Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Личностный аспект — системный подход




Термин «самореализация» (self-realisation) впервые был приведен в «Словаре по философии и психологии», изданном в 1902 году. С тех пор было сформулировано множество определений понятия, но в последние годы исследовательский интерес к проблеме самореализации личности резко возрос. Определим интересующее нас понятие как стремление человека совершенствоваться, выражать, проявлять себя в значимом для него деле. В такой трактовке близкими по содержанию являются понятия «самореализация», «самоопределение», «самоактуализация», «самоосуществление»…

Доктор психологических наук А.И.Крупнов, профессор кафедры дифференциальной и социальной психологии РУДН (Москва) предложил целостно-функциональный подход к исследованию самореализации личности. «Человеком рождаются, личностью становятся, — начал он свое выступление. — Прежде всего необходимо определить, какова структура личности, чтобы знать, через что личность может реализовать себя. Во-вторых, необходимо описать свойства личности как многообразие проявлений и способов реализации личностью себя. И, в-третьих, мы должны определиться с тем, как понимать свойство личности, как его можно развивать. Ведь нельзя реализовать себя, не зная свой потенциал».

Таким образом, анализировать индивидуальное своеобразие самореализации личности необходимо в единстве ее ценностно-смысловых, мотивационно-потребностных, инструментальных, эмоционально-волевых и рефлексивно-оценочных характеристик.

Доктор психологических наук С.И. Кудинов, заведующий кафедрой психологии личности ТГУ, отметил, что при огромном многообразии теоретических подходов к пониманию самореализации в науке до сих пор не существует не только теории, объясняющей ее, но и общепринятого подхода к определению этого понятия. В исследовании самореализации личности превалируют аналитические стратегии, где рассматривается какая-либо одна психологическая позиция, раскрывающая данный феномен либо с точки зрения мотивации, либо с точки зрения установки, либо процесса и пр. Более того, при рассмотрении самореализации авторы не фиксируют формы проявления, виды и структурные характеристики, а также не выделяют однозначно условия и факторы ее оптимизации.

В качестве выхода из ситуации С.И. Кудинов предложил полисистемную модель исследования самореализации личности. В основе данной модели представлен системный подход. Предлагается рассмотрение самореализации в аспекте условий, форм и видов. В числе условий, способствующих самореализации, необходимо рассмотреть психоэкологические, психофизиологические, психологические, педагогические и социальные.

Форма может быть внешней — направленной на самовыражение индивида в различных сферах (профессии, творчестве, спорте, искусстве, учебе, политической и общественной деятельности) или внутренней, которая обеспечивает самосовершенствование человека в физическом, интеллектуальном, эстетическом, нравственном и духовном аспектах.

В числе видов самореализации были названы деятельностная (самовыражение в различных видах деятельности, в т.ч. профессиональной), социальная (связана с общественно-полезной активностью) и личностная (способствует духовному росту и развитию личностного потенциала). Предложенный подход позволяет не только представить самореализацию как психологическое образование, но и раскрыть различные межуровневые связи.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 380; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.