, сексуальная озабоченность и беспомощность. Однако y рекламы есть защитники. По мнению некоторых из них, реклама действует как зеркало, которое просто отражает общество, частью которого она является. Еще в 1962 г. Давид Огилви, социолог и психолог, сказал, что реклама не более чем инструмент сбыта, который следует за обществом, но никогда не ведет его, причем народ в большей части устал от рекламы, приобретя «прекрасное качество ее игнорировать». Защитники рекламы, отрицая этические ошибки, переносят их на общество, говоря, что не реклама манипулирует обществом, a, наоборот, общество манипулирует рекламой; peклaмa лишь отражает этические перекосы и нарушения в обществе и реагирует на них так же, как рекламные агентства отвечают и реагируют на запросы рекламодателей. И если нездорово общество в этическом отношении, то нездорова и та его часть, которая занимаeтся изготовлением рекламы. Однако даже если в рекламе и проявляются этические, культурные и прочие ценности и установки, принятые в общеcтве, которому она принадлежит, она уже стaлa настoлькo важным отражением общества, a следовательно, и разнообразных организаций и менеджеров, что ee следуeт рассматривать как самостоятельный фактор в усилении и укреплении (или размывании) устоев того общества, в котором она действует. Исследователи и историки рекламы указывают, что если в 20-e - 50-e годы общественность была в основном довольна рекламой, хотя и были по этому поводу некоторые разногласия (речь идет об американском обществе, по европейской рекламе такой обобщающей статистики не имеется), то в последующие десятилетия стал наблюдаться рост недовольства рекламой, в основном из-за именно этических нарушений. При этом различные группы населения по-разному оценивают этическую сторону рекламы: - высокообразованные люди более критично относятся к рекламе, чем малообразованные; - люди c низким достатком менее удовлетворены рекламой, чем люди со средним или высоким доходом; - учащиеся учебных заведений более критичны, чем бизнесмены; люди старшего возраста менее лояльны по отношению к рекламе, чем люди среднего возраста и молодежь; -дети практически не высказывают критических замечаний в адрес рекламы. Однако в самом отношении к рекламе есть различные аспекты и нюансы: - практически все категории населения более внимательны и более критичны именно к этической стороне рекламы, a не к экономической; - почти все оценивают не рекламу в самом общем понимании, a рекламные методы (инструменты); - большинство предполагает, что другие более внимательны к рекламе, чем они сами; - большинство полагает, что другие получают больше выгоды от рекламы, чем они сами. Обобщенное негативное мнение o рекламе c точки зрения этических требований к ней может быть представлено следующим перечнем высказываний: «Большая часть рекламы оскорбительна для интеллекта среднего потребителя». «Реклама часто заставляет людей покупать ненужные вещи». «В общем и целом реклама дает фальшивую картину рекламируемого товара». «Реклама пуста по сути, т.е. несущественна». «В своей рекламе фирмы должны показывать, справедливости ради, как положительные, так и отрицательные стороны рекламируемого товара, но они этого не делают». «Большая часть рекламы лжива». «Телевизионная реклама недопустимо спекулятивно использует внимание и особенности восприятия детей». «Реклама не является надежным источником информации o качестве и характеристиках товара». «Реклама апеллирует к эмоциям человека, a не к его интеллекту». «Реклама не дает достаточной по объему информации потребителю». «Законодательство должно заняться рекламным бизнесом и ограничивать его». «Если реклама содержала ложную информацию, следует требовать от фирмы публичного оглашения этого факта c целью информирования потребителя». «Реклама вредит экономике стран, приводя к пустой трате природных ресурсов и создавая искусственно спрос на ненужные товары». «Сегодняшние этические требования к рекламе гораздо ниже, чем были десять лет нaзaд». Обычно разные категории населения выражают недовольство рекламой, если: a) содержание рекламы противоречит личному опыту использования рекламируемого товара; б) реклама пропагандирует важность товара, используя при этом нереалистичные методы его применения или методы, беспокоящие общественность; в) реклама опускается до уровня сознания толпы; г) реклама использует слишком большой объем повторений показа. 100 лет назад реклама была совершенно иной, и этические требования к ней тоже принципиально отличались от сегодняшних. Историки рекламы утверждают, например, что в США в период войны Севера и Юга можно было встретить такую рекламу, как «Наш тоник делает детей и взрослых жирными, как поросята» - и она (реклама) не порицалась c этической точки зрения. Вообще об этике в рекламе речь не шла. Однако к З0-м годам ХХ в. уже оформились основные положения этического кодекса в рекламном деле. B современной рекламе существуют две этические системы: 1) внешняя система, основанная на установленных этических кодексах организаций, на основных направлениях рекламы, формальных правилах и организационных процедурах; 2) персональная система, которая основана на личных понятиях конкретного человека o том, что этично, приемлемо и что неэтично и недопустимо. Первую систему продуцируют формальные образования, такие как правительство, утвержденный кодекс этики предприятия, политика и идеология рекламы в средствах маccовой информации и практика внyтpeнней цензypы в peкламных агентствах. Вторая система состоит из индивидуальных решений, принятых на базе этической оценки сиюминутного и долгосрочного результата рекламы. Главные этические вопросы, c которыми постоянно сталкиваются те, кто трудится в cфеpe рекламы, следующие: · Ha кого должна (или не должна) быть направлена реклама? · Что должно (или не должно) рекламироваться? · Что должно (или не должно) быть содержанием рекламного сообщения? • Каким должен (или не должен) быть символический тон или характер сообщения? • Какими должны (или не должны) быть отношения между клиентами (фирмами), рекламными агентствами и средствами массовой информации? • Как должны соотноситься между собой обязательства рекламных агентств перед фирмами и обязательства рекламных агентств перед обществом? Как видно, этичность рекламы сегодня - объект для размышлений и обсуждений
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 964; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |